О РАБОТЕ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 08.05.07 0100/4714-07-32

                  О РАБОТЕ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
               В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
              "О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
               В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                            8 мая 2007 г.
                          N 0100/4714-07-32

                                 (Д)


     Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей  и
благополучия   человека   в   дополнение   к   письму   от  26.04.2007
N 0100/4346-07-32 информирует.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  24 Федерального закона от
30.12.2006  N  271-ФЗ  "О  розничных  рынках  и о внесении изменений в
Трудовой  кодекс  Российской Федерации" (далее - Закон), вступившего в
силу  с  11.04.2007,  "организация  розничного  рынка,  организация  и
осуществление  деятельности  по  продаже  товаров  (выполнению  работ,
оказанию  услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие
с  положениями  настоящего  Федерального закона не позднее шестидесяти
дней со дня его вступления в силу".
     В  этой  связи лица, желающие заниматься организацией торговли на
рынках,  обязаны  в  течение  60  дней  привести  свою  деятельность в
соответствие   с   требованиями  Закона,  что  означает  необходимость
получения  ими  разрешения  на  право  организации  рынка  при наличии
соответствующего  права  (собственности, аренды) на объект или объекты
недвижимости,   расположенные   на   территории,  в  пределах  которой
предполагается организация рынка.
     В  соответствии  со  статьей 4 Закона рынок организуется согласно
плану,   утвержденному   органом   государственной   власти   субъекта
Российской     Федерации     в    соответствии    с    архитектурными,
градостроительными  и  строительными  нормами и правилами, с проектами
планировки  и благоустройства территории субъекта Российской Федерации
и территории муниципального образования, а также с учетом потребностей
в рынках того или иного типа.
     Рынок   может   быть   организован  юридическим  лицом,  которому
принадлежат   объект   или   объекты  недвижимости,  расположенные  на
территории,  в  пределах  которой предполагается организация рынка, на
основании   разрешения,   выданного  органом  местного  самоуправления
муниципального  образования,  при  этом,  в  соответствии со статьей 7
Закона,  в предоставлении разрешения заявителю может быть отказано при
отсутствии  права  на  объекты  недвижимости в пределах территории, на
которой  предполагается  организовать  рынок, при несоответствии места
расположения этих объектов и типа рынка утвержденному плану, а также в
случае  подачи  документов,  содержащих  недостоверные  сведения  либо
поданных с нарушением установленных требований.
     Юридическое  лицо,  получившее  разрешение  на  право организации
рынка, признается управляющей рынком компанией.
     Таким  образом,  на этапах утверждения плана размещения рынков на
территории субъекта Российской Федерации и получения юридическим лицом
разрешения   на  право  организации  рынка  Законом  не  предусмотрено
получения согласования со стороны органов Роспотребнадзора.
     Однако необходимо иметь в виду, что вопросы соблюдения требований
санитарно-эпидемиологических   правил  и  нормативов  при  размещении,
строительстве  и  эксплуатации объектов, в том числе розничных рынков,
регламентируются   Федеральным   законом  от  30.03.1999  N  52-ФЗ  "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" в соответствии с
которым (статья 11) "Индивидуальные предприниматели и юридические лица
в  соответствии  с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять
требования   санитарного   законодательства,  а  также  постановлений,
предписаний  и  санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц".
     Статьей   12  данного  Закона  установлено,  что  при  разработке
нормативов  градостроительного  проектирования,  схем территориального
планирования,  генеральных  планов  городских  и  сельских  поселений,
проектов  планировки  общественных центров, жилых районов, магистралей
городов,    решении   вопросов   размещения   объектов   гражданского,
промышленного  и  сельскохозяйственного  назначения  и установления их
санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а
также  при  проектировании,  строительстве, реконструкции, техническом
перевооружении,  расширении,  консервации  и  ликвидации промышленных,
транспортных   объектов,   зданий   и   сооружений  культурно-бытового
назначения,   жилых   домов,   объектов  инженерной  инфраструктуры  и
благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
     В   случае   выявления   нарушения  санитарного  законодательства
должностными  лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей    и   благополучия   человека   должны   приниматься   в
установленном законом порядке меры.
     Учитывая  изложенное,  на  этапах  утверждения  плана  размещения
рынков   на  территории  субъекта  Российской  Федерации  и  получения
юридическим  лицом  разрешения  на право организации рынка управлениям
Роспотребнадзора   по   субъектам   Российской  Федерации  необходимо,
руководствуясь  статьями  50  и 51 Федерального закона от 30.03.1999 N
52-ФЗ:
     - проанализировать   материалы,   полученные  в  ходе  проведения
государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора за розничными
рынками,  с  учетом  их  возможного  негативного  влияния  на  условия
проживания    населения,    состояние   окружающей   человека   среды,
водоснабжение,  канализацию,  очистку  территории, дать предписания об
устранении  выявленных нарушений или в случае невозможности устранения
принять  в  установленном  законом  порядке меры по приостановлению их
эксплуатации;
     - внести  в  органы  исполнительной  власти  субъектов Российской
Федерации,  органы  местного  самоуправления  предложения по улучшению
санитарно-эпидемиологической   обстановки   на   розничных   рынках  с
указанием  мер,  которые необходимо принять для обеспечения выполнения
требований  санитарного  законодательства  при  организации их работы,
либо о прекращении эксплуатации.
     В  соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30.12.2006 N
271-ФЗ   управляющая   рынком   компания   должна   осуществлять   его
своевременную       уборку      и      благоустройство,      проводить
санитарно-гигиенические  и  дезинфекционные  мероприятия, обеспечивать
энерго-,  тепло-  и  водоснабжение,  а  также  надлежащие  условия для
приемки,  хранения,  продажи  товаров.  Кроме  того, в соответствии со
статьей  15  торговые  места  размещаются  на  основе  схемы,  которая
разрабатывается   и   утверждается  управляющей  рынком  компанией  по
согласованию  с органами, уполномоченными на осуществление контроля, в
том  числе,  и  органами  по  контролю  и  надзору в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения  и  защиты прав
потребителей.
     При  согласовании  схем  размещения  торговых мест, разработанных
управляющими  компаниями,  следует  обращать  внимание  на  выполнение
требований    санитарного   законодательства   в   части   обеспечения
гигиенических  требований,  предъявляемых  к  санитарно-защитной зоне,
содержанию  функционального  зонирования территорий, к привязке систем
коммуникаций, условиям приема, хранения и реализации пищевых продуктов
и   продовольственного  сырья,  а  также  условиям  труда  работающего
персонала.
     Одновременно   необходимо   иметь   в   виду,   что   планировка,
перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий,
строений,   сооружений  и  находящихся  в  них  помещений,  проводимая
управляющей  кампанией  в  соответствии  со статьей 11 того же Закона,
должна    обеспечить    при   работе   рынка   выполнение   требований
законодательства    Российской   Федерации   в   области   обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 13).

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
8 мая 2007 г.
N 0100/4714-07-32