4.3.3. Развитие системы альтернативных способов передвижения по центру Москвы: велосипеды, речной транспорт, гужевая езда - т.е. создание специфической инфраструктуры, и поддержка предприятий, реализовывающих подобные транспортно-туристские услуги, в т.ч. с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями (после тщательной проработки с учетом транспортной загруженности центра); 4.3.4. Создание крупных туристских узлов для комплексного обслуживания туристов с терминалами автоматизированной справочной системы и ассортиментом соответствующей продукции "первой необходимости": карты, гиды, медикаменты, услуги переводчика; 4.3.5 Развитие на туристских маршрутах торговой сети по комплексному обслуживанию туристов, организацию ярмарок сувенирной продукции. 4.4. Популяризация культурно-исторического образа центра и формирование положительного имиджа округа как территории сосредоточения ведущих учреждений культуры и искусства, приводящая к росту его туристской популярности, инвестиционной и экономической привлекательности и нормализации окружной социальной динамики, что предполагает: 4.4.1. Продвижение "культурного образа" ЦАО в российских и зарубежных СМИ, а также через городские социальные сети, через привлечение активистов окружных организаций в сфере культуры и искусства и сохранение постоянной информационной нацеленности на культурные проекты на территории центра; 4.4.2. Реализацию массовых пропагандистско-просветительских мероприятий, так или иначе освещающих роль центра Москвы в культурно-историческом развитии Москвы и России с целью закрепления в массовом сознании социально-культурной и исторической значимости ЦАО; 4.4.3. Поощрение реализации научно-исследовательских и культурных проектов, связанных с проблематикой сохранения и преумножения культурно-исторического и духовного наследия центра Москвы; 4.4.4. Углубление и придание системного характера взаимодействию с мировыми и всероссийскими центрами культуры, расположенными на территории ЦАО; 4.4.5. Использование культурного и образовательного потенциала округа для обучения и воспитания детей и молодежи, способствующих формированию толерантных установок и развитию нормального социального диалога в многонациональном центре мегаполиса. Выполнение данной системы задач и программных мероприятий по направлению "Центр истории и культуры" позволит достичь в рамках Концепции следующих результатов: - закрепить за ЦАО статус ведущего культурного и исторического центра столицы и страны, имидж мирового культурно-образовательного центра; - сохранить имеющиеся и создать новые объекты историко-культурного достояния округа, повысив уровень экономической отдачи от их функционирования; - обеспечивать градостроительное и эстетическое единство территории округа при увеличении темпов развитии его досуговой и туристской инфраструктуры; - добиться большей привлекательности округа как места проведения культурного досуга и повышения уровня интеллектуального и эстетического образования, а также организации "культурного" и туристского бизнеса; - развивать контакты с ведущими мировыми культурными центрами и использовать их опыт и потенциал для повышения уровня организации культурного и интеллектуального досуга в ЦАО; - создать оптимальные условия для повышения качества и масштаба обслуживания населения религиозными учреждениями, сохраняя общественную доступность используемых ими архитектурных объектов как культурно-исторических памятников; - снизить средний уровень расходов, требуемых для отдыха и развлечений в центре в расчете на одного человека, т.е. добиться большей доступности культурных благ, различных видов и форм культурного досуга для максимального числа жителей округа и города, а также гостей столицы при сохранении и повышении их качества; - перераспределить туристские потоки между различными достопримечательностями ЦАО, ликвидируя проблему с избыточной концентрацией гостей округа на территории нескольких особо популярных объектов; - способствовать росту удобства и комфортности передвижения между различными культурно-историческими и туристскими объектами округа; - создать условия для творческой и культурной самореализации постоянного населения округа, в первую очередь, молодежи и лиц с ограниченными возможностями, осуществлять системную и долгосрочную поддержку молодых талантов округа; - укрепить социальный консенсус между различными сообществами ЦАО на основе общих культурно-нравственных ценностей и популяризовать социально-активные виды деятельности: окружное меценатство, шефство над памятниками и т.п. 5. Общественная безопасность Анализ ситуации Уровень безопасности повседневной жизни и деятельности граждан является ключевым критерием качества жизни и одновременно выступает как фундаментальная задача деятельности государственной власти, основополагающий показатель ее эффективности. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка непосредственно формирует основы социальной стабильности, а также является одним из важнейших факторов качества делового климата, инвестиционной активности, туристской привлекательности. Одновременно, применительно к крупным мегаполисам и столичным городам, обеспечение общественной безопасности в наибольшей степени влияет на уровень национальной безопасности в целом, дееспособность и эффективность общегосударственной системы власти и управления, а также на показатели политической стабильности. Москва как столица России, крупный мегаполис и инфраструктурный узел, центр общественно-политической активности, притяжения населения и миграционных потоков, испытывает особую нагрузку, связанную со всей совокупностью вызовов, угроз и аспектов обеспечения безопасности. ЦАО в значительной степени, а по ряду направлений - и в первую очередь, концентрирует все многообразие проблем и задач, связанных с обеспечением безопасности города в целом. В последние годы укрепление системы государственной власти и управления, достигнутые высокий уровень единства и целостности страны, политической стабильности существенным образом повлияли на повышение уровня и эффективности обеспечения общественной безопасности в России в целом и в столице, в частности. Существенно снижен потенциал террористической опасности. В Москве сформирована и действует городская антитеррористическая комиссия, а также соответствующие окружные структуры, на которые возложены функции по выстраиванию системы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти города и правоохранительных органов. Экономический рост, декриминализация и снижение доли теневого сектора экономики, повышение показателей уровня жизни москвичей, эффективность городской социальной политики и системы адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, обеспечивают существенное снижение потенциала социальной напряженности, соответствующих криминогенных факторов. Законом города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 16 утверждена Комплексная городская целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 гг. Аналогичная целевая программа на 2006-2010 гг. принята и реализуется в ЦАО. Принимаются необходимые меры по повышению уровня материально-технической оснащенности правоохранительных органов, укреплению службы участковых уполномоченных милиции, развитию института и повышению авторитета мировых судей, повышению уровня социальной поддержки и защиты личного состава правоохранительных органов. Получают все большее и повсеместное внедрение системы видеонаблюдения и мониторинга в системе охраны общественного порядка, как в жилом секторе, так и на объектах общественной, транспортной, потребительской, социальной инфраструктуры, включая, в первую очередь, систему образования и дошкольного воспитания, объекты здравоохранения и культуры. При этом в ЦАО внедрена централизованная система видеонаблюдения в жилом секторе и ее диспетчеризация в ОВД в масштабе каждого района. Реализуются пилотные проекты (Басманный район) создания инженерно-технических центров (ИТЦ), осуществляющих непрерывный мониторинг жилых и нежилых строений, их инженерного оборудования и коммуникаций, а также прилегающей территории, экстренное оповещение соответствующих служб и координацию их действий при возникновении чрезвычайных ситуаций. Достигнутая эффективность выстроенной в Москве и в ЦАО в частности работы по обеспечению общественной безопасности в целом подтверждается и состоянием общественного мнения. Проведенные в рамках подготовки Концепции социологические исследования показали, что как постоянное, так и "дневное" население округа считают проблемы личной безопасности достаточно важными, но не воспринимают их, по сравнению с концом 1990-х и началом 2000-х годов, как первоочередные. На сегодняшний день проблемы безопасности находятся на 5-6 месте в перечне первоочередных проблем развития ЦАО (наряду с вопросами благоустройства), при этом в качестве главной проблемы развития округа безопасность видят 5 % москвичей (тогда как проблемы транспорта и экологии в качестве острейших и первоочередных называют 18-19 % граждан). При этом москвичи позитивно оценивают действия городских и окружных властей за последние годы по обеспечению безопасности. Важно и то, что в структуре социальных ожиданий вопросы безопасности также не являются точкой напряженности. И жители округа, и "дневное" население ЦАО считают, что состояние дел по данному направлению в течение ближайших 3-5 лет пусть и незначительно, но еще несколько улучшится Важным залогом подобной структуры оценок населением ситуации в сфере безопасности является и активизация участия самих граждан в решении задач обеспечения общественной безопасности, в частности развитие системы народных дружин и общественных пунктов охраны порядка. Однако в данной сфере ощущается недостаточность федерального и городского законодательства, регулирующего вопросы участия граждан в обеспечении правопорядка, их прав, обязанностей и ответственности, гарантий их правовой и социальной защиты, ответственности за противодействие их законной деятельности по обеспечению правопорядка. В то же время результаты опросов москвичей позволяют увидеть и некоторые потенциальные угрозы в сфере безопасности, а также наиболее актуальные направления дальнейшей работы по повышению уровня общественной безопасности в ЦАО. Так, выделяя наиболее тревожащие их отдельные аспекты личной безопасности, москвичи особенно отмечают необходимость дальнейшего продолжения общей работы по поддержанию уровня и инфраструктуры общественной безопасности, а также специально выделяют нерешенность проблем асоциального поведения и его угроз в общественных пространствах города (криминогенность таких явлений, как бомжи, распитие спиртных напитков и т.д.). Одновременно в последние годы в глазах москвичей постепенно растет восприятие в качестве одного из проблемных факторов развития города восприятие вопросов неконтролируемой миграции и межнациональных отношений. Усиливающаяся озабоченность москвичей данными проблемами отражает некоторые объективные характеристики и тенденции изменения криминогенной ситуации в столице. Повышение качества миграционной политики является и воспринимается гражданами как важнейший вопрос работы органов власти и управления по упреждающей профилактике, предотвращению и разрушению потенциальных угроз общественной безопасности. На криминогенную обстановку в городе в значительной степени влияет именно "иногородняя" преступность. На протяжении ряда лет в городе растет общее количество и остается высоким удельный вес преступлений, совершенных приезжими. На сегодняшний день несовершенной является практика регистрации и поселения трудовых мигрантов в местах, не предназначенных для проживания (так называемое "место пребывания", которым может быть подсобка на стройке или на рынке). С другой стороны, необходим более четкий контроль за жилым сектором, за сдачей жилья в аренду мигрантам. Для Москвы также неприемлемы инициативы по ослаблению миграционного контроля, смягчению или снятию требований по квотированию трудовой миграции. Одновременно необходимо уделять большее внимание задачам социокультурной, языковой, профессиональной адаптации и интеграции временных и постоянных мигрантов. Работа по данному направлению является важнейшим фактором профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также обеспечения социального и межнационального мира и согласия, социальной консолидации и толерантности. При этом достижение данных целей должно быть основано также на сочетании мер правоохранительной деятельности, социальной, миграционной и национальной политики с развитием принципов патриотизма и социальной консолидации, духовных основ и моральных ценностей единства всех москвичей, в том числе с приоритетностью реализации данных направлений действий в области молодежной политики. Система социальной профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности должна быть также направлена на активизацию борьбы с другими явлениями, являющимися факторами повышенной общественной опасности - алкоголизмом, наркоманией, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, большой численностью и нерешенностью вопросов социальной реабилитации лиц без определенного места жительства. При этом необходимо также учитывать, что для Москвы в целом и ЦАО в частности вопросы детской беспризорности и большого количества лиц без определенного места жительства в значительной степени опять же связаны с миграционными потоками. Это, в свою очередь, имеет своими последствиями и возникновение дополнительных потенциальных угроз асоциального поведения и общественной безопасности как в общественных пространствах центра столицы в целом, так и на транспортной инфраструктуре в частности. Другим важным направлением профилактики преступности, асоциального поведения и обеспечения безопасности общественных пространств центра Москвы и города в целом является необходимость усиления контроля функционирования объектов досугово-развлекательной инфраструктуры, такими как ночные клубы и игорные заведения. Данные объекты инфраструктуры обладают повышенной потенциальной криминогенностью, в том числе с точки зрения вовлечения в противоправную деятельность молодежи, и концентрация которых особенно велика именно в центре города. При этом по мере реализации государственных решений по полной ликвидации деятельности игорных заведений на территории Москвы, особого внимания потребует необходимость предотвращения возможностей формирования в городе системы теневого игорного бизнеса, который в случае его развития не только будет обладать еще более высоким потенциалом криминогенности, но может стать мощнейшим действующим фактором негативного влияния на общественную безопасность в столице. Одновременно серьезнейшим фактором дестабилизации социально-политической и криминогенной обстановки в Москве остается деятельность экстремистских организаций и группировок. В этой связи одним из приоритетных направлений работы органов власти окружного и городского уровня, а также правоохранительных органов является предупреждение экстремистских проявлений и профилактика правонарушений, особенно связанных с вовле чением несовершеннолетних в противоправную деятельность участниками радикальных общественных объединений и неформальных группировок. Активизация совместной работы правоохранительных органов и органов власти по противодействию экстремизму, профилактике подобного рода антиобщественных действий является одной из приоритетных задач органов власти и управления ЦАО. При этом данная работа должна строиться на основе конституционных положений о недопустимости пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч.2 ст.29 Конституции РФ), а также об осуществлении прав и свобод человека и гражданина при условии, что не должны нарушаться права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ). Данные положения особенно актуальны для центра Москвы, поскольку именно в ЦАО проходит более 80 % общегородских общественно-политических мероприятий, в том числе концентрируются попытки осуществления несанкционированной общественно-политической активности. Учитывая, что проведение массовых публичных мероприятий в исторически сложившейся части центра города приводит к нарушению нормальной работы государственных и городских служб, хозяйствующих субъектов, затрудняет движение транспорта и свободу передвижения граждан, создает большие неудобства жителям прилегающих жилых домов, отвлекает одновременно значительные силы правоохранительных органов, приобретает дополнительную актуальность задача отбора на территории округа закрытого перечня возможных площадок для проведения общественных акций и создание в их рамках таких условий, когда реализация горожанами своего права на свободу собраний и выражение мнения не будет препятствовать нормальной жизнедеятельности города и граждан. В целом же, вопросы инфраструктурного обеспечения и повышения эффективности системы общественной безопасности в ЦАО являются одними из ключевых. Безопасность жизни в Москве связана с разного рода критическими ситуациями: пожары, острые приступы различных заболеваний (особенно сердечно-сосудистых), техногенные и автомобильные аварии, нарушения работы коммунальных сетей. Вероятность умереть от несвоевременно подоспевшей медицинской помощи, поскольку врачи "застряли в пробке", несравнимо выше, чем вероятность погибнуть в результате теракта. Соответственно, для Москвы, также как и для других крупных городов, решающее значение имеет время, скорость реагирования на чрезвычайные ситуации. От того, насколько быстро смогут приехать милиция, пожарные, скорая помощь зависит жизнь конкретных людей, общественная безопасность в целом. С этой точки зрения понятно, например, что транспортные пробки или загроможденность проездов во дворах и во внутриквартальных пространствах становятся одним из критически важных факторов снижения