ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИСТРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 30 мая 2007 г. N 111 (Д) В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452), и во исполнение Приказа Минюста России от 2 октября 2006 г. N 309 "О внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов. 2. Признать утратившим силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 51 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере федеральной юстиции". Министр В.В.УСТИНОВ 30 мая 2007 г. N 111 Приложение к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 30 мая 2007 года N 111 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИСТРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ I. Общие положения 1. Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Министерство), обеспечивающим в пределах своих полномочий осуществление функций Министерства по разработке общей стратегии государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности Министерства. Общее руководство деятельностью Департамента осуществляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр). Непосредственно координирует деятельность Департамента заместитель Министра, наделенный соответствующими полномочиями. 2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, решениями коллегии Минюста России и настоящим Положением. 3. Основными задачами Департамента являются: 1) участие в разработке общей стратегии государственной политики в сфере федеральной юстиции; 2) обеспечение в пределах полномочий координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 3) организация работы по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации; 4) обеспечение соблюдения законности федеральными органами исполнительной власти и иными органами в случаях, установленных законодательством, при принятии ими нормативных правовых актов; 5) организация и осуществление анализа законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики; 6) обеспечение в пределах полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина. 4. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы Министерства, а также во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, подведомственными ему федеральными службами и федеральными государственными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности Министерства. II. Полномочия 5. Департамент осуществляет следующие полномочия: 1) организует разработку Министерством проектов планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти; 2) обеспечивает координацию Министерством работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 3) подготавливает доклады Министерства Правительству Российской Федерации о ходе выполнения планов законопроектных работ федеральными органами исполнительной власти; 4) организует, координирует и осуществляет работу по подготовке правовых заключений на концепции и проекты технических заданий на разработку законопроектов; 5) осуществляет методическое обеспечение подготовки федеральными министерствами федеральных конституционных законов и федеральных законов; 6) принимает участие в проведении правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; 7) организует обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе предложения по совершенствованию этой деятельности; 8) разрабатывает в установленном порядке предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 9) участвует в разработке предложений об основных направлениях государственной политики в сфере федеральной юстиции; 10) формирует на основе предложений департаментов Министерства проекты планов Министерства по подготовке проектов федеральных законов; 11) подготавливает в установленном порядке проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Департамента; 12) координирует законопроектную деятельность департаментов Министерства, а также обеспечивает участие представителей Министерства в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий; 13) обеспечивает участие руководства Министерства в заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и в совещаниях у Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; 14) осуществляет информационно-аналитическое обеспечение руководства Министерства и департаментов Министерства по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации; 15) организует работу по государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 16) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая подведомственные Министерству Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную регистрационную службу и Федеральную службу судебных приставов, по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; 17) проводит юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов Министерства; 18) ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации; 19) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, готовит для представления Министерством по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответствующую информацию Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; 20) направляет копии зарегистрированных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти для официального опубликования в редакцию "Российской газеты", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система"; 21) направляет копии зарегистрированных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Научный центр правовой информации при Минюсте России и в другие установленные адреса; 22) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных Министерством нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; 23) передает сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных судами не соответствующими законодательству, в средства массовой информации; 24) подготавливает для представления в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; 25) осуществляет подготовку и направление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и иным органам представлений об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; 26) ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; 27) осуществляет систематизированный учет поступивших на государственную регистрацию нормативных правовых актов, в том числе прошедших государственную регистрацию, в государственной регистрации которых отказано, не требующих государственной регистрации, возвращенных без регистрации и их хранение; 28) подготавливает ежегодные доклады Министерства Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов; 29) организует работу территориальных органов Министерства по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; 30) организует осуществление территориальными органами Министерства государственного учета нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; 31) проводит юридическую экспертизу соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; 32) подготавливает распоряжения Министерства о государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также решения об отказе в государственной регистрации или возврате соглашений без государственной регистрации, направляет указанные документы в Государственную регистрационную палату при Минюсте России; 33) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поступивших на рассмотрение в Министерство по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, обращениям федеральных органов государственной власти, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; 34) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, разрабатывает порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований Российской Федерации и обеспечивает доступность сведений, включенных в такой реестр; 35) организует ведение государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации; 36) обеспечивает подготовку методических материалов по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, а также по правовому обеспечению ведения федерального регистра; 37) организует в необходимых случаях взаимодействие территориальных органов Министерства с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения единства правового пространства Российской Федерации; 38) участвует в подготовке специалистов территориальных органов Министерства по вопросам проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы и ведения федерального регистра; 39) анализирует и обобщает информацию по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации и анализа реализации государственной политики в установленных сферах; 40) осуществляет анализ нормативных правовых актов в Российской Федерации; 41) вносит предложения руководству Министерства о мерах, принятие которых необходимо в связи с выявлением в ходе анализа законодательства Российской Федерации, правоприменительной практики нормативных правовых актов или правоприменительной практики, не соответствующих Конституции Российской Федерации или законодательству Российской Федерации; 42) запрашивает, получает, анализирует и оценивает информацию о нормативных правовых актах, разработка которых предусмотрена федеральными законами или необходимых для их реализации, при выявлении фактов несвоевременной подготовки или принятия нормативных правовых актов обеспечивает подготовку и направление в Правительство Российской Федерации информации о допущенных нарушениях; 43) обеспечивает руководство Министерства оперативной и аналитической информацией о состоянии законодательства и правоприменительной практики; 44) осуществляет подготовку доклада о состоянии и практике применения нормативных правовых актов в Российской Федерации; 45) обеспечивает методическое руководство, координацию и контроль деятельности по анализу состояния и практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации; 46) осуществляет нормативное, правовое и методическое обеспечение ведения федерального регистра; 47) участвует в работе по ведению статистики и отчетности деятельности Министерства и его территориальных органов в части, касающейся компетенции Департамента; 48) представляет в установленном порядке интересы Министерства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, других органах; 49) осуществляет рассмотрение обращений граждан, писем федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Департамента; 50) осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов Министерства по вопросам, отнесенным к ведению Департамента; 51) осуществляет иные полномочия в соответствии с правовыми актами Министерства. 