О ПРИМЕНЕНИИ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 31 августа 2007 г. N 12-1-5/1970 (Д) Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел письмо от 03.07.2007 N А-02/5-343 и сообщает следующее. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) не наделяет Банк России и его структурные подразделения правом толкования норм федеральных законов в области валютного регулирования и валютного контроля и, соответственно, правом давать комментарии относительно возможности осуществления резидентами тех или иных валютных операций. В связи с этим Банк России вправе осуществлять толкование только принимаемых им нормативных актов. Вместе с тем Департамент считает возможным изложить свою позицию по поставленным в письме вопросам, которая не является официальным толкованием Федерального закона. По вопросам 1 и 3. В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13 Федерального закона. Статья 13 Федерального закона предусматривает, что нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Таким образом, в случае осуществления валютных операций между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации через банковские счета такие операции должны проводиться через банковские счета, открытые только в уполномоченных банках. То есть предметом регулирования части 3 статьи 10 Федерального закона являются отношения, связанные с проведением только безналичных расчетов, а не расчетов и платежей в рублях между нерезидентами как таковых. Необходимо отметить, что статья 10 Федерального закона не содержит запрета на осуществление валютных операций между нерезидентами (в отличие от запрета проведения валютных операций между резидентами, установленного частью 1 статьи 9 Федерального закона), а часть 3 статьи 10 не содержит требования к нерезидентам осуществлять валютные операции между собой на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации только через банковские счета. Учитывая изложенное, а также то, что переводы денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранной валюте будут осуществляться через корреспондентские счета, открытые в уполномоченных банках, полагаем, что осуществление переводов без открытия банковских счетов физическими лицами-нерезидентами в пользу других физических лиц-нерезидентов либо в пользу самих себя в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на территории Российской Федерации не противоречит Федеральному закону. По вопросу 2. На основании части 3 статьи 14 Федерального закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, перечисленных в части 3 статьи 14 Федерального закона. В части 3 статьи 14 Федерального закона не перечислены случаи, указанные в вопросе 2 письма. В этой связи полагаем, что валютные операции между физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами при осуществлении на территории Российской Федерации переводов денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации должны осуществляться физическими лицами-резидентами с использованием банковских счетов. По вопросу 4. Федеральный закон не содержит ограничений на осуществление физическими лицами-нерезидентами переводов в Российскую Федерацию (из Российской Федерации) в валюте Российской Федерации без открытия банковского счета в пользу физических лиц-нерезидентов. Указанные переводы осуществляются в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц". По вопросу 5. С одной стороны, в Федеральном законе отсутствуют установленные для юридических лиц-нерезидентов ограничения на снятие (зачисление) валюты Российской Федерации в наличной форме со счетов (на счета) юридических лиц-нерезидентов в уполномоченных банках, а также на расчеты в наличной форме в валюте Российской Федерации с резидентами. С другой стороны, частями 2 и 3 статьи 14 Федерального закона определено, что расчеты с нерезидентами при осуществлении валютных операций производятся резидентами (юридическими и физическими лицами) через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, за исключением валютных операций, перечисленных в части 2 и пунктах 1 - 8 части 3 статьи 14 Федерального закона. Осуществление физическими лицами-резидентами без использования счетов в уполномоченных банках валютных операций, не перечисленных в пунктах 1 - 8 части 3 статьи 14 Федерального закона, в т.ч. получение от нерезидентов наличной валюты Российской Федерации в качестве заработной платы или на командировочные расходы, с нашей точки зрения, будет являться нарушением Федерального закона. Также сообщаем, что операции по выплате заработной платы или на командировочные расходы в валюте Российской Федерации физическим лицам-резидентам могут быть осуществлены юридическими лицами-нерезидентами через банковские счета физических лиц-резидентов, открытые для расчетов с использованием банковских карт. Заместитель Директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля А.В.ОДИНЦОВ 31 августа 2007 г. N 12-1-5/1970 |