СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 13 января 1998 г. (ТВД 98-5) Правительств Российской Федерации и Правительство Венгерской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами, исходя из того, что нарушения таможенного законодательства наносят ущерб экономическом, налоговым, социальным и коммерческим интересам их стран, а также законным интересам торговли; принимая во внимание, что незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ представляет опасность для здоровья граждан и общества; учитывая важность обеспечения точного исчисления таможенных пошлин, налогов и других сборов, взимаемых при импорте или экспорте товаров, а также надлежащего выполнения условий запрета, ограничения и контроля импорта или экспорта товаров; считая, что усилия по предотвращению нарушений таможенного законодательства и обеспечению правильного взимания импортных и экспортных пошлин и налогов могут стать более эффективными благодаря сотрудничеству между их таможенными службами; принимая во внимание положение Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, разработанных под эгидой Организации Объединенных Наций, согласились о нижеследующем: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ Статья 1 В целях настоящего Соглашения: 1) "таможенное законодательство" означает совокупность законов и правил, применяемых таможенными службами, касающихся ввоза, вывоза и транзита товаров, а также средств платежа, относящихся либо к таможенным пошлинам, налогам и другим сборам, либо к мерам по запрету, ограничению или контролю импорта и экспорта товаров; 2) "нарушение" означает либо нарушение таможенного законодательства, а также любую попытку нарушения такого законодательства; 3) "таможенные службы" означают в Российской Федерации - Государственный таможенный комитет Российской Федерации, в Венгерской республике служба таможенной и финансовой охраны Министерства Финансов Венгерской Республики. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ Статья 2 1. Стороны через свои таможенные службы в соответствии с условиями настоящего Соглашения: a) принимают меры по ускорению и облегчению перемещения товаров; b) сотрудничают и оказывают друг другу содействие в предотвращении и расследовании нарушений таможенного законодательства, а также в наказание за их совершение; c) по запросу оказывают друг другу содействие в предоставлении информации для использования в целях применения и соблюдения таможенного законодательства; d) предпринимают меры для осуществления сотрудничества в области исследования, разработки и испытания новых таможенных процедур, обучения кадров, обмена специалистами, а также по другим вопросам, которые могут потребовать для совместных действий; e) предпринимают меры по гармонизации и упрощению таможенных формальностей. 2. Содействие, которое предусматривается в подпунктах "b" и "c" пункта 1 настоящей статьи, может быть оказано с целью использования судебных, административных или иных разбирательствах. 3. Содействие в рамках настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на территории государства с запрашиваемой Стороны и в пределах компетенции и возможности запрашиваемой таможенной службы. В случае необходимости запрашиваемая служба может организовать оказание содействия другим компетентным органам в соответствии с законодательством государства запрашиваемой Стороны. 4. Условия настоящего Соглашения не будут истолкованы как ограничивающие объем взаимной помощи уже существующей между Сторонами. 5. Настоящее Соглашение на предусматривает оказание содействия по уголовным делам. 6. Действует на таможенных территориях государств обеих Сторон. УПРОЩЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ Статья 3 1. Таможенные службы принимают по взаимному согласованию необходимые меры по упрощению таможенного оформления в целях ускорения и облегчения перемещения товаров между территориями государств обеих Сторон. 2. Таможенные службы могут по взаимному согласованию признавать применяемые единообразные бланки таможенных документов на русском и венгерском языках. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ Статья 4 1. Таможенные службы передают друг другу по собственной инициативе или по запросу всю необходимую информацию согласно положения настоящего Соглашения. 2. Таможенные службы: a) обмениваются опытом, касающимся их деятельности, и информации о новых средствах и методах совершения нарушений таможенного законодательства; b) сообщают друг другу о существенных изменениях таможенного законодательства государств Сторон, а также о применяемых ими технических средствах контроля и методах их использования, а также обсуждают другие вопросы, представляющие взаимный интерес. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЛИЦАМИ, ТОВАРАМИ И СРЕДСТВАМИ ТРАНСПОРТА Статья 5 Таможенная служба одной Стороны проводит по собственной инициативе или по запросу таможенной службы другой Стороны наблюдение за: a) перемещениями, в частности, въездами на территорию ее государства и выездами с нее лиц, нарушивших или подозреваемых в совершении нарушений таможенного законодательства, действующего на территории государства другой Стороны. b) Перемещениями товаров и средств платежа, которые определяются таможенной службой другой Стороны как приводящие к значительному незаконному перемещению не территорию ее государства или с нее либо в отношении которых имеется подозрение в этом; c) любыми средствами транспорта, о которых известно, что они используются с целью нарушения таможенного законодательства, действующего на территории государства другой Стороны или в отношении которых имеется подозрение в этом; d) местами, используемыми для складирования товаров, которые могут стать предметом существенного незаконного ввоза на территорию государства другой Стороны. КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА Статья 6 1. Таможенные службы могут по взаимной договоренности и в пределах их компетенции, определенной национальным законодательством, использовать метод контролируемой поставки с целью выявления лиц, вовлеченных в совершение нарушения таможенного законодательства. В случае, когда принятое решение об использовании контролируемой поставки на входит в компетенцию таможенной службы, она организует сотрудничество с национальным органом, имеющим такую компетенцию, или передает ему дело. 2. Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия национальных компетентных органов могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием, полной или частичной заменой незаконной партии. 3. Решения об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом отдельном случае и могут при необходимости учитывать договоренности по финансовым аспектам и порядку их осуществления между национальными компетентными органами. БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ТОВАРОВ, ИМЕЮЩИХ ОСОБО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Статья 7 1. Таможенные службы незамедлительно передают друг другу, по собственной инициативе или по запросу, всю необходимую информацию об установленных действиях, готовящихся или совершенных, которыми нарушают или может быть нарушено таможенное законодательство, действующее на территории государств любой из Сторон в области: a) перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, одновременно информируя об этом национальные компетентные органы, если это требуется в соответствии с национальным законодательством Сторон; b) перемещение предметов старины или искусства, представляющих значительную историческую, художественную или археологическую ценность для любой из Сторон; c)перевозки ядовитых веществ, опасных отходов, а также веществ, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья людей; d) перемещение товаров, облагаемых высокими таможенными пошлинами или налогами; e) перемещение товаров, имеющих особо важное значение, и стратегических товаров которые подвергаются нетарифным ограничениям в соответствии с перечнями, согласованными таможенными службами. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Статья 8 1. Таможенные службы предоставляют друг другу, по собственной инициативе или по запросу, всю информацию, которая может помочь в обеспечении правильности при: a) взимании таможенными службами таможенных пошлин, налогов и других сборов и, в частности информацию которая может помочь в оценке таможенной стоимости товаров и установлении их тарифной классификации; b) соблюдение запретов и ограничений по ввозу, вывозу и транзиту или освобождению от таможенных пошлин, налогов и других сборов; c) применение правил происхождения товаров. 2. В случае, если запрашиваемая таможенная служба не располагает запрошенной информацией, она примет меры к получению этой информации в соответствии с законодательством, действующим на территории государства запрашиваемой таможенной службы. Статья 9 Таможенные службы одной Стороны предоставляет, по собственной инициативе или по запросу, таможенной службе другой Стороны следующую информацию: a) были ли товары, ввезенные на территорию государства запрашивающей Стороны, законно вывезены с территории государства другой Стороны; b) были ли товары, ввезенные на территорию государства запрашивающей Стороны, законно ввезены на территорию государства другой Стороны, и какой таможенной процедуре, если таковая имела место, эти товары были подвергнуты. Статья 10 Таможенные службы одной Стороны, по собственной инициативе или по запросу, предоставляет таможенной службе другой Стороны всю информацию которая может быть использована ею в связи с нарушениями таможенного законодательства, действующего на территории государства этой Стороны, в частности, касающуюся: a) физических или юридических лиц, известных или подозреваемых в нарушении таможенного законодательства, действующего на территории государства другой Стороны; b) товаров, которые известны как предмет значительного незаконного перемещения или вызывает подозрение в этом; c) средств транспорта, о которых известно, что они используются для нарушения таможенного законодательства, действующего на территории государства другой Стороны или в отношении которых имеется подозрение в этом. Статья 11 Таможенные службы одной Стороны, по собственной инициативе или по запросу, предоставляет таможенной службе другой Стороны документы или их заверенные копии, или другие свидетельства содержащие всю имеющуюся информацию, касающихся действий, готовящихся или совершенных, которые приводят или могут привести к нарушению таможенного законодательства, действующего на территории государства этой Стороны. Статья 12 Вместо документов, предусмотренных настоящим Соглашением, для тех же целей может быть передана в любом виде компьютеризованная информация. Одновременно должна быть передана вся сопутствующая информация, необходимая для толкования или использования этих материалов. Статья 13 1. Подлинники дел и документов могут быть запрошены лишь в случае, когда предоставления заверенных копий недостаточно. 