О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ ПОЛОЖЕНИЕ ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РФ 22 марта 2007 г. (Д) УТВЕРЖДЕНО Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 года на основании статьи 14 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Квалификационная коллегия судей - орган судейского сообщества 1. Квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами. 2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее - квалификационная коллегия судей) осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Положением. Статья 2. Формирование квалификационной коллегии судей 1. Квалификационная коллегия судей правомочна осуществлять свои полномочия, если общее число избранных и назначенных членов коллегии составляет не менее чем две трети от установленного федеральным законом количества, независимо от численного представительства в ее составе судей, представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации. 2. Избрание судей в состав квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации на раздельных секциях (собраниях) судей не допускается. Статья 3. Принципы деятельности квалификационной коллегии судей Деятельность квалификационной коллегии судей основывается на принципах независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, коллегиального, гласного, свободного, беспристрастного и справедливого рассмотрения вопросов, отнесенных федеральными конституционными законами и федеральными законами к ее компетенции. Статья 4. Обеспечение гласности 1. Заседание квалификационной коллегии судей проводится, как правило, открыто. 2. Закрытое заседание проводится в случае необходимости сохранения государственной тайны, в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. 3. Закрытое заседание (полностью или частично) может быть проведено также по ходатайству судьи, в отношении которого рассматривается представление либо обращение, а также по мотивированному ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации или его представителя. 4. Закрытое заседание проводится по решению квалификационной коллегии судей, если за проведение такого заседания проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, участвующих в заседании. В случаях, предусмотренных пунктом вторым настоящей статьи, закрытое заседание проводится без голосования. 5. Личная переписка граждан может быть оглашена в открытом заседании только с их согласия. При отсутствии такого согласия личная переписка оглашается в закрытом заседании. 6. В открытом заседании присутствующие лица вправе вести необходимые записи, в том числе с использованием средств аудиозаписи. Использование фотоаппаратов, кино- и видеоаппаратуры или иных средств фиксации и записи изображений допускается с согласия большинства членов квалификационной коллегии судей. Статья 5. Взаимодействие квалификационных коллегий судей 1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации информирует квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации о своей деятельности и практике применения квалификационными коллегиями судей Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "О судейском сообществе в Российской Федерации", других законов, касающихся деятельности квалификационных коллегий судей, распространяет положительный опыт работы квалификационных коллегий судей, проводит семинары и совещания членов квалификационных коллегий судей, организует другие виды учебы членов этих коллегий. 2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации оказывает методическую помощь квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации, дает рекомендации, направленные на совершенствование их деятельности, и вправе высказать мнение по возникающим в их работе вопросам. 3. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации направляют в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации копии решений по рассмотренным представлениям и обращениям о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, ежеквартально информируют ее о своей деятельности и практике применения законов. 4. Председатели квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации статистическую отчетность о работе коллегий. Форма отчетности устанавливается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. Статья 6. Взаимодействие квалификационной коллегии судей с советом судей и средствами массовой информации 1. Квалификационная коллегия судей информирует соответствующий совет судей о своей деятельности, дате, времени и месте заседания и подлежащих рассмотрению вопросах. 2. Председатель и заместитель председателя совета судей вправе участвовать в заседании соответствующей квалификационной коллегии судей, вносить предложения и высказывать мнение по рассматриваемым вопросам. 3. Квалификационная коллегия судей изучает и обобщает опыт работы в целях реализации норм Кодекса судейской этики, разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности. 4. Квалификационная коллегия судей направляет заинтересованным средствам массовой информации сообщения о порядке присутствия их представителей на заседании коллегии, о своем наименовании, составе, почтовом адресе, контактном телефоне. Статья 7. Делопроизводство 1. Делопроизводство в квалификационной коллегии судей осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и настоящим Положением. 2. Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации утверждает инструкцию по делопроизводству в соответствующей коллегии, которая не должна противоречить Инструкции, утвержденной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. 3. Квалификационная коллегия судей имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и воспроизведением своего наименования, штамп и бланки. 4. Документы, содержащие врачебную и иную тайну, хранятся в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц. Статья 8. Обеспечение деятельности квалификационных коллегий судей 1. Член квалификационной коллегии судей на период проверки представления, обращения, жалобы или сообщения, подготовки вносимых на рассмотрение коллегии вопросов, участия в заседании и проводимом коллегией мероприятии освобождается от выполнения своих служебных обязанностей с сохранением заработной платы и иных выплат. 2. Организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности квалификационной коллегии судей и ее аппарата осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и входящими в его систему органами. 