СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 10 февраля 1998 г. (ТВД 98-5) Правительств Российской Федерации и Правительство Итальянской Республики, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами, исходя из того, что нарушения таможенного законодательства наносят ущерб экономическим, налоговым, социальным и культурным интересам их государств, а также законным интересам торговли, принимая во внимание, что незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ представляют опасность для здоровья граждан и общества, учитывая важность обеспечения точного исчисления таможенных пошлин, налогов и других сборов, взимаемых при ввозе и вывозе товаров, а также надлежащего выполнения условий запрета, ограничения и контроля, считая, что усилия по предотвращению нарушений таможенного законодательства и обеспечению правильного взимания импортных и экспортных пошлин и налогов могут стать более эффективными благодаря сотрудничеству между их таможенными службами; принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного сотрудничества о взаимном административном содействии от 5 декабря 1953 года, принимая во внимание положение Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года, согласились о нижеследующем: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ Статья 1 Понятия используемые в настоящем Соглашении означают: а) "таможенное законодательство" - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами, регулирующих ввоз, вывоз и транзит товаров, включая средства платежа, а также помещение их под таможенный режим, и касающихся либо взимания таможенных пошлин, налогам и другим сборам, либо мер по запрету, ограничению или контролю, либо борьбы с незаконным оборотом наркотиков и других товаров; б) "таможенные службы" - означают в Российской Федерации - Государственный таможенный комитет Российской Федерации, в Итальянской Республике - Итальянская таможенное служба, включая Финансовую Гвардию; в) "нарушение" - любое нарушение таможенного законодательства, а также любую попытку нарушения этого законодательства; г) "импортные и экспортные пошлины и налоги" - импортные и экспортные пошлины, а также все другие пошлины, налоги или сборы, взимаемые при ввозе или вывозе, включая для Итальянской республики пошлины и налоги, устанавливаемые компетентными органами Европейского союза; д) "лицо" - любое физическое или юридическое лицо; е) "сведения о физических лицах" - любые сведения относительно определенного или определяемого физического лица; ж) "собственность" -активы любого рода, движимые или недвижимые, материальные и нематериальные, а также юридические документы или акты, удостоверяющие право на такие активы или участие в них; з) "наложение ареста" или "замораживание" - временное запрещение перевода, конверсии, размещение или перемещение собственности или временный арест или взятие под контроль собственности на основании решения суда или иного компетентного органа; и) "конфискация" - лишение собственности по решения суда или иного компетентного органа; к) "контролируемая поставка" - метод, при котором допускается перемещение по территории государства каждой из Договаривающихся Сторон под контролем их компетентных органов товаров, известных или подозреваемых в их незаконном обороте, с целью выявления лиц участвующих в совершении нарушений. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ Статья 2 1. Договаривающиеся Стороны через свои таможенные службы в соответствии с условиями настоящего Соглашения: а) оказывают друг другу взаимное содействие в предотвращении и расследовании нарушений таможенного законодательства, а также в наказание за их совершение; б) по запросу оказывают взаимное содействие в предоставлении информации для использования в целях применения и соблюдения таможенного законодательства; в) осуществляют сотрудничество с целью определения возможностей по ускорению и облегчению пассажирского и грузового сообщения; г) оказывают друг другу техническую помощь и сотрудничают в решении вопросов связанных с применения и соблюдения таможенного законодательства, а также по другим вопросам, которые могут потребовать их совместных действий; 2. Содействие, которое предусматривается в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящей статьи, может быть оказано с целью использования в любых судебных или административных разбирательствах, включая расследования. 3. Содействие в рамках настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на территории государства запрашиваемой Договаривающейся Стороны и в пределах компетенции и возможностей запрашиваемой таможенной службы. 4. Настоящее соглашение предназначено единственно для осуществления взаимной административной помощи в таможенных делах Договаривающимися Сторонами. Положения настоящего Соглашения не создают для какого-либо лица право получать, препятствовать использованию или отводить любые доказательства либо препятствовать выполнению запроса. 5. Условия настоящего Соглашения не будут истолкованы таким образом, что их применение ограничит практику оказания взаимной помощи, существующей в настоящее время между Договаривающимися Сторонами. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ Статья 3 Таможенные службы передают друг другу по собственной инициативе или по запросу: а) передают друг другу всю необходимую информацию, которая может помочь в обеспечении надлежащего применения таможенного законодательства, а также предупреждения, расследования и пресечения нарушений; б) обмениваются опытом, касающимся их деятельности, и информации о новых средствах и методах совершения нарушений, а также эффективных методах борьбы с ним; в) обмениваются информацией, которая может помочь в обеспечении правильности взимания таможенных пошлин и налогов, в частности информации способствующей оценке таможенной стоимости товаров, установлению происхождения товаров и их тарифной классификации; г) передают друг другу всю необходимую информацию которая может помочь в обеспечении надлежащих запретов, ограничению или контролю по ввозу, вывозу и транзиту товаров; д) сообщают друг другу о существенных изменениях таможенного законодательства государств Сторон, а также о применяемых ими технических средствах контроля и методах их использования, а также обсуждают другие вопросы, представляющие взаимный интерес. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ Статья 4 Таможенные службы оказывают друг другу содействие в разбирательствах, включающих наложение ареста, замораживание или конфискацию в отношении собственности и доходов, связанных с нарушениями, а также орудия их совершения. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ Статья 5 Таможенные службы Договаривающихся Сторон оказывают друг другу техническую помощь в области таможенного дела, включающую: а) обмен визитами сотрудниками таможен с целью достижения более глубокого понимания таможенных технологий, применяемых обеими таможенными службами; б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков сотрудников таможен; в) обмен информации и опытом в использовании технических средств контроля; г) обмен экспертами по таможенным вопросам; д) обмен сведениями, касающегося таможенного законодательства. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И НАБЛЮДЕНИЕ Статья 6 Таможенные службы одной Договаривающейся Стороны по собственной инициативе или по запросу предоставляет таможенной службе другой Договаривающейся Стороны обеспечивает предоставление информации и проводит наблюдение за: а) лицами известными или подозреваемыми в нарушении таможенного законодательства, действующего на территории государства другой Договаривающейся Стороны; б) перемещение и складирования товаров и средств платежа, которые известны как предмет значительного незаконного перемещения на территорию государства другой таможенной службы или вызывающие подозрение в этом; в) транспортными средствами о которых известно, что они используются для нарушения таможенного законодательства, действующего на территории государства другой Договаривающейся Стороны или в отношении которых имеется подозрение в этом; г) местами о которых известно, что они используются для совершения нарушений на территории государства каждой из таможенных служб. КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА Статья 7 Таможенные службы Договаривающихся Сторон могут, в соответствии с национальным законодательством их государств и по взаимной договоренности, использовать метод контролируемой поставки незаконных товаров с сохранением или изъятием, полной или частичной заменой этих товаров. веществ с целью выявления лиц, вовлеченных в незаконный оборот этих товаров, предметов, наркотических средств и психотропных веществ. 2. Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия обеих таможенных служб Договаривающихся Сторон могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием, полной 3. Решения об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом отдельном случае и могут при необходимости учитывать договоренности по финансовым аспектам и порядку их осуществления между Договаривающимися Сторонами. БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ТОВАРОВ, ИМЕЮЩИХ ОСОБО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Статья 8 Таможенные службы незамедлительно передают друг другу, по собственной инициативе или по запросу, всю необходимую информацию об установленных действиях, готовящихся или совершенных, которыми нарушают или может быть нарушено таможенное законодательство, действующее на территории государства одной из Договаривающихся Сторон в области: а) перемещение наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ которые могут быть использованы для их изготовления; б) перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; в) перемещение предметов старины или искусства, представляющих значительную историческую, художественную или археологическую ценность для одной из Договаривающихся Сторон; г) перевозки ядовитых веществ, а также веществ, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья людей; д) перемещение товаров, облагаемых высокими таможенными пошлинами или налогами; е) перемещение товаров, имеющих особо важное значение, и стратегических товаров которые подвергаются нетарифным ограничениям в соответствии с перечнями, согласованными таможенными службами Договаривающихся Сторон; ж) перемещением товаров, находящихся под защитой в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года. ИНФОРМАЦИЯ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ Статья 9 Таможенные службы по собственной инициативе или по запросу предоставляет друг другу следующую информацию: а) были ли товары, ввезенные на территорию государства запрашивающей таможенной службы, законно вывезены с территории государства другой таможенной службы, а также под какой таможенный режим, если это имело место, они были помещены; б) были ли товары, вывезенные с территории государства запрашивающей таможенной службы, законно вывезены с территории государства другой таможенной службы, а также под какой таможенный режим, если это имело место, они были помещены. ДЕЛА И ДОКУМЕНТЫ Статья 10 1. Таможенные службы одной Договаривающейся Стороны по собственной инициативе или по запросу предоставляет таможенной службе другой Договаривающейся Стороны акты, свидетельские показания или заверенные копии документов, содержащие всю имеющуюся информацию, касающихся действий, готовящихся или совершенных, которые приводят или могут привести к нарушению на территории государства другой таможенного службы. 