ПИСЬМО АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ 20 сентября 2007 г. N А-02/5-496 (Д) Ассоциация российских банков просит высказать позицию Банка России по вопросу, возникающему в связи с осуществлением территориальными подразделениями Банка России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ). В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Необходимо отметить, что контроль за выполнением требований Федерального закона N 115-ФЗ кредитными организациями возложен на Банк России. Согласно пункту 3 указаний оперативного характера Банка России от 19.08.2004 N 103-Т "Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях осуществления контроля Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов) и получает отчетность в рамках выполнения своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора для определения соответствия деятельности кредитных организаций (их филиалов) положениям Федерального закона N 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Таким образом, по нашему мнению, Банком России предусмотрены такие формы контроля за выполнением требований Федерального закона N 115-ФЗ кредитными организациями, как проверки кредитных организаций и анализ отчетности в рамках выполнения своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора. Вместе с тем в адрес кредитных организаций (их филиалов) на постоянной основе поступают запросы, в соответствии с которыми кредитным организациям (их филиалам) предлагается представлять, в том числе на регулярной основе с установлением сроков представления в территориальные учреждения Банка России, сведения, получаемые в результате реализации действий, предусмотренных правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: - сведения, полученные в результате идентификации клиентов как физических, так и юридических лиц, а также сведения о их контрагентах; - сведения о счетах (вкладах) клиентов; - сведения об операциях клиентов, в том числе и об операциях, соответствующих критериям сомнительных и необычных сделок и направленных кредитными организациями (их филиалами) в уполномоченный орган. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ сведения о подозрительных операциях должны направляться в уполномоченный орган. В соответствии со статьей 4 Федерального закона кредитным организациям запрещается информировать иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму. С учетом изложенного полагаем, что подобные требования территориальных учреждений Банка России противоречат Федеральному закону N 115-ФЗ. Кроме того, указанием Банка России от 16.01.2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" не предусмотрена специальная форма отчетности, представляемая в территориальное учреждение Банка России в определенный срок, в содержание которой входят указанные выше сведения, полученные в процессе выполнения действий, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ, а также правилами внутреннего контроля. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что представление кредитной организацией (ее филиалом) в территориальное учреждение Банка России сведений об операциях обязательного контроля и подозрительных операциях не предусмотрено ни нормативными актами Банка России, ни Федеральным законом N 115-ФЗ, просим высказать официальную позицию Банка России по вопросу обязательного направления отчетности по формам, предлагаемым территориальными учреждениями Банка России. Президент Ассоциации Г.А.ТОСУНЯН 20 сентября 2007 г. N А-02/5-496 |