О РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 18 ноября 1998 г. N 01-15/24086 (ТВК 98-24) В Государственный таможенный комитет Российской Федерации поступают многочисленные обращения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности по вопросу введения в практику института таможенных брокеров и специалистов по таможенному оформлению. Учитывая то, что в соответствии с пунктом 3 приказа ГТК России от 02.09.98 N 600 действие свидетельств декларантов на основе договора ограничено до 01.01.99, а также сложившуюся ситуацию во внешнеторговой деятельности, вызванную общим экономическим кризисом в России, разъясняем. В соответствии с требованиями, регламентированными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере", приказом ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенного органа и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенного органа" (далее - Приказ), распоряжением ГТК России от 19.10.98 N 01-14/1109 "О мерах по выполнению приказа ГТК России от 02.09.98 N 600" организации, претендующей на получение лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, необходимо подать заявление и представить оформленные соответствующим образом документы, подтверждающие заявленные сведения. В качестве методического пособия для рассмотрения заявлений организаций, претендующих на получение лицензии таможенного брокера и принятия таможенным органом решения о ее выдаче, предлагаем использовать методические материалы, приведенные в приложении *. ----------------------- * Приложение можно заказать по адресу: г. Москва, ул. Тверская, 22а, тел. 299-38-27. В условиях нынешней ситуации на внешнеторговом рынке и рынке таможенных услуг при рассмотрении заявлений на выдачу лицензий необходимо сосредоточить внимание на выполнении требований, предусмотренных нормативными правовыми документами, что обеспечит достаточную степень безопасности при допущении организации к работе в качестве таможенного брокера. такой подход позволит в кратчайшие сроки привести в соответствие с требованиями таможенного законодательства Российской Федерации практику деятельности посреднических структур (декларантов на основе договора) и таможенным органам иметь реально анализируемую базу для корректировки и координации дальнейшего развития института таможенных брокеров. При проверке документов и сведений заявителей предлагаем руководствоваться следующим. 1. При анализе бизнес-планов (подпункт "н" пункта 2.2 приказа) сосредоточить внимание на следующих вопросах: - финансовый план заявителя, свидетельствующий о возможности осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушения таможенного законодательства; - наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, их функциональные обязанности с учетом специфики деятельности и т.п.; - источники и способы получения заявителем нормативной базы по таможенному и другим законодательствам; - материально-техническое обеспечение организации (наличие вычислительной техники, программных средств и т.п.); - расчет предполагаемой суммы обеспечения обязательств перед таможенными органами и предполагаемых технологий уплаты таможенных платежей. При этом обращаем внимание на то, что конкретных требований к составлению бизнес-плана (оформление, объем и т.п.) не предусмотрено. Содержание бизнес-плана не может являться основанием для принятия решения об отказе заявителю о выдаче лицензии. 2. при рассмотрении выполнения требования заявителем об обеспечении выполнения обязательств перед таможенными органами для получения лицензии необходимая и достаточная минимальная сумма обеспечения обязательств для принятия решения о ее выдаче должна быть не менее 2500-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда (пункт 5.6 Приказа). При осуществлении таможенным брокером своей деятельности через свои собственные структурные подразделения в регионах деятельности разных таможенных органов сумма обеспечения рассчитывается отдельно для каждого структурного подразделения. Указанная сумма обеспечения рассчитывается заявителем самостоятельно и необходима таможенному брокеру для получения впоследствии возможности осуществлять операции по таможенному оформлению согласно упрощенному порядку (подпункты "а" и "б" пункта 8.2 Приказа). 3. При рассмотрении документов заявителя, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 2.2 приказа, временно, до введения института уполномоченных таможенных аудиторов, не требовать их заверения уполномоченными аудиторами. При этом бухгалтерская отчетность должна быть обязательно заверена налоговым органом. 4. Учитывая сжатые сроки введения в действие института таможенных брокеров, рекомендуем принимать бухгалтерскую отчетность заявителя, заверенную налоговым органом в результате проведенной налоговой проверки за последний отчетный период (квартал). Заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации О.Н. Свиридов 18 ноября 1998 г. N 01-15/24086 |