О НАПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ БАНКАМ И ИНЫМ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЧЕТОВ ЛИЦ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ, ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 2 июля 1998 г. N 14-11/4907 (НЦПИ) В Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями из таможенных органов поступают запросы, касающиеся неисполнения кредитными организациями инкассовых поручений на бесспорное списание штрафов, налагаемых за нарушения таможенных правил. Возвращение постановлений о наложении взыскания без исполнения кредитные организации аргументируют следующим: 1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 801 "О бесспорном списании пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации" был утвержден Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации (далее - Порядок), установленный во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.95 N 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации" и в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". 2. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" признал не соответствующим Конституции Российской Федерации "... положения пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании статьи 7 (пункты 8 и 9) и статьи 8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года "О государственной налоговой службе РСФСР" и статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия...". 3. В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97 N 111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда Архангельской области о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указано, что вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" по существу разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17.12.96, "проверке подвергались одновременно нормы трех законов, что подтверждается как мотивировочной, так и резолютивной частью Постановления, и потому выводы Конституционного Суда Российской Федерации относительно бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций распространяется и на положения статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". На основании изложенного, кредитными организациями делается вывод о невозможности применения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 801 и утвержденного этим Постановлением Порядка, касающихся бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций, и, следовательно, невозможности исполнения кредитными организациями инкассовых поручений на бесспорное списание штрафов, налагаемых за нарушения таможенных правил. В связи со сложившейся ситуацией Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями разъясняет: 1. Шестого ноября 1997 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон). Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (статья 1 Закона). 2. Статьей 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из Закона, федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Следовательно, Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК России), регламентирующий вопросы исполнения постановлений таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил (далее - постановление таможенного органа о наложении взыскания), рассматривается (в части, не противоречащей Закону) как составная часть законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. 3. Органами принудительного исполнения судебных актов и актов других органов в Российской Федерации являются служба судебных приставов (далее - служба судебных приставов) и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов). Закон предусматривает возможность исполнения требований судебных актов и актов других органов субъектами, не являющимися органами принудительного исполнения, а именно: - налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями исполняются требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств в случаях, предусмотренных федеральным законом; - другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами исполняются требования судебных актов и актов других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Поскольку часть 2 статьи 378 ТК России предусматривает возможность обращения к исполнению постановлений о наложении взыскания таможенными органами, последние являются субъектами исполнительного производства, правомочными совершать исполнительные действия. 4. Перечень исполнительных документов содержится в статье 7 Закона. В соответствии с пунктом шестым указанной статьи постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, к которым относятся постановления таможенных органов Российской Федерации о наложении взыскания, являются исполнительными документами. 5. Статья 6 Закона регламентирует порядок обращения взыскателем к исполнению исполнительных документов, содержащих требования о взыскании с должника денежных средств (применительно к таможенным органам такими постановлениями являются постановления о наложении взыскания в виде штрафа и в виде взыскания стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил). Непосредственно в банк или иную кредитную организацию исполнительный документ, содержащий требования о взыскании денежных средств, направляется в случаях, когда взыскатель располагает сведениями не только об имеющихся в кредитных организациях счетах должника - лица, привлеченного к ответственности, но и о наличии на счетах денежных средств (судебному приставу - исполнителю исполнительный документ направляется в случаях, когда взыскатель не располагает сведениями об имеющихся в кредитной организации счетах должника либо о наличии на таких счетах денежных средств). При этом Закон возлагает на кредитную организацию, осуществляющую обслуживание счетов должника, обязанность по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, - в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа кредитная организация совершает исполнительные действия либо делает отметку о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом <*>. -------------------------------- <*> В соответствии с частью 1 статьи 86 Закона неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счетах должника является основанием для наложения судом на указанный банк или иную кредитную организацию штрафа в размере 50% от суммы, подлежащей взысканию. Таким образом, таможенные органы Российской Федерации, являющиеся субъектами исполнительного производства, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" наделены правом направления в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств (постановления о наложении взыскания в виде штрафа либо взыскания стоимости товаров и транспортных средств), для исполнения. В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона "Об исполнительном производстве" такая кредитная организация обязана исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования (либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя). Неисполнение банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, требований, содержащихся в исполнительном документе, является основанием для наложения на такую кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом. Начальник Управления М.В. ВАНИН |