ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
Оглавление

    

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                           27 июня 2007 г.
                              N 03-1430

                                 (Д)


     Департамент   государственной   политики  и  нормативно-правового
регулирования  в  сфере  образования  Министерства образования и науки
Российской   Федерации   направляет   для   практического   применения
Рекомендации  по  формированию  государственного  заказа на подготовку
рабочих  и  специалистов,  в  том  числе  из  числа  инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.

Заместитель Директора
Департамента государственной
политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования
                                                            Н.М.РОЗИНА
27 июня 2007 г.
N 03-1430


                                                            Приложение

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
               ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
       НА ПОДГОТОВКУ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ,
         В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
                        ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

                          1. Общие положения

     Концепцией  модернизации  российского  образования на 2006 - 2010
годы,  Приоритетными  направлениями  развития  образовательной системы
Российской   Федерации,  Комплексом  межведомственных  мероприятий  по
развитию начального и среднего профессионального образования на период
до 2010 года определены стратегические цели развития профессионального
образования,  включая  формирование  эффективных механизмов трансляции
государственного   (социального)   заказа   системе  профессионального
образования.
     В  современных  условиях  формирование  государственного  задания
(контрольных  цифр  приема)  на подготовку квалифицированных рабочих и
специалистов  рассматривается как важная составная часть маркетинговой
информации,  необходимой для разработки мероприятий по регулированию и
контролю    за    изменениями    рынка   образовательных   услуг,   по
стратегическому   планированию  системы  подготовки  и  переподготовки
кадров,  ориентированной  на  спрос. Горизонт прогнозирования кадровых
потребностей   социально-экономического   развития  территорий  должен
составлять  не  менее  пяти  -  семи  лет.  Более длительные горизонты
прогнозирования  невозможны  в  связи  с  высокой  рыночной динамикой,
характерной для современной России.
     Разработка  механизмов  прогнозирования потребностей региональных
рынков  труда  в рабочих и специалистах даст возможность работодателям
эффективно  решать  проблемы  комплектования предприятий и организаций
квалифицированной  рабочей  силой, что будет способствовать реализации
программ социально-экономического и инвестиционного развития различных
территорий Российской Федерации.

          2. Мероприятия, осуществляемые органами управления
             образованием и образовательными учреждениями
               при формировании государственного заказа
                         на подготовку кадров

