Страницы: 1 2 площадка располагается вблизи жилых домов. На сегодняшний день действующим законодательством не установлено ограничений на получение повторного разрешения на работы в ночное время в случаях, если такое разрешение уже отзывалось. Такая возможность снижает строгость соблюдения строительными организациями предписываемых условий ведения строительных работ в ночное время. Необходимо ужесточить ответственность за нарушения требований законодательства в части обеспечения выполнения мероприятий, нацеленных на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности на период строительства на территориях, прилегающих к строительным площадкам. В целях снижения шумового воздействия строительных работ на жителей города Москвы и повышения эффективности существующего порядка регулирования проведения строительных работ в ночные часы на территории города Москвы необходимо внести следующие поправки в законодательные акты города Москвы: - установить критерии, ограничивающие выдачу разрешений на производство строительных работ в ночное время суток в зависимости от близости строительной площадки к жилым домам, больницам, другим социально значимым объектам; - усилить ответственность строительных организаций за нарушения требований законодательства и не соблюдение требований по обеспечению необходимой шумозащиты при ведении строительных работ в ночное время; - упростить процедуру отзыва разрешений префектур на ведение строительных работ в ночное время по результатам мониторинга шума на территориях города Москвы, прилегающих к строительным площадкам; - продолжить работу по проведению мониторинга шума в ночные часы на территориях, прилегающих к строительным площадкам; - осуществлять поэтапную замену используемой строительной техники на более современные марки, имеющие меньшую шумовую характеристику; - разработка изменений в законодательные и нормативные акты по наделению контролирующих органов власти полномочиями производить опечатывание строительной техники и механизмов, оказывающих сверхнормативное шумовое воздействие, непосредственно по факту выявленных нарушений для дальнейшего привлечения к административной ответственности владельцев данной техники. 3.5. Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от промышленных предприятий Уровень шума промышленных объектов обусловлен, как правило, совместным шумовым воздействием нескольких источников, расположенных на территории промышленного объекта, - технологического оборудования, компрессорных станций, гидравлических установок, дробилок, вентиляционных установок, обслуживающего транспорта, др. Одним из новых промышленных источников шумового воздействия являются газотурбинные электростанции и мобильные газотурбинные установки (ГТУ), используемые в качестве источников электро- и теплоснабжения в районах массовой жилой застройки, необеспеченных подключением к централизованным энергетическим установкам. Первую газотурбинную установку планируется разместить на Рублевской подстанции. Учитывая, что работа ГТУ осуществляется на базе авиационных двигателей, можно однозначно сказать, что ГТУ будут оказывать шумовое воздействие на прилегающую застройку. В составе оборудования для ГТУ предусматривается использование системы глушителей на воздухозаборе и выхлопе технологического оборудования. Проектными расчетными данными декларируется отсутствие превышения допустимых значений от эксплуатации ГТУ, однако окончательные результаты шумового воздействия ГТУ могут быть получены только по результатам фактических замеров шумовых характеристик при выходе газотурбинных установок на проектную мощность работы и уровней шума на границах санитарно-защитных зон ГТУ. При условии соблюдения предприятиями требований законодательства к организации санитарно-защитной зоны по фактору шумового воздействия сверхнормативный шум от промышленных предприятий на прилегающих жилых территориях не наблюдается. Необходимы проведение инвентаризации промышленных предприятий, которые имеют источники шумового воздействия, и организация проведения инспекционных проверок таких предприятий в целях определения дополнительного вклада промышленного объекта в уровни шума, наблюдаемые на прилегающей территории, и выявления сверхнормативного шумового воздействия на жилые территории. По результатам инвентаризации и проведенных измерений для каждого промышленного объекта, который оказывает повышенное шумовое воздействие на прилегающую жилую территорию, необходимо выполнить следующие мероприятия, нацеленные на снижение промышленного шума: ---------------------------------------------------------------------- | Методы | Возможные шумозащитные | | шумозащиты | мероприятия и технологии | |----------------|---------------------------------------------------| | Архитектурно- | 1. Разработка границ санитарно-защитных зон по | | планировочные | фактору шума. | | | 2. Обеспечение выполнения требований СанПиН | | | 2.2.1/2.1.1.1200-03: | | | - для предприятий IV, V классов площадь | | | озеленения территории должна составлять не менее | | | 60% площади предприятия; | | | - для предприятий II и III класса - не менее 50 | | | %; | | | - для предприятий, имеющих санитарно-защитную | | | зону 1000 м и более, - не менее 40% ее территории | | | с обязательной организацией полосы | | | древесно-кустарниковых насаждений со стороны | | | жилой застройки. | | | 3. Рациональное размещение технологического | | | оборудования, машин, механизмов. | |----------------|---------------------------------------------------| | Технические | Стимулирование применения современных | | мероприятия | технологических процессов и малошумных | | | механизмов. | |----------------|---------------------------------------------------| | Строительно- | Снижение шума на пути его распространения от | | акустические | промышленного источника к жилой территории | | | (шумозащитные экраны и кожухи, др.). | |----------------|---------------------------------------------------| |Административные| Ужесточение системы штрафных санкций за | | | несоблюдение требований природоохранного и | | | санитарно-эпидемиологического законодательства. | ---------------------------------------------------------------------- Выбор и проведение комплекса наиболее эффективных шумозащитных мероприятий для каждого объекта позволит исключить дополнительное воздействие промышленного шума на прилегающую жилую территорию. Необходимо продолжить работу по проведению исследований уровней шума на границе санитарно-защитной зоны предприятий при наличии жалоб жителей. Требуется законодательно закрепить возможность и порядок опечатывания источников шума (машин, механизмов, техники и др.), оказывающих сверхнормативное воздействие, полномочными представителями контролирующих органов власти и порядок привлечения к ответственности собственников таких источников. Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от промышленных предприятий должны стать: - инвентаризация промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия; - ведение реестра промышленных предприятий, имеющих источники шумового воздействия на прилегающую жилую территорию; - контроль уровня шума на границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий; - реализация шумозащитных мероприятий за счет внедрения лучших шумопонижающих технологий (за счет средств предприятий); - разработка мероприятий, позволяющих сократить площадь территории города, занятую санитарно-защитными зонами предприятий, за счет корректировки размеров санитарно-защитных зон в сторону уменьшения в соответствии с требованиями законодательства; - ужесточение санкций за несоблюдение требований к организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий по фактору шума; - утверждение требований об обязательности проведения экспертизы по шуму при размещении объектов в жилых и общественных зданиях, во встроенно-пристроенных помещениях и при размещении наружного оборудования систем вентиляции и кондиционирования зданий; - стимулирование использования менее шумных типов промышленных установок и техники; - разработка изменений в законодательные и нормативные акты по наделению контролирующих органов власти полномочиями производить опечатывание механизмов и установок, оказывающих сверхнормативное шумовое воздействие, непосредственно по факту выявленных нарушений для дальнейшего привлечения к административной ответственности владельцев данных механизмов. 3.6. Приоритетные направления деятельности по защите от внутреннего шума инженерного оборудования зданий Одним из факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье населения, является шум внутренних источников, расположенных в жилых и общественных зданиях. Поступающие жалобы жителей на внутренний шум и недостаточную звукоизоляцию свидетельствуют об актуальности данной проблемы для города. В структуре жалоб наиболее беспокоящими жителей источниками внутреннего шума являются: инженерное оборудование зданий - 40 %, встроенные объекты - 30 %. Основными источниками внутреннего шума в зданиях являются лифты, вентиляционное и отопительное оборудование, электрощитовые, системы подкачки воды, а также ударные шумы бытового происхождения (шум соседей). Строительными правилами закреплены требования к звукоизоляции перекрытий зданий, санитарными нормами установлены требования к допустимым уровням шума в помещениях. Однако на сегодняшний день оценка допустимости воздействия внутреннего шума и вибрации жилых и общественных зданий практически не проводится в связи с отсутствием утвержденных соответствующих методик (разграничение воздействий внутренних и внешних источников). Поступают жалобы жителей на наличие в квартирах шумового дискомфорта, создаваемого работой трансформаторных подстанций, расположенных на первых этажах жилой застройки. Необходимо выполнить инвентаризацию источников внутреннего шума зданий, а также проанализировать возможные для реализации первоочередные меры по обеспечению соблюдения строительных норм по шумоизоляции внутренних конструкций жилых и общественных помещений, направленных на обеспечение нормативов допустимого шумового воздействия при работе данного оборудования с разработкой распорядительного документа по данному вопросу. Основными направлениями деятельности по снижению уровня шума от инженерного оборудования зданий должны стать: - разработка методики проведения измерений и оценки шумового воздействия (включая инфра- и ультразвук) от внутреннего оборудования зданий; - усиление экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию жилых и общественных зданий в части оценки соблюдения санитарных норм по уровню шума от работы инженерного оборудования, а также эффективности звукоизоляции ограждающих конструкций, стен, перекрытий; - поэтапная замена инженерного оборудования существующих зданий на современное менее шумное; - осуществление регулярного технического контроля за состоянием инженерного оборудования зданий. 