КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА 2008 - 2011 ГОДЫ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 21 августа 2007 г. (Д) УТВЕРЖДАЮ Директор ФСИН России, государственный советник юстиции 1 класса Ю.И.КАЛИНИН 21 августа 2007 года Социально-экономические и политические изменения, произошедшие за последние годы в России, оказали значительное влияние на сферу взаимодействия ее правоохранительных органов и других общественных институтов со средствами массовой информации (далее - СМИ) и способствовали принятию мер по совершенствованию деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в этом направлении. Раскрывая отдельные недостатки работы уголовно-исполнительной системы, электронные и печатные средства массовой информации являются одновременно и представителями интересов общества по защите прав, свобод и законных интересов граждан. Поэтому взаимодействие со СМИ, как одним из главных каналов связи государства с населением, может существенно облегчить решение целого комплекса задач, стоящих перед ФСИН России. ФСИН России предпринимает в настоящее время определенные шаги в привлечении представителей СМИ и общественных организаций к участию в разработке основных направлений государственной политики в сфере исполнения наказаний, а также повышению правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем кардинальных изменений в организации взаимодействия со СМИ и общественными объединениями не произошло. ФСИН России, обладая достаточными информационными возможностями, не использует их в полной мере для поддержания авторитета, формирования и укрепления положительного образа сотрудников уголовно-исполнительной системы. Некоторые руководители учреждений и органов уголовно-исполнительной системы зачастую игнорируют конструктивную критику СМИ и правозащитных организаций о недостатках и нарушениях в служебной деятельности, не информируют население о принимаемых мерах по устранению имеющихся проблем и негативных явлений. Информационная работа не всегда строится с учетом социальных особенностей, которые характеризуют современное общество, что сводит все действия к простой констатации проведенных организационных и практических мероприятий. Отсутствует системный подход к осуществлению мониторинга и анализа развития событий, прогнозированию информационных угроз в отношении деятельности уголовно-исполнительной системы, принятию своевременных адекватных мер по реагированию на них. Недостаточно освещается в СМИ позитивный опыт деятельности по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, не пропагандируются примеры героизма, профессионализма сотрудников при исполнении служебного долга. Слабо организовано взаимодействие территориальных органов ФСИН России со СМИ. Проведение пресс-конференций, "круглых столов" носит разовый характер, тематические материалы часто не представляют интерес для общественности, некоторые подразделения стараются вообще оградить себя от контактов со СМИ, то есть отсутствует единая информационная политика по информационному сопровождению деятельности территориальных органов ФСИН России. Исходя из этого, возникла необходимость создания более действенных механизмов взаимодействия ФСИН России, УФСИН России по федеральным округам, территориальных органов ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, со СМИ. 1. Общие положения 1.1. Концепция совершенствования взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний со средствами массовой информации на 2008 - 2011 годы представляет собой позицию ФСИН России относительно целей, задач, принципов, направлений совершенствования взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы со СМИ. Концепция исходит из необходимости принятия мер организационно-правового, научно-методического характера, направленных на выработку эффективных подходов к организации прямой и обратной информационной связи с обществом, способствующих максимальному использованию возможностей СМИ в интересах деятельности уголовно-исполнительной системы. 1.2. Взаимодействие территориальных органов ФСИН России со СМИ осуществляется на основе принципов законности, системности, прогнозирования, профессионализма, патриотизма, объективности. Основными участниками данного взаимодействия являются руководство пресс-служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, представители СМИ. 1.3. Правовую основу взаимодействия ФСИН России со средствами массовой информации составляют Конституция Российской Федерации (Российская газета, N 237, 25.12.1993), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, ст. 198, 13.01.1997, Российская газета, N 9, 16.01.1997), Законы Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, N 33, ст. 1316, 19.08.1993), от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, N 7, ст. 300, 13.02.1992), от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 41, стр. 8220 - 8235, 13.10.1997, Российская газета, N 182, 21.09.1993, Российские вести, N 189, 30.09.1993), Федеральные законы от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 29, ст. 2759, 17.07.1995, Российская газета, N 139, 20.07.1995), от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Российская газета, N 165, 29.07.2006, Собрание законодательства Российской Федерации, N 31 (1 ч.), ст. 3448, 31.07.2006, Парламентская газета, N 126 - 127, 03.08.2006), от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Российская газета, N 165, 29.07.2006, Собрание законодательства Российской Федерации, N 31 (1 ч.), ст. 3451, 31.07.2006, Парламентская газета, N 126 - 127, 03.08.2006), Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 42, ст. 4109, 18.10.2004, Российская газета, N 230, 19.10.2004), другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты. 1.4. Настоящая Концепция должна стать основой: выработки эффективных мер организационно-правового, научно-методического характера для органов и учреждений уголовно-исполнительной системы по всем аспектам взаимодействия со средствами массовой информации; организации комплекса мероприятий информационно-пропагандистского характера, противодействующих информационному давлению, направленному на дискредитацию деятельности уголовно-исполнительной системы; подготовки предложений нормативно-правового, научно-методического и организационного характера, направленных на повышение эффективности информационного обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; совершенствования сотрудничества с центральными, региональными и ведомственными СМИ; внедрения новых форм и методов учета и использования внешней информации о деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при разработке мер по совершенствованию их работы; разработки и реализации целевых программ и планов информационного обеспечения УФСИН России по федеральным округам, территориальных органов ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, применительно к направлениям деятельности и особенностям региона. 2. Цели и задачи взаимодействия ФСИН России со СМИ 2.1. Главными целями взаимодействия ФСИН России со СМИ являются: создание эффективных механизмов взаимодействия со СМИ, обеспечивающих успешное выполнение возложенных на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы задач; проведение в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы согласованной политики в области формирования у населения объективной оценки деятельности уголовно-исполнительной системы и создание положительного образа сотрудников УИС, федеральных государственных служащих; распространение достоверной информации о деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, разъяснение государственной политики в сфере исполнения наказаний; повышение уровня взаимного доверия и партнерства между населением и УФСИН России по федеральным округам, территориальных органов ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России. 2.2. Реализация поставленных целей осуществляется путем решения следующих задач: своевременное и объективное информирование граждан о государственной политике в сфере исполнения наказаний; создание адаптированного к современным социальным условиям механизма взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы со СМИ, деятельность которых направлена на формирование правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции; разработка критериев информационной открытости учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и дальнейшее их совершенствование; создание режима творческого партнерства со СМИ в освещении правоохранительной тематики; информационная поддержка освещения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в ведущих центральных и региональных печатных и электронных СМИ; незамедлительное реагирование, в соответствии с законодательством, на материалы, содержащие недостоверные сведения о деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; участие в разработке организационно-правовых механизмов доступа СМИ и граждан к открытой информации о деятельности ФСИН России; формирование открытых информационных ресурсов, повышение эффективности их использования; использование возможностей сети государственных образовательных и научных учреждений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников пресс-служб, осуществляющих взаимодействие со СМИ. 3. Основные направления совершенствования механизма взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний со СМИ и общественными объединениями 3.1. В области организации и управления. Рационально распределяются функции и задачи в пресс-службах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы со СМИ. ФСИН России возлагаются полномочия по координации деятельности пресс-служб в вопросах организации взаимодействия со СМИ, а также участию в определении приоритетных направлений работы в данной сфере. 3.2. В области практических мероприятий по организации взаимодействия со СМИ. Активизируется освещение в СМИ деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе путем оказания содействия СМИ в ведении постоянных рубрик, блоков информации, тематических передач на телевидении и радио, а также использования иных каналов коммуникаций. Осуществляется мониторинг публикуемых материалов СМИ, анализ динамики показателей общественного мнения ведущих социологических служб по ключевым вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Пресс-службами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы готовятся разъяснения по проблемным вопросам, возникающим при взаимодействии со СМИ, а также предоставляется информация по фактам и событиям, вызывающим повышенный общественный интерес. Организуются регулярные выступления в СМИ руководителей и представителей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, готовятся соответствующие видео-, фото-, аудио- и печатные материалы по актуальным проблемам деятельности. Регулярно проводятся пресс-конференции, брифинги, семинары, "круглые столы" с участием сотрудников пресс-служб и руководителей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с представителями СМИ по актуальным вопросам. Расширяется практика размещения актуальной информации на официальных Интернет-сайтах ФСИН России, собственных Интернет-сайтах УФСИН России по федеральным округам, территориальных органов ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, сайтах крупных информационных агентств. Активизируются мероприятия по формированию позитивного мнения о деятельности ФСИН России через положительное освещение работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Привлекаются к установленной законодательством ответственности лица, распространяющие в СМИ заведомо ложную или недостоверную информацию о деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Организуются и проводятся творческие конкурсы среди федеральных и региональных СМИ на лучшее профессиональное освещение деятельности уголовно-исполнительной системы, учреждаются премии для журналистов, объективно и на высоком художественном уровне отражающих деятельность ФСИН России. Активно используется практика заключения договоров (соглашений) о некоммерческом сотрудничестве по информированию населения о деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с редакционными коллективами и журналистскими организациями, отдельными журналистами, специализирующимися на правоохранительной тематике. 3.3. В области кадрового, материально-технического и ресурсного обеспечения. Совершенствуется система подготовки, обучения и повышения квалификации представителей ведомственных СМИ и сотрудников пресс-служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Улучшается материально-техническое обеспечение пресс-служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с оперативным выходом во всемирную сеть Интернет. Повышается эффективность использования имеющегося оборудования, его модернизация. Используются в установленном порядке материальные ресурсы других федеральных органов исполнительной власти в рамках межведомственного взаимодействия и совместной деятельности. 4. Правовой механизм реализации Концепции Реализация Концепции осуществляется путем: изучения сотрудниками пресс-служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы нормативных правовых и иных актов, регламентирующих вопросы взаимодействия ФСИН России со СМИ; издания при необходимости нормативных правовых и иных актов ФСИН России по вопросам информационного сопровождения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, взаимодействия со СМИ. Внесения в ходе реализации положений настоящей Концепции изменений и дополнений в действующие нормативные правовые и иные акты ФСИН России. Ожидаемые результаты реализации Концепции Итогом реализации Концепции должно стать совершенствование ведомственной системы информационного сопровождения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, создание эффективных механизмов взаимодействия со СМИ, обеспечивающих успешное выполнение возложенных на ФСИН России задач. Пресс-бюро ФСИН России |