ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ИНЖЕНЕРНУЮ ПОДГОТОВКУ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ЕЙ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ. ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДАННЫХ РАБОТ ВОЗНИКЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРЕМЕНЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ОРГАНОВ ГОСВЛАСТИ, БЕЗ КОТОРЫХ У ОРГАНИЗАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ ДАННЫЕ РАСХОДЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 11 октября 2007 г. N 03-03-06/1/711 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета дополнительных затрат в виде компенсации городу, являющихся условием осуществления деятельности организации по инженерной подготовке незастроенного земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, и сообщает следующее. Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусматривает отраслевых особенностей налогообложения налогом на прибыль доходов и расходов, возникающих в ходе ведения подготовительных и строительных работ. Вследствие этого для указанных налогоплательщиков (инвесторов, застройщиков, заказчиков) применяется общий порядок отражения в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов, установленный гл. 25 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В силу того, что осуществление организацией (застройщиком) указанных дополнительных расходов непосредственно вытекает из условий разрешения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга и связано с деятельностью организации, направленной на получение прибыли, эти расходы в целях налогообложения прибыли признаются экономически обоснованными. В то же время согласно п. 5 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. С учетом этого все затраты по осуществлению инженерной подготовки незастроенного земельного участка, включая дополнительные расходы застройщика, связанные с наличием дополнительных обременений, как расходы капитального характера, формируют первоначальную стоимость объекта строительства. В соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. В целях налогообложения прибыли расходом, связанным с эксплуатацией амортизируемого имущества, признается амортизация, исчисленная в соответствии с положениями ст. ст. 256 - 259 Кодекса. Однако из письма следует, что по завершении строительства объектов, предусмотренных дополнительными обременениями, осуществляется их безвозмездная передача органам государственной власти и органам местного самоуправления. Пунктом 16 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Согласно п. 2 ст. 248 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). Исходя из изложенного, в случае если при осуществлении работ по инженерной подготовке предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления разрешения на разработку проекта планировки земельного участка для последующей комплексной застройки земельного участка), то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы по выполнению работ (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 11 октября 2007 г. N 03-03-06/1/711 |