уровня общественной безопасности. Это придает дополнительный смысл и более острое звучание необходимости реализации новой транспортной стратегии развития города, а также подчеркивает взаимосвязанность основных приоритетных направлений развития округа и необходимость комплексной реализации соответствующих задач и программных мероприятий. Цели и задачи действий по направлению В качестве цели Концепции по направлению "Общественная безопасность" выступает развитие комплексной системы управления тенденциями развития ситуации в сфере общественной безопасности, упреждения, предотвращения и минимизации соответствующих угроз и профилактики правонарушений для повышения уровня удовлетворенности граждан состоянием общественного порядка, безопасности и качества жизни. Обеспечение безопасности в Москве и в ЦАО является комплексной задачей, успешное решение которой принципиальным образом зависит от степени скоординированности и слаженности действий как правоохранительных органов и экстренных служб федерального и городского уровня, так и органов исполнительной власти различного уровня, включая высокий уровень взаимодействия федеральных властей и Правительства Москвы, а также четкость взаимосвязанного функционирования системы власти и управления на городском, окружном и районном уровнях. Решение этих задач в значительной степени может быть обеспечено за счет успешной реализации и повышения системности рассмотрения проблем в области общественной безопасности в рамках "Комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 г.", а также соответствующей окружной программы. Одновременно целесообразно ставить вопрос о необходимости дополнительной проработки перспективных направлений и вопросов обеспечения общественной безопасности в Москве и в центре столицы с соответствующим обновлением и продлением срока действия указанных комплексных программ на последующий период. При этом следует учитывать, что эффективное решение многих актуальных задач в области повышения уровня общественной безопасности предопределяется необходимостью дальнейшего совершенствования федеральной и городской законодательной и нормативно - правовой базы (противодействие экстремизму, миграционная политика, политика противодействия наркоугрозе, участие граждан в обеспечении общественной безопасности и охраны правопорядка и т.д.). В то же время, дальнейшее развитие системы общественной безопасности с учетом также реализации ряда взаимосвязанных социально-экономических преобразований (например, реформы управления жилым фондом) требует повышения координирующей и управленческой роли властных структур окружного и районного уровня, а также органов местного самоуправления. Основными задачами и ключевыми программными мероприятиями по направлению "Общественная безопасность" в рамках Концепции являются: 5.1. Развитие и совершенствование существующей системы обеспечения общественной безопасности и правопорядка жилого сектора, объектов социальной инфраструктуры и общественных пространств, что предполагает: 5.1.1. Оказание всестороннего содействия ответственным органам по профилактике и борьбе с террористической угрозой на территории округа на базе дальнейшего совершенствования деятельности антитеррористической комиссии ЦАО; 5.1.2. Укрепление материально-технической базы и уровня социальной защиты системы и работников правоохранительных органов; 5.1.3. Продолжение работы по укреплению кадрового состава милиции и развитию института участковых уполномоченных милиции с приоритетностью принципа набора и формирования кадрового состава участковых по месту жительства; 5.1.4. Достижение уровня 100 % охвата системами охранного видеонаблюдения объектов социальной сферы - школ, объектов здравоохранения и культуры - во взаимодействии с соответствующими городскими департаментами и обеспечением целевого финансирования решения данной задачи; 5.1.5. Повышение качества организации работы по регистрации и учету населения в жилом фонде, включая более четкий контроль и повышение прозрачности рынка аренды жилья; 5.1.6. Проведение информационной и разъяснительной работы по соблюдению правил дорожного движения, усиление ответственности граждан за соблюдение ПДД и развитие форм общественного контроля в этой области, совершенствование и повышение качества системы обучения вождению автомобилей. 5.2. Повышение эффективности и создание новых инструментов предотвращения угроз безопасности граждан, профилактики правонарушений, качества работы правоохранительных органов и экстренных служб, что предполагает: 5.2.1. Повышение уровня и скорости реагирования на чрезвычайные ситуации за счет выделения отдельных полос дорожного движения, упорядочивания парковки на дворовых пространствах, технического переоснащения аварийно-спасательных служб, организационного совершенствования работы единой оперативно-диспетчерской связи и взаимодействия служб экстренного реагирования различного уровня; 5.2.2. Распространение пилотного опыта создания инженерно-технических центров на территорию всего округа, создание на основе ИТЦ комплексной информационной системы мониторинга общественной безопасности и состояния жилищно-коммунального хозяйства, а также их диспетчеризации; 5.2.3. Развитие систем видеонаблюдения и мониторинга правопорядка общественных пространств и объектов транспортной инфраструктуры с внедрением принципов видеофиксации правонарушений и привлечения на этой основе граждан к ответственности; 5.2.4. Развитие комплексной автоматизированной системы управления дежурными частями ГУВД по г.Москве и модернизация информационных ресурсов органов внутренних дел, включая реализацию пилотных проектов внедрения спутниковых систем ориентации, координации и управления патрульными машинами на базе Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). 5.3. Профилактика и снижение рисков угроз безопасности от экстремистской деятельности, экономической преступности, асоциального поведения, что предполагает: 5.3.1. Совершенствование комплекса мер по обеспечению безопасности проведения политических, общественных и культурных массовых мероприятий, проходящих на территории округа, включая формирование на территории округа закрытого перечня возможных площадок для проведения общественно-политических акций и реализацию мероприятий по их соответствующему обустройству; 5.3.2. Усиление контроля функционирования объектов досугово-развлекательной и потребительской инфраструктуры, обладающих повышенной потенциальной криминогенностью, повышение эффективности миграционного, санитарно-эпидемиологического контроля, а также контроля оборота наркотических и психотропных веществ; 5.3.3. Повышение эффективности учета и мер социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, снижение мерами социальной политики, общественного контроля и деятельности правоохранительных органов факторов, способствующих маргинализации граждан; 5.3.4. Проведение информационных, разъяснительных мероприятий и воспитательной работы с населением, включая в первую очередь молодежную и подростковую среду, направленных на пропаганду здорового образа жизни и норм социального поведения, неприемлемости экстремизма и асоциального поведения, профилактику наркомании и алкоголизма; 5.3.5. Дальнейшую реализацию на территории округа экспериментальных проектов по введению инспекторов по делам несовершеннолетних в штат районных ОВД, развитие совместно с правоохранительными органами, структурами департамента образования и общественными организациями работы по обеспечению обязательности образования детей и подростков на базе Единой информационной системы "Всеобуч" по учету детей до 18 лет, подлежащих обучению в общеобразовательных учреждениях города. 