3. Председатель квалификационной коллегии судей представляет своевременно Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и входящим в его систему органам информацию, необходимую для обеспечения деятельности соответствующей квалификационной коллегии судей. Статья 9. Аппарат квалификационной коллегии судей 1. Для организационного, правового, документационного, аналитического, информационного обеспечения деятельности квалификационной коллегии судей и организации контроля за исполнением ее решений создается аппарат соответствующей квалификационной коллегии судей в количестве не менее двух человек, в который по должности входит секретарь квалификационной коллегии судей. 2. Численный состав Аппарата Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации устанавливается по согласованию соответственно с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и начальником управления (отдела) Судебного департамента субъекта Российской Федерации. 3. Руководитель аппарата квалификационной коллегии судей назначается на должность и освобождается от должности решением соответствующей квалификационной коллегии судей по представлению председателя квалификационной коллегии судей, если за это решение проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. ГЛАВА 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ЧЛЕН КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ. СЕКРЕТАРЬ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ Статья 10. Порядок избрания председателя, заместителя председателя квалификационной коллегии судей 1. Заседание Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, заседание квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации до избрания ее председателя ведет соответственно Председатель Совета судей Российской Федерации, председатель совета судей субъекта Российской Федерации. 2. Председатель, заместитель председателя квалификационной коллегии судей избирается квалификационной коллегией судей из числа членов коллегии открытым голосованием или тайным голосованием, если за такой порядок проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. 3. Квалификационная коллегия судей вправе избрать председателя, заместителя председателя коллегии, если на ее заседании присутствуют более половины членов квалификационной коллегии судей, правомочной осуществлять свои полномочия в соответствии с федеральным законом. 4. В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 11 членов коллегии, избирается один заместитель председателя квалификационной коллегии судей. В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 21 члена коллегии, избираются два заместителя председателя квалификационной коллегии судей. В Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации избираются три заместителя председателя. 5. Председатель, заместитель председателя коллегии считаются избранными, если за каждого из них проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. Статья 11. Порядок назначения секретаря квалификационной коллегии судей и освобождения его от должности 1. Секретарем Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации назначается государственный гражданский служащий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а секретарем квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации - государственный гражданский служащий управления (отдела) входящих в его систему органов в субъектах Российской Федерации - по представлению председателя соответствующей квалификационной коллегии судей. 2. Квалификационная коллегия судей вправе назначить секретаря квалификационной коллегии судей и освободить его от должности, если на ее заседании присутствуют более половины членов квалификационной коллегии судей, правомочной осуществлять свои полномочия в соответствии с федеральным законом. 3. Секретарь квалификационной коллегии судей считается назначенным или освобожденным от должности, если за это проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. Статья 12. Полномочия председателя, заместителя (заместителей) председателя квалификационной коллегии судей 1. Председатель квалификационной коллегии судей: - организует работу квалификационной коллегии судей; - формирует повестку заседания квалификационной коллегии судей; - председательствует на заседании квалификационной коллегии судей; - подписывает решения и протокол заседания квалификационной коллегии судей; - распределяет обязанности между заместителями председателя квалификационной коллегии судей; - дает поручения членам квалификационной коллегии судей, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и входящим в его систему органам по вопросам, связанным с деятельностью квалификационной коллегии судей; - контролирует работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей; - осуществляет руководство аппаратом квалификационной коллегии судей, утверждает положение об аппарате квалификационной коллегии судей; - на период своего отсутствия возлагает исполнение обязанностей председателя квалификационной коллегии судей на одного из своих заместителей, а при их отсутствии - на одного из членов коллегии; - представляет квалификационную коллегию судей в отношениях с государственными, общественными и иными органами, организациями и должностными лицами; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Положением. 2. Заместитель (заместители) председателя квалификационной коллегии судей: - по поручению председателя квалификационной коллегии судей председательствует на заседании коллегии и в его отсутствие исполняет его полномочия; - выполняет поручения председателя квалификационной коллегии судей, относящиеся к компетенции этой коллегии. Статья 13. Полномочия члена квалификационной коллегии судей 1. Члены квалификационной коллегии судей имеют равные права и исполняют равные обязанности, возложенные на них федеральным законодательством и настоящим Положением. 2. Член квалификационной коллегии судей: - участвует в заседании квалификационной коллегии судей. При наличии уважительной причины, препятствующей участию в заседании квалификационной коллегии судей, с момента появления основания для неявки на заседание, но не позднее дня начала заседания письменно сообщает председателю квалификационной коллегии судей о невозможности явиться на заседание с указанием причины; - вносит предложение о включении в повестку заседания квалификационной коллегии судей дополнительных вопросов; - знакомится с материалами, поступившими на рассмотрение квалификационной коллегии судей; - представляет дополнительные материалы по рассматриваемым вопросам; - высказывает мнение и голосует по вопросам, внесенным на рассмотрение квалификационной коллегии судей; - по поручению председателя квалификационной коллегии судей организует проверку представлений и обращений, жалоб и сообщений, участвует в ней и подписывает ответы на жалобы, сообщения, письма и обращения, докладывает на заседании материалы; - по решению квалификационной коллегии судей выполняет обязанности секретаря коллегии в случае его отсутствия; - осуществляет иные полномочия, относящиеся к компетенции квалификационной коллегии судей. 