О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. О ПРИМЕРНОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 28.10.03 18-52-1044ИН/18-

Оглавление

                    О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ
        УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. О ПРИМЕРНОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ
               ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
                          УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          28 октября 2003 г.
                         N 18-52-1044ин/18-28

                                 (Д)


     Министерство   образования  Российской  Федерации  подготовило  и
направляет  для  практического применения "Рекомендации по организации
деятельности  психологической  службы  в  среднем  специальном учебном
заведении"  и  "Примерную  должностную  инструкцию  педагога-психолога
среднего специального учебного заведения".

Первый заместитель Министра
                                                           А.Ф.КИСЕЛЕВ
28 октября 2003 г.
N 18-52-1044ин/18-28


                                                            Приложение

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
          ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
               В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

                          1. Общие положения

     1.1.     Настоящие     Рекомендации    регулируют    деятельность
психологической  службы в среднем специальном учебном заведении (далее
- Психологическая служба).
     1.2.  Психологическая  служба является структурным подразделением
среднего  специального  учебного  заведения,  находящимся в подчинении
директора образовательного учреждения.
     1.3.  В своей деятельности Психологическая служба руководствуется
Конституцией  Российской  Федерации,  Законом Российской Федерации "Об
образовании",    федеральными    законами,   решениями   Правительства
Российской  Федерации  и  органов  управления образованием по вопросам
образования  и  воспитания  студентов,  основными документами о правах
ребенка  и  обязанностях  взрослых  по  отношению к детям (Конвенция о
правах  ребенка,  Международная конвенция о правах и основных свободах
человека),  Положением  о  службе  практической  психологии  в системе
Министерства образования Российской Федерации.
     1.4. Целями Психологической службы являются:
     - обеспечение    психолого-педагогических    условий,    наиболее
благоприятных  для  личностного  развития  каждого  студента в течение
всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;
     - содействие   сохранению  психологического  здоровья  участников
образовательного процесса;
     - осуществление            психологического           обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;
     - содействие  созданию  благоприятного социально-психологического
климата в коллективе среднего специального учебного заведения;
     - оказание  комплексной  социально-психологической поддержки всем
субъектам образовательного процесса.

                   2. Задачи Психологической службы

     Задачами Психологической службы являются:
     - психолого-педагогическое  сопровождение  учебно-воспитательного
процесса;
     - психологическое   сопровождение   социального   и   личностного
развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
     - формирование    у   студентов   способности   к   самопознанию,
саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
     - обеспечение    психологической    поддержки    через   оказание
индивидуальной и групповой психологической помощи;
     - участие  в  разработке  системы  мероприятий,  направленных  на
профилактику нарушений в поведении студентов;
     - психологическое,      консультирование      всех     участников
образовательного процесса;
     - повышение   психолого-педагогической  компетентности  субъектов
образовательного процесса.

     3. Основные направления деятельности Психологической службы

     К   основным  направлениям  деятельности  Психологической  службы
относятся:
     3.1. Психологическая диагностика:
     - изучение   индивидуальных   психологических  особенностей  всех
субъектов    образовательного    процесса,    отслеживание    развития
профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
     - проведение   психолого-педагогической   диагностики  готовности
первокурсников к обучению;
     - выявление   психологических   причин  нарушений  в  обучении  и
развитии, социальной дезадаптации студентов;
     - выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
     - психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
     3.2. Психологическая профилактика (поддержка):
     - оказание  психологической  поддержки  развития личности с целью
сохранения  ее  индивидуальности,  осуществляемой на основе совместной
деятельности  педагога-психолога,  классных руководителей, медицинской
службы и других специалистов;
     - предупреждение возможных девиаций поведения;
     - оказание  психологической  помощи  и  поддержки преподавателям,
мастерам   производственного   обучения  и  студентам,  находящимся  в
состоянии  актуального  стресса,  конфликта,  сильного  эмоционального
переживания;
     - содействие творческому развитию одаренных студентов;
     - оказание  психологической  поддержки  студентам с ограниченными
возможностями здоровья.
     3.3. Психологическая коррекция:
     - оказание   психологической   помощи   и   поддержки  студентам,
преподавателям,  родителям  в  решении  личностных, профессиональных и
других проблем;
     - индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей
в  обучении  студентов,  в том числе, связанных с мотивационной сферой
личности;
     - содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
     - осуществление коррекции асоциального поведения студентов.
     3.4. Психологическое консультирование:
     - психологическое      консультирование      всех      участников
образовательного процесса:
     - консультирование   администрации,   педагогов  и  родителей  по
проблемам индивидуального развития студентов;
     - консультирование  студентов  по  вопросам  обучения,  развития,
проблемам  жизненного  самоопределения,  взаимоотношений с взрослыми и
сверстниками.
     3.5. Психологическое просвещение:
     - повышение психологической компетентности педагогов, студентов и
их родителей;
     - ознакомление    преподавателей    с    основными    возрастными
закономерностями личностного развития студента;
     - популяризация    психологических    знаний    среди   субъектов
образовательного процесса.
     3.6. Организационно-методическая деятельность:
     - подготовка     методических     материалов    для    проведения
психодиагностики    и    разработки   индивидуальных   развивающих   и
психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;
     - участие    в   разработке   новых   методов   психодиагностики,
психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
     - обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
     - подготовка   материалов   к   выступлениям   на   педсоветах  и
производственных совещаниях.