4. Приоритетные направления деятельности по снижению негативного воздействия вибрации и других физических факторов (за исключением шума) на городской территории Неблагоприятными факторами воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, кроме шума, являются также физические факторы неионизирующей природы - вибрация, инфразвук, электромагнитные поля. Вибрации в здании могут стать причиной возникновения колебаний недопустимо высокого уровня и вследствие отражения от примыкающих элементов конструкций (например, полов и потолков) приводить к повышению уровней шума. Основным источником вибрации в жилых и общественных зданиях являются, как правило, линии метрополитена мелкого заложения, железнодорожные и трамвайные линии. В настоящее время актуальность решения вопросов виброзащиты обусловлена активным строительством как зданий, так и подземных сооружений (парковок, торговых центров и т. д.) вблизи тоннелей метрополитена, что в ряде случаев нарушает виброизоляцию и вызывает появление вибрации в тех зданиях, где ранее ее не наблюдалось. Допустимые уровни вибрации установлены санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий". Повышенных уровней вибрации в зданиях можно ожидать в случаях их расположения ближе 40 м от тоннелей метрополитена мелкого заложения, 100 м от железнодорожных и 60 м от трамвайных линий. В случаях, когда здания располагаются в непосредственной близости от рельсовой дороги, вибрации в них могут превышать санитарные нормативы на 20 дБ. В спектральном составе вибрации преобладают октавные полосы со среднегеометрическими частотами 31,5 Гц и 63 Гц (низкие частоты слухового диапазона). Обычно вибрация распространяется как в грунте, так и в строительных конструкциях с относительно малым затуханием. Поэтому в первую очередь необходимо применять меры по снижению динамических нагрузок, создаваемых источником вибрации, или снижать передачу этих нагрузок путем виброизоляции источников - промышленных установок и машин, средств транспорта. Снижение вибрации в зданиях возможно достичь путем рационального размещения оборудования, создающего значительные динамические нагрузки (в подвальных этажах, на отдельных фундаментах, не связанных с каркасом зданий, в местах, наиболее удаленных от защищаемых объектов). В случаях, когда вышеназванные меры невозможно реализовать, либо их недостаточно для обеспечения соблюдения нормативов допустимого вибрационного воздействия, необходимо предусматривать виброизоляцию источников с необходимой эффективностью виброзащиты. Виброизоляция оборудования и агрегатов может быть обеспечена путем установки их на специальные упругие элементы, обладающие малой жесткостью, а также за счет применения гибких элементов (вставок) в системах трубопроводов и коммуникаций, соединенных с вибрирующим оборудованием, мягких прокладок для трубопроводов и коммуникаций в местах прохода их через ограждающие конструкции и в местах крепления к ограждающим конструкциям. Для уменьшения вибрации, передающейся на несущую конструкцию, используют пружинные или резиновые виброизоляторы. Защита зданий от вибрации, возникающей от движения на железнодорожных линиях, линиях метрополитена мелкого заложения, обычно обеспечивается их надлежащим удалением от источника вибрации. Жилые здания не должны располагаться по кратчайшему расстоянию до стенки тоннеля метрополитена ближе, чем на 40 м. Данные требования иногда нарушаются в условиях современных темпов развития города. Одним из наиболее эффективных средств защиты помещений жилых зданий от вибрации, возникающей от работы линий метрополитена, расположенных на меньших расстояниях, является виброизоляция пути метрополитена от грунта с помощью виброзащитных прокладок. В зарубежной практике используется также метод виброизоляции зданий с помощью пневматических виброизоляторов. Источниками инфразвука являются колебания больших масс, при этом инфразвук способен распространяться на значительные расстояния (десятки километров от источника). В городе источниками инфразвука могут быть компрессоры, транспорт, промышленные установки аэродинамического и ударного действия, кондиционеры и вентиляторы, а также внедряемые в настоящее время в Москве газотурбинные электростанции. Допустимые уровни инфразвука установлены санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки". Наиболее эффективным методом борьбы с инфразвуком является его снижение в источнике путем изменения режимов работы технологического оборудования, снижения интенсивности аэродинамических процессов (ограничение скоростей транспорта, систем сброса пара тепловых электростанций, др.). Снижение инфразвука на его пути распространения возможно путем применения глушителей интерференционного типа. Вопросы воздействия инфразвука в городе на сегодняшний день изучены недостаточно, в связи с чем требуется проведение исследований и оценки существующей степени инфразвукового воздействия на территорию жилой застройки, а также на жилые и общественные здания. По результатам выполненных исследований в случае выявления превышений санитарных норм по инфразвуку будет принято решение о необходимости проведения специализированных мероприятий, нацеленных на обеспечение санитарных нормативов. Основными источниками электромагнитных полей в городе являются: - передающие радиотехнические объекты, к которым относятся радио- и телевизионные передающие станции, базовые станции сотовой связи и т. п.; - воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше; - трансформаторные подстанции и другие объекты электроснабжения, встроенные в жилые и общественные здания. Размещение, ввод в эксплуатацию и эксплуатация передающих радиотехнических объектов регламентируется постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2005 г. N 330-ПП "О мерах по обеспечению законности при