5.4. Содействие укреплению социальной солидарности и толерантности в обществе, повышение уровня участия граждан в охране правопорядка и развитие гражданских форм обеспечения безопасности, что предполагает: 5.4.1. Проведение эффективной национальной и межконфессиональной политики, в том числе за счет расширения форм сотрудничества и привлечения к воспитанию толерантности и обеспечению правопорядка национально-культурных автономий, общественных и религиозных организаций; 5.4.2. Проведение адаптационных и образовательных мероприятий для временных (трудовых) и постоянных мигрантов, а также для их семей, содействие социокультурной, языковой, профессиональной адаптации трудовых мигрантов; 5.4.3. Сокращение числа детей-сирот, детской беспризорности и безнадзорности за счет расширения популярности, доступности, материального стимулирования программ усыновления детей, поддержки гражданских инициатив по созданию семейных детских домов, развития института "патронатной семьи"; 5.4.4. Стимулирование активности участия граждан в обеспечении правопорядка, развитие деятельности народных дружин, системы общественных пунктов охраны порядка, внедрение принципов самоорганизации граждан для обеспечения общественной безопасности и правопорядка в ходе реализации реформы управления жилищным фондом; 5.4.5. Совершенствование взаимодействия участковых уполномоченных милиции и мировых судей, повышение эффективности и уровня доверия граждан к системе мирового правосудия; 5.4.6. Развитие программ обучения и уровня владения населения знаниями в области гражданской обороны и безопасности жизни. Выполнение данной системы задач и программных мероприятий по направлению "Общественная безопасность" позволит достичь в рамках Концепции следующих результатов: - повысить уровень обеспечения антитеррористической безопасности и сократить риск террористических актов; - реализовать программу создания комплексной системы безопасности в жилищной сфере, а также на объектах социальной инфраструктуры; - сформировать эффективные механизмы и нормы общественного поведения для борьбы с экстремизмом и асоциальным поведением; - усилить качество инфраструктуры "быстрого реагирования" на чрезвычайные ситуации; - повысить уровень социальной солидарности и толерантности в обществе; - повысить уровень общественной безопасности в миграционной сфере, снизить связанные с этим угрозы безопасности и риски социальной дестабилизации; - сформировать эффективную и обеспечивающую нормальную жизнедеятельность округа и города систему организации общественно-политических мероприятий в ЦАО; - обеспечить больший уровень вовлеченности и эффективности участия граждан в решении задачи охраны правопорядка и обеспечения безопасности; - повысить уровень удовлетворенности граждан состоянием общественного порядка, безопасности и качества жизни. 6. Центр экономического развития и финансовой деятельности Анализ ситуации В предыдущие годы основной задачей Правительства Москвы, в соответствии с государственными приоритетами и обозначенными Президентом Российской Федерации целями, было создание в столице условий для динамичного наращивания валового регионального продукта, рост которого за период с 2004 по 2006 гг. составил 130,4 %. Москва выполняет задачу по удвоению валового регионального продукта уже по итогам 2009 года. С этой целью принимаются меры по увеличению объема промышленного производства, развитию малого предпринимательства, развитию инфраструктуры экономической деятельности, привлечению инвестиций. За 2004-2006 гг. промышленное производство увеличилось на 57,7 %, оборот розничной торговли - на 21,6 %, объем платных услуг населению - на 19,0 %, объем инвестиций в основной капитал - на 36,5 %. В город было привлечено 64,6 млрд. долларов США иностранных инвестиций, их объем в 2006 году в 1,7 раза превысил уровень 2003 года. Внешнеторговый оборот вырос в 2,3 раза. К концу 2005 года Москва вышла на уровень промышленного производства 1990 года, сохранив при этом свой промышленный потенциал. Столица была и остается не только крупнейшим индустриальным, но и инновационным центром страны. Происходит уверенное превращение Москвы в крупнейший международный деловой центр. Москва неизменно является участником рейтингов ведущих консалтинговых и исследовательских организаций, стабильно признается одним из наиболее динамично развивающихся и привлекательных для бизнеса восточноевропейских городов. При этом основными сдерживающими факторами дальнейшего роста делового потенциала Москвы также традиционно признаются проблемы недостаточной развитости бизнес-инфраструктуры, транспортные проблемы, дефицит гостиничного фонда Москвы, а также связанная со всеми этими трудностями высокая стоимость бизнес-процессов. ЦАО принадлежит особая роль в экономике Москвы, ее развитии как крупнейшего национального и международного делового центра. Именно в ЦАО расположены все основные городские и федеральные учреждения и объекты, основная масса объектов инфраструктуры для ведения бизнеса, офисы крупнейших мировых и российских компаний. В округе ежедневно трудится более 2 млн. москвичей и гостей столицы. На территории ЦАО расположено 39,5 % предприятий и организаций Москвы, где работают 27 % от общего числа занятых в городе. В сфере обслуживания эта цифра достигает 60 %, а в сфере административного и делового управления - 85 %. Офисные, административные и торговые здания занимают более половины застроенной территории ЦАО. Порядка 30 % площадей в жилых зданиях также используются под магазины, офисы и технические службы. Роль малого бизнеса в экономических отношениях центра города весьма велика. По данным Мосгоркомстата в ЦАО в 2006 году было сосредоточено 41,5 % малых предприятий Москвы (без учета индивидуальных предпринимателей) и 34,5 % занятых в малом бизнесе. В структуре малого бизнеса в ЦАО резко доминируют торговля и общественное питание - 54,7 %. На втором месте (9 %) стоит общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, которая включает в себя многочисленные подсобные и посреднические услуги, аудит, рекламу и маркетинг. В сфере социальных услуг - здравоохранение, образование и культура - работают 5 % малых предприятий. В сфере науки, производства и информационного обслуживания - порядка 5 %. В сфере ЖКХ в ближайшие годы ожидается существенный прирост активности малого бизнеса по мере проведения реформы управления жилищным фондом и дальнейшего перехода системы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства на рыночные принципы. Центр города концентрирует не только деловую инфраструктуру и бизнес-активность, но также и значительную часть проблем и задач в ее развитии. На протяжении последних лет, в связи с ростом рынка коммерческой недвижимости Москвы, происходило увеличение офисного пространства округа за счет реализации новых крупных градостроительных проектов на территории выводимых промышленных предприятий, создания новых офисных пространств в связи с переводом аварийных жилых зданий округа в нежилые, увеличением объемов офисных площадей в связи с реконструкцией существующих нежилых зданий их собственниками. Несогласованное развитие офисного пространства округа по отношению к возможностям инфраструктуры ЦАО приводит к дефициту парковочного пространства вблизи вновь появляющихся офисно-деловых зон, предопределяет "наступление" офисов, магазинов и ТРЦ на жилые дворы и жилые зоны. Существенной проблемой является также опережение темпов развития офисно-делового пространства по отношению к темпам развития соответствующего бизнеса в сфере эксплуатации и управления. В этой связи возникает необходимость ограничения и дополнительного регулирования офисного строительства в ЦАО, завершения формирования нового делового центра "Москва-Сити". Одновременно инвестиции должны осуществляться преимущественно в сектор муниципального арендного жилья (доходные дома), социальную, транспортную, туристскую и коммунальную инфраструктуру. Необходимо изменить вектор развития с нового коммерческого строительства в ЦАО на ремонт, реновацию и строительство нового жилья, а также всей системы коммуникаций и инфраструктуры. Необходимо содействовать малому бизнесу, чтобы развивать местную занятость, а также создавать более надежный базис для проведения реформы ЖКХ и развития иных секторов сервисной экономики. Центральный административный округ нуждается в совершенствовании условий реализации инвестиционных проектов, что предполагает не только развитие административно-деловой инфраструктуры и финансовых институтов, но и решение комплекса смежных задач, таких как повышение качества управления транспортными потоками, переориентация градостроительной политики на более эффективное использование городского пространства, в т.ч. подземного, реализации мер социального характера. Многие из этих задач носят общегородской характер и могут быть успешно решены только за счет тесного взаимодействия отраслевых и территориальных органов управления. Очевиден перекос развития рынка труда, когда наиболее востребованными для предприятий округа (особенно крупных и средних, а также предприятий потребительского рынка и услуг) являются те специалисты, которые проживают за его пределами ("дневное" население). Как пример, большая часть менеджерского состава низшего и среднего звена в финансово-кредитном секторе, представительствах крупных компаний различных отраслей экономики проживает в других районах Москвы или Подмосковье и по уровню своих доходов не имеет перспектив приобретения жилья в ЦАО. Точно также обслуживающий младший и средний персонал в секторе потребительского рынка и услуг по уровню своих доходов не имеет возможности проживать на территории округа и полноценно пользоваться его инфраструктурой. При этом в центре Москвы также в наибольшей степени актуальны вопросы ограничения миграционной нагрузки, квотирования и развитии местной занятости, а также молодежной занятости. Для округа характерно неравномерное распределение малых и средних предприятий по отраслевому принципу, с явным доминированием в сторону сектора потребительского рынка и услуг (торговля, организации сферы питания, развлекательные услуги) и сектора консалтинговых (маркетинг, PR, реклама, финансовый и управленческий консалтинг и т.