3. При осуществлении своих полномочий член квалификационной коллегии судей независим и неподотчетен за принятое решение. До принятия решения он обязан сообщить квалификационной коллегии судей о поступивших к нему обращениях по подлежащим рассмотрению вопросам, входящим в ее компетенцию. Статья 14. Полномочия секретаря квалификационной коллегии судей 1. Секретарь квалификационной коллегии судей: - организует делопроизводство в квалификационной коллегии судей в соответствии с Инструкцией; - обеспечивает подготовку заседания квалификационной коллегии судей и ведение протокола; - подписывает решения и протокол заседания квалификационной коллегии судей; - обеспечивает рассылку копий решений заинтересованным лицам; - организует составление отчета о деятельности квалификационной коллегии судей; - осуществляет иные полномочия по распоряжению председателя квалификационной коллегии судей, отнесенные к компетенции квалификационной коллегии судей. 2. При отсутствии секретаря квалификационной коллегии судей его обязанности решением большинства членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании, временно возлагаются на одного из членов коллегии. ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЗАСЕДАНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Статья 15. Сроки проведения заседаний квалификационной коллегии судей 1. День, время и место проведения заседания квалификационной коллегии судей устанавливаются председателем квалификационной коллегии судей. 2. Члены квалификационной коллегии судей извещаются секретарем коллегии о заседании и подлежащих рассмотрению вопросах не позднее чем за семь дней до его проведения. В случае необходимости заседание может быть проведено без соблюдения указанного срока. Статья 16. Общие условия рассмотрения квалификационной коллегией судей вопросов, отнесенных к ее компетенции 1. О вопросах, подлежащих рассмотрению на заседании квалификационной коллегии судей, Председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации информирует Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Совета судей Российской Федерации, а председатель квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации - председателей соответствующих судов и совета судей. 2. Председательствующий открывает заседание квалификационной коллегии судей объявлением о том, какой материал подлежит рассмотрению. 3. После проверки секретарем коллегии явки и установления личности явившихся на заседание лиц председательствующий выясняет, имеются ли у участников заседания ходатайства. 4. Судья, в отношении которого рассматривается вопрос, вправе иметь представителя, неявка которого независимо от причин не является препятствием к рассмотрению поступившего материала. 5. По решению квалификационной коллегии судей заявленные ходатайства разрешаются в присутствии или отсутствии лиц, участвующих в заседании. Ходатайство подлежит удовлетворению, если за это проголосовало более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании. 6. Рассмотрение материала начинается докладом председательствующего на заседании или члена квалификационной коллегии судей, который излагает существо вопроса, содержание письменных материалов, сообщает иные данные, необходимые для принятия решения по существу. Докладчику могут быть заданы вопросы другими членами квалификационной коллегии судей. 7. После доклада заслушиваются объяснения судьи, лиц, располагающих информацией о рассматриваемом материале, а также лиц, участвующих в заседании, мнение эксперта или специалиста. Председательствующий перед заслушиванием объяснений разъясняет необходимость быть правдивым, эксперту, специалисту разъясняет его обязанность быть объективным при высказывании мнения по вопросам, поставленным перед ним квалификационной коллегией судей. 8. Подлинники или заверенные надлежащим образом копии документов, исследованных квалификационной коллегией судей, приобщаются к рассматриваемому материалу. 9. Председатели и заместители председателей судов, руководители Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, председатели и заместители председателей советов судей, других квалификационных коллегий судей или их представители высказывают свое мнение по обсуждаемым вопросам, относящимся к их компетенции, до того, как квалификационная коллегия судей начнет совещание. 10. После исследования материалов заслушиваются заключительные выступления участвующих в заседании лиц, после чего они, а также иные лица удаляются из зала заседания. 11. До принятия решения квалификационная коллегия судей вправе возвратиться к рассматриваемому вопросу. Статья 17. Акты, принимаемые квалификационной коллегией судей 1. По результатам рассмотрения вопросов, отнесенных к ее компетенции, квалификационная коллегия судей принимает решение и дает заключение (далее - решение). 2. По вопросам прекращения, приостановления и возобновления полномочий, прекращения отставки, квалификационной аттестации, наложения дисциплинарного взыскания, утверждения состава экзаменационной комиссии, утверждения состава Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и иных судов для принятия решений и заключений, предусмотренных статьей 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также по иным вопросам, входящим в компетенцию квалификационной коллегии судей, принимается решение. 3. По вопросам рекомендации претендента на судейскую должность, привлечения пребывающего в отставке судьи к осуществлению правосудия в качестве судьи, продления срока военной службы судье военного суда, представления судьи к награждению государственной наградой Российской Федерации и присвоения почетного звания Российской Федерации, а также по другим вопросам, когда окончательное решение принимается иными органами и должностными лицами, дается заключение. Статья 18. Порядок голосования 1. Во время обсуждения рассматриваемого вопроса и голосования при принятии решения в месте совещания могут находиться только члены квалификационной коллегии судей. 