О НАПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ БАНКАМ И ИНЫМ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЧЕТОВ ЛИЦ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ, ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 02.07.98 14-11/4907

                  О НАПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
     ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ БАНКАМ И ИНЫМ КРЕДИТНЫМ
        ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЧЕТОВ ЛИЦ,
             ПРИВЛЕЧЕННЫХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
                  ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ, ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                            2 июля 1998 г.
                             N 14-11/4907

                                (НЦПИ)


     В Региональное таможенное  управление  по  борьбе  с  таможенными
правонарушениями  из таможенных органов поступают запросы,  касающиеся
неисполнения  кредитными   организациями   инкассовых   поручений   на
бесспорное   списание  штрафов,  налагаемых  за  нарушения  таможенных
правил. Возвращение постановлений о наложении взыскания без исполнения
кредитные организации аргументируют следующим:
     1. Постановлением Правительства Российской Федерации от  12.07.96
N  801  "О бесспорном списании пеней и штрафов,  взимаемых таможенными
органами  Российской  Федерации"  был  утвержден  Порядок  бесспорного
списания  пеней  и штрафов,  взимаемых таможенными органами Российской
Федерации  (далее  -  Порядок),  установленный  во  исполнение   Указа
Президента  Российской  Федерации  от 21.07.95 N 746 "О первоочередных
мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации" и в
соответствии  с  Таможенным  кодексом  Российской  Федерации и Законом
Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации".
     2. Конституционный Суд  Российской  Федерации  Постановлением  от
17.12.96  N  20-П  "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3
части первой статьи 11 Закона Российской Федерации  от  24  июня  1993
года   "О   федеральных   органах   налоговой   полиции"   признал  не
соответствующим  Конституции  Российской  Федерации   "...   положения
пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24
июня  1993   года   "О   федеральных   органах   налоговой   полиции",
предоставляющие   федеральным   органам  налоговой  полиции  право  на
основании статьи 7 (пункты 8 и 9) и статьи 8 Закона РСФСР от 21  марта
1991  года  "О  государственной  налоговой  службе  РСФСР" и статьи 13
Закона Российской Федерации  от  27  декабря  1991  года  "Об  основах
налоговой  системы  в  Российской  Федерации"  производить взыскание с
юридических  лиц  сумм  штрафов,  также  всей  суммы   сокрытого   или
заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия...".
     3. В  пункте  2  Определения  Конституционного  Суда   Российской
Федерации  от  06.11.97  N  111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению
запроса   арбитражного   суда   Архангельской   области   о   проверке
конституционности  положений  статьи 13 Закона Российской Федерации от
27 декабря 1991  года  "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации"  указано,  что вопрос о соответствии Конституции Российской
Федерации статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах  налоговой
системы  в  Российской Федерации" по существу разрешен Конституционным
Судом Российской Федерации  в  Постановлении  от  17.12.96,  "проверке
подвергались  одновременно нормы трех законов,  что подтверждается как
мотивировочной,  так и резолютивной  частью  Постановления,  и  потому
выводы   Конституционного   Суда   Российской  Федерации  относительно
бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм  штрафов  и  иных
санкций  распространяется  и  на положения статьи 13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     На основании изложенного, кредитными организациями делается вывод
о  невозможности  применения  положений  Постановления   Правительства
Российской   Федерации   от   12.07.96  N  801  и  утвержденного  этим
Постановлением Порядка,  касающихся бесспорного  порядка  взыскания  с
юридических  лиц  сумм  штрафов  и  иных  санкций,  и,  следовательно,
невозможности исполнения кредитными организациями инкассовых поручений
на  бесспорное  списание  штрафов,  налагаемых за нарушения таможенных
правил.
     В связи   со   сложившейся   ситуацией   Региональное  таможенное
управление по борьбе с таможенными правонарушениями разъясняет:
     1. Шестого  ноября  1997 года вступил в силу Федеральный закон от
21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"  (далее  -
Закон).  Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения
судебных актов судов общей юрисдикции и  арбитражных  судов  (далее  -
судебные   акты),   а   также   актов   других  органов,  которым  при
осуществлении установленных  законом  полномочий  предоставлено  право
возлагать  на граждан,  организации и бюджеты всех уровней обязанности
по передаче  другим  гражданам,  организациям  или  в  соответствующие
бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу
определенных действий или  воздержанию  от  совершения  этих  действий
(статья 1 Закона).
     2. Статьей 2 Закона определено,  что законодательство  Российской
Федерации   об   исполнительном   производстве   состоит   из  Закона,
федерального закона о судебных приставах и иных  федеральных  законов,
регулирующих  условия  и  порядок  принудительного исполнения судебных
актов  и  актов  других  органов.  Следовательно,  Таможенный   кодекс
Российской  Федерации  (далее  - ТК России),  регламентирующий вопросы
исполнения постановлений таможенного  органа  Российской  Федерации  о
наложении   взыскания   за   нарушение   таможенных  правил  (далее  -
