Без названия. Письмо. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. 20.01.05 ВА-138/03


                                ПИСЬМО

                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
                  И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

                          20 января 2005 г.
                             N ВА-138/03

                                 (Д)


     В  соответствии  с  поручением  Аппарата Правительства Российской
Федерации   от   28.12.2004   N   П9-27853  Федеральное  агентство  по
строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сообщает.
     Стоимость  жилищно-коммунальных  услуг в расчете на 1 кв. м общей
площади  жилья  по  установленным  на местах экономически обоснованным
тарифам   в   среднем   по   России,   по  данным  Федеральной  службы
государственной  статистики  и  Росстроя,  на  конец  прошедшего  года
составила  33,7  рубля  по  сравнению с 29,5 рубля на конец 2003 года.
Рост  тарифов  на  услуги  ЖКХ  на  14,2% в первую очередь объясняется
увеличением  цен  на  основные  энергоресурсы,  включая мазут, твердое
топливо,  электроэнергию  и  стоимость транспортных перевозок. Следует
отметить,  что за период с марта прошлого года до начала отопительного
периода    2004/05    года    в    регионах    Российской    Федерации
жилищно-коммунальные   услуги   подорожали   на  10,8%.  Положительная
тенденция   замедления   темпов   роста   цен   и   тарифов   в  сфере
жилищно-коммунального  хозяйства  сложилась  ввиду общей экономической
стабилизации  в стране и более взвешенной тарифной политики на местах,
включающей,   как   правило,   обязательное   проведение   независимой
экспертизы затрат и экономического обоснования тарифов.
     В целях реализации ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах
федеральной   жилищной   политики"   и   Постановления   Правительства
Российской  Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ
ценообразования  в  сфере  жилищно-коммунального  хозяйства" Агентство
осуществляет  работу  по  координации,  оказанию  практической  помощи
субъектам  Российской  Федерации  и  органам местного самоуправления в
вопросах   проведения   тарифной  политики  и  соблюдения  федеральных
стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг.
     Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 26 августа
2004  г.  N  441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных
услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005
году"  определен  федеральный  стандарт  уровня  платежей  граждан  за
жилищно-коммунальные  услуги  в  размере  100%  федерального стандарта
предельной   стоимости  предоставляемых  услуг.  Соблюдение  регионами
Российской Федерации федеральных стандартов создает объективную основу
сокращения   выпадающих   доходов   предприятий   отрасли   вследствие
недофинансирования  за  счет  средств  консолидированного  бюджета при
одновременном    учете    реальной    платежеспособности    населения,
осуществлении   мер   по   социальной  защите  малообеспеченных  слоев
населения  и  качества оказываемых услуг. Основная задача регулирующих
органов   на  текущий  период  начала  года  -  проведение  взвешенной
политики,  отвечающей  как  интересам  хозяйствующих  субъектов, так и
граждан.
     Вышеназванным Постановлением N 441 введено положение о предельной
стоимости  жилищно-коммунальных  услуг  при  переходе на стопроцентную
оплату гражданами, не превышающую федеральный стандарт. Таким образом,
суммарное  увеличение  цен  и  тарифов в 2005 году не должно превышать
индекс-дефлятор  платных  услуг  населению, принятый Минэкономразвития
России  в  размере  12,9%.  Приведенные  данные  отражают  максимально
возможное увеличение стоимости жилищно-коммунальных услуг, связанное с
пересмотром  цен  и  тарифов  на  очередной финансовый год. На текущий
период  в  большинстве  муниципальных образований бюджеты приняты, что
согласно  действующему  законодательству  исключает изменение размеров
оплаты  для населения в течение года. Несоблюдение указанных положений
является нарушением правовых актов.
     Сложность  момента  заключается  в  адекватной  оценке  на местах
ситуации  января  2005  года  в  связи  с  заменой  льгот  на денежную
компенсацию.   Агентством   направлен  запрос  в  субъекты  Российской
Федерации  о  предоставлении  информации об установленных региональных
стандартах  оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год. В настоящее
время  идет сбор и анализ соответствующих нормативных актов (N ЮТ-5729
от  02.12.2004  и  N  ЮТ-5854 от 10.12.2004). Основные итоговые выводы
будут представлены в конце января - начале февраля текущего года.
     В то же время, по данным мониторинга ценовой политики в субъектах
Российской  Федерации  Росстроя  и  Федеральной службы государственной
статистики,  необходимо  отметить  ряд  регионов,  в которых на первую
декаду  января  уже  сложилась  критическая  ситуация, характеризуемая
превышением  установленных  на  местах  цен  на  жилье  и  тарифов  на
коммунальные  услуги  для  населения  федеральных  стандартов текущего
года.
     К ним, прежде всего, относятся:
     Центральный  федеральный  округ:  Белгородская  область  -  0,4%,
Воронежская  область  -  2,9%,  Костромская область - 4,7%, Ивановская
область  -  6%,  Московская  область  - 15%, Смоленская область - 14%,
Тамбовская область - 17,2%;
     Северо-Западный  федеральный  округ:  Республика Карелия - 11,2%,
Архангельская  область  -  15,4%,  Псковская  область - 0,6%, Ненецкий
автономный округ - 17%;
     Южный  федеральный  округ:  Республика Адыгея - 20,9%, Республика
Ингушетия  - 11,7%, Астраханская область - 3,3%, Волгоградская область
- 4,6%, Ростовская область - 5,6%;
     Уральский федеральный округ: Тюменская область - 11,6%;
     Сибирский  федеральный  округ:  Республика Бурятия - 7%, Агинский
Бурятский автономный округ - 1,3%;
     Дальневосточный  федеральный  округ: Корякский автономный округ -
42,9%.

                                                         В.А.АВЕРЧЕНКО
20 января 2005 г.
N ВА-138/03