п.) услуг. Высокая доля организаций потребительского рынка и услуг с высокой скоростью оборота продукции создает повышенную центростремительную нагрузку на транспортную сеть округа и прилегающих к ЦАО смежных районов в связи с необходимостью обеспечения регулярных оперативных поставок в торговые предприятия округа реализуемой ими продукции, а также в связи с пользовательско-покупательской "нагрузкой выходного дня" (частично последняя тенденция переламывается за счет создания все новых крупных ТРЦ за пределами округа, однако ЦАО продолжает оставаться центром "ночной жизни" Московского региона). ЦАО имеет развитую инфраструктуру общественного сервиса, поэтому для округа важнейшей задачей становится не только ее развитие, но и повышение ее качества, причем во всем - от сферы образования до сферы коммунальных услуг. В центре Москвы сохраняется на достаточно высоком уровне и степень концентрации промышленных зон с устаревшими градостроительными решениями, сопровождающаяся не всегда систематизированным и увязанным с единой стратегией развития округа выводом промышленных зон и реабилитацией территории под коммерческую недвижимость. Благодаря эффективной деятельности городского Управления по экономической безопасности обеспечено существенное улучшение ситуации в сфере декриминализации экономики, борьбы с экономическим терроризмом - рейдерством. В то же время задачи обеспечения экономической безопасности, городских интересов в развитии экономики и принципах использования и перепрофилирования объектов остаются одними из важных в развитии округа. Риск утраты округом статуса промышленного центра и необходимость сохранения промышленного потенциала ЦАО, но на ином качественном уровне, диктуют также необходимость приоритетного развития и содействия инновационному, научно-внедренческому промышленному бизнесу. В целом, важным условием дальнейшего развития ЦАО является реализация органами власти эффективной политики управления хозяйством округа, интенсификации промышленной и инвестиционной политики, направленной, во-первых, на поддержку стратегически значимых для округа отраслей промышленности и, во-вторых, на развитие научного и инновационного потенциала округа. Так, отдельные научно-исследовательские и внедренческие проекты оказываются "неподъемными" для развивающегося окружного бизнеса и требуют поддержки органов власти, как в плане субсидирования разработок, так и создания соответствующей инновационной инфраструктуры в округе: технопарки, кластеры, бизнес-инкубаторы. В настоящее время в ЦАО разработана Концепция развития инновационного бизнеса в округе, которая предполагает формировать и развивать на территории ЦАО конкурентоспособные кластеры инновационных и производственных малых предприятий, а также способствовать созданию на базе вузов и НИИ научных парков, нацеленных на аккумуляцию идей, изобретений, открытий и инновационной продукции, предназначенной для дальнейшей коммерциализации. Большой потенциал округа в данной области хозяйственной деятельности обусловлен высокой концентрацией Высших учебных заведений и НИИ на его территории, при этом развитие инновационных производств в ЦАО объективно ограничивается общегосударственной и общемировой тенденциями формирования специальных экономических зон соответствующего типа за пределами крупных мегаполисов. Одновременно развитие инновационного и промышленного потенциала округа не мыслится без обеспечения взаимосвязи образования и производства. Насущной задачей, необходимой и для улучшения делового климата на территории ЦАО, и для реализации инновационной стратегии, и для оптимизации структуры рынка труда, включая развитие и расширение занятости постоянного населения округа на его территории, является возрождение и развитие системы профессионально-технического образования. Цели и задачи действий по направлению Цель Концепции по направлению "Центр экономического развития и финансовой деятельности", с одной стороны, формулируется с учетом объективных факторов и ограничителей делового развития округа, которые вытекают из специфики ЦАО как финансово-делового и административно-политического центра не только Москвы, но и России в целом. С другой стороны, если по другим направлениям Концепции инициатива органов государственной власти является необходимым условием для самого факта их реализации, то в сфере развития деловой среды округа инициатива органов государственной власти является лишь одним из необходимых условий приложения бизнес-активности в правильном (выгодном городу) направлении, а сами изменения деловой среды будут происходить преимущественно благодаря активности самих бизнес-субъектов. Таким образом, активность округа по данному направлению должна в решающей степени предопределяться целевыми задачами по другим направлениям Концепции. Исходя из этого, главной целью Концепции по направлению "Центр экономического развития и финансовой деятельности" предлагается считать создание привлекательных для бизнеса и частной инициативы условий для гармоничного и инновационного развития деловой среды округа. Под гармоничным развитием деловой среды понимается соответствие ее состояния и вектора интересам всех сообществ ЦАО, включая не занятых в производстве и бизнес-деятельности на территории округа, а также соответствие происходящих изменений потребностям развития ЦАО по остальным направлениям ? социальному, транспортному, экологическому, культурному, общественной безопасности. Инновационное развитие деловой среды предполагает не только буквальное собственно развитие Инновационных секторов экономики и производства, но в первую очередь применение инновационных методов и подходов при формировании и развитии деловой инфраструктуры в округе, применение (бизнесом) прогрессивных методов ведения бизнеса в ЦАО. Основными задачами и ключевыми программными мероприятиями по направлению "Центр экономического развития и финансовой деятельности" в рамках Концепции являются: 6.1. Создание особых экономических условий для бизнеса, действующего на территории ЦАО, в целях учета им специфики округа и инфраструктурных потребностей ЦАО (транспортных, культурных, экологических, социальных) при реализации проектов в округе, что предполагает: 6.1.1. Комплексное (инфраструктурно-деловое) развитие дополнительных административно-деловых центров за пределами исторической части города (и перенаправление основных транспортных и человеческих потоков в их сторону) для снижения уровня концентрации рабочих мест в пределах нескольких компактных территорий; 6.1.2. Формирование соответствующих новых и развитие существующих мини-деловых зон для согласования мероприятий по направлению с мероприятиями по ограничению офисного строительства в ЦАО и обеспечения первоочередного и преимущественного развития бизнес-инфраструктуры, а не увеличения объемов офисных площадей; 6.1.3. Выработку и утверждение на уровне города и городских (отраслевых) программ развития специальных механизмов стимулирования предпринимателей и инвесторов на территории ЦАО к учету экологических, архитектурных, культурных, транспортных и иных потребностей округа при планировании бизнес-проектов, а также к привлечению молодежи к предпринимательской деятельности; 6.1.4. Дальнейшее развитие и совершенствование методов деятельности Совета предпринимателей и Экспертно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития округа при префекте ЦАО с целью углубления диалога между властью и бизнесом и оперативного решения проблем, возникающих в бизнес-сообществе; 6.1.5. Популяризацию методов сетевого (удаленного) ведения бизнеса, позволяющего минимизировать потребность в площадях и транспорте. 6.2. Развитие рынка труда в ЦАО и совершенствование его структуры, включая задачи повышения уровня занятости постоянного населения округа на предприятиях, действующих в округе, что предполагает: 6.2.1. Реализацию политики по ликвидации кадрового дефицита в округе за счет расширения возможностей профессионального и высшего образования и регулирования процессов профориентации постоянного населения округа; 6.2.2. Выявление перспективных для бизнеса отраслей и сегментов на территории ЦАО, прогнозирование потребности в рабочей силе и совместное с предприятиями округа осуществление мероприятий по стимулированию подготовки специалистов в соответствующих областях из числа постоянных жителей округа; 6.2.3. Проведение работы по временному (сезонному) решению вопросов с трудоустройством наименее социально защищенных слоев населения, в первую очередь, студентов и молодежи, а также по увеличению на постоянной основе включенности в трудовую деятельность на территории округа жителей округа с ограниченными возможностями; 6.2.4. Развитие системы льгот и стимулов для работодателей округа (в первую очередь, малого бизнеса) с целью привлечения на работу постоянного населения округа; 6.2.5. Совместное с предприятиями округа формирование и ведение "банка вакансий" для постоянных жителей округа. 