В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 30.12.2004 N 218-ФЗ "О КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЯХ" БАНКИ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ВПРАВЕ ОБРАТИТЬСЯ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ (ДАЛЕЕ - ЦККИ) ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОИСКА БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ. ОДНАКО ПРИ ЭТОМ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПЫТЫВАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ В ПОЛУЧЕНИИ ИЗ ЦККИ СВЕДЕНИЙ ПО БОЛЬШОМУ ЧИСЛУ СУБЪЕКТОВ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ. В ЦЕЛЯХ РАЗРЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ, ХРАНЯЩИХСЯ В БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ, ПРЕДЛАГАЕМ ПРЕДПРИНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВАРИАНТЫ МЕР. 1. РАЗРАБОТКА ЦККИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО СНЯТЬ ОГРАНИЧЕНИЕ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В ОДНО ПОЧТОВОЕ СООБЩЕНИЕ, ПЕРЕДАВАЕМОЕ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ МГТУ БАНКА РОССИИ, ЗАПРОСА ТОЛЬКО ПО ОДНОМУ ЗАЕМЩИКУ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ БАНКИ СМОГУТ ВКЛЮЧАТЬ В ОДНО ПОЧТОВОЕ СООБЩЕНИЕ ЗАПРОСЫ ПО ВСЕМ ИНТЕРЕСУЮЩИМ ИХ ЗАЕМЩИКАМ И ПЕРЕДАВАТЬ ИХ В ЦККИ. 2. УСТАНОВКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ЦККИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО ПРИНИМАТЬ И ОБРАБАТЫВАТЬ ЗАШИФРОВАННЫЕ БАНКАМИ СООБЩЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ЗАПРОСЫ ПО КЛИЕНТАМ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ БАНК ШИФРУЕТ ПЕРЕДАВАЕМОЕ СООБЩЕНИЕ, А ПРОГРАММА ЦККИ, ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ЗАПРОС, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЕГО РАСШИФРОВЫВАЕТ. ПЕРЕДАЧА САМОГО ЭЛЕКТРОННОГО СООБЩЕНИЯ ИДЕТ ПО ОТКРЫТЫМ КАНАЛАМ. 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИЕМА ЦККИ ЗАПРОСОВ НА ФИЗИЧЕСКОМ НОСИТЕЛЕ ИНФОРМАЦИИ (ДИСКЕТА И Т.Д.). ПРИ ЭТОМ ДОСТАВКА МОЖЕТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ КУРЬЕРОМ БАНКА В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РАБОЧИЕ ЧАСЫ. НОСИТЕЛИ С ИНФОРМАЦИЕЙ ПРИНИМАЮТСЯ ОТВЕТСТВЕННЫМ СОТРУДНИКОМ ЦККИ ПОД РОСПИСЬ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 1 октября 2007 г. N 33-6-14/4585 (Д) Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций рассмотрел обращение относительно практики применения Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Федеральный закон) и сообщает следующее. По вопросу 1 относительно разработки ЦККИ программного обеспечения, позволяющего пересылать запросы субъектов и пользователей кредитных историй пакетами. Департамент готов поддержать предложение о доработке АС ЦККИ в части направления в ЦККИ запросов субъектов и пользователей кредитных историй пакетами, сохранив при этом возможность формирования единичных запросов. Соответствующая работа будет осуществляться в течение 2008 г. Одновременно считаем необходимым отметить, что технология пересылки запросов пакетами имеет свои отрицательные стороны. Так, переход на пакетную систему может потребовать установления ограничений на объем информации каждого пакета (1,5 Мб, т.е. 2 - 3 тыс. запросов в пакете), а также увеличения времени, необходимого для получения ответов на запросы (при появлении пиковых нагрузок в конце рабочего дня). По вопросу 2 об установке на интернет-портале ЦККИ программного обеспечения, позволяющего принимать и обрабатывать зашифрованные банками сообщения, содержащие запросы клиентов. Данный канал используется в основном не банками, а физическими лицами. Кредитные организации направляют запросы субъектов и пользователей кредитных историй в АС ЦККИ по каналам Почтовой службы Банка России. При этом доступ к каналу связи с АС ЦККИ через Интернет в настоящее время может осуществляться по коду (дополнительному коду) субъекта кредитной истории. Согласно ч. 4.2 ст. 5 Федерального закона пользователи кредитных историй (например, кредитные организации) для направления запроса через Интернет должны получить от субъекта кредитной истории дополнительной код субъекта кредитной истории. В то же время лишь небольшая часть кредитных организаций пользуется данным каналом связи. По вопросу 3 о работе ЦККИ с кредитными организациями через курьеров. Предложение не может быть поддержано, поскольку противоречит требованиям ч. 7 ст. 13 Федерального закона "О кредитных историях" в части направления запросов и получения ответов из ЦККИ в электронном виде. Данное требование преследует своей целью сохранение конфиденциальности сведений, содержащихся в запросах субъектов и пользователей кредитных историй, что не может быть гарантировано при передаче информации на машинных носителях (дискетах, дисках и пр.) с использованием курьерской связи (потеря, несанкционированный доступ и пр.). Кроме того, передача информации с использованием курьерской связи значительно увеличит сроки обработки запросов, особенно для региональных банков. Департамент также считает, что при разработке программного обеспечения для передачи запросов субъектов и пользователей кредитных историй пакетами (вопрос 1 настоящего письма) исчезает необходимость решения проблем, поставленных в вопросах 2 и 3. Департамент выражает готовность к обсуждению затронутых в письме вопросов и при необходимости готов их обсудить в рабочем порядке в рамках мероприятий, организуемых Ассоциацией российских банков. Директор Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций М.И.СУХОВ 1 октября 2007 г. N 33-6-14/4585 |