ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 27 июня 2007 г. N 03-1430 (Д) Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для практического применения Рекомендации по формированию государственного заказа на подготовку рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Заместитель Директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Н.М.РОЗИНА 27 июня 2007 г. N 03-1430 Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 1. Общие положения Концепцией модернизации российского образования на 2006 - 2010 годы, Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, Комплексом межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года определены стратегические цели развития профессионального образования, включая формирование эффективных механизмов трансляции государственного (социального) заказа системе профессионального образования. В современных условиях формирование государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов рассматривается как важная составная часть маркетинговой информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос. Горизонт прогнозирования кадровых потребностей социально-экономического развития территорий должен составлять не менее пяти - семи лет. Более длительные горизонты прогнозирования невозможны в связи с высокой рыночной динамикой, характерной для современной России. Разработка механизмов прогнозирования потребностей региональных рынков труда в рабочих и специалистах даст возможность работодателям эффективно решать проблемы комплектования предприятий и организаций квалифицированной рабочей силой, что будет способствовать реализации программ социально-экономического и инвестиционного развития различных территорий Российской Федерации. 2. Мероприятия, осуществляемые органами управления образованием и образовательными учреждениями при формировании государственного заказа на подготовку кадров Формирование государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих может осуществляться как на уровне органа управления образованием, так и конкретного образовательного учреждения путем реализации следующих этапов работы: - оценка рынка труда; - оценка демографической ситуации в регионе с целью выявления возможных потребителей профессиональных образовательных услуг, включая подростков, молодежь, взрослое население, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, мигрантов, беженцев и другие категории населения; - оценка потенциальных возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг. Оценка рынка труда, включающая его анализ и прогноз, является основой для определения объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов и предполагает оценку экономической ситуации региона; оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы; отбор предприятий, функционирующих на территории конкретного региона, для изучения их кадровой политики. Оценка рынка труда проводится органами управления образованием при содействии органов по труду и занятости населения, органов статистики, миграционных служб, объединений работодателей, профсоюзов и других заинтересованных ведомств. Кроме того, при оценке рынка труда необходимо использовать различные источники информации, в том числе информацию, которую можно получить силами педагогических и ученических коллективов учреждений или специально подготовленными лицами на основе опросов предприятий, используя простейшие социологические приемы и методы анкетирования, интервьюирования. Содержание интервью, как правило, включает сведения о респонденте и предприятии, которое он представляет; вопросы, относящиеся к кадровой политике, развитию квалификации персонала; оценки профессионального уровня выпускников образовательных учреждений; вопросы о путях возможного взаимовыгодного сотрудничества. При этом собирать информацию целесообразно у крупных и средних предприятий, которые оказывают влияние на ситуацию на рынке труда региона или могут быть экономикообразующими или градообразующими в малых и средних городах или сельской местности. Рекомендуется также опираться на программы социально-экономического развития региона, содействия занятости населения и др. Сбор, систематизацию и анализ информации рекомендуется осуществлять по следующим основным показателям: - занятость населения в целом по региону, по отраслям экономики; - предложение рабочей силы, включая лиц, не имеющих работы, впервые вступающих в трудовую жизнь, возобновляющих трудовую деятельность после перерыва; - спрос на рабочую силу, определяющийся на основе данных о количестве дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу, о количестве вакантных мест, возникших по причинам текучести кадров, естественной убыли и др.; - численность граждан трудоспособного возраста, прибывающих из-за пределов региона. В итоге определяются соотношение спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, включающем качественный состав рабочей силы, оказавшейся на рынке труда, объемы и структура подготовки новой рабочей силы, а также переподготовки незанятого населения. При оценке демографической ситуации в регионе предполагается наличие информации о качественном и количественном составе различных категорий населения, планирующих получить образовательные услуги в учреждениях профессионального образования. К их числу относятся выпускники общеобразовательных учреждений; безработные граждане, состоящие на учете в органах по труду и занятости населения, включая молодежь и взрослое население; лица, нуждающиеся в социальной защите средствами профессионального образования или профессиональной подготовки, - инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, мигранты, беженцы и т.д. Анализ выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ рекомендуется рассматривать на основе разработанного баланса их распределения по каналам дальнейшей учебы и занятости. Необходимую информацию можно получить помимо органов управления образованием, по труду и занятости населения, социальной защиты, также в процессе использования различных социологических методов (анкетирование, беседы, встречи на ярмарках вакансий, анализ карточек персонального учета гражданина, ищущего работу, и т.п.). С целью выявления мотивации молодежи на получение профессионального образования целесообразно привлекать специалистов центров профориентации и психологической поддержки, которым отводится ведущая роль в формировании у населения готовности к обоснованному выбору рабочей профессии или специальности. Оценка возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг осуществляется как на муниципальном, так и региональном уровнях. На муниципальном уровне оцениваются возможности конкретного образовательного учреждения в части наличия свободных ученических мест, материально-технической базы (помещения, оборудование), кадрового потенциала, нормативно-правовой основы и т.д. для подготовки кадров определенной профессионально-квалификационной структуры. На региональном уровне аналогичным образом через инвентаризацию функционирующих образовательных учреждений определяются возможности региональной системы профессионального образования в оказании населению образовательных услуг. Для выявления и оценки возможностей образовательных учреждений по предоставлению образовательных услуг различным категориям населения может использоваться сводная информация органов управления образованием о: - профессиях и специальностях, которыми можно овладеть в учреждениях профессионального образования; - профессиях и специальностях, которые пользуются повышенным спросом у населения; - видах дополнительных образовательных услуг, которые могут предоставить образовательные учреждения и которые пользуются спросом у населения; - видах образовательных услуг, которые могут оказать образовательные учреждения исходя из ресурсного и кадрового потенциала. Таким образом, в результате сравнительного анализа всей совокупности полученных данных уточняется прогноз на подготовку трудовых ресурсов в учреждениях профессионального образования. 