размещении и эксплуатации радиоэлектронных средств в городе Москве" и находится под жестким контролем органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Результаты контроля позволяют утверждать, что электромагнитная обстановка в городе Москве, связанная с передающими радиотехническими объектами, в целом соответствует гигиеническим нормативам. Проблема, связанная с электромагнитным излучением воздушных линий электропередачи, решается обеспечением жесткого контроля за соблюдением нормативных разрывов (санитарно-защитных и охранных зон) воздушных линий электропередачи и за соблюдением режимов этих зон. Вопрос обеспечения безопасности людей, связанный с размещением в жилых и общественных зданиях трансформаторных подстанций является относительно новым и нуждается в дополнительном изучении. Проблема встроенных трансформаторных подстанций наиболее актуальна для жилых домов 50-х годов постройки (в соответствии с действующими на тот момент градостроительными нормами размещение трансформаторных подстанций допускалось). Трансформаторные подстанции являются источником электромагнитного воздействия, а также шума и вибрации. Действующими на сегодняшний момент Правилами устройства электроустановок (ПУЭ, в редакции 2004 года, пункт 7.1.15) в жилых зданиях, квартирных домах и общежитиях сооружение встроенных и пристроенных трансформаторных подстанций не допускается. В исключительных случаях допускается, но при этом в полном объеме должны быть выполнены санитарные требования по ограничению уровней шума и вибрации в соответствии с действующими стандартами. Основной трудностью в части решения вопроса выноса трансформаторных подстанций из жилых домов является выделение земельных участков в зоне сложившейся застройки не далее 150 метров от здания, где установлена существующая встроенная подстанция. Допустимые уровни электромагнитных полей от трансформаторных подстанций и объектов электроснабжения в жилых зданиях установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям". Целесообразно провести инвентаризацию таких объектов, встроенных в жилые и общественные здания, провести исследования электромагнитной обстановки и по их результатам принять необходимое решение. Также необходимо разработать методику расчета электромагнитных полей, создаваемых трансформаторными подстанциями. Основными направлениями деятельности по снижению воздействия физических факторов (за исключением шума) на городской территории должны стать: - оценка существующих в Москве источников физических факторов воздействия (вибрации, ультра- и инфразвука, электромагнитного излучения) и уровней их воздействия; - разработка методических рекомендаций по рассмотрению проектов строительства и реконструкции объектов в части оценки полноты и эффективности предусмотренных мероприятий по обеспечению соблюдения нормативов по шуму, вибрации, электромагнитному излучению, других факторов физического воздействия; - проведение вибрационных обследований жилых зданий и объектов социальной сферы города Москвы, определение динамических нагрузок в целях определения адресного перечня объектов, требующих проведения виброзащитных мероприятий; - применение виброзащитных технологий при реконструкции и строительстве трамвайных путей, железнодорожных линий, а также при строительстве и реконструкции объектов метрополитена; - организация контроля вибрационного воздействия от строительных площадок; - разработка методики оценки ущерба от воздействий вибрации; - инвентаризация трансформаторных подстанций и объектов электроснабжения, встроенных в жилые и общественные здания, исследование величины электромагнитных полей, вибраций в помещениях данных объектов; - контроль за размещением, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией передающих радиотехнических объектов; - усиление экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов в части оценки соблюдения санитарных норм по вибрации и другим физическим факторам воздействия. 5. Организация зон акустического благополучия на особо охраняемых природных территориях города Москвы Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) являются частью природного комплекса города Москвы, для которых установлен режим особой охраны. Общая площадь ООПТ составляет порядка 171 кв.км, что составляет около 15% территорий города Москвы. На территории ООПТ может осуществляться градостроительная деятельность (в соответствии с требованиями законодательства), в том числе допускается строительство автотрасс и других объектов, являющихся источниками шумового воздействия. Таким образом, территории ООПТ в такой же степени испытывают шумовую нагрузку, что и другие городские территории. Требования к допустимым уровням шума на территории ООПТ в настоящее время не установлены. Между тем парки, относящиеся к особо охраняемым природным территориям, выполняют рекреационную функцию и являются излюбленными местами отдыха для жителей Москвы, а также местом обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы; и обеспечение тишины на таких территориях необходимо, особенно это важно для людей в условиях городской среды. По результатам проведенных исследований наиболее высокие уровни шума отмечаются на территории природного заказника "Воробьевы горы", природного парка "Москворецкий", комплексного заказника "Долина реки Сетунь", природно-исторического парка "Царицыно". Основным источником шумового воздействия, который оказывает первостепенную роль в формировании уровней шума на территориях всех ООПТ города Москвы, является автотранспорт. Часть ООПТ подвержена дополнительному