     Формирование государственного заказа на подготовку специалистов и
квалифицированных  рабочих  может  осуществляться как на уровне органа
управления образованием, так и конкретного образовательного учреждения
путем реализации следующих этапов работы:
     - оценка рынка труда;
     - оценка  демографической  ситуации  в  регионе с целью выявления
возможных потребителей профессиональных образовательных услуг, включая
подростков,   молодежь,   взрослое   население,   инвалидов,   лиц   с
ограниченными  возможностями  здоровья,  мигрантов,  беженцев и другие
категории населения;
     - оценка  потенциальных возможностей учреждений профессионального
образования по оказанию профессиональных образовательных услуг.
     Оценка  рынка  труда,  включающая  его анализ и прогноз, является
основой  для  определения  объемов  и профессионально-квалификационной
структуры  подготовки  рабочих  кадров  и  специалистов и предполагает
оценку  экономической  ситуации  региона;  оценку  состояния занятости
населения  и дефицита рабочей силы; отбор предприятий, функционирующих
на территории конкретного региона, для изучения их кадровой политики.
     Оценка  рынка  труда  проводится органами управления образованием
при  содействии  органов  по  труду  и  занятости  населения,  органов
статистики,  миграционных служб, объединений работодателей, профсоюзов
и других заинтересованных ведомств.
     Кроме  того,  при  оценке  рынка  труда  необходимо  использовать
различные  источники информации, в том числе информацию, которую можно
получить  силами  педагогических  и ученических коллективов учреждений
или  специально  подготовленными лицами на основе опросов предприятий,
используя  простейшие  социологические  приемы и методы анкетирования,
интервьюирования.
     Содержание интервью, как правило, включает сведения о респонденте
и   предприятии,  которое  он  представляет;  вопросы,  относящиеся  к
кадровой    политике,    развитию   квалификации   персонала;   оценки
профессионального   уровня   выпускников  образовательных  учреждений;
вопросы о путях возможного взаимовыгодного сотрудничества.
     При  этом  собирать  информацию целесообразно у крупных и средних
предприятий,  которые  оказывают  влияние  на  ситуацию на рынке труда
региона  или  могут  быть  экономикообразующими или градообразующими в
малых  и  средних  городах или сельской местности. Рекомендуется также
опираться  на  программы  социально-экономического  развития  региона,
содействия занятости населения и др.
     Сбор,    систематизацию   и   анализ   информации   рекомендуется
осуществлять по следующим основным показателям:
     - занятость населения в целом по региону, по отраслям экономики;
     - предложение  рабочей  силы,  включая  лиц,  не  имеющих работы,
впервые   вступающих   в   трудовую   жизнь,  возобновляющих  трудовую
деятельность после перерыва;
     - спрос  на  рабочую  силу,  определяющийся  на  основе  данных о
количестве  дополнительных  рабочих  мест,  предполагаемых  к вводу, о
количестве  вакантных  мест,  возникших  по причинам текучести кадров,
естественной убыли и др.;
     - численность граждан трудоспособного возраста, прибывающих из-за
пределов региона.
     В  итоге  определяются  соотношение  спроса и предложения рабочей
силы    в    профессионально-квалификационном    разрезе,   включающем
качественный состав рабочей силы, оказавшейся на рынке труда, объемы и
структура  подготовки  новой  рабочей  силы,  а  также  переподготовки
незанятого населения.
     При  оценке  демографической  ситуации  в  регионе предполагается
наличие  информации  о качественном и количественном составе различных
категорий  населения,  планирующих  получить  образовательные услуги в
учреждениях профессионального образования.
     К  их  числу относятся выпускники общеобразовательных учреждений;
безработные  граждане,  состоящие  на  учете  в  органах  по  труду  и
занятости  населения,  включая  молодежь  и  взрослое население; лица,
нуждающиеся   в   социальной   защите   средствами   профессионального
образования  или  профессиональной  подготовки,  -  инвалиды,  лица  с
ограниченными возможностями здоровья, мигранты, беженцы и т.д.
     Анализ  выпускников  9-х  и 11-х классов общеобразовательных школ
рекомендуется   рассматривать  на  основе  разработанного  баланса  их
распределения по каналам дальнейшей учебы и занятости.
     Необходимую  информацию  можно получить помимо органов управления
образованием, по труду и занятости населения, социальной защиты, также
в    процессе    использования   различных   социологических   методов
(анкетирование,  беседы, встречи на ярмарках вакансий, анализ карточек
персонального учета гражданина, ищущего работу, и т.п.).
     С    целью    выявления    мотивации    молодежи   на   получение
профессионального  образования  целесообразно  привлекать специалистов
центров  профориентации и психологической поддержки, которым отводится
ведущая  роль  в  формировании  у населения готовности к обоснованному
выбору рабочей профессии или специальности.
     Оценка  возможностей  учреждений профессионального образования по
оказанию  профессиональных образовательных услуг осуществляется как на
муниципальном, так и региональном уровнях.
     На   муниципальном  уровне  оцениваются  возможности  конкретного
образовательного  учреждения  в  части  наличия  свободных ученических
мест,    материально-технической   базы   (помещения,   оборудование),
кадрового потенциала, нормативно-правовой основы и т.д. для подготовки
кадров определенной профессионально-квалификационной структуры.
     На  региональном  уровне аналогичным образом через инвентаризацию
функционирующих  образовательных  учреждений  определяются возможности
региональной   системы   профессионального   образования   в  оказании
населению образовательных услуг.
     Для выявления и оценки возможностей образовательных учреждений по
предоставлению  образовательных  услуг  различным категориям населения
может    использоваться    сводная   информация   органов   управления
образованием о:
     - профессиях   и   специальностях,   которыми  можно  овладеть  в
учреждениях профессионального образования;
     - профессиях  и  специальностях,  которые  пользуются  повышенным
спросом у населения;
     - видах   дополнительных  образовательных  услуг,  которые  могут
предоставить образовательные учреждения и которые пользуются спросом у
населения;
     - видах    образовательных    услуг,    которые   могут   оказать
образовательные   учреждения   исходя   из   ресурсного   и  кадрового
потенциала.
     Таким   образом,   в   результате   сравнительного  анализа  всей
совокупности   полученных  данных  уточняется  прогноз  на  подготовку
трудовых ресурсов в учреждениях профессионального образования.

