РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ФИЛИАЛ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ, В КОТОРЫЙ ПО ТРУДОВЫМ ДОГОВОРАМ НАПРАВЛЯЮТСЯ РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИИ (ГРАЖДАНЕ РФ) НА СРОК БОЛЕЕ 6 МЕСЯЦЕВ. ПРИ ЭТОМ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ УКАЗАННЫЕ ЛИЦА ПОЛУЧАЮТ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, А ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ - В РОССИЙСКИХ РУБЛЯХ. ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ УКАЗАННЫЕ ВЫПЛАТЫ ЕСН И НДФЛ И ЕСЛИ ДА, ТО КАКИЕ СТАВКИ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ? СЛЕДУЕТ ЛИ ПРОИЗВОДИТЬ ПЕРЕРАСЧЕТ СУММ НДФЛ В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО СТАТУСА УКАЗАННЫХ ЛИЦ И КАКИЕ СТАВКИ НДФЛ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ РАБОТНИКОВ В РФ? ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ ПЕРИОД РАБОТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ В СТАЖ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ ТАКИМ РАБОТНИКАМ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 30 октября 2007 г. N 03-04-06-02/215 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу уплаты единого социального налога и налога на доходы физических лиц с выплат российским гражданам, направленным на работу за границу, в рублях и иностранной валюте и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам. Таким образом, выплаты, начисленные организациями по трудовым договорам в российских рублях физическим лицам - гражданам Российской Федерации в связи с деятельностью в Российской Федерации и в иностранной валюте в связи с деятельностью за пределами территории Российской Федерации в филиалах этих организаций, вне зависимости от того, являются ли данные лица в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоговыми резидентами или не являются, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке по ставкам, установленным в таблице 1 п. 1 ст. 241 Кодекса. Вопрос включения периода работы за пределами Российской Федерации в стаж для начисления пенсии относится к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Что касается налога на доходы физических лиц, то согласно п. 2 ст. 209 Кодекса объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации. Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации, для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. В случае направления работника на работу за границу, когда работник все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняет по месту работы за пределами Российской Федерации, получаемое им вознаграждение не относится к доходам от источников в Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). 183 дня пребывания в Российской Федерации исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 вышеуказанных следующих подряд месяцев. До момента, пока время нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты доходов, будет составлять более 183 дней, он будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников за пределами Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13 процентов. Если время нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, он перестает быть налоговым резидентом Российской Федерации и по его доходам от источников в иностранном государстве налог на территории Российской Федерации не взимается. В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм налога на доходы физических лиц производится с момента, когда налоговый статус физического лица за налоговой период более меняться не будет, либо по окончании налогового периода, если по итогам налогового периода работник не будет признан налоговым резидентом Российской Федерации. Перерасчет сумм налога на доходы физических лиц производится с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника. По возвращении сотрудника в Российскую Федерацию после длительного выполнения трудовых обязанностей за ее пределами в случае, если за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода в Российской Федерации, работник находится на территории Российской Федерации менее 183 дней, он не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации. Соответственно, согласно ст. 224 Кодекса его доходы за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации до приобретения статуса налогового резидента подлежат налогообложению по ставке 30% как доходы нерезидента. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 30 октября 2007 г. N 03-04-06-02/215 |