шумовому воздействию от железнодорожного транспорта, авиатранспорта, промышленных предприятий, а также звуковой рекламы. На границах ООПТ, расположенных вблизи автомагистралей с высокой интенсивностью движения автотранспорта, таких как МКАД, Ленинградское шоссе, Каширское шоссе, шоссе Энтузиастов, других "вылетных" магистралей города, наблюдаемые уровни шума составляют порядка 69-75 дБА по эквивалентному уровню звука. В центральных частях ООПТ, а также на территориях ООПТ, удаленных от любых источников шума, эквивалентные уровни звука, как правило, не превышают 50 дБА. Применение наиболее эффективных методов шумозащиты позволит снизить шумовое воздействие на территории ООПТ от различных источников: - шумовое воздействие авиатранспорта возможно снизить путем исключения несанкционированных пролетов авиасудов над территориями города Москвы (в периоды неблагоприятных метеорологических условий снизить шумовое воздействие авиатранспорта не представляется возможным); - воздействие звукового оформления праздничных мероприятий, проводимых на территориях парков, возможно регламентировать по времени; - не представляется возможным полностью исключить шумовое воздействие транспортного шума, но применение наиболее эффективных и возможных к применению в условиях города мер шумозащиты от транспортного (основного) шума на территориях ООПТ, приближенных к автомагистралям, позволит обеспечить снижение эквивалентного уровня звука до 50 дБА. В целях обеспечения акустически комфортных условий для обитания птиц и животных на территории города Москвы, а также для усиления рекреационного потенциала и обеспечения отдыха жителей Москвы предлагается установить экологические требования к допустимому уровню шума на ООПТ и принять в качестве допустимого значения эквивалентного уровня звука - 50 дБА. Основными направлениями деятельности в рамках организации зон акустического благополучия на ООПТ города Москвы должны стать: - установление экологических требований допустимого шумового воздействия для ООПТ города Москвы и территорий обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы; - проведение детальных исследований уровней шума на ООПТ и оценка соответствия наблюдаемых уровней шума нормативам (при условии их утверждения); - разработка поэтапной программы работ по проектированию и реализации шумозащитных мероприятий для обеспечения снижения уровней шума на территориях ООПТ до установленных значений допустимого шума, включающих в себя строительно-акустические и организационные меры; - организация открытого доступа городских организаций к тематической карте мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, в составе Экологической карты города Москвы; - контроль за соблюдением установленных экологических требований по шуму для территорий ООПТ и мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы. 6. Организация информирования жителей об уровнях шума в городе Москве В рамках функционирования "горячей линии" Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ведется работа по жалобам жителей города Москвы на шумовое воздействие от различных источников. Результаты проведенного социологического опроса общественного мнения и поступающих на "горячую линию" Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы жалоб на шум показали, что шумовое воздействие входит в тройку основных вопросов экологии, которые волнуют жителей города Москвы. Однако часто население не владеет информацией о том, какие городские организации занимаются вопросами исследования шумового воздействия, куда можно обратиться по проблеме повышенного шума, какие уровни шума наблюдаются на территории жилых микрорайонов и являются ли наблюдаемые уровни шума вредными для здоровья, а также какие решения могут быть приняты по устранению шума. Отсутствие информации в ряде случаев влечет преувеличение проблемы, что вызывает негативную реакцию со стороны жителей в адрес властей города, а также может быть и обратный эффект, когда даже испытывая значительный дискомфорт, например, от проведения строительных работ в ночное время или шума соседей при ремонте квартир в выходные дни, не информируют соответствующие органы власти об имеющих место нарушениях. Необходимо обеспечить жителей Москвы достоверной информацией о состоянии акустической среды в городе, об источниках шума и степени их воздействия, о мероприятиях, осуществляемых или планируемых к реализации в городе для снижения шумового воздействия, а также повысить культуру населения по отношению к своим соседям (в части соблюдения тишины в ночное время после 23.00). Основными направлениями деятельности в рамках организации информирования жителей по вопросам шума в городе Москве должны стать: - функционирование круглосуточных "горячих линий" для обращений жителей по вопросам шумового воздействия; - организация рейдов передвижной экологической лаборатории для проведения измерений уровней шума на территориях, прилегающих к жилым домам, по жалобам жителей; - организация доступа жителей через интернет-сайты к информации о результатах измерений уровней шума, проводимых на территории города Москвы по жалобам жителей; - информационное сопровождение шумозащитных мероприятий, проводимых в городе Москве. 7. Ресурсное обеспечение Концепции 1. Средства целевого бюджетного экологического фонда в объемах, утвержденных в установленном порядке. 2. Бюджетные средства, выделяемые органам исполнительной власти города Москвы на реализацию городских планов/схем, в составе которых должны быть учтены мероприятия, имеющие шумопонижающий эффект. 