О СОГЛАСОВАНИИ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ И ИХ ОХРАННЫХ ЗОН ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 16 августа 2007 г. N 258 (Д) В целях организации контроля и надзора за соблюдением режима особой охраны территорий национальных парков и их охранных зон, исполнения пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, приказываю: 1. Согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территориях национальных парков и их охранных зон, осуществлять при условии соблюдения хозяйствующими субъектами режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на указанных территориях, установленных в соответствии с законодательством. 2. Оформлять гарантии соблюдения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на указанных территориях, соглашениями, заключаемыми с хозяйствующими субъектами при осуществлении ими конкретных видов социально-экономической деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон. 3. Директорам национальных парков: осуществлять подготовку и оформление соглашений о социально-экономической деятельности с хозяйствующими субъектами, находящимися на территориях национальных парков и их охранных зон (далее - соглашения); при подготовке соглашений придерживаться примерной формы соглашения о социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласно приложению 1 с учетом специфики национальных парков и социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов; представлять заключенные соглашения на утверждение в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования; до 25 декабря 2007 года обобщить, систематизировать и представить в Управление особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения сведения о хозяйствующих субъектах, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, по форме согласно приложениям 2 и 3. 4. Управлению особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения (Степаницкий В.Б.): осуществлять методическое сопровождение процедуры подготовки и оформления соглашений; вести учетную регистрацию оформленных соглашений. 5. Руководителям управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации осуществлять, с участием дирекций национальных парков, полномочия по согласованию проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях национальных парков и их охранных зон, и обеспечить учетную регистрацию указанных согласований. 6. Признать утратившим силу Приказ Росприроднадзора от 21.06.2005 N 125 "Об организации работ по согласованию вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов и проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях национальных парков и их охранных зон". 7. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой. Руководитель С.И.САЙ 16 августа 2007 г. N 258 Приложение 1 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 августа 2007 года N 258 Утверждаю Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования С.И.САЙ "--" ------ 20-- года ПРИМЕРНАЯ ФОРМА Соглашения о социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны ------------------------- "--" ------- 20-- года (место подписания) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Соглашение составлено и подписано в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ). 1.2. Участниками (сторонами) настоящего Соглашения являются: (полное наименование национального парка (сокращенное наименование национального парка), действующее на основании Положения, именуемое в дальнейшем "Национальный парк"; (полное наименование (сокращенное наименование) хозяйствующего субъекта), действующий на основании Устава, именуемый в дальнейшем "Природопользователь". 1.3. Объект регулирования: (описание деятельности, подлежащей согласованию, с кратким описанием местонахождения объекта, с указанием права владения (пользования) объектом и документов, подтверждающих это право). 1.4. Предмет регулирования: обеспечение охраны природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия; сохранение объектов историко-культурного наследия; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов; содействие развитию рекреации и экологического туризма. 2. Предмет Соглашения 2.1. Социально-экономическая деятельность Природопользователя в соответствии с п. 1.3 настоящего Соглашения. 2.2. Целевое назначение (разрешенный вид использования) земельного участка: (описание целевого назначения земельного участка по документам). 2.3. Сведения о состоянии земельного участка и природных комплексов приводятся в экологическом паспорте природопользователя, разработанном в соответствии с ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы". Экологический паспорт разрабатывается (срок разработки), тиражируется и утверждается Природопользователем по согласованию с Национальным парком и является частью настоящего Соглашения. 2.4. Уровень допустимой антропогенной нагрузки Природопользователя на окружающую среду определяется Национальным парком в установленном порядке. 2.5. Документы, содержащие показатели допустимой антропогенной нагрузки Природопользователя на окружающую среду, разрабатываются Национальным парком за счет средств Природопользователя, на основании соответствующего договора и в срок, им предусмотренный. Указанные показатели могут быть отражены в экологическом паспорте земельного участка, предусмотренном п. 2.3 настоящего Соглашения. 3. Права и обязанности сторон 3.1. Национальный парк имеет право: осуществлять контроль соблюдения на земельном участке природоохранного и земельного законодательства Российской Федерации, а также условий настоящего Соглашения; предъявлять Природопользователю в установленном порядке иски о возмещении ущерба природным комплексам и объектам на территории национального парка и его охранной зоны; ставить в установленном порядке вопрос о приостановке деятельности Природопользователя и расторжении настоящего Соглашения в случаях несоблюдения Природопользователем условий настоящего Соглашения и неоднократных нарушений природоохранного и земельного законодательства; привлекать Природопользователя к тушению лесных пожаров, а также к ликвидации последствий иных стихийных бедствий; оказывать Природопользователю на договорной основе консультативно-методическую помощь по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. 