О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОЗДАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ РЕШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 23 мая 2007 г. (Д) Приложение к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 129 Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации отмечает, что Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами, участвующими в эксперименте, проведена работа по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" (далее - Постановление). Итоги эксперимента за 2006 год, в целом, являются положительными. Росрегистрацией были осуществлены мероприятия, необходимые для создания и организации деятельности государственных юридических бюро (далее также - бюро). В том числе были утверждены уставы бюро, сформирован кадровый состав, произведена государственная регистрация бюро в качестве юридических лиц, утверждены необходимые формы документов, подобраны и оборудованы помещения, проведена работа по освещению хода эксперимента в средствах массовой информации. С 1 января 2006 г. бюро действуют в 10 субъектах Российской Федерации, определенных Постановлением: Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской, Ульяновской областях. Помощь, оказываемая бюро, востребована населением. Несмотря на то что деятельность бюро осуществляется на территории лишь отдельных районов вышеназванных субъектов Российской Федерации, в течение 2006 года 123 работниками государственных юридических бюро оказана бесплатная юридическая помощь почти 22 тысячам малоимущих граждан. В основном это пенсионеры, инвалиды, безработные, работники бюджетной сферы. Благодаря помощи бюро решались, в том числе в судебном порядке, проблемы малоимущих граждан, которые в течение многих лет оставались неразрешенными. Деятельность бюро получила высокую оценку со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых проводится эксперимент. По мнению указанных органов, деятельность бюро необходимо продолжить на постоянной основе. Также следует отметить финансово-экономическую обоснованность проведения эксперимента. За год деятельности работниками бюро дано 8644 устных и 1876 письменных консультаций, составлено 4364 документа правового характера (в числе которых - исковые заявления, кассационные жалобы, ходатайства, договоры, заявления в различные органы и организации), принято участие в рассмотрении в судах 1067 гражданских дел, в 121 случае работники бюро представляли интересы граждан в органах местного самоуправления и различных организациях. При этом необходимо учитывать, что даже самый недорогой вид помощи, такой как устная консультация, лицами и организациями, оказывающими юридические услуги на платной основе, оценивается, как правило, в несколько сотен рублей, представительство же в суде первой инстанции - в среднем не менее десяти тысяч рублей. С учетом изложенного коллегия полагает, что при сохранении уже действующих государственных юридических бюро целесообразно создание таких же бюро и в других субъектах Российской Федерации. В то же время коллегия считает, что государственные юридические бюро могут быть только частью единой государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Другими составляющими этой системы должны в полном объеме стать адвокаты и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время законодательством предусмотрен ряд полномочий этих органов и адвокатского сообщества в области оказания бесплатной юридической помощи, однако они сформулированы таким образом, что указанная помощь по вопросам, не связанным с уголовным процессом, оказывается в недостаточных объемах. Право на оказание бесплатной юридической помощи предусмотрено законодательством только для отдельных категорий малоимущих граждан по ограниченному кругу вопросов. Федеральной регистрационной службой была проанализирована практика реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и адвокатскими палатами полномочий по вопросам оказания бесплатной юридической помощи, возложенных на них законодательством. Указанный анализ показал, что в ряде субъектов Российской Федерации не принято ни одного нормативного правового акта по вопросам бесплатной юридической помощи, которые должны быть приняты в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Закон N 184-ФЗ) и от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее также - Закон об адвокатуре). В большинстве субъектов Российской Федерации, где указанные нормативные правовые акты приняты, они практически не действуют, поскольку либо не предусмотрен механизм их реализации, либо в бюджетах субъектов Российской Федерации нет средств на их исполнение. Также следует отметить недостаточную численность адвокатов в большинстве судебных районов, их сосредоточенность в столицах и других крупных городах. Такая ситуация обусловлена коллизиями и непроработанностью норм, регулирующих вопросы оказания бесплатной юридической помощи. Коллегия полагает, что государственная система оказания бесплатной юридической помощи по вопросам, не связанным с уголовным процессом, должна формироваться исходя из следующих основных моментов. Всем малоимущим гражданам должны бесплатно оказываться все виды юридической помощи по вопросам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. Устные консультации могут оказываться определенным категориям граждан (например, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам 1 и 2 групп, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости) вне зависимости от уровня их дохода с учетом социального статуса. Юридическую помощь всем вышеуказанным категориям граждан должны оказывать и адвокаты, и работники государственных юридических бюро без разделения компетенции. При этом нормативно-правовое регулирование и финансирование деятельности госюрбюро должны осуществляться на федеральном уровне, а адвокатской деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи - на уровне субъектов Российской Федерации. Такой принцип позволит равномерно распределить нагрузку между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Нормы, регламентирующие полномочия субъектов Российской Федерации и адвокатских палат в сфере оказания правовой помощи, которые в настоящее время содержат множество пробелов и коллизий, должны быть четко сформулированы. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, следует отнести оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, установление порядка этих выплат, а также материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридических консультаций. На советы адвокатских палат необходимо возложить определение порядка оказания адвокатами бесплатной юридической помощи. В отношении государственных юридических бюро коллегия полагает, что действующая система себя оправдала, ее следует развивать на тех же принципах, на которых она функционирует в настоящее время, а именно: государственные юридические бюро должны создаваться Правительством Российской Федерации в качестве федеральных государственных учреждений, деятельность которых координируется, регулируется и контролируется Федеральной регистрационной службой. В субъекте Российской Федерации должно действовать одно государственное юридическое бюро с сетью его подразделений, при этом бюро должны создаваться в тех субъектах Российской Федерации и в тех районах, где количество адвокатов недостаточно для того, чтобы обеспечить получение бесплатной юридической помощи всем категориям граждан, имеющих на это право. Коллегия полагает, что с 2008 года государственные юридические бюро должны действовать во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. С учетом имеющейся тенденции объединения регионов целесообразно создать по одному бюро на территории таких субъектов Российской Федерации, как Хабаровский край и Еврейская автономная область; Архангельская область и Ненецкий автономный округ; Магаданская область и Чукотский автономный округ; Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ; Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ. Таким образом, следует на постоянной основе продолжить деятельность 10 действующих и к 2008 году создать 66 новых государственных юридических бюро. Поскольку в процессе создания бюро необходимо решать вопросы подбора кадров, помещений, оснащения бюро, принятия нормативных актов субъектов Российской Федерации, определяющих порядок выдачи малоимущим гражданам справок о среднедушевом доходе, и другие организационные вопросы, коллегия полагает, что подразделения бюро должны создаваться поэтапно в течение 2008 - 2010 годов, в первую очередь в тех районах, в которых ситуация с оказанием юридической помощи на протяжении ряда лет остается крайне напряженной. Коллегия считает, что реализация указанных предложений потребует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы", а также принятия постановления Правительства Российской Федерации о создании государственных юридических бюро. Коллегия решила: 1. Признать положительными итоги деятельности государственных юридических бюро по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам за 2006 г. 2. Признать целесообразным создание системы оказания бесплатной юридической помощи, предусматривающей равноценное участие в этой деятельности государственных юридических бюро, адвокатов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Федеральной регистрационной службе (Васильев С.В.) до 5 июля 2007 г.: 3.1. Представить в Министерство юстиции Российской Федерации информацию о результатах деятельности государственных юридических бюро по состоянию на 30 июня 2007 г. 3.2. Представить в Министерство юстиции Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по внесению изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы", а также проект постановления Правительства Российской Федерации о создании государственных юридических бюро, подготовленные с учетом предложений, одобренных коллегией. 4. Департаменту правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб (Яковлев Ю.П.) совместно с Департаментом ресурсного обеспечения (Демидов В.В.) до 10 июля 2007 г. подготовить предложения в Правительство Российской Федерации с проектом доклада Президенту Российской Федерации "О формировании системы оказания бесплатной юридической помощи". 5. Федеральной регистрационной службе (Васильев С.В.) до 5 июня 2007 г. направить полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах письма о содействии в принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, обеспечивающих реальную защиту прав и законных интересов малоимущих граждан. 6. Руководителям управлений Минюста России по федеральным округам обеспечить сопровождение рассмотрения в аппаратах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах писем Росрегистрации о содействии в принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, обеспечивающих реальную защиту прав и законных интересов малоимущих граждан. 7. Федеральной регистрационной службе (Васильев С.В.) совместно с Департаментом государственной службы и кадров (Полякова В.Л.) рассмотреть вопросы организации практики студентов ведущих высших учебных заведений в государственных юридических бюро. Председательствующий на коллегии, и.о. Министра А.Н.САВЕНКОВ 23 мая 2007 г. |