6.3. Поддержка малого и среднего бизнеса через обеспечение доступности факторов производства товаров и услуг и содействие запуску ими новых коммерческих проектов, в т.ч. непосредственно на территории округа, что предполагает: 6.3.1. Формирование в округе конкурентоспособного предложения основных факторов производства (капитала, рабочей силы, площадей, инфраструктуры, профессиональных услуг и т.п.), доступных малому и среднему бизнесу по своим ценовым характеристикам; 6.3.2. Обеспечение приоритетной поддержки малого предпринимательства в инновационной и высокотехнологичной сферах за счет дотирования зарождающихся фирм и формирования инфраструктуры развития малого бизнеса, а также за счет регулирования рынка труда и развития профессионального образования с целью формирования кадрового резерва инновационных и высокотехнологичных производств. Предоставление нежилых помещений малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях развития округа и города в целом, а также предприятиям социальной направленности, решающим проблемные вопросы молодежи и граждан с ограничениями жизнедеятельности; 6.3.3. Содействие повышению качества информационно-правового обеспечения предпринимательской деятельности на территории округа; 6.3.4. Реализацию дополнительных мер стимулирования индивидуальной предпринимательской активности в округе: выставочно-ярмарочная, презентационная деятельность округа и города; 6.3.5. Обеспечение приоритета и поддержки малому и среднему бизнесу в процессе удовлетворения возрастающего вследствие реализации других направлений Концепции спроса на определенные категории услуг (например, услуги ЖКХ, эксплуатационные услуги, гостиничный сервис, современные виды транспортного сообщения, IT-услуги для новых "деловых центров" и т.п.). 6.4. Осуществление результативной промышленной и инвестиционной политики и эффективного управления окружным хозяйством с ориентацией на удовлетворение потребностей экономического развития округа, что предполагает: 6.4.1. Внедрение методов экономического прогнозирования и моделирования при разработке планов развития округа, осуществление разработки критериев экономической эффективности функционирования территориальных органов власти и переход на долгосрочное экономическое планирование; 6.4.2. Обеспечение конкурентной и прозрачной политики в области распределения подрядов на закупки продуктов и услуг для удовлетворения нужд окружного хозяйства и префектуры; 6.4.3. Осуществление инвестиций в приоритетные отрасли хозяйства округа и стратегически значимые проекты, как развитие дорожно-транспортной сети и придорожного пространства, строительство объектов социальной и спортивной инфраструктуры, энергетических объектов, вывод и реабилитация промышленных зон и т.п.; 6.4.4. Содействие активному развитию и внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий в различных сферах городского хозяйства, в т.ч. популяризация применения биотоплива и других экономичных энергоносителей; 6.4.5. Стимулирование развития новых эффективных форм организации производства и потребления (как, например, региональные инновационные системы), в приоритетных для города направлениях; 6.4.6. Развитие межрегионального и международного сотрудничества по перечню вопросов развития экономики округа с точки зрения его геоэкономической и транспортно-логистической значимости для региона. Выполнение данной системы задач и программных мероприятий по направлению "Центр экономического развития и финансовой деятельности" позволит достичь в рамках Концепции следующих результатов: - повысить привлекательность ЦАО как надежного и перспективного партнера для реализации крупных инвест-проектов, в т.ч. на международном уровне; - повысить удобство осуществления на территории ЦАО деловых и административных мероприятий и ведения предпринимательской деятельности; - увеличить вес малых и средних предприятий в городской экономике и добиться за счет этого повышения среднего уровня жизни в округе; - оптимизировать структуру рынка труда и повысить Уровень востребованности и занятости постоянного населения округа в экономике округа; - сократить за счет рационализации производства и потребления расходование ресурсов городским хозяйством при сохранении и повышении нормативов выполняемых задач; - выстроить продуктивную систему межрегионального и международного сотрудничества в области экономики и финансов. 7. Эффективное управление и самоуправление центра столицы Анализ ситуации Одно из главных оснований и причин разработки Концепции, а также приоритетной общей задачей ее реализации является повышение качества предоставляемых префектурой ЦАО государственных услуг и максимально эффективное удовлетворение запросов сообществ ЦАО в проживании и деятельности на территории округа. При этом решение данной задачи предполагает, с одной стороны, необходимость создания дополнительных условий и механизмов координации усилий различных органов и уровней власти города, взаимодействия органов власти и управления городского и федерального уровня, префектуры ЦАО с Правительством Москвы и префектурами других административных округов города Москвы для обеспечения эффективного решения общегородских задач и приоритетов в развитии округа. В то же время, решающим фактором дальнейшего развития ЦАО и города в целом является повышение эффективности местного самоуправления, стимулирование гражданской самоорганизации москвичей, развитие механизмов общественного обсуждения решений органов власти и, как следствие, повышение уровня удовлетворенности и комфортности взаимодействия населения с властью, повышение взаимопонимания между властью и обществом, а также качества принимаемых решений по развитию округа. В округе накоплен уникальный опыт диалога органов исполнительной власти с наиболее активной частью населения посредством работы с представителями общественных организаций в рамках Общественного совета при префекте ЦАО. Через общественные организации, как через посредника власть доносит до широкой общественности свою позицию и получает ответную реакцию общества, его запрос к власти. В округе работает сеть приемных Общественного совета, где члены совета еженедельно ведут прием населения. Проводится работа по совершенствованию взаимодействия между префектурой и районами ЦАО. В 2004-2005 гг. в округе была проведена работа по оптимизации полномочий и функций структурных подразделений префектуры и управ районов ЦАО. В результате были внесены изменения в Регламент префектуры ЦАО (2005г.), в Распределение обязанностей между заместителями префекта (распоряжение префекта от 25 апреля 2005 г. N 1977-р), издано распоряжение префекта о делегировании полномочий (от 29 октября 2004 г. N 7054-р). В рамках реализации городской целевой Программы государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2005-2007 гг., взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления осуществляется через деятельность окружного и районных Координационных советов, участие в работе комиссий, проведение совместных мероприятий, приемов населения, использование других форм. В целях сохранения единства городского хозяйства города органам местного самоуправления поэтапно передаются отдельные государственные полномочия с оставлением функции контроля органами исполнительной власти за их реализацией. С января 2007 года органам местного самоуправления были переданы полномочия по организации социально - воспитательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. При этом решение данных задач на территории ЦАО имеет свою специфику. Сосредоточение в ЦАО всех основных органов федерального (приемные Администрации Президента и аппарата полпредов в округах, министерств, обеих палат парламента), городского (Правительство Москвы и отдельные департаменты и комитеты), регионального (органы власти Московской области, представительства субъектов РФ в Москве), а также соседство земель федерального и городского подчинения создает размытую картину ответственности собственно окружного и районного уровней управления за состояние конкретных отраслей и территорий в глазах населения округа - как постоянного, так и "дневного". Это приводит к тому, что, с одной стороны, на префектуру ЦАО и управы районов в общественном сознании может возлагаться ответственность по тем вопросам, решение которых выходит за рамки их единоличной компетенции, а с другой - имеют место попытки граждан и бизнеса решать вопросы сугубо окружного и локального значения одновременно в большом числе федеральных органов. Существующая система управления (город, префектура, район) не вполне эффективна в части несоответствия возложенных на префектуры и управы районов полномочий с существующим и предполагаемым порядком финансирования. Префектура должна иметь свою подведомственную сеть государственных учреждений и достаточное бюджетное финансирование