          4. Обеспечение деятельности Психологической службы

     4.1.   Психологическая   служба  работает  в  тесном  контакте  с
администрацией  учебного  заведения, его структурными подразделениями,
кураторами   групп,   преподавателями,   мастерами   производственного
обучения,   а   также  устанавливает  взаимоотношения  с  учреждениями
здравоохранения,   органами   опеки,   органами   внутренних   дел   и
прокуратуры,  общественными  организациями,  работодателями  и другими
субъектами  социального  партнерства, оказывающими средним специальным
учебным   заведениям  помощь  в  воспитании  и  развитии  обучающихся,
воспитанников.
     4.2.   Финансирование   Психологической   службы   осуществляется
органами   управления   образованием,   в  ведении  которых  находятся
образовательные учреждения.
     4.3. Учебно-методическое обеспечение деятельности Психологической
службы  осуществляется  соответствующими  структурными подразделениями
Минобразования России.
     4.4.      Аттестация      педагогов-психологов     осуществляется
аттестационной комиссией среднего специального учебного заведения.
     4.5.   В   состав   Психологической   службы   входят  психологи,
педагоги-психологи из расчета 1 специалист на 250 студентов.
     4.6.   Среднее   специальное   учебное   заведение  разрабатывает
положение о Психологической службе.


                   ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
     ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

                          1. Общие положения

     1.1.   Педагог-психолог   является   работником  образовательного
учреждения   среднего   профессионального   образования,  осуществляет
профессиональную  деятельность, направленную на сохранение, укрепление
и  развитие  психического  и  психологического  здоровья студентов, их
родителей,   преподавателей   и   других  участников  образовательного
процесса.
     1.2.  Педагог-психолог  назначается  приказом  директора учебного
заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или
высшее  педагогическое  образование  с  дополнительной  специальностью
"Психология"     и     непосредственно     подчиняется    руководителю
психологической службы или директору образовательного учреждения.
     1.3.  Педагог-психолог  в  своей  работе опирается на Конституцию
Российской    Федерации;    законы   Российской   Федерации,   решения
Правительства  Российской  Федерации и органов управления образованием
по  вопросам  образования и воспитания студентов; основные документы о
правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция
о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах
человека);  Декларацию  прав  и свобод человека; Федеральный закон "Об
образовании";  Положение  о  службе  практической психологии в системе
Министерства  образования  Российской Федерации, нормативные документы
по   вопросам   обучения  и  воспитания  детей  и  подростков;  основы
законодательства  в  области  охраны  труда  (требования к обеспечению
санитарно-гигиенических  условий  учебного  заведения, правила и нормы
охраны   труда,   техники   безопасности  и  противопожарной  защиты),
здравоохранения,  профориентации, занятости населения и его социальной
защиты.

         2. Требования к знаниям и умениям педагога-психолога

     2.1.    Педагог-психолог    должен   знать:   общую   психологию,
педагогическую  психологию,  общую  педагогику,  психологию личности и
дифференциальную   психологию,   детскую   и   возрастную  психологию,
социальную     психологию,     медицинскую     психологию,     детскую
нейропсихологию,    патопсихологию,    психологию    общения,   основы
психодиагностики,  основы  дефектологии,  основы  психотерапии, основы
сексологии,  основы  психологической  гигиены,  основы профориентации,
психологии   труда,   основы   психологического   консультирования   и
психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.
     2.2.   Педагог-психолог   должен   владеть:   методами  активного
обучения,    социального    психотренинга,    современными    методами
индивидуальной  и  групповой  профконсультации, методами диагностики и
коррекции нормального и аномального развития ребенка.