3. Порядок организации работы по формированию государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования Весь комплекс работ по оценке рынка труда и демографии региона, оценке образовательных потребностей населения и возможностей образовательных учреждений профессионального образования по оказанию образовательных услуг обеспечивает следующий примерный порядок организации формирования государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих. На муниципальном уровне - взаимодействие через систему прямых договоров образовательных учреждений, работодателей (их объединений), районных (городских) органов по труду и занятости населения по определению объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, согласованных с администрацией района (города), в частности, следующим образом. Руководители учреждений профессионального образования на основе данных статистического наблюдения и научного анализа, прогнозных данных, содержащихся в программах социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, информации от предприятий и организаций различных форм собственности, объединений работодателей о их потребностях в трудовых ресурсах, договоров на подготовку кадров, сведений от органов труда и занятости населения, центров профориентации и психологической поддержки населения о востребованности профессий и специальностей на рынке труда, а также о профессиях, востребованных различными категориями населения, составляют совместно с местными органами по труду и занятости населения, районной администрацией проект государственного задания (проект контрольных цифр приема) на подготовку рабочих кадров и специалистов. Проект государственного задания (проект контрольных цифр приема) на подготовку кадров, согласованный с руководством местных органов по труду и занятости населения, направляется в областной орган управления образованием. Составной частью этого плана может быть рекомендуемая для заполнения таблица 1. Таблица 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ И ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ------------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование | Код по | Уровень | Объемы | Источник | |п/п| профессии | классификатору | квалификации | подготовки | финансирования | | | (специальности)| | | (чел.) | | |---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------| | | | | | | | |---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------| | | | | | | | |---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------| | | | | | | | |---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------| | | | | | | | |---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------| | | | | | | | |---|----------------|----------------|---------------|------------|----------------| | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------- Уровень субъекта Российской Федерации предусматривает взаимодействие органов управления образованием, органов по труду и занятости населения, работодателей, их объединений (в том числе на основе соответствующих соглашений), администрации субъекта Российской Федерации при формировании и согласовании объемов и профилей подготовки кадров с учетом региональных особенностей рынка труда и планируемых показателей приема в учреждения профессионального образования, утвержденных администрацией районов (городов). При этом: - органы управления образованием обобщают проекты государственного задания по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, корректируют их с учетом рекомендаций территориальных органов по труду и занятости населения, объединений работодателей, профсоюзов; - согласованные проекты государственного задания по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования утверждаются на уровне администрации субъекта Российской Федерации в виде социального заказа. Составной частью этого плана может быть рекомендуемая для заполнения таблица 2. Таблица 2 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ И ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование | Наименование | Код по | Уровень | Объемы | Источник | |п/п| профессии | образовательного| классификатору | квалификации | подготовки | финансирования | | | (специальности)| учреждения | | | (чел.) | | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ |1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ | | | | | | | | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ | | | | | | | | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ | | | | | | | | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ | | | | | | | | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ | | | | | | | | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ | | | | | | | | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ | | | | | | | | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ | | | | | | | | |---|----------------|-----------------|----------------|--------------|------------|----------------| ------ | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ После утверждения главой администрации субъекта Российской Федерации органы управления образованием субъекта Российской Федерации передают государственное задание на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в территориальные органы по труду и занятости населения, экономического развития и финансовые структуры. 4. Мероприятия по подготовке трудовых ресурсов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Формирование государственного задания на подготовку кадров с учетом потребностей в профессиональном образовании или профессиональной подготовке детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает: - создание в субъектах Российской Федерации системы учреждений профессионального образования или программ профессиональной подготовки, в которых сможет обучаться данная категория населения с учетом специфики заболеваний и медицинских показаний к обучению и труду; - обеспечение права на внеконкурсное поступление на места бюджетного финансирования для профессиональной подготовки и профессионального образования детей-инвалидов; - обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья адекватными, материально-техническими, дидактическими и методическими средствами обучения. При подборе профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать следующие основные требования: - профессии и специальности должны быть безвредными и безопасными для потенциальных обучающихся и по возможности способствовать восстановлению или компенсации у них нарушенных функций; - профессии и специальности должны отвечать наклонностям и желаниям потенциальных обучающихся; - рекомендуемые профессии и специальности должны соответствовать уровню их общеобразовательной или профессиональной подготовки, профессиональному опыту и знаниям, а также быть перспективными для их квалификационного или карьерного роста и, главное, их трудоустройства. При подборе профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются следующие варианты их трудового прогноза: - может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности в полном объеме; - может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности с ограничениями по заключению бюро медико-социальной экспертизы; - может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности с уменьшением общего объема работ; - работа в основной (выбранной) профессии или специальности противопоказана, но может продолжать работу в других профессиях в полном объеме; - работа в основной (выбранной) профессии или специальности противопоказана, может продолжать работу в других профессиях с ограничениями в обычных производственных условиях; - работа в обычных производственных условиях противопоказана, но может продолжать работу в специально созданных производственных условиях или на дому; - противопоказана любая трудовая деятельность и в любых условиях. |