3.2. Национальный парк не имеет права: вмешиваться в вопросы управления и финансово-хозяйственной деятельности Природопользователя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением. 3.3. Национальный парк обязан: соблюдать конфиденциальность в отношении сведений, которые стали ему известны в результате проводимых мероприятий, если иное не предусмотрено законом. 3.4. Природопользователь имеет право: запрашивать и получать сведения о функциональном зонировании и территориальном планировании Национального парка, установленных режимах и ограничениях в использовании земельных участков на территории, в границах которой осуществляется социально-экономическая деятельность Природопользователя; самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности с учетом требований природоохранного и земельного законодательства. 3.5. Природопользователь обязан: осуществлять свою деятельность и производить работы на земельном участке способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние природных комплексов и объектов, а также в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы; представлять на согласование проектную и иную документацию, связанную с реконструкцией, расширением, капитальным ремонтом и строительством объектов для осуществления своей деятельности; после утверждения проектной и иной документации в недельный срок представлять Национальному парку копию утверждающего документа с необходимыми, по согласованию с Национальным парком, приложениями; соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных и торфяных пожаров - обеспечивать их тушение; соблюдать режим особой охраны и иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Национального парка и его охранной зоны; выполнять предписания должностных лиц Национального парка и государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за свой счет проводить необходимые мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду; не допускать размещения: предметов, материалов, оборудования и объектов (своих и третьих лиц), являющихся источником негативного воздействия на состояние природных комплексов и объектов без согласования с Национальным парком; производственных и/или бытовых отходов в установленных местах сверх согласованных лимитов, а также размещение этих отходов в неустановленных местах; предоставлять Национальному парку по его запросу информацию о соблюдении режима использования и охраны земельного участка и окружающей среды, а также иные сведения, необходимые для реализации полномочий Национального парка; использовать символику и наименование Национального парка при осуществлении рекламы своей деятельности; допускать на объекты Природопользователя представителей Национального парка и должностных лиц Росприроднадзора, предоставлять по их запросу необходимые материалы и документы, связанные с охраной окружающей среды и природопользованием; обеспечивать уборку и вывоз отходов со своего земельного участка, а также с территории Национального парка и его охранной зоны, свободной от прав третьих лиц, расположенной на расстоянии десяти метров от границ указанного земельного участка; изготавливать и устанавливать на своем земельном участке аншлаги (информационные щиты), свидетельствующие о нахождении данного земельного участка в границах Национального парка, согласовывая их количество, дизайн, содержание и место установки с Национальным парком; обеспечивать безопасные условия пребывания посетителей на земельном участке и объектах недвижимости, принадлежащих Природопользователю на праве собственности и/или пользования; возмещать в установленном порядке ущерб, причиненный в результате своей деятельности земельному участку, природным комплексам и объектам. 4. Особые условия Природопользователь несет полную ответственность за все последствия свой деятельности на земельном участке, которые могут причинить Национальному парку ущерб, в том числе по вине как самого Природопользователя, так и уполномоченных им лиц и/или посетителей земельного участка и объектов Природопользователя. 5. Ответственность сторон За нарушение условий настоящего Соглашения Природопользователь и Национальный парк несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Соглашение подлежит утверждению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и вступает в силу с момента утверждения. 6.2. По дополнительному соглашению между Природопользователем и Национальным парком может быть изменен и/или дополнен любой пункт Соглашения. Все изменения и/или дополнения оформляются письменно и имеют силу неотъемлемой части настоящего Соглашения после утверждения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. 6.3. Соглашение в обязательном порядке подлежит изменению и/или дополнению в случае изменения действующего законодательства. 6.4. Для исполнения условий настоящего Соглашения Природопользователь и/или Национальный парк могут привлекать третьих лиц, не нарушая при этом условий настоящего Соглашения, и законных интересов друг друга. 6.5. При реорганизации, ликвидации или изменении организационно-правовой формы сторон права и обязанности по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам. 6.6. При изменении организационно-правовой формы или юридического адреса одной из сторон другая сторона должна быть уведомлена об этом в течение десяти дней. 6.7. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. 7. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон Природопользователь: Национальный парк: 8. Подписи сторон Природопользователь: Национальный парк: (Должность) Директор --------------- (И.О. Фамилия) --------------- (И.