постановление   таможенного    органа    о    наложении    взыскания),
рассматривается  (в  части,  не  противоречащей  Закону) как составная
часть  законодательства   Российской   Федерации   об   исполнительном
производстве.
     3. Органами принудительного исполнения  судебных  актов  и  актов
других   органов  в  Российской  Федерации  являются  служба  судебных
приставов (далее  -  служба  судебных  приставов)  и  службы  судебных
приставов  органов  юстиции  субъектов  Российской  Федерации (далее -
службы  судебных   приставов).   Закон   предусматривает   возможность
исполнения   требований   судебных   актов   и  актов  других  органов
субъектами,  не являющимися  органами  принудительного  исполнения,  а
именно:
     - налоговыми органами,  банками и иными кредитными  организациями
исполняются  требования  судебных  актов  и  актов  других  органов  о
взыскании денежных  средств  в  случаях,  предусмотренных  федеральным
законом;
     - другими  органами,   организациями,   должностными   лицами   и
гражданами  исполняются  требования  судебных  актов  и  актов  других
органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
     Поскольку часть   2   статьи   378   ТК   России  предусматривает
возможность обращения к исполнению постановлений о наложении взыскания
таможенными  органами,  последние  являются субъектами исполнительного
производства, правомочными совершать исполнительные действия.
     4. Перечень  исполнительных  документов  содержится  в  статье  7
Закона. В соответствии с пунктом шестым указанной статьи постановления
органов   (должностных  лиц),  уполномоченных  рассматривать  дела  об
административных правонарушениях,  к которым  относятся  постановления
таможенных   органов   Российской  Федерации  о  наложении  взыскания,
являются исполнительными документами.
     5. Статья 6 Закона регламентирует порядок обращения взыскателем к
исполнению  исполнительных   документов,   содержащих   требования   о
взыскании  с  должника  денежных  средств  (применительно к таможенным
органам такими  постановлениями  являются  постановления  о  наложении
взыскания  в  виде  штрафа  и  в  виде  взыскания  стоимости товаров и
транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения
таможенных  правил,  товаров  и  транспортных  средств  со  специально
изготовленными  тайниками,  использованными  для   перемещения   через
таможенную   границу   Российской  Федерации  с  сокрытием  предметов,
являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил).
     Непосредственно в    банк    или   иную   кредитную   организацию
исполнительный документ,  содержащий требования о  взыскании  денежных
средств,   направляется   в   случаях,  когда  взыскатель  располагает
сведениями не только об  имеющихся  в  кредитных  организациях  счетах
должника  - лица,  привлеченного к ответственности,  но и о наличии на
счетах   денежных   средств   (судебному   приставу   -    исполнителю
исполнительный  документ  направляется в случаях,  когда взыскатель не
располагает сведениями об имеющихся  в  кредитной  организации  счетах
должника  либо  о наличии на таких счетах денежных средств).  При этом
Закон возлагает на кредитную организацию,  осуществляющую обслуживание
счетов должника,  обязанность по исполнению требований, содержащихся в
исполнительном документе,  -  в  трехдневный  срок  со  дня  получения
исполнительного     документа    кредитная    организация    совершает
исполнительные действия либо делает отметку  о  полном  или  частичном
неисполнении  требований  в  связи  с  отсутствием  на счетах должника
денежных   средств,   достаточных   для   удовлетворения    требований
взыскателя.   Неисполнение  содержащихся  в  исполнительном  документе
требований является основанием для наложения  судом  общей  юрисдикции
или  арбитражным судом на банк или иную кредитную организацию штрафа в
порядке и размере, определенных федеральным законом <*>.
--------------------------------
     <*> В соответствии с  частью  1  статьи  86  Закона  неисполнение
требований,   содержащихся  в  исполнительном  документе  о  взыскании
денежных средств с должника,  банком или иной кредитной  организацией,
осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им
исполнительного документа  при  наличии  денежных  средств  на  счетах
должника является основанием для наложения судом на указанный банк или
иную кредитную организацию штрафа в размере 50%  от суммы,  подлежащей
взысканию.

     Таким образом, таможенные органы Российской Федерации, являющиеся
субъектами исполнительного производства,  в соответствии  с  частью  1
статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" наделены
правом  направления   в   банк   или   иную   кредитную   организацию,
осуществляющие    обслуживание    счетов   должника,   исполнительного
документа,  содержащего  требования  о  взыскании   денежных   средств
(постановления  о  наложении  взыскания  в  виде штрафа либо взыскания
стоимости товаров и транспортных средств), для исполнения.
     В соответствии  с  частью  2  статьи  6 Закона "Об исполнительном
производстве"   такая   кредитная   организация   обязана    исполнить
содержащиеся  в  исполнительном  документе  требования  (либо  сделать
отметку о полном или частичном  неисполнении  указанных  требований  в
связи  с отсутствием на счетах должника денежных средств,  достаточных
для удовлетворения требований взыскателя).
     Неисполнение банком     или    иной    кредитной    организацией,
осуществляющими обслуживание счетов должника, требований, содержащихся
в исполнительном документе, является основанием для наложения на такую
кредитную  организацию  штрафа  в  порядке  и  размере,   определенных
федеральным законом.

     Начальник Управления
                                                        М.В. ВАНИН