О ПРИМЕНЕНИИ ККТ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ В СЛУЧАЕ ОПЛАТЫ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДО ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЮ (КЛИЕНТУ), О ПРИМЕНЕНИИ БЛАНКА СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ "ТУРИСТСКАЯ ПУТЕВКА" ДЛЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И О НЕОБХОДИ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 21.09.07 22-12/091498

         О ПРИМЕНЕНИИ ККТ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ
        РАСЧЕТОВ В СЛУЧАЕ ОПЛАТЫ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДО ИХ
          ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЮ (КЛИЕНТУ), О ПРИМЕНЕНИИ
          БЛАНКА СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ "ТУРИСТСКАЯ ПУТЕВКА" ДЛЯ
           ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И О НЕОБХОДИМОСТИ
            ПРИМЕНЕНИЯ ККТ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЧАСТИЧНОЙ ОПЛАТЫ
             (ПРЕДОПЛАТЫ) НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
                  (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ)
                     ЗА ОКАЗАНИЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                         21 сентября 2007 г.
                            N 22-12/091498

                                 (Д)


     Управление ФНС России по г. Москве <...> сообщает следующее.
     1.   Согласно  Федеральному  закону  от  22.05.2003  N  54-ФЗ  "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
(далее  - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие   наличные   денежные   расчеты   и   (или)  расчеты  с
использованием  платежных  карт, обязаны применять контрольно-кассовую
технику (ККТ), включенную в Государственный реестр.
     В   соответствии   со   ст.   5  Закона  N  54-ФЗ  организации  и
индивидуальные  предприниматели,  применяющие  ККТ,  обязаны  выдавать
покупателям  (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или)  расчетов  с  использованием  платежных  карт  в  момент  оплаты
отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
     Закон   N  54-ФЗ  не  освобождает  организации  и  индивидуальных
предпринимателей   от   применения   контрольно-кассовой  техники  при
осуществлении  наличных  денежных  расчетов  в  случае  оплаты товаров
(услуг, работ) до их предоставления покупателю (клиенту).
     2.  В  соответствии  с  п.  3 Положения об осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения  контрольно-кассовой  техники, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  31.03.2005  N  171  (в  ред.
Постановлений  Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 743,
от  27.08.2007  N  542), формы бланков строгой отчетности утверждаются
Минфином России.
     Министерство финансов Российской Федерации Приказом от 09.07.2007
N  60н  для  оказания  услуг  в  сфере  туризма утвердило форму бланка
строгой  отчетности  "Туристская  путевка"  и признало утратившим силу
Письмо Минфина России от 10.04.1996 N 16-00-30-19 об утверждении формы
бланка строгой отчетности ТУР-1 "Туристская путевка".
     Согласно  п.  2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные
предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством
Российской  Федерации,  могут осуществлять наличные денежные расчеты и
(или)  расчеты  с  использованием  платежных карт без применения ККТ в
случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих
бланков строгой отчетности.
     3.  В  случае  получения  организацией, осуществляющей туристскую
деятельность,   частичной   оплаты  (предоплаты)  наличными  денежными
средствами  (с  использованием  платежных карт) за оказание туристских
услуг   применение   контрольно-кассовой   техники   обязательно.  При
окончательном  расчете  за  предоставляемые  услуги  на  сумму аванса,
проведенного  через  ККТ,  производится  возврат  денежных  средств  с
оформлением  соответствующих  документов  и выписывается бланк строгой
отчетности "Туристская путевка" на полную стоимость услуги.
     Такой  же  позиции относительно применения ККТ в случае получения
аванса  за  оказание  туристских  услуг  придерживается  Минфин России
(Письмо   от   08.12.2005   N   03-01-20/5-231),   Президиум   Высшего
Арбитражного Суда РФ (Постановление от 21.03.2006 N 13854/05).
     Действия   организации   неправомерны,   если   в   подтверждение
полученной  предоплаты  оформляется  приходный  кассовый  ордер, форма
которого  не  утверждена  Минфином России в качестве документа строгой
отчетности,  приравненного  к  кассовому  чеку,  при  ведении наличных
денежных   расчетов   с  покупателем  (клиентом,  заказчиком).  Данное
нарушение  является  основанием  для  привлечения  налогоплательщика к
административной  ответственности  за  осуществление денежных расчетов
без  применения  в установленных законом случаях ККТ в соответствии со
ст.    14.5   Кодекса   Российской   Федерации   об   административных
правонарушениях.

Заместитель руководителя
Управления Федеральной налоговой
службы по г. Москве
                                                           Т.А.ПЫХТИНА
21 сентября 2007 г.
N 22-12/091498