2. Вместо документов, предусмотренных настоящим Соглашением, для тех же целей может быть передана в любом виде компьютеризованная информация. Одновременно должны быть переданы все сопутствующие материалы, необходимая для толкования или использования этой информации. 3. Подлинники документов могут быть запрошены лишь в случаях, когда предоставления заверенных копий недостаточно. 4. Подлинники документов, полученные в соответствии с настоящим Соглашением, должны быть возвращены при первой возможности. ЭКСПЕРТЫ И СВИДЕТЕЛИ Статья 11 1. По запросу одной Договаривающейся Стороны в связи с совершением нарушений запрашиваемая таможенная служба другой Договаривающейся Стороны может уполномочить своих должностных лиц выступить в качестве экспертов и свидетелей и дать показания по фактам, установленным ими при исполнении своих служебных обязанностей. В запросе о таком выступлении должно быть ясно указано, по какому делу и в каком качестве должно предстать должностное лицо. 2. Таможенная служба, принимающая такой запрос, если это потребуется, установит, в каких пределах могут давать показания ее должностные лица. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАПРОСА Статья 12 1. Запросы, сделанные на основании настоящего Соглашения, должны представиться в письменной форме. Документы, необходимые для выполнения запроса, должны быть к нему приложены. В условиях чрезвычайной ситуации может быть принят устный запрос, однако он должен быть незамедлительно подтвержден в письменной форме. 2. В запросы, сделанные в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включается следующая информация: а) таможенная служба, делающая запрос; б) цель и причина запроса; в) краткое описание обстоятельств, а также правила и другие законодательные акты, имеющие отношение к делу; г) точные и исчерпывающие сведения о лицах, являющихся объектом расследования. 3. Запросы должны быть сделаны на официальном языке государства запрашиваемой таможенной службы, или на другом приемлемом для нее языке. 4. Информация предоставленная в рамках настоящего Соглашения, передается только должностным лицам, назначенных для этой цели каждой таможенной службой. Таможенные службы обмениваются списками таких должностных лиц и по мере необходимости обновляют эти списки. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАПРОСА Статья 13 1. При получении запроса одной таможенной службы другая таможенная служба проводит расследование в отношении действий, которые противоречат или могут противоречить таможенному законодательству, действующему на территории государства запрашивающей таможенной службы. Результаты такого расследования передаются запрашивающей таможенной службы, и передает результаты такого расследования запрашивающей таможенной службе. 2. Такие расследования проводятся в соответствии с законодательством, действующим на территории государства запрашиваемой таможенной службы. Запрашиваемая таможенная служба проводит расследование, действуя от своего собственного имени. 3. В случае если выполнение запроса не входит в компетенцию запрашиваемой таможенной службы, она незамедлительно передает ее соответствующему органу и предпринимает действия для получения содействия от этого органа. Уведомление об этом, в случае просьбы, направляется запрашивающей таможенной службе. ПРИСУТСТВИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Статья 14 1. Должностные лица одной таможенной службы с согласия и в соответствии с условиями, установленными другой таможенной службой, могут в отдельных случаях находиться на территории государства последней при расследовании нарушений таможенного законодательства, действующего на территории государства запрашивающей таможенной службы. В этих случаях упомянутые должностные лица могут предоставлять и получать информацию, включая документальную, или содействие в отношении сделанного запроса. 2. Когда в случаях, предусмотренных настоящим Соглашением, должностные лица таможенной службы одной Договаривающейся Стороны находятся на территории государства другой Договаривающейся Стороны, они должны быть способны представить в любое время доказательство своих официальных полномочий. При этом они пользуются такой же защитой, как и должностные лица таможенной службы другой Договаривающейся Стороны в соответствии с законодательством действующим на территории государства этой другой Договаривающейся Стороны, и несут ответственность за любые нарушения, которые они могут совершить. Они не должны быть одеты в форменную одежду и иметь при себе оружие. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ Статья 15 1. Информация, документы и другие сведения, полученные в соответствии с настоящим Соглашением, используются только для целей, указанных в настоящем Соглашении. Они могут быть переданы и использованы для иных целей только с письменного согласия таможенной службы, передавшей эти документы. 2. Положение пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении информации о нарушениях, касающихся наркотических средств и психотропных веществ. Такая информация может быть передана другим ведомствам, непосредственно занимающимся борьбой с незаконным оборотом наркотиков. 3. Таможенные службы могут в соответствии с целями и в объеме настоящего Соглашения использовать информацию и документы, полученные на основании настоящего Соглашения в качестве доказательства в своих протоколах, актах, записях свидетельских показаний, а также в ходе судебных и административных разбирательств. Использование такой информации и документов в качестве доказательства в судебных органах и их доказательная сила определяются в соответствии с национальным законодательством обоих Договаривающихся Сторон. 