6. Департамент в целях реализации своих полномочий имеет право: 1) запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Министерства, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 2) взаимодействовать (в том числе вести переписку) с департаментами Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 3) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, структурные подразделения центрального аппарата и федеральные государственные учреждения Министерства, а также ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) привлекать, по согласованию с руководителями структурных подразделений центрального аппарата Минюста России, специалистов этих подразделений для подготовки совместных писем, предложений, направленных на решение задач, установленных настоящим Положением; 5) вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию организации деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб; 6) принимать участие в пределах компетенции Департамента в работе экспертных и рабочих групп, координационных и совещательных органов, создаваемых Минюстом России, а также в работе межведомственных комиссий, рабочих групп, совещаниях, научно-практических конференциях, "круглых столах" и симпозиумах по вопросам совершенствования законодательства в рамках компетенции Департамента; 7) участвовать во взаимодействии с палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности; 8) направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти о представлении нормативных правовых актов на государственную регистрацию; 9) проводить проверку деятельности территориальных органов Министерства по вопросам юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведению федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; 10) вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию организации деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб; 11) вести в установленном порядке переписку по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 12) использовать в установленном порядке информационные банки данных, системы связи; 13) осуществлять иные полномочия в рамках компетенции Департамента, а также на основании приказов и распоряжений Министерства. III. Организация деятельности 7. Департамент возглавляет директор Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства. Директор подчиняется непосредственно Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, координирующему деятельность Департамента. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом Министерства по представлению Директора. Количество заместителей Директора устанавливается приказом Министерства. 8. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются приказом Министерства. В структуру Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента. 9. Директор: 1) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует в подготовке должностных регламентов государственных служащих; 2) утверждает положения об отделах Департамента; 3) вносит предложения о структуре, численности и штатном расписании Департамента; 4) вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых актов Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 5) организует и контролирует в Департаменте исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства, документов и поручений руководства Министерства; 6) организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента обращений граждан, писем общественных объединений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, а также полноту и законность принятых по ним решений; 7) представляет по доверенности или по поручению Министра в пределах своей компетенции интересы Министерства в органах государственной власти, государственных, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций, участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти по соответствующим направлениям деятельности Министерства; 8) вносит предложения руководству Министерства для обсуждения на коллегии и в планы основных организационных мероприятий, а также в проекты приказов и распоряжений Министерства; 9) обеспечивает и в пределах своих полномочий контролирует соблюдение федеральными государственными служащими Департамента законодательства Российской Федерации о государственной службе, а также служебного распорядка; 10) вносит в установленном порядке предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, направлении на обучение и повышение квалификации, присвоении классных чинов, награждении государственными наградами и наградами Министерства, а также ходатайствует о применении к государственным гражданским служащим Департамента мер социальной защиты, их поощрении и наложении взысканий, в том числе увольнении; 11) в пределах своей компетенции дает поручения государственным гражданским служащим Департамента, обязательные для исполнения; 12) представляет руководству Министерства государственных гражданских служащих Департамента для включения их в состав соответствующих рабочих групп, комиссий, а также для направления в служебные командировки; 13) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами Министерства, подведомственными ему федеральными службами, со структурными подразделениями других органов исполнительной власти, а также подведомственными Министерству учреждениями; 14) проводит совещания, семинары, иные организационно-методические мероприятия по вопросам компетенции Департамента; 15) дает необходимые поручения департаментам Министерства, его территориальным органам и учреждениям, подведомственным федеральным службам по вопросам, входящим в компетенцию Департамента; 16) анализирует состояние и тенденции развития законодательства, ход исполнения федеральных законов и государственных программ, деятельность Департамента по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает соответствующие меры по устранению выявленных недостатков и закреплению положительных тенденций; 17) организует разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, федеральных программ исходя из возложенных на Департамент задач и его полномочий; 18) организует проведение совещаний, семинаров и иных организационно-методических мероприятий по вопросам компетенции Департамента; 19) обеспечивает в Департаменте режим конфиденциальности служебной переписки и работы с информацией, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не подлежащей разглашению; 20) в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации визирует организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования; 21) в пределах своих полномочий создает резерв кадров для замещения должностей в Департаменте; 22) осуществляет иные полномочия в соответствии с правовыми актами Министерства. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей. 10. Для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, контроля за выполнением планов работы, документов и поручений руководства Министерства, а также для обмена опытом работы в Департаменте проводятся оперативные совещания. Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для федеральных государственных гражданских служащих Департамента. 11. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременного и качественного исполнения своей деятельности, им используются в установленном порядке соответствующие информационные банки данных, системы связи и коммуникаций. 12. Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с планами Министерства и работы коллегии Министерства, приказами и распоряжениями Министерства, а также планом работы Департамента. 13. Права, обязанности, социальные гарантии и ответственность федеральных государственных гражданских служащих Департамента определяются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Российская газета, 2004, 31 июля), иными нормативными правовыми актами и соответствующими должностными регламентами. |