2. Подлинники дел и документов, полученные от таможенной службы другой Стороны, должны быть возвращены при первой возможности. РАССЛЕДОВАНИЯ Статья 14 1. По получению запроса таможенной службы одной стороны таможенная служба другой Стороны проводит официальное расследование в отношении действий, которые противоречат или могут противоречить таможенному законодательству, действующему на территории государства запрашивающей таможенной службы. Результаты такого расследования передаются запрашивающей таможенной службе. 2. Такие расследования проводятся в соответствии с законодательством, действующим на территории государства запрашиваемой таможенной службы. Запрашиваемая таможенная служба проводит расследование, действуя от своего собственного имени. 3. Должностные лица таможенной службы одной Стороны могут в отдельных случаях с согласия таможенной службы с другой Стороны находиться на территории государства последней при проведении расследований, предусмотренных в настоящей статье. ПОРЯДОК ПРИСУТСТВИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Статья 15 Когда в случаях, предусмотренных настоящим Соглашением, должностные лица таможенной службы одной Стороны находятся на территории государства другой Стороны, они должны быть способны представить в любое время доказательство своих официальных полномочий. Они не должны быть одеты в форменную одежду и иметь при себе оружие. ЭКСПЕРТЫ И СВИДЕТЕЛИ Статья 16 1. В случае запроса судебных или административных органов одной Стороны в связи с рассмотрением ими нарушениями таможенного законодательства таможенная служба другой Стороны может уполномочить своих должностных лиц выступить в качестве экспертов и свидетелей на таких судебных или административных разбирательствах. Эти должностные лица дают показания по фактам, установленным ими при исполнении своих служебных обязанностей. В запросе о таком выступлении должно быть ясно указано, по какому делу и в каком качестве должно предстать должностное лицо. 2. Эти должностные лица имеют право отказаться давать показания или делать заявление, если они имеют право или обязательство на такие действия в соответствии с законом своего государства или государства другой Стороны. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ Статья 17 1. Информация, документы и другие сведения, полученные в соответствии с настоящим Соглашением, используются только для целей, указанных в настоящем Соглашении. Они могут быть переданы и использованы для иных целей только с письменного согласия таможенной службы, передавшей эти документы. 2. Положение пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении информации о нарушениях, касающихся наркотических средств и психотропных веществ. Такая информация может быть передана другим ведомствам, непосредственно занимающимся борьбой с незаконным оборотом наркотиков. 3. Запросам, информации, актам экспертизы и другим сведениям, переданным в соответствии с настоящим Соглашением таможенной службе одной из Сторон в какой бы то ни было форме, обеспечивается получившей их таможенной службой такой же режим конфиденциальности, который существует в ее стране для собственной информации аналогичного характера и содержания. Статья 18 Передача сведений о физических лицах на основании настоящего Соглашения производится в соответствии с национальным законодательством, действующим на территории государств каждой из Сторон, и регулируется положениями, приведенными в приложении к настоящему Соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Статья 19 Таможенные службы могут в соответствии с целями и в объеме настоящего Соглашения использовать информацию и документы, полученные на основании настоящего Соглашения в своих протоколах, актах, записях свидетельских показаний, а также в ходе судебных и административных разбирательств. Использование такой информации и документов в качестве доказательства в судебных органах и их доказательная сила определяется в соответствии с национальным законодательством. ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ Статья 20 1. В тех случаях, когда таможенная служба одной стороны считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или любым другим существенным интересам государства этой Стороны она может полностью или частично отказать в содействии, предусмотренном настоящим Соглашением, либо оказать его при соблюдении определенных условий или требований. 2. Если в содействии отказано, то решение об отказе с указанием причины должно быть в письменной форме незамедлительно доведено до сведения запрашивающей таможенной службы. 