4. Запросам, информации, актам экспертизы, документам и другим сведениям, переданным в соответствии с настоящим Соглашением таможенной службе одной из Договаривающихся Сторон в какой бы то ни было форме, обеспечивается получившей их таможенной службой такой же режим конфиденциальности, который существует в ее стране для собственной информации аналогичного характера и содержания. 5. С учетом обязательств Итальянской Республики как члена Европейского союза положения пункта 1 настоящей статьи не препятствовать тому, что бы полученная информация, документы и сведения, если это необходимо могли быть переданы Европейской Комиссии и другим государствам-членам Европейского союза с предварительным извещением об этом таможенной службы Российской Федерации. 6. С учетом обязательств Российской Федерации как члена Содружества Независимых Государств положения пункта 1 настоящей статьи не препятствовать тому, что бы полученная информация, документы и сведения, если это необходимо могли быть переданы соответствующим органам Содружества Независимых Государств с предварительным извещением об этом таможенной службы Итальянской Республики. 7. В случаях когда в соответствии с настоящим Соглашением осуществляется обмен сведениями о физических лицах, Договаривающиеся Стороны обеспечивают меры по защите информации, как минимум соответствующие тем, которые следуют из реализации принципов, изложенных в приложении к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью. ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ Статья 16 1. В тех случаях, когда таможенная служба запрашиваемой Договаривающейся Стороны считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или любым другим существенным интересам ее государства, а также противоречит основным принципам ее национального законодательства, она может полностью или частично отказать в содействии, предусмотренном настоящим Соглашением, либо оказать его при соблюдении определенных условий или требований. 2. Если в содействии отказано, то решение об отказе с указанием причины должно быть в письменной форме незамедлительно доведено до сведения запрашивающей таможенной службы. 3. Если таможенная служба одной из Договаривающихся Сторон обращается за содействием, которое не могла бы оказать сама, в своем запросе она отмечает этот факт. Выполнение такого запроса передается на усмотрение запрашиваемой таможенной службы. 4. Оказание содействия может быть от ложно запрашиваемой таможенной службой на основании того, что это может затрагивать ведущееся расследование, преследование или разбирательство. В этом случае таможенные службы консультируются между собой с целью определения того, может ли быть оказано содействие при соблюдении таких требований или условий, какие могут быть выдвинуты с запрашиваемой таможенной службой. РАСХОДЫ Статья 17 1. Таможенные службы откланяют любые требования о возмещении расходов, связанных с выполнением настоящего Соглашения, за исключением расходов на свидетелей, экспертов и переводчиков, не состоящих на государственной службе. Указанные расходы несет запрашивающая таможенная служба. 2. Если выполнение запроса потребует значительных расходов или же они носят чрезвычайный характер, таможенные службы проводят консультации с целью определения условий, на которых данный запрос может быть выполнен, а также форма оплаты. РЕАЛИЗАЦИЯ СОГЛАШЕНИЯ Статья 18 1. Содействие, предусмотренное настоящим Соглашением, осуществляется непосредственно таможенными службами. Эти службы согласуют конкретные мероприятия, необходимые для его реализации. 2. Таможенные службы могут предусмотреть установление прямых каналов связи между их подразделениями по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а также другими подразделениям. 3. Таможенные службы проводят регулярные консультации по вопросам сотрудничества и взаимной помощи,предусмотренные настоящим Соглашением, в рамках Смешанной комиссии которую они образуют для это цели. Представители Смешанной комиссии встречаются по мере необходимости по запросу одной из таможенных служб. 4. Таможенные службы будут стремиться к разрешению по взаимному согласию проблем или вопросов, которые могут возникнуть в отношении толкования или применения настоящего Соглашения. Спорные вопросы неурегулированные в рамках Смешанной комиссии, разрешаются по дипломатическим каналам. ТЕРРИТОРИЯ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ Статья 19 Настоящее Соглашение имеет действие на таможенных территориях государств обеих Договаривающихся Сторон, определяемых в соответствии с их национальным законодательством. ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ Статья 20 1. Настоящее Соглашение вступает в силу в первый день второго месяца с даты получения последнего из двух официальных уведомлений о выполнении Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. 2. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок. Каждая из Договаривающихся Сторон может в любой момент прекратить его действие, направив письменное уведомление об этом другой Договаривающейся Стороне по дипломатическим каналам. Действие настоящего Соглашения прекращается по истечении трех месяцев с даты такого уведомления. В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные своими Правительствами, подписали настоящее Соглашение. Совершено в Риме 10 февраля 1998 г. в двух подлинных экземплярах, каждый на русском, итальянском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. В случаях разногласий для целей толкования будет использоваться текст на английском языке. За Правительство Российской Федерации Посол России в Италии Н.Н. Спасский За Правительство Итальянской Республики Министр иностранных дел Республики Италия Ломберто Дани |