                    3. Порядок организации работы
        по формированию государственного заказа на подготовку
      квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных
              учреждениях профессионального образования

     Весь  комплекс  работ по оценке рынка труда и демографии региона,
оценке   образовательных   потребностей   населения   и   возможностей
образовательных  учреждений  профессионального образования по оказанию
образовательных   услуг   обеспечивает   следующий  примерный  порядок
организации   формирования   государственного   заказа  на  подготовку
специалистов и квалифицированных рабочих.
     На  муниципальном  уровне  -  взаимодействие через систему прямых
договоров  образовательных учреждений, работодателей (их объединений),
районных  (городских)  органов  по  труду  и  занятости  населения  по
определению  объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и
специалистов,   согласованных  с  администрацией  района  (города),  в
частности, следующим образом.
     Руководители  учреждений  профессионального образования на основе
данных  статистического  наблюдения  и  научного  анализа,  прогнозных
данных,  содержащихся  в  программах социально-экономического развития
соответствующего   субъекта   Российской   Федерации,   информации  от
предприятий  и  организаций  различных форм собственности, объединений
работодателей  о  их  потребностях  в  трудовых ресурсах, договоров на
подготовку  кадров,  сведений  от органов труда и занятости населения,
центров   профориентации   и  психологической  поддержки  населения  о
востребованности  профессий и специальностей на рынке труда, а также о
профессиях,    востребованных    различными   категориями   населения,
составляют   совместно  с  местными  органами  по  труду  и  занятости
населения,  районной  администрацией  проект  государственного задания
(проект  контрольных  цифр  приема)  на  подготовку  рабочих  кадров и
специалистов.
     Проект  государственного задания (проект контрольных цифр приема)
на  подготовку кадров, согласованный с руководством местных органов по
труду и занятости населения, направляется в областной орган управления
образованием.
     Составной   частью  этого  плана  может  быть  рекомендуемая  для
заполнения таблица 1.

                                                             Таблица 1

                     ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ И ПРОФИЛИ
          ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                 ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

-------------------------------------------------------------------------------------
|N  | Наименование   | Код по         | Уровень       | Объемы     | Источник       |
|п/п| профессии      | классификатору | квалификации  | подготовки | финансирования |
|   | (специальности)|                |               | (чел.)     |                |
|---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------|
| 1 |       2        |       3        |      4        |     5      |      6         |
|---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------|
|   |                |                |               |            |                |
|---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------|
|   |                |                |               |            |                |
|---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------|
|   |                |                |               |            |                |
|---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------|
|   |                |                |               |            |                |
|---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------|
|   |                |                |               |            |                |
|---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------|
|   |                |                |               |            |                |
-------------------------------------------------------------------------------------

     Уровень субъекта     Российской     Федерации     предусматривает
взаимодействие органов управления образованием,  органов  по  труду  и
занятости  населения,  работодателей,  их  объединений (в том числе на
основе соответствующих соглашений),  администрации субъекта Российской
Федерации   при   формировании   и  согласовании  объемов  и  профилей
подготовки кадров с учетом региональных  особенностей  рынка  труда  и
планируемых   показателей   приема   в   учреждения  профессионального
образования, утвержденных администрацией районов (городов).
     При этом:
     - органы     управления     образованием     обобщают     проекты
государственного  задания  по  подготовке  квалифицированных рабочих и
специалистов,  корректируют их с учетом  рекомендаций  территориальных
органов  по  труду  и занятости населения,  объединений работодателей,
профсоюзов;
     - согласованные  проекты  государственного  задания по подготовке
квалифицированных    рабочих    и    специалистов    в     учреждениях
профессионального  образования  утверждаются  на  уровне администрации
субъекта Российской Федерации в виде социального заказа.
     Составной частью   этого   плана  может  быть  рекомендуемая  для
заполнения таблица 2.
      