3. Бюджетные средства, выделяемые на мероприятия по дорожномостовому строительству. 4. Внебюджетные средства - средства привлеченных инвесторов. 8. Ожидаемые результаты реализации Концепции Решение задачи снижения уровней шума и вибрации в городе Москве может развиваться по следующим трем сценариям: пессимистичный, оптимистичный, реалистичный. Каждый из вариантов зависит от выделяемых объемов финансирования на проведение в городе шумо- и виброзащитных мероприятий, от привлечения средств инвесторов и средств из федерального бюджета, а также в зависимости от готовности органов власти различного уровня при необходимости реорганизовать внутренний порядок работы (а в ряде случае и структуру) подведомственных организаций. Вне зависимости от выбранного сценария, поэтапное решение задач, определенных настоящей Концепцией, позволит решить следующие проблемы, имеющие место в городе Москве, в части повышенного шумового и вибрационного воздействий: - обеспечить соблюдение нормативов допустимого шумового и вибрационного воздействий от новых объектов на вновь проектируемых городских территориях (путем учета в проектах шумозащитных мероприятий необходимой эффективности); - исключить сверхнормативное воздействие шума и вибрации на жилые территории от производства строительных работ; - создать зоны акустического комфорта на особо охраняемых природных территориях города Москвы; - обеспечить работу "горячих линий" по вопросам шумового и вибрационного воздействий и проведение регулярной работы по отработке жалоб на шум и вибрацию от различных источников. Пессимистический сценарий развития ситуации: В случае, если не будут привлечены федеральные бюджетные средства или средства инвесторов на решение задач, которые не могут быть решены (или нецелесообразно решать) только за счет средств бюджета города Москвы, а также в случае, если федеральные органы власти, уполномоченные применять санкции к нарушителям при выявлении случаев сверхнормативного шума от авиатранспорта, а также шума и вибрации от железнодорожного транспорта, не примут участия в решении задач, поставленных данной Концепцией, то в этой ситуации не будет решена проблема сверхнормативного шума от авиатранспорта для периферийных территорий города Москвы, так как решение этой задачи находится в компетенции Росаэронавигации и Роспотребнадзора - федеральных органов власти. Останется нерешенной проблема шумового и вибрационного воздействий от железнодорожного транспорта, так как финансирование мероприятий по снижению шума от данного источника целесообразно производить за счет владельца - ОАО "МЖД" либо путем долевого участия в финансировании бюджетных средств города Москвы и собственных средств ОАО "МЖД". Таким образом, возможно будет решить только вопросы, связанные с обеспечением зон акустического благополучия на территориях ООПТ и исключить сверхнормативное воздействие от ночного строительства. Реалистичный сценарий развития ситуации: Реализация разработанных первоочередных мероприятий по снижению шума и вибрации на период 2007-2008 годы позволит достичь следующих основных результатов: - исключение сверхнормативного шумового и вибрационного воздействий от новых проектируемых объектов при освоении новых территорий города либо при реконструкции существующих объектов на территории сложившейся застройки; при этом не будет решен вопрос для довольно значительной части городских территорий, где Генеральным планом развития не планируются проведение каких-либо реконструкционных работ (однако именно такие территории на сегодняшний день в наибольшей степени подвержены сверхнормативному шумовому и вибрационному воздействию); - исключение сверхнормативного шумового воздействия от производства строительных работ в ночные часы; - сохранение и развитие акустически благополучных территорий города и сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы; - исключение сверхнормативного воздействия от промышленных предприятий, которые не являются федеральными объектами, путем проведения инспекционного контроля по жалобам жителей; - обеспечение доступности для населения информации по проблемам шума и о мерах, принимаемых в целях снижения шума. Оптимистический сценарий развития ситуации: В случае, если будет обеспечено долевое участие в финансировании шумозащитных мероприятий по снижению негативного воздействия шума от железнодорожного и авиатранспорта, то помимо решения задач, указанных в "реалистичном" сценарии, возможно обеспечить соблюдение нормативных уровней шума в квартирах жилых домов, прилегающих к железным дорогам, и испытывающих сверхнормативное воздействие от железнодорожного транспорта в 10 административных округах города Москвы (в настоящее время уже есть адресный перечень из 62 жилых домов в Центральном административном округе города Москвы, требующих шумозащиты). Положительное решение вопроса о бюджетном финансировании внедрения шумопонижающих марок дорожного покрытия, а также модернизации парка строительной техники, инженерного оборудования зданий позволит решить следующие задачи: - снизить шум от автотрасс на 3-4 дБА за счет внедрения шумопонижающих дорожных покрытий; - снизить шумовые характеристики транспортных потоков и обеспечить снижение шумового и вибрационного воздействия на жилые территории от строительной техники (не только в ночное, но и в дневное время) путем использования типов строительной техники и общественного транспорта, имеющих более низкие шумовые характеристики, а также путем стимулирования использования личного автотранспорта, имеющего более низкую шумовую характеристику; - обеспечить соблюдение допустимых уровней шума и вибрации в жилых домах и на территориях города в дневное и ночное время; - снизить уровни шума и вибрации, создаваемые метрополитеном; - исключить сверхнормативное воздействие шума и вибрации от внутреннего оборудования жилых и общественных зданий путем замены оборудования на более современные модели; - исключить сверхнормативное воздействие авиашума на периферийные территории города Москвы. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 16 октября 2007 года N 896-ПП Внесение изменений в приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N 219-ПП "Целевая среднесрочная экологическая программа города Москвы на 2006-2008 годы" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике). Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 16 октября 2007 года N 896-ПП Внесение изменений в приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N 219-ПП "Целевая среднесрочная экологическая программа города Москвы на 2006-2008 годы" Приложение 1 к Программе ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике). Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 16 октября 2007 года N 896-ПП Внесение изменений в приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N 219-ПП "Целевая среднесрочная экологическая программа города Москвы на 2006-2008 годы" Приложение 2 к Программе ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике). Приложение 5 к постановлению Правительства Москвы от 16 октября 2007 года N 896-ПП ПРОЕКТ МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". 2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы ________________________________. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы. Вносится Московской городской Думой ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2003 N 50 ст.4847; 2005, N 19, ст.1752, N 50, ст.5247) следующие изменения: 1) в статье 6.3 слова "от одного до пяти" заменить словами "от пятнадцати до двадцати", слова "от пяти до десяти" заменить словами "от двадцати до тридцати", слова "от пяти до десяти" заменить словами "от двадцати до тридцати", слова "от ста до двухсот" заменить словами "от четырехсот до шестисот". 2) в статье 6.4: а) слово "Нарушение" заменить словом "1. Нарушение"; б) дополнить частью 2 следующего содержания: "2. Превышение допустимых уровней шума в помещениях жилых домов, общественных зданий и строений, а также на территориях жилой застройки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от шестисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.". ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на увеличение размеров административных штрафов за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки, а также на установление административной ответственности за превышение допустимых уровней шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, предусмотрена главой 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), однако установленные размеры административных штрафов недостаточны для стимулирования соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Повышенный уровень шума остается одной из наиболее острых проблем для городских территорий, более 60 процентов которых подвержено постоянному сверхнормативному шумовому воздействию. Сказанное можно в полной мере отнести к городу Москве как крупнейшему мегаполису мира. 25-30 процентов жалоб жителей связаны с повышенным шумовым воздействием, по данным проверок около 80 процентов данных жалоб подтверждается. Основными источниками шумового воздействия на территориях городов являются автомобильный, железнодорожный, авиационный транспорт и наземные линии метрополитена, строительная техника, промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий (в том числе вентиляционные системы), шумы бытового происхождения на территориях внутри кварталов жилых домов. Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 36, устанавливаются: классификация шумов; нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах; допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. В этой связи предлагается предусмотреть в статье 6.4 Кодекса отдельный состав административного правонарушения за нарушение указанных санитарно-эпидемиологических норм. Принятие данного законопроекта позволит повысить эффективность принимаемых для снижения уровня шума мер и послужит стимулом для предупреждения нарушений санитарно-эпидемиологических норм по шумовому воздействию. Приложение 1 к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ПЕРЕЧЕНЬ актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов и иных нормативных правовых актов. Приложение 2 к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" Принятие указанного проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета. Приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 16 октября 2007 года N 896-ПП Проект соглашения о взаимодействии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве при выявлении случаев сверхнормативного воздействия авиационного шума на территории города Москвы 1. Основные положения 1.1. Настоящее соглашение о взаимодействии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление) при выявлении случаев сверхнормативного воздействия авиационного шума на территории города Москвы (далее - Соглашение) разработано в целях создания эффективной системы реагирования по фактам сверхнормативного воздействия авиашума на жилые территории города Москвы, находящиеся в зоне шумового воздействия авиатранспорта. 1.2. Настоящее Соглашение определяет порядок взаимодействия Департамента и Управления (далее - Стороны) при выявлении случаев сверхнормативного воздействия авиационного шума на территорию города Москвы. 