для осуществления своих полномочий. В связи с тем, что префектура организует работу по реализации утвержденного Правительством Москвы градостроительного плана развития территории ЦАО, включая строительство и реконструкцию объектов, она должна иметь равные с отраслевыми комплексами права при формировании Адресной инвестиционной программы города Москвы в части объектов, расположенных на подведомственной территории. Контроль за выполнением заданий программы должен находиться в совместном ведении префектуры ЦАО и отраслевых департаментов и комитетов. Концентрация в округе чиновников федеральных ведомств, нового постоянного населения ЦАО с высоким уровнем доходов задает особые требования к устройству системы самоуправления на территории округа. Именно в ЦАО особенно интенсивный характер приобретает процесс образования объединений собственников жилья для управления в жилищной сфере, формирования иных локальных сообществ по интересам для отстаивания своих прав и самостоятельного их осуществления. Под давлением этих, а также ряда иных факторов в ЦАО прогнозируется и уже имеет место рост организованности со стороны других социальных групп по своим групповым интересам или в отношении актуальных проблем общегородского/окружного развития (разного рода движения, объединения, общины жителей в поддержку культурного наследия округа, за решение отдельных транспортных проблем и т.п.). Сосредоточие в округе органов федеральной власти, головных офисов крупных и иностранных корпораций, стремящихся использовать все более современные методы взаимодействия с заявителями и административной системой, учета и контроля, требует от округа особых темпов внедрения новых прогрессивных методов административного управления, опережающих общегородские. Это означает необходимость первоочередной реализации в округе проекта "одного окна", опережающего начала отработки в округе элементов моделей "электронного управления", "электронного правительства". Одновременно должны быть созданы условия для развития механизмов оперативного получения гражданами полной и достоверной информации о целях, приоритетах и результатах деятельности органов власти и управления, совершенствоваться принципы и качество работы с обращениями граждан, работы системы "горячих линий" Правительства Москвы, территориальных и отраслевых органов власти и управления, работы официальных городских средств массовой информации. Существенной задачей, значение которой только усиливается в связи с особыми характеристиками округа и концентрацией на его территории управленческих задач повышенной сложности, является развитие системы подготовки и переподготовки управленческих кадров. При этом, в том числе и для решения указанных задач, необходимо уделять особое внимание реализации и развитию молодежной политики, поддержке и взаимодействию с молодежными организациями, задачам воспитания молодежи, привлечения молодых к работе органов власти и управления. Необходимо также обеспечить дальнейшее создание условий для развития местного самоуправления с учетом особенностей организации МСУ в городах федерального значения и реализации функций государственной поддержки органов местного самоуправления, включая методическое, правовое и организационное содействие органам МСУ в осуществлении их полномочий. При этом в первоочередном порядке необходимо создавать условия для приоритетного развития системы правовых консультаций, образовательных программ, оказания гражданам методической, организационной и консультационной поддержки в области жилищного самоуправления, а также развития программ по повышению социальной, финансовой, управленческой грамотности граждан. Цели и задачи действий по направлению Целью Концепции по направлению "Эффективное управление и самоуправление" является повышение качества управления округом и качества оказываемых населению государственных услуг с одновременным привлечением жителей округа и всех сообществ ЦАО, включая бизнес и представительства федеральных и городских органов власти, к участию в выявлении, обсуждении и решении актуальных и перспективных вопросов развития ЦАО. Данная цель может быть достигнута посредством планомерного совершенствования механизмов взаимодействия с гражданским обществом и его представителями, с бизнес-сообществом, с другими элементами системы административно-государственного управления. При этом для достижения данной цели принципиальное значение имеет также деятельность органов государственной власти и управления по содействию и совершенствованию работы местного самоуправления, оказанию помощи органам местного самоуправления в осуществлении ими полномочий, более активное их привлечение к выполнению окружных программ и задач социально-экономического развития округа. Основными задачами и ключевыми программными мероприятиями по направлению "Эффективное управление и самоуправление" в рамках Концепции являются: 7.1. Совершенствование механизмов взаимодействия с другими элементами системы административно-государственного управления в решении вопросов окружного значения, что предполагает: 7.1.1. Внедрение практики электронных согласований проектов документов и решений с органами власти городского и федерального уровня по вопросам, касающимся как бизнеса (например, распорядительные документы по инвестиционным проектам), так и гражданского общества (например, взаимодействие с общественными организациями и объединениями на предмет проведения мероприятий на территории округа), а также населения (например, в процессе выдачи справок и иных документов физическим лицам, в том числе нуждающимся в оказании мер социальной поддержки); 7.1.2. Налаживание постоянного информационного обмена в отношении обращений жителей и бизнеса в органы власти по вопросам, касающимся вопросов развития округа; в отношении статистической и управленческой отчетности; в отношении проектов решений, затрагивающих вопросы развития округа. 7.2. Совершенствование механизмов взаимодействия с бизнес-сообществом округа, что предполагает: 7.2.1. Совершенствование политики округа в области управления нежилыми помещениями и земельными ресурсами, повышение качества управления городским имуществом в рыночных условиях с сохранением акцента на приоритетное развитие стратегически значимых для города отраслей хозяйства; 7.2.2. Выработку совместно с окружным бизнес-сообществом в различных секторах экономики принципов социальной ответственности бизнеса перед жизненной средой ЦАО; 7.2.3. Внедрение механизмов "одного окна", электронного документооборота в общение с бизнесом и предприятиями округа; 7.2.4. Внедрение практики проведения регулярных экспертно-консультативных исследований среди бизнеса по основным вопросам развития деловой среды округа и по вопросам подготовки проектов решений окружного уровня, значимых для бизнес-сообщества. 7.3. Совершенствование механизмов взаимодействия с гражданским обществом и развитие местного самоуправления, что предполагает: 7.3.1. Проведение широкого общественного обсуждения, уточнение и актуализация с учетом его результатов Концепции, обеспечение реализации Концепции на основе принципов постоянной обратной связи с населением; 7.3.2. Развитие и совершенствование механизмов работы с населением, в т.ч. через реализацию Концепции "Работа с населением в Центральном административном округе города Москвы" и создание Окружного центра по работе с населением; 7.3.3. Развитие и совершенствование деятельности Общественного совета округа и дальнейшее совершенствование деятельности общественных советов на уровне районов округа; 7.3.4. Развитие системы Интеллект-центров на базе библиотек округа, создание центров общественного доступа в районах округа и создание центров по работе с населением; 7.3.5. Расширение перечня официальных документов и услуг, выдаваемых (оказываемых) в режиме "одного окна" префектурой и управами районов, сокращение сроков подготовки документов, снижение средних нормативных затрат времени на подготовку документов, увеличение количества документов и услуг, предоставляемых в режиме "одного окна" с использованием электронных каналов связи; 7.3.6. Создание центров обслуживания населения, работающих в режиме "одного окна" в Окружном и районных Центрах по работе с населением и организациями. Оснащение данных центров всем необходимым для полноценного обслуживания всех групп граждан, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; 7.3.7. Обучение активистов локальных сообществ для построения эффективного взаимодействия с населением, подготовку профессиональных кадров для органов власти, позволяющих оказывать поддержку реализации программ города на местах; 7.3.8. Стимулирование создания ТСЖ и передачу им функций выбора способа управления жилыми домами, проведение разъяснительной и пропагандистской работы среди жителей, используя СМИ округа, ГУП города Москвы "Центр поддержки объединений жителей" и некоммерческого партнерства "Клуб ТСЖ", формирование