ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОЛОВНЫХ НАУЧНЫХ СОВЕТАХ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 29 декабря 2003 г. N 4830 (Д) В соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 (с изменениями и дополнениями), Приказом Минобразования России от 16.10.2002 N 3609 "О головных научных советах Министерства образования Российской Федерации" и с целью совершенствования организации научной деятельности системы образования приказываю: Утвердить Положение о головных научных советах Министерства образования Российской Федерации (Приложение). Министр В.М.ФИЛИППОВ 29 декабря 2003 г. N 4830 Приложение к Приказу Минобразования России от 29 декабря 2003 года N 4830 ПОЛОЖЕНИЕ О ГОЛОВНЫХ НАУЧНЫХ СОВЕТАХ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Общие положения 1.1. Головные научные советы Министерства образования Российской Федерации (далее - головные советы) являются постоянно действующими совещательными органами, предназначенными для выработки рекомендаций по актуальным проблемам формирования и реализации отраслевой научно-технической политики в системе образования и совершенствования подготовки научных и научно-педагогических кадров в Российской Федерации. 1.2. В своей деятельности головные советы руководствуются Приказами и распоряжениями Министерства образования Российской Федерации (далее - Министерство) и настоящим Положением. 1.3. Головные советы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с профильными структурными подразделениями Министерства, Научно-техническим советом Министерства, другими головными советами, экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Министерства, учебно-методическими объединениями вузов Российской Федерации и научно-методическими советами по дисциплинам. 2. Задачи и функции головных советов 2.1. Главными задачами головных советов являются: - подготовка предложений и рекомендаций по актуальным проблемам формирования отраслевой научно-технической политики в системе образования; - рассмотрение вопросов эффективности аспирантур и докторантур вузов и научных организаций, кадрового обеспечения соответствующих профилю головных советов научных направлений, специальностей высшего профессионального образования, экспертная оценка эффективности системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования; - проведение научно-технической экспертизы научно-исследовательских работ по соответствующим профилю головных советов научным направлениям в системе образования; - анализ и популяризация достижений науки системы образования, российской и мировой науки по профилю головного совета; - развитие научных связей между вузами для решения сложных научных и научно-технических проблем; - содействие укреплению связи науки с образованием и использованию научно-технических достижений в образовательном процессе и учебной литературе; - содействие интеграции ученых российских вузов в мировое научное и образовательное пространство; - обеспечение единого инновационного цикла ведения научных разработок от фундаментальных и прикладных исследований до стадии промышленного использования полученного научного продукта. 2.2. Головные советы в соответствии с возложенными на них задачами: - проводят анализ состояния и перспектив развития соответствующих профилю головных советов научных направлений в системе образования, российской и мировой науке; - готовят обоснованные рекомендации по выбору отраслевых приоритетов научных исследований в системе образования; - проводят анализ подготовки кадров в системе высшего и послевузовского профессионального образования по профилю головных советов, готовят соответствующие рекомендации Министерству; - проводят анализ эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования; - проводят по поручению Министерства научно-техническую экспертизу предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, а также завершенных научно-исследовательских работ, готовят экспертные заключения; - развивают сотрудничество с соответствующими координационными советами, научно-методическими советами по дисциплинам, учебно-методическими объединениями вузов Российской Федерации с целью интеграции науки и образования; - проводят анализ использования достижений науки в образовательном процессе и учебной литературе, готовят соответствующие рекомендации Министерству; - ежегодно проводят анализ результатов выполненных фундаментальных и прикладных исследований для оценки их коммерческого потенциала и готовят рекомендации по целевому финансированию наиболее перспективных из них; - готовят перечни законченных высокоэффективных научных работ для их коммерческой реализации; - анализируют состояние имеющегося в вузах и научных организациях научного оборудования и готовят рекомендации по его эффективному использованию, а также развитию материально-технической базы научных исследований системы образования; - участвуют в организации и проведении научных конференций, семинаров, совещаний, школ, в том числе с международным участием; - изучают и обобщают опыт интеграции ученых российских и зарубежных вузов, содействуют развитию совместных научных исследований; - формируют базу данных о проводимых научных исследованиях, научных коллективах и экспертах в соответствии с профилем головных советов. 3. Состав, структура и порядок работы головных советов 3.1. Составы головных советов формируются Министерством, с учетом рекомендаций высших учебных заведений и научных организаций, из числа ведущих ученых страны и высококвалифицированных специалистов в соответствующих научных направлениях. Численность головного совета не должна, как правило, превышать 50 человек. 3.2. Головной совет возглавляет председатель (сопредседатели), назначаемый Приказом Министерства. В структуру головных советов могут входить секции. 3.3. Персональный состав и структура головных советов утверждаются Министром или заместителем Министра, курирующим научную деятельность, сроком до 3 лет, с последующим частичным обновлением состава совета. 3.4. Оперативное руководство головным советом осуществляет его президиум в составе председателя (сопредседателей), заместителей председателя, ученого секретаря, а также руководителей секций. 3.5. Секции образуются из членов головного совета по принципу дальнейшей конкретизации научного направления в соответствии с Государственным рубрикатором научно-технической информации. Порядок деятельности секций определяется председателем головного совета по согласованию с Министерством. 3.6. Заседания головных советов проводятся под руководством председателя (сопредседателя) головного совета по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. 3.7. Решения головных советов принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. 3.8. Экспертные заключения и рекомендации головных советов подписываются председателем (сопредседателями) головного совета или его заместителями. Руководители головных советов не вправе проводить экспертизу и подписывать экспертные заключения, если объектом экспертизы являются научные исследования, выполняемые организациями, в которых они работают. 3.9. При необходимости головные советы имеют право по согласованию с Министерством запрашивать у вузов (организаций) материалы и дополнительную информацию по научно-исследовательским работам, проводимым в рамках научного направления головного совета. 3.10. Для решения поставленных перед ними задач в необходимых случаях головные советы могут создавать экспертные и рабочие группы, привлекать к своей работе ученых и специалистов, не являющихся членами головных советов. 3.11. Для рассмотрения вопросов, находящихся на стыке научных направлений или специальностей высшего профессионального образования могут проводиться совместные заседания нескольких головных советов, совместные заседания с координационными советами, научно-методическими советами по дисциплинам, учебно-методическими объединениями вузов Российской Федерации. 3.12. Текущая организационно-техническая деятельность головных советов и их секций обеспечивается базовыми высшими учебными заведениями. |