Без названия. Письмо. Ассоциация Российских Банков. 20.09.07 А-02/5-496


                                ПИСЬМО

                     АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

                         20 сентября 2007 г.
                             N А-02/5-496

                                 (Д)


     Ассоциация  российских  банков  просит  высказать  позицию  Банка
России   по   вопросу,   возникающему   в   связи   с   осуществлением
территориальными  подразделениями Банка России контроля за исполнением
кредитными  организациями (их филиалами) положений Федерального закона
от  07.08.2001  N  115-ФЗ  "О  противодействии легализации (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и финансированию терроризма"
(далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
     В  соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ
контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Федерального
закона  в  части  фиксирования, хранения и представления информации об
операциях,  подлежащих обязательному контролю, а также за организацией
внутреннего   контроля   осуществляется   соответствующими  надзорными
органами  в  соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом
в  случае  отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных
организаций,  осуществляющих  операции с денежными средствами или иным
имуществом.
     Необходимо  отметить,  что  контроль  за  выполнением  требований
Федерального закона N 115-ФЗ кредитными организациями возложен на Банк
России.
     Согласно пункту 3 указаний оперативного характера Банка России от
19.08.2004  N  103-Т  "Об  осуществлении  Банком  России  контроля  за
исполнением   кредитными  организациями  (их  филиалами)  Федерального
закона  "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным  путем,  и финансированию терроризма" в целях осуществления
контроля  Банк  России  проводит  проверки  кредитных  организаций (их
филиалов)  и  получает  отчетность в рамках выполнения своих функций в
области   банковского   регулирования   и   банковского   надзора  для
определения   соответствия   деятельности  кредитных  организаций  (их
филиалов)  положениям Федерального закона N 115-ФЗ и нормативных актов
Банка   России   в  области  противодействия  легализации  (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
     Таким  образом,  по  нашему  мнению,  Банком России предусмотрены
такие  формы  контроля за выполнением требований Федерального закона N
115-ФЗ  кредитными организациями, как проверки кредитных организаций и
анализ   отчетности  в  рамках  выполнения  своих  функций  в  области
банковского регулирования и банковского надзора.
     Вместе  с  тем  в  адрес  кредитных  организаций (их филиалов) на
постоянной   основе  поступают  запросы,  в  соответствии  с  которыми
кредитным  организациям (их филиалам) предлагается представлять, в том
числе  на  регулярной  основе  с  установлением сроков представления в
территориальные   учреждения  Банка  России,  сведения,  получаемые  в
результате  реализации действий, предусмотренных правилами внутреннего
контроля  в  целях  противодействия  легализации  (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:
     - сведения,  полученные  в  результате идентификации клиентов как
физических, так и юридических лиц, а также сведения о их контрагентах;
     - сведения о счетах (вкладах) клиентов;
     - сведения  об  операциях  клиентов,  в том числе и об операциях,
соответствующих   критериям   сомнительных   и   необычных   сделок  и
направленных  кредитными организациями (их филиалами) в уполномоченный
орган.
     В  соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ
сведения    о   подозрительных   операциях   должны   направляться   в
уполномоченный  орган. В соответствии со статьей 4 Федерального закона
кредитным   организациям   запрещается   информировать   иных   лиц  о
принимаемых  мерах  противодействия  легализации  (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризму.
     С   учетом   изложенного   полагаем,   что   подобные  требования
территориальных  учреждений  Банка  России  противоречат  Федеральному
закону N 115-ФЗ.
     Кроме  того,  указанием  Банка  России  от 16.01.2004 N 1376-У "О
перечне,  формах и порядке составления и представления форм отчетности
кредитных  организаций  в  Центральный  банк  Российской Федерации" не
предусмотрена   специальная   форма   отчетности,   представляемая   в
территориальное   учреждение  Банка  России  в  определенный  срок,  в
содержание  которой  входят  указанные  выше  сведения,  полученные  в
процессе  выполнения  действий,  предусмотренных  законодательством  о
ПОД/ФТ, а также правилами внутреннего контроля.
     Учитывая  изложенное,  а  также  принимая  во  внимание  то,  что
представление  кредитной  организацией (ее филиалом) в территориальное
учреждение Банка России сведений об операциях обязательного контроля и
подозрительных операциях не предусмотрено ни нормативными актами Банка
России,  ни Федеральным законом N 115-ФЗ, просим высказать официальную
позицию  Банка  России по вопросу обязательного направления отчетности
по формам, предлагаемым территориальными учреждениями Банка России.

Президент Ассоциации
                                                           Г.А.ТОСУНЯН
20 сентября 2007 г.
N А-02/5-496