                                                             Таблица 2
      
                     ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ И ПРОФИЛИ
        ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
         ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N | Наименование   | Наименование    | Код по         | Уровень      | Объемы     | Источник       |
|п/п| профессии      | образовательного| классификатору | квалификации | подготовки | финансирования |
|   | (специальности)| учреждения      |                |              | (чел.)     |                |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|1  |       2        |       3         |     4          |     5        |      6     |         7      |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|   |                |                 |                |              |            |                |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|   |                |                 |                |              |            |                |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|   |                |                 |                |              |            |                |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|   |                |                 |                |              |            |                |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|   |                |                 |                |              |            |                |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|   |                |                 |                |              |            |                |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|   |                |                 |                |              |            |                |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|   |                |                 |                |              |            |                |
|---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------|                                       ------
|   |                |                 |                |              |            |                |
------------------------------------------------------------------------------------------------------

     После   утверждения   главой  администрации  субъекта  Российской
Федерации органы управления образованием субъекта Российской Федерации
передают   государственное  задание  на  подготовку  квалифицированных
рабочих  и  специалистов в территориальные органы по труду и занятости
населения, экономического развития и финансовые структуры.

       4. Мероприятия по подготовке трудовых ресурсов из числа
        инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

     Формирование  государственного  задания  на  подготовку  кадров с
учетом     потребностей    в    профессиональном    образовании    или
профессиональной  подготовке  детей-инвалидов  и  лиц  с ограниченными
возможностями здоровья предполагает:
     - создание  в  субъектах  Российской Федерации системы учреждений
профессионального    образования    или    программ   профессиональной
подготовки,  в  которых  сможет обучаться данная категория населения с
учетом  специфики  заболеваний  и  медицинских  показаний к обучению и
труду;
     - обеспечение   права   на  внеконкурсное  поступление  на  места
бюджетного    финансирования   для   профессиональной   подготовки   и
профессионального образования детей-инвалидов;
     - обеспечение   образовательного   процесса  инвалидов  и  лиц  с
ограниченными        возможностями        здоровья        адекватными,
материально-техническими,  дидактическими  и  методическими средствами
обучения.
     При  подборе  профессий  и  специальностей  для инвалидов и лиц с
ограниченными   возможностями  здоровья  следует  учитывать  следующие
основные требования:
     - профессии и специальности должны быть безвредными и безопасными
для   потенциальных   обучающихся   и  по  возможности  способствовать
восстановлению или компенсации у них нарушенных функций;
     - профессии   и  специальности  должны  отвечать  наклонностям  и
желаниям потенциальных обучающихся;
     - рекомендуемые  профессии и специальности должны соответствовать
уровню   их   общеобразовательной   или  профессиональной  подготовки,
профессиональному  опыту и знаниям, а также быть перспективными для их
квалификационного или карьерного роста и, главное, их трудоустройства.
     При  подборе  профессий  и  специальностей  для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья учитываются следующие варианты их
трудового прогноза:
     - может  выполнять  работу  по основной (выбранной) профессии или
специальности в полном объеме;
     - может  выполнять  работу  по основной (выбранной) профессии или
специальности  с  ограничениями  по  заключению бюро медико-социальной
экспертизы;
     - может  выполнять  работу  по основной (выбранной) профессии или
специальности с уменьшением общего объема работ;
     - работа  в  основной  (выбранной)  профессии  или  специальности
противопоказана,  но  может  продолжать  работу  в других профессиях в
полном объеме;
     - работа  в  основной  (выбранной)  профессии  или  специальности
противопоказана,   может  продолжать  работу  в  других  профессиях  с
ограничениями в обычных производственных условиях;
     - работа  в обычных производственных условиях противопоказана, но
может   продолжать  работу  в  специально  созданных  производственных
условиях или на дому;
     - противопоказана любая трудовая деятельность и в любых условиях.
    
Оглавление


Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru