ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К СОГЛАСОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТОВ ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 13 августа 2007 г. N 78 ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА 13 августа 2007 г. N 173 (Д) В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. N 1172-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 35, ст. 3788), а также для оказания помощи разработчикам проектов программ субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также органам и организациям, принимающим участие в организации их разработки, приказываем: утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и подготовке к согласованию Правительством Российской Федерации проектов программ субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Министр регионального развития Российской Федерации В.А.ЯКОВЛЕВ 13 августа 2007 г. N 78 Директор Федеральной миграционной службы К.О.РОМОДАНОВСКИЙ 13 августа 2007 г. N 173 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Министра регионального развития Российской Федерации, Директора Федеральной миграционной службы от 13 августа 2007 года N 78 / N 173 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К СОГЛАСОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТОВ ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ I. Общие положения 1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи разработчикам, а также органам и организациям, принимающим участие в разработке и подготовке к внесению в Правительство Российской Федерации проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Программа), разрабатываемой в соответствии с Типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. N 1172-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 35, ст. 3788) (далее - Типовая программа переселения), а также для обеспечения применения единых правил к оформлению и содержанию. 2. Программу рекомендуется формировать из следующих основных частей: паспорта; введения; трех основных разделов и пяти обязательных приложений, при этом: в состав первого раздела рекомендуется включать три подраздела со следующими наименованиями "1.1. Социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и перспективы его развития", "1.2. Оценка демографической ситуации в субъекте Российской Федерации" и "1.3. Анализ ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации" с заменой фразы "субъекта Российской Федерации" на официально утвержденное наименование; в состав второго раздела рекомендуется включать столько подразделов, сколько проектов переселения планируется реализовать в рамках Программы. При этом каждый подраздел рекомендуется формулировать из пяти параграфов в соответствии со схемой, указанной в разделе II Типовой программы переселения с указанием года разработки проекта переселения, наименования подразделов рекомендуется именовать идентично названию проекта переселения; в состав третьего раздела рекомендуется включать три подраздела со следующими наименованиями "3.1. Механизм реализации Программы", "3.2. Риски реализации Программы и мероприятия по их снижению" и "3.3. Мониторинг реализации Программы и оценка ее эффективности". II. Обоснование принятия решения о разработке Программы, определение целей и задач 3. Первый раздел Программы должен содержать ответ на вопрос "Зачем мы зовем к себе соотечественников? Какова цель приезда этих людей?". 4. В этих целях рекомендуется: цель реализации Программы формулировать исходя из приоритетов развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу в сочетании с прогнозом демографической ситуации, а также исходя из целей, указанных в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2820); задачи реализации Программы формулировать как основные направления достижения цели; в подразделе 1.1 Программы после констатирующей части описывать перспективы развития субъекта Российской Федерации со ссылкой на существующие (действующие и разрабатываемые) документы долгосрочного и среднесрочного планирования, основное внимание уделять экономико-географическому положению субъекта Российской Федерации и его месту в системе разделения труда; в подразделе 1.2 Программы дать долгосрочный прогноз демографического развития без учета приезда соотечественников и с учетом их приезда; в подразделе 1.3 Программы дать прогноз развития ситуации на рынке труда с учетом реализации крупных инвестиционных проектов и связанных с ними создания новых рабочих мест. Дать прогноз заполнения создаваемых рабочих мест собственными трудовыми ресурсами без учета привлечения соотечественников и с учетом их приезда. III. Определение проектов переселения, включаемых в проект программы, и их описание 5. В целях отбора территорий вселения для реализации на их территории проектов переселения рекомендуется предварительно провести ревизию инвестиционных проектов, которые реализуются либо планируются к реализации, финансирование которых предусмотрено региональным бюджетом (проекты регионального значения), в рамках национальных проектов, действующих федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ, ведомственных целевых программ, а также стратегий развития отраслей (проекты федерального значения). При этом рекомендуется учитывать приоритеты развития, в том числе очередность реализации данных проектов, указанных в плановых программных документах субъекта Российской Федерации (стратегии развития, программы социально-экономического развития и т.п.), а также их территориальную привязку, указываемую в документах территориального планирования. В случае отсутствия действующих плановых программных документов и документов территориального планирования субъекта Российской Федерации рекомендуется указать в Программе планируемый срок их разработки в подразделе 1 раздела I. 6. При отборе территорий вселения для реализации на их территории проектов переселения рекомендуется обратить особое внимание на наличие информации: о реальном соотношении заработной платы и прожиточного минимума на территории вселения субъекта Российской Федерации; о конкретных рабочих местах, уровне заработной платы, позволяющей переселенцам принять участие в программах ипотечного кредитования; об уровне заработной платы, позволяющей переселенцам принять участие в программах ипотечного кредитования; о социальной сфере на территориях вселения (наличие дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, объектов культуры); о финансовой инфраструктуре (описание существующих кредитных схем банков, размера ставок кредитов, действующих на территории вселения платежных систем). 7. Проект переселения может планироваться к реализации на территории одного или нескольких муниципальных образований, желательно, но не обязательно территориально сопряженных, и характеризоваться единством мероприятий по его реализации. Рекомендуется в названии проекта переселения указывать период его реализации. 8. В описании проектов переселения, кроме перечисления инвестиционных проектов, для реализации которых планируется привлечение соотечественников, рекомендуется указать их финансовое обеспечение, в частности, планируемый объем инвестиций в основной капитал за время реализации соответствующего проекта переселения. 9. При описании проектов переселения особое внимание рекомендуется уделить возможностям приема и обустройства переселенцев на территориях вселения в части возможностей качественно, быстро и оперативно расселить участников программы и членов их семей. Ввиду возможной высокой стоимости найма (поднайма) жилых помещений в крупных городах, желательно предусмотреть возможность использования переселенцами для найма (поднайма) жилые помещения в близлежащих к данным территориям вселения населенных пунктах, в том числе сельских, учитывая гораздо более низкую стоимость их найма (поднайма). С этой целью рекомендуется совместно с местными администрациями подготовить базу данных по жилью, которое может быть использовано для найма (поднайма) переселенцами, в том числе по жилью, свободному для продажи, а также для временного размещении переселенцев на первоначальном этапе. 10. Комплекс мер по реализации проекта переселения рекомендуется оформлять в виде таблицы с пятью столбцами: "порядковый номер", "мероприятие", "срок исполнения", "ответственные", "планируемый результат". Планируемыми результатами могут являться: достижение целевых показателей, в этом случае приводятся наименования и значения данных показателей со ссылкой на соответствующий элемент системы мониторинга; принятие нормативных актов, в этом случае указывается вид и наименование соответствующего акта; другие результаты, имеющие качественное или количественное исчисление. Данный комплекс мер рекомендуется формировать исходя из мероприятий, планируемых к реализации на уровне органов местного самоуправления. 11. Финансовое обеспечение реализации проекта переселения дается исключительно по соответствующему проекту переселения и может содержать ссылку на приложение, в котором указаны сводные финансовые затраты по всем проектам переселения с указанием общей суммы затрат по программе. В описании не допускаются ссылки на средства федерального бюджета. Рекомендуется отдельно привести расчет дополнительных гарантий, предоставляемых переселенцам в рамках данного проекта переселения. В случае, если дополнительные гарантии переселенцам не предоставляются, рекомендуется дать указание на их отсутствие, в том числе в Паспорте программы. Дополнительными гарантиями могут быть: компенсация процентной ставки на предоставление ипотечного кредита; компенсация на выплату льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации либо законодательством субъекта Российской Федерации, которые предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянно или временно проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации, на время оформления гражданства Российской Федерации участником Государственной программы и членами его семьи; другие выплаты, устанавливаемые нормативными актами субъекта Российской Федерации. IV. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения 12. Подраздел 3.1 Программы "Описание механизма реализации Программы" рекомендуется начинать с описания уполномоченного межведомственного органа в субъекте Российской Федерации по осуществлению общей координации действий и контролю за реализацией Программы (далее - УМВО по координации и контролю) и его функций, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - УО) и его функций, общественно-консультативного органа и его функции. При этом, рекомендуется дать ссылку на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми данные органы осуществляют свою деятельность. Функции УМВО по координации и контролю и УО должны соответствовать функциям, изложенным в Типовой программе переселения. 13. План реализации основных мероприятий, в части описания организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для эффективной реализации Программы, рекомендуется оформлять в виде таблицы с пятью столбцами: "порядковый номер", "мероприятие", "срок исполнения", "ответственные", "планируемый результат". Данный план рекомендуется формировать исходя из мероприятий, планируемых к реализации на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уделяя особое внимание разработке проектов новых нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов, вносящих изменения в действующие нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятие которых необходимо для реализации Программы. Целесообразно также в данном плане указать периодичность заседаний УМВО по координации и контролю, а также мероприятия, связанные с информационным обеспечением разработки и реализации Программы. 14. Рекомендуется мероприятия, связанные с организацией работы по обустройству участников Государственной программы; содействию в трудоустройстве участника Государственной программы и членов его семьи и соответствующие обязательства субъекта Российской Федерации и работодателей, участвующих в Программе; профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и профессиональной адаптацией участников Государственной программы и членов их семей, предусмотреть в отдельном нормативном правовом документе - Регламенте приема участников Государственной программы и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения субъекта Российской Федерации (далее - Регламент). 15. Рекомендуется выносить Регламент в приложение к проекту Программы. При этом рекомендуется в третьем разделе Программы "Механизмы реализации Программы" сделать ссылку на Регламент, а также указать механизм его принятия (например, решением УМВО по координации и контролю) и внесения в него изменений. 16. В Регламенте рекомендуется отразить механизм оказания содействия участникам Государственной программы и членам их семей в обустройстве и адаптации на территории вселения, включающий следующие направления, по каждому из которых желательно указывать ответственных исполнителей, а также контактные адреса и телефоны, маршруты проезда и виды транспорта со стоимостью проезда: порядок информирования о последовательности действий участника Государственной программы и членов его семьи при въезде на территорию субъекта Российской Федерации, а также на территорию вселения; порядок встречи и размещения в месте временного пребывания (в случае возникновения необходимости) прибывших в субъект Российской Федерации участников Государственной программы и членов их семей и направления их для проживания на территорию вселения, а также условия включения участника Государственной программы в соответствующие федеральные и региональные программы по улучшению жилищных условий. В частности, следует обратить особое внимание на жилищное обустройство переселенца на начальном этапе его прибытия на территорию вселения; порядок оформления документов, удостоверяющих правовой статус участника Государственной программы и членов его семьи как лиц, проживающих в Российской Федерации. При этом рекомендуется сделать ссылки на законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок регистрации по месту пребывания и по месту жительства для граждан Российской Федерации; порядок подбора рабочих мест, на которые могут быть трудоустроены участники Государственной программы, и заключения соглашения о сотрудничестве (намерениях) работодателя с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; порядок направления участника Государственной программы к работодателю на территории вселения; порядок предоставления услуг по трудоустройству членов семьи участника Государственной программы, а также организации обучения, переобучения, повышения квалификации и профессиональной адаптации участника Государственной программы и членов его семьи; порядок и сроки осуществления выплат по компенсации расходов на переезд участника Государственной программы и членов его семьи к месту проживания; порядок и сроки осуществления выплаты участнику Государственной программы и членам его семьи единовременного пособия на обустройство (в зависимости от категории территории вселения); порядок и сроки осуществления выплат ежемесячного пособия участнику Государственной программы и (или) членам его семьи при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством Российской Федерации, деятельности (в зависимости от категории территории вселения); порядок и сроки предоставления участнику Программы набора услуг, входящих в компенсационный пакет участника Государственной программы; порядок разработки и утверждения памятки участника Государственной программы. Разработку памятки участника Государственной программы рекомендуется возложить на УО, а утверждение - на УМВО по координации и контролю. 17. В Регламенте рекомендуется: предусмотреть возможность заключения трехстороннего договора между участником Государственной программы, работодателем и уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, где должны быть определены ответственность, обязанности и права сторон; дать перечень документов (по линии здравоохранения, соцзащиты, труда и занятости, образования и т.д.), которые должен иметь переселенец при выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию для оформления на работу, получения временного/постоянного жилья либо ипотечного кредита на покупку жилья, получения социальной или иной помощи. 18. С целью получения более полной информации об участнике Государственной программы рекомендуется разработать анкету (вопросник) для участника Государственной программы в целях принятия решения о выдаче свидетельства участника Государственной программы. 19. Подраздел 3.2 Программы "Риски реализации Программы и мероприятия по их снижению" рекомендуется оформлять в виде таблицы с шестью столбцами: "порядковый номер", "тип риска", "мероприятия по его снижению", "срок исполнения", "ответственные", "планируемый результат". Планируемыми результатами могут являться: достижение целевых показателей, в этом случае приводятся наименования и значения данных показателей со ссылкой на соответствующий элемент системы мониторинга; принятие нормативных правовых актов, в этом случае указывается наименование соответствующего акта и описание прогнозируемого эффекта от его принятия; другие результаты, имеющие качественное или количественное исчисление. 20. Подраздел 3.3 Программы "Мониторинг реализации Программы и оценка ее эффективности" должен содержать описание системы мониторинга, включая следующие элементы: организационно-технические средства сбора и обработки информации; перечень показателей, по которым ведется сбор и обработка информации; перечень целевых индикаторов реализации Программы с указанием формул их расчета на основании показателей, а также оптимальных значений их достижения; методику обработки полученных результатов. 21. Рекомендуется определить порядок внесения изменений в Программу по результатам мониторинга либо дать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. V. Рекомендации по техническому оформлению документов 22. Наименования разделов, подразделов первого и третьего раздела, параграфов второго раздела Программы должны полностью соответствовать соответствующим наименованиям Типовой программы переселения с заменой фразы "субъект Российской Федерации" на утвержденное наименование соответствующего субъекта Российской Федерации. 23. Нумерация приложений Программы должна соответствовать нумерации приложений Типовой программы переселения. В случае, если вводятся дополнительные приложения, их нумерация начинается после обязательных приложений, определенных в Типовой программе переселения. 24. Приложения 3, 4 и 5 Программы, по которым данные представляются по территориям вселения, подразделяются в соответствии с подразделами второго раздела Программы. Например, таблица N 3 разделяется на таблицы N 3.1 - данные по проекту переселения, описываемому в подразделе 1; 3.2 - данные по проекту переселения, описываемому в подразделе 2, и т.д. 25. При оформлении проекта Программы рекомендуется: печать Программы осуществлять на листах формата А4, двустороннюю (на обеих сторонах листа), в черно-белом цвете, за исключением карт и картосхем; для основного текста Программы использовать шрифт Times New Roman размера 14, через одинарный междустрочный интервал и выравнивать его по левой и правой границам текстового поля, при этом первую строку абзаца начинать на расстоянии примерно 1,25 см от левой границы поля; ссылки на сноску оформлять звездочкой или цифрой со скобкой. Текст сноски печатать через 1 межстрочный интервал в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст печатать с прописной буквы шрифтом Times New Roman размера 11; границу текстового поля устанавливать 2 см от краев листа; заголовки разделов и подразделов Программы печатать на расстоянии примерно 9 см от верхнего края листа, выделять полужирным шрифтом; отделять текст от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт; пункты в тексте Программы нумеровать арабскими цифрами с точкой; если таблица печатается более чем на одной странице, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторять на каждой странице; при форматировании таблиц не проводить внутренние границы строк и столбцов в области значений; использовать сквозную нумерацию страниц по всему документу, включая приложения, начиная со второй страницы. Номер желательно проставлять в верхнем правом углу нечетных страниц, в верхнем левом углу четных страниц (на оборотной стороне листа); не использовать колонтитулы, кроме как для нумерации страниц; не использовать фотоматериалы. 26. Не рекомендуется брошюровать и сшивать проект Программы при направлении ее на рассмотрение в Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. 27. Рекомендуемый объем проекта Программы не более 200 страниц, включая приложения. |