1.3. Настоящее Соглашение разработано в соответствии с: - Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; - Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Законом города Москвы от 20 октября 2004 г. N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве"; - постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N 219-ПП "О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы"; - постановлением Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга"; - постановлением Правительства Москвы от 02.04.2002 N 246-ПП "О Концепции развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года"; - решением совещания у первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. по вопросу организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с Правительством Москвы в части выявления фактов сверхнормативного авиашума на территории города Москвы. 2. Обязанности Сторон 2.1. Обязанности Департамента: 2.1.1. Обеспечивает создание системы мониторинга авиационного шума на территориях города Москвы, подверженных шумовому воздействию авиатранспорта, на базе стационарных автоматических станций контроля шума авиатранспорта (АСКША), согласование мест размещения АСКША в установленном порядке и осуществляет эксплуатацию системы мониторинга авиашума за счет средств бюджета города Москвы. 2.1.2. Обеспечивает получение фактических доказательств сверхнормативного воздействия авиашума, в том числе осуществляет сбор, передачу в информационно-аналитический центр данных измерений уровней шума с АСКША, обработку, хранение информации и ведение баз данных об уровнях авиашума. Измерения уровней авиашума на АСКША и алгоритмы обработки информации для последующего представления в адрес Управления должны соответствовать требованиям ГОСТ 22283-88 "Авиационный шум. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения". 2.1.3. Оказывает содействие в организации доступа уполномоченных сотрудников Управления к базе данных уровней шума, поступающих с АСКША, по электронным каналам связи. 2.2. Обязанности Управления: 2.2.1. На основе данных о превышениях допустимого уровня шума, зафиксированных АСКША, представленных Департаментом, в установленном порядке принимает меры к привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляя Департаменту информацию о принятых мерах. 2.2.2. Учитывает информацию Департамента об уровнях авиашума на территориях города при рассмотрении проектов акустических паспортов аэропортов Московского авиаузла, проектов организации санитарно-защитных зон аэропортов, проектов инфраструктуры аэропортов, при отводе земельных участков под строительство жилых и общественных зданий и в других необходимых случаях. 2.2.3. Оказывает консультационную и методическую поддержку Департаменту по вопросам оценки негативного шумового воздействия от авиатранспорта. 2.3. Департамент и Управление совместно: 2.3.1. С участием специалистов в области гражданской авиации, органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации, и органов единой системы организации воздушного движения Российской Федерации разрабатывают и утверждают в установленном порядке Регламент привлечения к ответственности лиц, виновных в превышениях допустимого уровня авиашума. 2.3.2. Для организации и координации работ, предусмотренных настоящим Соглашением, назначают ответственных лиц. 2.3.3. Решают методические и организационные вопросы взаимодействия баз данных, формирующихся у Сторон. 2.3.4. Соблюдают режим использования информации, предоставленной каждой из Сторон, а именно: - ссылаются во всех публикациях на источник информации; - сообщают о том где, кем и когда использовалась информация; - не передают исходную информацию третьим лицам, кроме целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением и утвержденным Регламентом. 2.3.5. Использовать общедоступную информацию для предоставления ее в средства массовой информации, но обязательно с указанием источника ее получения. 2.3.6. Обязуются не разглашать информацию, носящую конфиденциальный характер, предоставляемую каждой из Сторон друг другу в соответствии с настоящим Соглашением, без предварительного письменного согласия Стороны, предоставившей эту информацию. 3. Срок действия, основание и порядок внесения изменений и расторжения настоящего Соглашения, ответственность Сторон 3.1. Настоящее Соглашение заключено сроком на пять лет и вступает в силу с даты его подписания Сторонами. 3.2. Действие настоящего Соглашения автоматически продлевается на пять лет, если ни одна из Сторон не направит другой Стороне письменного уведомления о своем намерении расторгнуть настоящее Соглашение. Уведомление о расторжении настоящего Соглашения должно быть направлено не менее чем за 3 месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения. 3.3. Расторжение настоящего Соглашения по взаимному согласию Сторон осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством. 3.4. Каждая из Сторон вправе инициировать внесение изменений в настоящее Соглашение. 3.5. Предложения о внесении изменений в Соглашение направляются письменно. Срок и порядок рассмотрения предложений о внесении изменений устанавливается в порядке общего делопроизводства. 3.6. Изменения в настоящее Соглашение оформляются дополнительным соглашением Сторон в установленном порядке. 3.7. Стороны несут ответственность за полное и своевременное выполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением в порядке, установленном действующим законодательством. Страницы: 1 2 |