2. Член квалификационной коллегии судей, принимавший участие в заседании, не вправе воздержаться от голосования. 3. Член квалификационной коллегии судей вправе принять участие в голосовании в случае, если с момента начала рассмотрения материала он постоянно присутствовал на заседании. 4. Заочное голосование, а также тайное голосование членов квалификационной коллегии судей не допускаются. 5. Голосование проводится путем подачи голосов "за" или "против". 6. При голосовании каждый член квалификационной коллегии судей имеет один голос. Председательствующий на заседании квалификационной коллегии судей голосует в последнюю очередь. 7. Суждения, имевшие место при обсуждении и принятии решения, а также результаты голосования (число голосов, поданных "за" или "против") не подлежат разглашению и отражению в принятом решении и протоколе заседания квалификационной коллегии судей. Изложенное в письменном виде особое мнение члена квалификационной коллегии судей не подлежит оглашению на заседании квалификационной коллегии судей. Статья 19. Принятие, изготовление и исполнение решения 1. Квалификационная коллегия судей вправе принять решение, если на ее заседании присутствует более половины членов квалификационной коллегии судей, правомочной осуществлять свои полномочия в соответствии с федеральным законом. 2. Квалификационная коллегия судей не вправе принять решение на основании предположительной, непроверенной или недостоверной информации. 3. В решении указывается, что за его принятие проголосовали более половины, а за решение о прекращении или приостановлении полномочий судьи или его отставке - не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. 4. Решение квалификационной коллегии судей оглашается непосредственно после его принятия. Квалификационная коллегия судей вправе огласить только резолютивную часть принятого решения. В случае оглашения резолютивной части решения его полный текст изготавливается в течение десяти рабочих дней. 5. Решение квалификационной коллегии судей направляется для исполнения заинтересованным лицам в течение пяти рабочих дней со дня его изготовления. Статья 20. Протокол заседания квалификационной коллегии судей 1. В ходе заседания квалификационной коллегии судей ведется протокол, который может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства. 2. Протокол заседания квалификационной коллегии судей подписывается председательствующим и секретарем коллегии не позднее десяти рабочих дней после заседания. 3. По письменному заявлению лица, имеющего право на ознакомление с протоколом заседания коллегии, поступившему не позже срока, установленного для обжалования решения квалификационной коллегии судей, секретарь коллегии в трехдневный срок направляет ему извещение о подписании протокола заседания квалификационной коллегии судей. 4. В течение трех рабочих дней с момента ознакомления с протоколом заседания квалификационной коллегии судей указанное лицо вправе подать на него замечания. 5. Замечания на протокол заседания квалификационной коллегии судей рассматриваются председательствующим и секретарем коллегии, принимавшими участие в заседании, письменное согласие или несогласие которых с замечаниями приобщается к протоколу. ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА Статья 21. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности судьи, председателя, заместителя председателя суда 1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации объявляет об открытии вакантной должности председателя, заместителя председателя федерального суда (за исключением должности председателя районного суда), а также судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, судьи арбитражного апелляционного суда, окружного (флотского) военного суда в "Российской газете". 2. Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации объявляет об открытии вакантной должности председателя районного суда, а также судьи, не указанного в пункте первом настоящей статьи, в периодическом печатном издании субъекта Российской Федерации, радио-, теле-, видеопрограмме, кинохроникальной программе, либо с использованием иной формы периодического распространения массовой информации, а также может дать объявление в "Российской газете". 3. В объявлении об открытии вакантной должности судьи указывается место приема заявлений от претендентов на вакантную судейскую должность и подлежащих представлению для дачи заключения документов, а также срок, до истечения которого указанные документы принимаются. 4. Заявление и документы считаются представленными в срок, если они поступили в установленное квалификационной коллегией судей место до 18 часов последнего дня, указанного в объявлении об открытии вакантной судейской должности, или окончания соответствующего рабочего дня аппарата квалификационной коллегии судей. 5. Вместо подлинников документов, удостоверяющих личность претендента как гражданина Российской Федерации и подтверждающих его юридическое образование и трудовую деятельность, могут быть представлены, в том числе исполненные с помощью технических средств, копии документов, заверенные надлежащим образом. 6. Документы, поступившие в квалификационную коллегию судей с пропуском объявленного срока либо не в полном объеме, установленном Федеральным законом, а также копии документов, не заверенные надлежащим образом, возвращаются с указанием причины возврата секретарем квалификационной коллегии судей вместе с заявлением претендента заказной корреспонденцией с сопроводительным письмом. 7. Гражданин, претендующий на судейскую должность, помимо фамилии, имени, отчества указывает в заявлении место своего жительства и регистрации, должность, на замещение которой он претендует, о согласии на проведение соответствующих проверочных мероприятий компетентными государственными органами, а также на истребование сведений, составляющих врачебную тайну, и на проведение проверки, касающейся отсутствия заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Перечень приложенных документов приводится в заявлении, которое подписывается претендентом с указанием даты его подачи. При необходимости также представляются: - документ о нострификации, о государственной аккредитации высшего учебного заведения; - должностные инструкции или иные документы, подтверждающие время работы в должностях, для замещения которых обязательным квалификационным требованием является наличие юридического образования; - характеристика за последние три года, отражающая оценку профессиональной деятельности претендента по юридической профессии, его деловых и нравственных качеств; - иные документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к претенденту на судейскую должность. 8. Сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена представляет гражданин, не являющийся судьей, а также судья, пребывающий в отставке более трех лет. 9. При рассмотрении заявлений Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о рекомендации их на очередной срок полномочий представляется характеристика Президиума соответствующего суда. 10. Характеристика претендующего на назначение на судейскую должность судьи, заместителя председателя суда представляется председателем соответствующего суда, а характеристика председателя суда - председателем вышестоящего суда или его заместителем. Характеристика судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляется председателем соответствующего суда или его заместителем. Характеристика мирового судьи, претендующего на назначение на судейскую должность, представляется председателем соответствующего районного суда. 11. Претендент из числа судей представляет сведения о последнем назначении его на должность судьи, а также за подписью председателя соответствующего суда сведения за последние три года о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального срока - с указанием причин нарушения процессуальных сроков и причин отмены или изменения судебных решений. При рекомендации имеющего указанные недостатки претендента на назначение на судейскую должность в заключении указывается обоснование причин, в силу которых они не свидетельствуют о низкой квалификации претендента и не являются препятствием его назначению на вакантную должность. 12. Достоверность представленных претендентом документов и сведений квалификационная коллегия судей проверяет самостоятельно, обращается с требованием об их проверке в соответствующие органы и вправе поручить ее проведение председателю соответствующего или вышестоящего суда, а в отношении претендента на судейскую должность суда общей юрисдикции - также Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации или входящим в его систему органам, что не исключает право квалификационной коллегии судей провести дополнительную проверку. 13. Сообщение о результатах проверки с указанием о наличии или отсутствии препятствий для рекомендации претендента на назначение на судейскую должность направляется в квалификационную коллегию судей в установленный коллегией срок. 14. При выявлении в результате проверки недостоверности представленных претендентом документов информация об этом может быть направлена компетентным органам. 15. После окончания проверки квалификационная коллегия судей о месте и времени рассмотрения заявления извещает претендента на судейскую должность, который вправе ознакомиться со всей находящейся в его личном деле информацией. 16. Квалификационная коллегия судей информирует председателя соответствующего суда о претендентах, обратившихся с заявлениями о рекомендации их к назначению на судейские должности. Статья 22. Рассмотрение заявления претендента на вакантную должность судьи, председателя, заместителя председателя суда 1. Наличие заявления одного претендента на должность судьи, представившего необходимые документы, не является препятствием для его рассмотрения. 2. Претендент на должность судьи вправе ознакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей в отношении его материалами. 3. Рассмотрение заявления претендента начинается докладом председательствующего на заседании либо члена квалификационной коллегии судей о характеризующих претендента материалах и иных сведениях, после чего претендент вправе дать пояснения. 4. При рассмотрении заявлений нескольких лиц, претендующих на одну вакантную должность судьи, они заслушиваются поочередно. 5. Участвующие в заседании лица высказывают свое мнение по существу рассматриваемого заявления в присутствии претендента до начала совещания квалификационной коллегии судей. 6. Данные о том, что родственники претендента имели или имеют судимость, а также иные данные оцениваются с учетом того, не повлечет ли назначение претендента на судейскую должность умаление авторитета судебной власти. 7. Заключение квалификационной коллегии судей об отказе в рекомендации должно быть мотивировано. 8. При рассмотрении заявлений нескольких лиц, претендующих на одну вакантную должность судьи, в заключении указывается о принятом решении в отношении каждого из них. 9. Претендент может быть рекомендован к назначению только на одну судейскую должность. Рекомендация на должность претендента, ранее получившего положительное заключение квалификационной коллегии судей на другую должность, возможна лишь в случае отказа этого претендента от реализации ранее данного заключения. 10. В случае рекомендации на одну вакантную должность двух и более претендентов в резолютивной части заключения их фамилии указываются в очередности по большинству голосов членов коллегии, поданных за каждого из претендентов. 11. В заключении о рекомендации претендента на судейскую должность указываются, в том числе, дата и место его принятия, состав коллегии и данные о секретаре, сведения о времени объявления конкурса в средствах массовой информации, анкетные данные, сведения о трудовой деятельности, деловых и личных качествах, а также иные сведения, которые имеют значение для решения вопроса о назначении кандидата на судейскую должность. ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, ОТНЕСЕННЫХ К КОМПЕТЕНЦИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ Статья 23. Рассмотрение представления о привлечении судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи 1. Поводом для рассмотрения вопроса о привлечении судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия в качестве судьи является представление председателя вышестоящего суда, а судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - представление соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2. Поводом для рассмотрения вопроса о привлечении мирового судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи является представление председателя соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. 