О. Фамилия) (подпись) (подпись) МП "--" --------- 20-- г. МП "--" ----------- 20-- г. Приложения: 1. Копии учредительных документов Природопользователя, включая свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество. 2. Экологический паспорт земельного участка. Приложение 2 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 августа 2007 года N 258 СВЕДЕНИЯ о земельных участках, включенных (находящихся) в границы (в границах) национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации ----------------------------------------------------------------------------------------------------- | N |Полное |Местоположение|Площадь |Вид |Право |Наличие объектов|Право | |п/п|наименование|земельного |земельного|использования|пользования|недвижимости на |собственности| | |пользователя|участка |участка |земельного |земельным |земельном |на объект | | |(владельца) |(адресные |(га) |участка |участком |участке |недвижимости | | |земельным |ориентиры) | | | | | | | |участком | | | | | | | |---|------------|--------------|----------|-------------|-----------|----------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание: 1. В графу 2 записывается полное наименование лица - пользователя или владельца земельного участка с указанием его юридического адреса. Если пользователем является населенный пункт, то указывается его название, наименование исполнительного органа, его юридический адрес и телефон. 2. В графу 3 заносятся сведения о местонахождении земельного участка. Если у земельного участка есть юридический адрес, то указывается он. Если земельный участок не имеет адреса, то указывается его местоположение по данным национального парка в соответствии с материалами функционального зонирования территории. Если земельный участок учтен в государственном земельном кадастре, то дополнительно указывается его кадастровый номер. Если земельный участок не учтен в ГЗК, то дополнительно записывается фраза "Сведения в ГЗК отсутствуют". 3. В графе 4 указывается площадь земельного участка в гектарах до тысячной доли гектара. 4. В графе 5 указывается вид использования земельного участка. Если земельный участок стоит на кадастровом учете, то вид использования указывается в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра. Если сведения о земельном участке отсутствуют в ГЗК, то вид использования указывается исходя из деятельности лица. Например: для целей здравоохранения, для целей радиовещания и т.д. 5. В графе 6 указывается вид права на землю. Как правило, это собственность, аренда, сервитут, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, право ограниченного пользования с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих это право. 6. В графе 7 указываются сведения о наличии объектов недвижимости на земельном участке. При этом записывается либо "да", либо "нет". При наличии объектов недвижимости указывается их общее количество. 7. В графе 8 указываются сведения о праве пользования (владения) объектами недвижимости. При этом указывается, оформлены ли эти права или нет. Если права оформлены, то указывается наименование правоудостоверяющего документа и его реквизиты. Приложение 3 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 августа 2007 года N 258 СВЕДЕНИЯ о земельных участках, находящихся в границах охранной зоны национального парка ----------------------------------------------------------------------------------------------------- | N |Полное |Местоположение|Площадь |Вид |Право |Наличие объектов|Право | |п/п|наименование|земельного |земельного|использования|пользования|недвижимости на |собственности| | |пользователя|участка |участка |земельного |земельным |земельном |на объект | | |(владельца) |(адресные |(га) |участка |участком |участке |недвижимости | | |земельным |ориентиры) | | | | | | | |участком | | | | | | | |---|------------|--------------|----------|-------------|-----------|----------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание: 1. В графу 2 записывается полное наименование лица - пользователя или владельца земельного участка с указанием его юридического адреса. Если пользователем является населенный пункт, то указывается его название, наименование исполнительного органа, его юридический адрес и телефон. 2. В графу 3 заносятся сведения о местонахождении земельного участка. Если у земельного участка есть юридический адрес, то указывается он. Если земельный участок не имеет адреса, то указывается его местоположение по данным национального парка в соответствии с материалами функционального зонирования территории. Если земельный участок учтен в государственном земельном кадастре, то дополнительно указывается его кадастровый номер. Если земельный участок не учтен в ГЗК, то дополнительно записывается фраза "Сведения в ГЗК отсутствуют". 3. В графе 4 указывается площадь земельного участка в гектарах до тысячной доли гектара. 4. В графе 5 указывается вид использования земельного участка. Если земельный участок стоит на кадастровом учете, то вид использования указывается в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра. Если сведения о земельном участке отсутствуют в ГЗК, то вид использования указывается исходя из деятельности лица. Например: для целей здравоохранения, для целей радиовещания и т.д. 5. В графе 6 указывается вид права на землю. Как правило, это собственность, аренда, сервитут, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, право ограниченного пользования с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих это право. 6. В графе 7 указываются сведения о наличии объектов недвижимости на земельном участке. При этом записывается либо "да", либо "нет". При наличии объектов недвижимости указывается их общее количество. 7. В графе 8 указываются сведения о праве пользования (владения) объектами недвижимости. При этом указывается, оформлены ли эти права или нет. Если права оформлены, то указывается наименование правоудостоверяющего документа и его реквизиты. |