ФГУП СДАЕТ В АРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЕМУ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ. КУДА ДОЛЖНЫ ПЕРЕЧИСЛЯТЬСЯ СУММЫ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ: НЕПОСРЕДСТВЕННО В БЮДЖЕТ ИЛИ ФГУП? ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НОРМАТИВ ОТЧИСЛЕНИЙ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В ОБЪЕМЕ 100% В БЮДЖЕТ, УСТАНОВЛЕННЫЙ В ПРИЛОЖЕНИИ N 2 К ЗАКОНУ О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД? В КАКОМ ПОРЯДКЕ УЧИТЫВАЮТСЯ СУММЫ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 30 октября 2007 г. N 03-03-06/4/143 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях налогообложения прибыли арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, и сообщает следующее. В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того, указанным Законом установлено, что государственное или муниципальное предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываемым в доходах бюджетов в качестве неналоговых доходов, относятся, в частности, средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. При этом необходимо учитывать, что норматив отчислений неналоговых доходов в объеме 100% в федеральный бюджет, указываемый в Приложении N 2 к федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, устанавливает пропорцию централизации доходов федерального бюджета в аспекте принципа разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней и на налоговые правоотношения не влияет. Таким образом, при заключении договора аренды между организацией и ФГУП арендные платежи должны уплачиваться непосредственно федеральному государственному унитарному предприятию и использоваться последним в соответствии с положениями налогового и бюджетного законодательства. В соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, ФГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 252 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 30 октября 2007 г. N 03-03-06/4/143 |