3. К представлению приобщаются заявление судьи, находящегося в отставке, о его согласии на привлечение к исполнению обязанностей судьи, документы, подтверждающие наличие вакантной должности судьи, либо временное значительное увеличение объема работы в суде, либо отсутствие судьи или приостановление его полномочий, надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих назначение на должность судьи и прекращение полномочий судьи в связи с отставкой, характеристика, отражающая оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, а также сведения за последние три года о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального срока - с указанием причин нарушения процессуального срока, отмены или изменения судебных решений. 4. Квалификационная коллегия судей вправе дать положительное заключение о привлечении судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи того суда (судебного участка), в котором данный судья исполнял свои обязанности до почетного ухода или почетного удаления с должности. Статья 24. Рассмотрение заявления о возможности продления срока военной службы судьям военных судов 1. Поводом для дачи заключения о возможности продления срока военной службы председателю, заместителю председателя или судье военного суда является заявление указанного лица в квалификационную коллегию судей. 2. Квалификационная коллегия судей вправе дать заключение о рекомендации продлить срок военной службы председателю, заместителю председателя, судье военного суда, годному по состоянию здоровья к военной службе и достигшему предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, но не свыше достижения им предельного возраста, установленного Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации". 3. Заявление судьи гарнизонного военного суда о даче заключения о рекомендации продлить срок военной службы рассматривается квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации, а заявление председателя, заместителя председателя военного суда, судьи окружного (флотского) военного суда - Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. Помимо указанного заявления представляются: - документы, подтверждающие присвоение воинского звания; - документ, свидетельствующий о годности по состоянию здоровья к военной службе; - характеристика, отражающая оценку его профессиональной деятельности, деловых и нравственных качеств; - сведения за последние три года о количестве рассмотренных судебных дел, сроках рассмотрения и качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального закона - с указанием причин нарушения процессуальных сроков и причин отмены или изменения судебных решений. 4. Рекомендуемый к продлению срок военной службы в заключении квалификационной коллегии судей не указывается. Статья 25. Представление судьи к государственной награде или почетному званию, присвоение судье квалификационного класса 1. Судья представляется к государственной награде Российской Федерации, присвоению почетного звания Российской Федерации на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. К представлению прилагаются: - характеристика судьи, отражающая оценку его профессиональной деятельности, деловых и нравственных качеств; - справка за аттестуемый период о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального закона - с указанием причин нарушения процессуальных сроков и причин отмены и изменения судебных актов; - справка-объективка, содержащая в том числе сведения о ранее присвоенном судье квалификационном классе. 2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации проводят квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей судов и судей, в отношении которых эти коллегии дают заключения о назначении на должность. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации проводит также квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей судов и судей, в отношении которых внесено представление о присвоении первого или высшего квалификационного класса. 3. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации проводит квалификационную аттестацию на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а при представлении к присвоению второго, третьего, четвертого и пятого классов - также на основании представления председателя соответствующего суда, за исключением председателей районного и гарнизонного военного судов. 4. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации проводят квалификационную аттестацию, в том числе мировых судей, при представлении к присвоению квалификационного класса (за исключением первого и высшего) на основании представления председателя соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда. 5. В случае представления судьи к досрочному присвоению квалификационного класса либо к присвоению класса вне зависимости от должности в представлении указываются основания для принятия такого решения. 6. Соответствующий совет судей вправе высказать мнение по вопросу о присвоении судье квалификационного класса, а квалификационная коллегия судей - по вопросу о присвоении первого и высшего квалификационных классов. 7. В заседании квалификационной коллегии судей вправе принять участие председатель суда, внесший представление, либо его представитель, а по усмотрению квалификационной коллегии судей - и другие лица. 8. По результатам аттестации принимается решение о присвоении судье квалификационного класса или об оставлении судьи в прежнем классе. При необходимости истребования дополнительных сведений проведение квалификационной аттестации переносится на следующее заседание. 9. О проведении очередной квалификационной аттестации и присвоении квалификационного класса, кроме первого и высшего, судья вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением, при поступлении которого квалификационная коллегия судей запрашивает у председателя соответствующего суда необходимые документы. Статья 26. Приостановление и возобновление полномочий судьи 1. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии оснований, указанных в статье 13 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". 2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации приостанавливает полномочия председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, апелляционных арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей, председателей, заместителей председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. 3. Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации приостанавливает полномочия не указанных в пункте втором настоящей статьи председателей, заместителей председателей судов и судей, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей. 4. Вопрос о приостановлении полномочий судьи рассматривается по заявлению судьи, ходатайствующего о приостановлении его полномочий, по представлению председателя соответствующего или вышестоящего суда, по обращению Генерального прокурора Российской Федерации. 5. В решении квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи указывается срок приостановления полномочий. При рассмотрении материала о дисциплинарной ответственности судьи, привлечении его к уголовной ответственности полномочия судьи могут быть приостановлены квалификационной коллегией судей до принятия решения по существу внесенного представления или обращения. 6. Судья, в отношении которого начато производство о приостановлении полномочий, вправе ознакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами и представить свои возражения и замечания. 7. Судья, в отношении которого начато производство о приостановлении (возобновлении) полномочий, и другие заинтересованные лица извещаются о дате, времени и месте заседания квалификационной коллегии судей в срок, необходимый для явки на заседание. 8. При рассмотрении вопроса о приостановлении полномочий судьи, признанного безвестно отсутствующим, о заседании квалификационной коллегии судей извещаются заинтересованные лица. 9. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, по заявлению судьи, представлению председателя соответствующего или вышестоящего суда, по обращению Генерального прокурора Российской Федерации. 10. Решение о приостановлении полномочий судьи считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании, а решение о возобновлении полномочий судьи - если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принявших участие в заседании. Статья 27. Рассмотрение жалобы или сообщения о совершении судьей дисциплинарного проступка 1. При поступлении жалобы или сообщения (далее - жалобы), содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, председатель квалификационной коллегии судей либо член этой коллегии по его поручению принимает решение об их проверке квалификационной коллегией судей или направлении для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда. 2. Член квалификационной коллегии судей, которому поручена организация проверки жалобы, вправе привлечь к ее проведению судей и руководителей судов, работников аппаратов судов, судебного департамента, правоохранительных и иных государственных органов. 3. Жалоба подлежит возвращению заявителю без рассмотрения с указанием оснований возвращения в случаях: - отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка; - обжалования судебного акта; - наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или выражений, угроз; - если текст не поддается прочтению; - если ранее по ней давался ответ, и жалоба не содержит новых доводов; - если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны. 4. Жалоба, содержащая сведения о признаках преступления, направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией. 5. Жалоба, не подписанная гражданином, без указания его фамилии, имени, отчества или данных о месте его жительства, работы или учебы, признается анонимной и рассмотрению не подлежит. 6. При принятии решения о проверке квалификационной коллегией судей поступившей жалобы, содержащей сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, информация о результатах проверки направляется председателю соответствующего или вышестоящего суда, а также председателю соответствующего совета судей для решения вопроса о внесении в квалификационную коллегию судей представления или обращения о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности или об отказе в этом. 7. При принятии решения о проверке председателем соответствующего или вышестоящего суда поступившей жалобы, содержащей сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, она направляется председателю этого суда. Статья 28. Рассмотрение представлений и обращений о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности 1. Поводами для привлечения к дисциплинарной ответственности являются: - в отношении председателя суда - представление председателя вышестоящего суда, а в отношении заместителя председателя суда, судьи - представление председателя вышестоящего суда либо представление председателя суда, в котором замещает должность данный судья, заместитель председателя суда; - в отношении мирового судьи - представление председателя соответствующего районного или вышестоящего суда; - в отношении председателя, заместителя председателя суда, судьи - обращение соответствующего органа судейского сообщества. 2. Основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности является нарушение норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также положений Кодекса судейской этики. 3. Судья, в отношении которого внесено представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о привлечении к дисциплинарной ответственности, а также иные заинтересованные и подлежащие приглашению лица должны быть извещены о дате, времени и месте проведения заседания квалификационной коллегии судей в срок, необходимый для явки на заседание. Судья извещается лично или заказным письмом с приложением к нему копии представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества. Он вправе знакомиться с приложенными к представлению или обращению документами и материалами проверки, выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать за свой счет копии с документов, в том числе с помощью технических средств, представлять свои возражения и замечания, ходатайствовать о приобщении документов и об участии в заседании лиц, располагающих сведениями по рассматриваемому представлению и обращению. 4. Обязанность доказывания совершения судьей дисциплинарного проступка, влекущего его дисциплинарную ответственность, возлагается на лицо, подписавшее представление либо обращение, или на его представителя, действующего на основании доверенности. 5. Все неустранимые сомнения в доказанности совершения судьей дисциплинарного проступка толкуются в пользу судьи. 6. По результатам рассмотрения представления или обращения о совершении судьей дисциплинарного проступка квалификационная коллегия судей вправе наложить на него дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи или предупреждения независимо от высказанного в представлении или обращении мнения о виде дисциплинарного взыскания. 7. При наложении дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи принимается решение о лишении судьи квалификационного класса. 