                  3. Обязанности педагога-психолога

     Педагог-психолог обязан:
     - обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие
личности студентов;
     - по  мере  необходимости  проводить психологическую диагностику,
выявлять   индивидуально-психологические   особенности   студентов  на
протяжении всего периода обучения;
     - оказывать помощь студентам в процессе адаптации;
     - выявлять  и  предупреждать  возможные нарушения в становлении и
развитии     личности    студента    посредством    психопрофилактики,
психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;
     - оказывать   психологическую   помощь   и  поддержку  студентам,
преподавателям,  родителям  в  решении  личностных, профессиональных и
других проблем;
     - участвовать  в  психологической  поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
     - содействовать            формированию            благоприятного
социально-психологического  климата  в  студенческих  и педагогических
коллективах;
     - оказывать  психологическую  помощь  и поддержку преподавателям,
мастерам   производственного   обучения  и  студентам,  находящимся  в
состоянии  актуального  стресса,  конфликта,  сильного  эмоционального
переживания;
     - участвовать  в формировании здоровьесберегающих образовательных
технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в
студенческой среде;
     - содействовать   развитию   профессионально-значимых  качеств  и
социальной зрелости студентов;
     - содействовать  предупреждению  возможных  асоциальных  действий
студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;
     - повышать   психолого-педагогическую  компетентность  педагогов,
студентов   и   их  родителей,  используя  различные  формы  и  методы
пропаганды психологических знаний;
     - участвовать   в   планировании   и   разработке  развивающих  и
психокоррекционных    программ    учебной    деятельности   с   учетом
индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;
     - содействовать творческому развитию одаренных студентов;
     - консультировать   администрацию,   педагогов   и  родителей  по
проблемам индивидуального развития студентов;
     - консультировать   студентов  по  вопросам  обучения,  развития,
проблемам  жизненного  самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками;
     - осуществлять   консультирование   администрации  и  сотрудников
образовательного   учреждения  по  вопросам  использования  достижений
психологии  в  управлении  персоналом  среднего  специального учебного
заведения;
     - осуществлять    профориентационную    работу,    способствующую
самостоятельному  и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их
ценностных ориентаций, способностей, а также жизненных планов;
     - систематически     повышать     собственную    профессиональную
компетентность и квалификацию.

                     5. Права педагога-психолога

     Педагог-психолог имеет право:
     - знакомиться с документацией образовательного учреждения;
     - участвовать  в  работе  педагогического и методического советов
учебного  заведения,  а  также предметных (цикловых) комиссий, вносить
свои  предложения  по  формированию индивидуальной программы адаптации
студентов   в   среднем   специальном   учебном   заведении,  созданию
благоприятного  социально-психологического  климата в педагогическом и
студенческом  коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов
на рынке труда;
     - участвовать   с   правом   совещательного   голоса   в   работе
медико-психолого-педагогических  и др. комиссий по вопросам обучения и
воспитания студентов;
     - сотрудничать  со  специалистами  социальных  служб, медицинских
учреждений,   инспекций  по  делам  несовершеннолетних,  с  субъектами
социального  партнерства  в  вопросах воспитания и развития студентов,
обращаться  с  запросами  в  медицинские  дефектологические  и научные
психологические  учреждения, а также в учреждения городской, районной,
областной психологической службы за помощью и содействием;
     - самостоятельно   выбирать   приоритетные   направления  работы,
учитывая особенности функционирования и развития среднего специального
учебного заведения;
     - самостоятельно   формировать   конкретные   задачи   работы  со
студентами  и  взрослыми,  выбирать  формы  и методы работы, принимать
решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;
     - повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
     - проводить  групповые и индивидуальные социально-психологические
обследования;
     - участвовать  в  преобразовании  образовательной  среды с учетом
особенностей студентов и педагогического коллектива;
     - участвовать в формировании корпоративной культуры;
     - вести   пропаганду   психолого-педагогических  знаний  (лекции,
беседы, выступления);
     - консультировать    администрацию    учебного    заведения    по
психологическому сопровождению управленческой деятельности;
     - выступать   с   обобщением  опыта  своей  работы  в  научных  и
научно-популярных   журналах,  газетах  и  других  средствах  массовой
информации;
     - участвовать   в   разработке  новых  методов  психодиагностики,
психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
     - участвовать   в  работе  молодежных  общественных  объединений,
советов студенческого самоуправления;
     - обращаться  в  центры  профориентации  по вопросам, связанным с
профессиональным самоопределением студентов.

                6. Ответственность педагога-психолога

     Педагог-психолог несет ответственность за:
     - качество     используемых     методических    материалов    для
психодиагностики,  обработку результатов психодиагностики, их анализ и
соответствующее использование;
     - качество   и   конфиденциальность   собранной   информации   об
индивидуально-психологических особенностях студентов и педагогов;
     - создание  условий  для  полноценного развития и самоопределения
студентов,   своевременного   предупреждения   возможных  нарушений  в
становлении и развитии личности;
     - своевременное  и  правильное  оформление,  ведение  и  хранение
документации;
     - за  соблюдение  и  защиту  прав  и  свобод  студентов,  строгое
соблюдение правил этического кодекса практического психолога.
Оглавление