3. Если таможенная служба одной из Сторон обращается за содействием, которое не могла бы оказать сама, в своем запросе она отмечает этот факт. Выполнение такого запроса передается на усмотрение запрашиваемой таможенной службы. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАПРОСОВ О СОДЕЙСТВИИ Статья 21 1. Запросы, сделанные на основании настоящего Соглашения, должны представиться в письменной форме. Документы, необходимые для выполнения запроса, должны быть к нему приложены. В условиях чрезвычайной ситуации может быть принят устный запрос, однако он должен быть незамедлительно подтвержден в письменной форме. 2. В запросы, сделанные в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включается следующая информация: a) таможенная служба, делающая запрос; b) вид разбирательства; c) цель и причина запроса; d) законы, правила и другие законодательные акты, имеющие отношение к делу; e) возможно более точные и исчерпывающие сведения о физических и юридических лицах, являющихся объектом расследования; f) краткое описание обстоятельств, имеющих отношение к делу. 3. Запросы должны быть сделаны на официальном языке государства запрашиваемой таможенной службы, на английском или на другом приемлемом для нее языке. 4. В случае, если запрос не отвечает официальным требованиям, может быть затребована его корректировка или дополнение. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ Статья 22 Таможенные службы оказывают друг другу техническую помощь, включающую: a) обмен сотрудниками таможен с целью ознакомления с техническими средствами, используемыми обеими таможенными службами; b) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков сотрудников таможен; c) обмен информации и опытом в использовании технических средств контроля; d) обмен экспертами по таможенным вопросам. РАСХОДЫ Статья 23 Стороны, как правило, откланяют требования о возмещении расходов, связанных с исполнением настоящего Соглашения, за исключением расходов на свидетелей, экспертов и переводчиков, не состоящих на государственной службе. Возмещение расходов, связанных с исполнением положений статьи 22, может быть предметом отдельной договоренности между таможенными службами. РЕАЛИЗАЦИЯ СОГЛАШЕНИЯ Статья 24 1. Содействие, предусмотренное настоящим Соглашением, осуществляется непосредственно таможенными службами. Эти службы взаимно согласуют конкретные мероприятия, необходимые для его реализации. 2. Представители таможенных служб встречаются по мере необходимости, но не реже одного раза в год, поочередно в Российской Федерации и Венгерской Республике для проведения обзора хода выполнения настоящего Соглашения и решения других практических вопросов сотрудничества и взаимодействия таможенных служб Сторон. 3. Таможенные службы могут предусмотреть установления каналов связи их центральными и местными подразделениями по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а также следственными и другими подразделениями. ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ Статья 25 1. Настоящее Соглашение вступает в силу на 30-й день с даты последнего письменного уведомления Сторонами всех внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. 2. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и будет оставаться в силе до истечении 6 месяцев с даты письменного уведомления одной из Сторон о своем намерении прекратить его действие. Совершено в Москве 13 января 1998 г. в двух экземплярах, каждый на русском и венгерском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. За Правительство Российской Федерации Председатель ГТК России А.С. Круглов За Правительство Венгерской Республики Руководитель таможенной службы Венгерской Республики М. Арнольд Приложение к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕДАЧИ СВЕДЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦАХ, КОТОРЫМИ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ТАМОЖЕННЫЕ СЛУЖБЫ СТОРОН 1. Таможенная служба может использовать полученные сведения о физических лицах только в указанных целях и на условиях, определенных передающей их таможенной службой. 2. По запросу получатель сообщает таможенной службе, передавшей сведения, об их использовании и достигнутых при этом результатах. 3. Таможенная служба может передавать сведения о физических лицах только правоохранительным органам. Последующая передача другим органам разрешается только с предварительного согласия передавшей эти сведения таможенной службы. 4. Передающая таможенная служба обязана следить за правильность передаваемых сведений. Если выясняется, что переданы неправильные или не подлежащие передаче сведения, то об этом незамедлительно сообщается получателю, который обязан произвести исправление или уничтожение сведений. 5. Таможенные службы Сторон документально зафиксируют передачу и получение сведений, касающихся физических лиц. 6. Таможенные службы Сторон защищают полученные сведения о физических лицах от неправомерного доступа, внесения в них изменения без согласия передающей таможенной службы, а также от неправомерной последующей передачи. 7. Передающая сведения таможенная служба определяет крайний срок их уничтожения. Сведения о физических лицах уничтожаются в определенный крайний срок или по мере истечения потребности в них. |