системы контроля деятельности управляющих компаний в жилищном секторе; 7.3.9. Инициирование и поддержку (информационная, организационная) самоорганизации населения округа в локальные сообщества по конкретным проблемам развития округа, включение этих сообществ в процесс выработки крупнейших градостроительных решений на территории ЦАО; 7.3.10. Проведение информационно-разъяснительной работы со всеми целевыми аудиториями в отношении особенностей структуры управления округом и взаимодействия окружного, городского и федерального уровня власти на территории округа. Выполнение данной системы задач и программных мероприятий по направлению "Эффективное управление и самоуправление" позволит достичь в рамках Концепции следующих результатов: - повысить эффективность использования экономического потенциала государственного и муниципального имущества; - повысить качество работы ведущих отраслей городского хозяйства, а также органов государственной власти и местного самоуправления; - обновить жилой и нежилой фонд округа за счет средств, полученных от сдачи в аренду помещений; - обеспечить реализацию социально-значимых проектов для целевых социальных групп населения, активное вовлечение населения в процесс их реализации; - упростить процесс рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти; - повысить качество работы госслужащих в целом за счет повышения его квалификации и формализации административных процессов. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ В соответствии с п. 2.2.1.5 "Положения о префектуре административного округа города Москвы" (приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП), разработанный проект Концепции представляется на утверждение Правительству Москвы. По итогам рассмотрения проекта Концепции Правительством Москвы, ее доработки с учетом поступивших замечаний и предложений, одобренная Правительством Москвы Концепция публикуется и представляется для широкого общественного обсуждения. Общественное обсуждение Концепции проводится с учетом и с целью реализации принципов развития ЦАО в интересах всего города, обеспечения баланса интересов всех сообществ округа, а также обеспечения постоянной обратной связи и совместной с обществом реализации Концепции в целях укрепления социальной интеграции. В этой связи, широкое общественное обсуждение Концепции проводится как с постоянным населением, так и с "дневным" населением округа, включая участие в нем представителей политических партий, общественных, ветеранских, молодежных организаций, профессиональных союзов, бизнес - сообщества, местного самоуправления. Помимо проведения соответствующих конференций, круглых столов, брифингов и иных отдельных мероприятий по обсуждению Концепции, данная работа организуется в рамках информационной политики префектуры ЦАО, взаимодействия с городскими и окружными СМИ по информированию населения, деятельности Окружного и районных центров по работе с населением, а также приема населения префектом и заместителями префекта ЦАО, работы телефона прямой связи префектуры ЦАО с жителями округа. Обобщение результатов общественного обсуждения Концепции проводится в рамках работы Управ районов, Совета директоров ЦАО, некоммерческого партнерства "Клуб ТСЖ", Общественного Совета ЦАО. Подведение итогов общественного обсуждения Концепции и обсуждение его обобщенных результатов проводится на специальном заседании Коллегии префектуры ЦАО. По итогам заседания Коллегии префектуры ЦАО принимается решение об учете итогов и предложений общественного обсуждения Концепции в дальнейшей работе по ее реализации. В частности, результаты и предложения общественного обсуждения Концепции учитываются префектурой ЦАО при разработке Плана реализации Концепции, а также при разработке и реализации ежегодных программ социально-экономического развития Центрального административного округа города Москвы, в том числе и с учетом последующего перехода к разработке соответствующих программ социально-экономического развития административных округов на трехлетний период на основании принимаемых на уровне Правительства Москвы решений по поэтапному переходу на принципы среднесрочного планирования социально-экономического развития административных округов города Москвы. При разработке Плана реализации Концепции префектура ЦАО осуществляет планирование этапов и системы мероприятий по реализации Концепции, а также, в случае необходимости, формирует предложения по разработке и реализации комплексных городских и окружных программ по реализации отдельных целей и (или) групп задач Концепции (например, программа развития транспортной инфраструктуры центра Москвы и реализации новой транспортной стратегии Москвы, программа комплексного развития рек центра Москвы и т.д.). Материалы и предложения Концепции используются при актуализации Генерального плана развития города Москвы, разработке Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, разработке и корректировке городских целевых программ, нормативных правовых документов и проектов законов города Москвы, касающихся развития Центрального административного округа города Москвы, а также при формировании прогнозов социально-экономического развития города. При разработке и выполнении Плана реализации Концепции осуществляется взаимодействие с комплексами городского управления, департаментами, комитетами и управлениями города Москвы, с федеральными учреждениями, а также с органами местного самоуправления, общественными организациями и сообществами ЦАО. Для этого в составе префектуры ЦАО также формируются рабочие группы по отдельным приоритетным направлениям реализации и (или) по группам задач Концепции. Рабочие группы формируются из специалистов префектуры, представителей управ районов, представителей местного самоуправления и общественности, экспертного сообщества, с участием, по согласованию, представителей городских органов власти и управления, депутатов Московской городской Думы. Деятельность указанных рабочих групп призвана обеспечивать в текущем режиме отслеживание и оценку хода реализации Концепции в целом и отдельных этапов Плана реализации Концепции, обсуждение и подготовку предложений по актуализации отдельных направлений и (или) задач Концепции. Ход и результаты реализации Концепции также не реже чем раз в полгода рассматриваются коллегией префектуры ЦАО и не реже чем раз в год - Советом директоров и Общественным Советом ЦАО. Результаты каждого этапа реализации Концепции подлежат коллегиальному рассмотрению с участием комплексов городского управления, департаментов, комитетов и управлений города Москвы, являющихся соисполнителями планируемых мероприятий. Рассмотрение и оценка хода и результатов реализации Концепции осуществляется на основе разрабатываемых на уровне Правительства Москвы системы объективных показателей и методики оценки эффективности деятельности территориальных органов исполнительной власти по выполнению программ социально-экономического развития административных округов города Москвы, а также методики проведения оценки результативности и эффективности бюджетных расходов, направленных на финансирование данных программ. В ходе реализации Концепции и выполнения плана реализации Концепции обеспечивается постоянная обратная связь с населением и сообществами ЦАО, проводится общественная экспертиза и оценка планируемых действий, принимаемых решений и достигаемых результатов. Рабочая группа префектуры ЦАО по реализации и актуализации Концепции осуществляет текущее взаимодействие с населением и сообществами ЦАО по вопросам реализации Концепции через Окружной и районные центры по работе с населением. Префектура ЦАО также обеспечивает текущее взаимодействие с населением и сообществами ЦАО по вопросам реализации Концепции через публикацию материалов о реализации концепции в окружных и городских СМИ, направляет их для обсуждения в Московскую Федерацию профсоюзов и в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Ежегодно на основе результатов социологических опросов мнения жителей и сообществ ЦАО проводится мониторинг оценки москвичами эффективности и результативности реализации задач и мероприятий Концепции, уровня удовлетворенности москвичами динамикой развития ЦАО. Данные указанных социологических исследований используются в рамках системы показателей и методики оценки эффективности деятельности территориальных органов исполнительной власти по выполнению Программ социально-экономического развития административных округов города Москвы, а также используются префектурой ЦАО для актуализации Концепции. По итогам реализации Концепции предусматривается оценка общих результатов выполнения Концепции и достижения поставленных целей с одновременной разработкой концепции и программ развития округа на очередной пятилетний период. Одновременно допускается, что на основе промежуточных результатов реализации Концепции может быть проведена ее актуализация на период до 2015 года. |