8. При доказанности совершения судьей дисциплинарного проступка и отсутствии достаточных оснований для досрочного прекращения полномочий судьи на него может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения. 9. При отказе в удовлетворении представления или обращения о наложении на судью дисциплинарного взыскания квалификационная коллегия судей при наличии оснований может обратить внимание этого судьи на допущенные им нарушения норм права или этики. Статья 29. Досрочное прекращение полномочий председателя, заместителя председателя суда с оставлением в должности судьи 1. Полномочия председателя, заместителя председателя суда могут быть досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей с сохранением полномочий судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда. 2. Поводами для прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда с оставлением в должности судьи являются: - письменное заявление председателя, заместителя председателя суда о досрочном прекращении им своих полномочий с сохранением полномочий судьи; - в отношении председателя суда - представление председателя вышестоящего суда, а в отношении заместителя председателя суда - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда; - обращение соответствующего органа судейского сообщества. 3. Основаниями для прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда с оставлением в должности судьи являются его добровольный отказ от исполнения указанных полномочий либо неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". 4. Рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда с оставлением в должности судьи производится в порядке, установленном для рассмотрения представления (обращения) о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности. 5. Досрочное прекращение полномочий председателя, заместителя председателя суда с оставлением в должности судьи не является дисциплинарным взысканием и не влечет правовых последствий, наступающих при досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка. Статья 30. Рассмотрение вопросов, связанных с неприкосновенностью судьи 1. Судья, в отношении которого начато производство квалификационной коллегией судей, вправе ознакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами и представить свои возражения и замечания. 2. Квалификационная коллегия судей может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные сведения и заслушать объяснения должностных лиц и граждан. 3. В заседании квалификационной коллегии судей принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его представитель, который обосновывает внесенное представление. 4. Квалификационная коллегия судей не вправе дать согласие на лишение или ограничение неприкосновенности судьи, если уголовное дело в отношении этого судьи не может быть возбуждено в силу федерального закона. ГЛАВА 6. ОБЖАЛОВАНИЕ И ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ Статья 31. Обжалование решений квалификационных коллегий судей 1. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в течение десяти дней со дня получения копии решения. 2. Решение квалификационной коллегии судей о приостановлении или прекращении полномочий судьи или прекращении его отставки может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно принято, в Верховный Суд Российской Федерации. Иное решение квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации может быть обжаловано заинтересованным лицом в соответствующий верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. В эти же суды может быть обжаловано прокурором решение об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, о привлечении судьи в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, решение о несогласии с изменением в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи. Статья 32. Пересмотр решений квалификационных коллегий судей по вновь открывшимся обстоятельствам 1. Решение квалификационной коллегии судей вступает в силу с момента его оглашения и может быть отменено квалификационной коллегией судей, а производство возобновлено ввиду вновь открывшихся обстоятельств. 2. Вновь открывшимися обстоятельствами признаются такие обстоятельства, которые не были известны квалификационной коллегии судей и сами по себе или вместе с ранее установленными обстоятельствами дают основание для принятия другого решения. 3. Решение квалификационной коллегии судей ввиду вновь открывшихся обстоятельств может быть пересмотрено независимо от времени ранее вынесенного решения. 4. Решение по вновь открывшимся обстоятельствам может быть пересмотрено по ходатайству кандидата на должность судьи, по ходатайству судьи, в отношении которого принято решение, а также по ходатайству председателя соответствующего или вышестоящего суда, органа судейского сообщества или прокурора, по представлению или обращению которого принято решение. Обязанность доказывания наличия обстоятельств, которые являются основанием для пересмотра ранее принятого решения, возлагается на лицо или орган, обратившийся с ходатайством о пересмотре решения. 5. При наличии оснований для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам квалификационная коллегия судей отменяет ранее вынесенное решение, возобновляет производство и принимает новое решение. 6. Установив отсутствие оснований для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам, квалификационная коллегия судей выносит решение об оставлении ранее принятого решения без изменения, а заявленного ходатайства - без удовлетворения. 7. Обжалование в судебном порядке решения квалификационной коллегии судей не препятствует пересмотру ее решения по вновь открывшимся обстоятельствам. 8. Пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам по инициативе самой квалификационной коллегии судей производится в том же порядке. ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 33. Порядок принятия Положения, внесения изменений и дополнений 1. Решение о принятии Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, а также о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение принимается при участии в заседании не менее двух третей членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, которая вправе осуществлять свои полномочия в соответствии с Федеральным законом. 2. Положение принимается, изменения и дополнения в него вносятся, если за это проголосовало более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании. Статья 34. Порядок введения в действие настоящего Положения 1. Настоящее Положение вступает в силу через тридцать дней после его утверждения Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. 2. С момента вступления в силу настоящего Положения утрачивает силу Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 июля 2002 года. |