РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 21 ноября 2007 г. N 1661-р (Д) 1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года". 2. Определить Минрегион России государственным заказчиком Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа). 3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2009 - 2015 годы за счет средств федерального бюджета составляет 4500 млн. рублей в ценах соответствующих лет. 4. Минрегиону России разработать проект Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации В.ЗУБКОВ 21 ноября 2007 г. N 1661-р УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 1661-р КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДО 2015 ГОДА" I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации Настоящая Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации о защите прав коренных малочисленных народов, Федеральных законов "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Цели и задачи настоящей Концепции соответствуют принципам Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и определяют пути и порядок оказания государственной поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы). Коренные малочисленные народы, каждый из которых насчитывает менее 50 тыс. человек, проживают на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, осознают себя самостоятельными этническими общностями. В Российской Федерации в настоящее время проживает 40 коренных малочисленных народов общей численностью около 270 тыс. человек. Комплексное решение проблем развития социально-экономического, этнокультурного и духовного потенциала этих народов требует государственной поддержки. Мероприятия Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа) направлены на улучшение материального положения, культурного и духовного развития коренных малочисленных народов. II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Действующая в настоящее время Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 564, включает расширенный круг мероприятий по созданию производственной базы. Основные итоги реализации мероприятий указанной Программы за 2002 - 2006 годы состоят в следующем. Для организации перерабатывающих производств приобретено и установлено оборудование в Республике Алтай и Республике Тыва, Кемеровской, Мурманской, Томской и Магаданской областях, в Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе 5 комплектов холодильного оборудования, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, оборудование и снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, мини-пекарни. Построены 7 оленеводческих баз и убойных пунктов в Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и в других регионах, база по переработке рыбы в Корякском автономном округе. Создано 16 объектов энергообеспечения в Республике Тыва, в Тюменской, Читинской и Кемеровской областях, в Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах, в том числе приобретено 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные установки. Введены линии электропередачи протяженностью 37 км. Организованы 3 фактории с комплексом бытовых услуг. В Республике Саха (Якутия) построен этнокультурный центр коренных малочисленных народов Севера - Дом народов Севера. Построено и введено в эксплуатацию жилье общей площадью 12682,1 кв. метров, завершено строительство 17 школ и школ-интернатов на 4109 мест в Иркутской, Амурской и Магаданской областях, в Республике Саха (Якутия) и Республике Хакасия, в Хабаровском крае и в Чукотском автономном округе. Проблемы восстановления природно-ресурсного потенциала и системы регулирования его использования, проблемы хозяйственного развития территорий проживания коренных малочисленных народов, проблемы занятости и социального развития в сочетании с традиционным укладом составляют единый взаимоувязанный комплекс задач, которые успешно могут быть решены только на основе принципов программно-целевого метода, использование которого позволит: обосновать приоритетность мероприятий Программы, а также необходимый объем их финансирования; учесть многофакторность и взаимосвязь проблем и наметить оптимальные способы их комплексного решения; предложить эффективные механизмы реализации Программы; обеспечить методическое единство подходов и на этой основе концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств. Подготовка Программы вызвана необходимостью решения более широкого спектра вопросов социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов, проживающих не только в районах Севера, но также в Сибири и на Дальнем Востоке. III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода К важнейшим проблемам, требующим безотлагательного решения, относится развитие экономической базы традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов. С развитием промышленного производства в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока связано отторжение значительных земельных участков под промышленные объекты, нарушение растительного покрова, создание техногенных барьеров на путях сезонных миграций животных, нарушение естественных водотоков, разрушение мест нереста и нагула рыбы и т.д. В результате промышленного освоения нарушился экологический баланс районов проживания коренных малочисленных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение выбросами и отходами нефтяных и газовых промыслов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. Например, в большинстве районов оленеводство, ранее одна из наиболее доходных отраслей традиционного хозяйства, стало убыточным. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада, поголовье оленей по сравнению с 1990 годом сократилось более чем в 2 раза. В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. Объемы добычи рыбы в районах проживания коренных малочисленных народов также сократились почти в 2 раза, что связано отчасти с несоблюдением требований рыболовства, но в большей степени с недоступностью рынка сбыта свежей рыбы и рыбной продукции. В местах массового промышленного вылова в настоящее время отсутствуют производства по переработке рыбы. Однако зарубежный опыт и отдельные проекты в России показывают, что это направление традиционного хозяйствования при современном технологическом оснащении и правильно построенной системе государственной поддержки может быть высокорентабельным. Снижается промысел полевой пушнины из-за истощения ресурсов угодий, несовершенства организации промысла (ухудшения экономических условий, снижения материальной заинтересованности охотников и других факторов). Кризис клеточного звероводства связан с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением мировых цен на продукцию звероводства. Острота социальных проблем коренных малочисленных народов более всего ощущается в сельской местности. В последнее десятилетие наблюдается резкое снижение занятости коренных малочисленных народов и, как следствие, падение уровня их жизни. Реальные подушевые доходы в семьях оленеводов и охотников в 3 и более раза ниже соответствующих показателей для других групп населения, например, работников, занятых в промышленности и строительстве. Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает полной потребности коренных малочисленных народов в образовании. Начальное и неполное среднее образование имеют 90 процентов этих народов. Существует необходимость дальнейшей реализации проектов по развитию сектора социальных услуг, в том числе образования. Практически во всех районах проживания этих народов дневные общеобразовательные школы находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, что ведет к снижению числа данных образовательных учреждений. Школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомплектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают не более 50 процентов учащихся. В ряде районов проживания коренных малочисленных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, обычаев и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных малочисленных народов. Около 30 процентов клубных учреждений и 13,5 процента библиотек требуют капитального ремонта, в том числе 2,6 процента библиотек находятся в аварийном состоянии. Происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья населения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента этих народов. При этом сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, не хватает женских и детских консультаций. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта, обеспечения лекарственными препаратами, оснащения современным медицинским оборудованием. Ухудшаются жилищные и социально-бытовые условия жизни коренных малочисленных народов. Жилищный фонд большинства сел в традиционных местах проживания ветхий и, как правило, без водоснабжения, канализации и инженерных сетей. Состояние жилищного фонда, недостаточные темпы его ремонта и строительства нового жилья в местах традиционного проживания не позволяют прогнозировать существенное улучшение жизни коренных малочисленных народов. Обостряющиеся проблемы коренных малочисленных народов показывают, что назрела необходимость реформирования и адаптации механизма их государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении этих проблем. В современных условиях перспективы эффективного развития традиционных видов деятельности основаны на том, что, во-первых, мировая и отечественная практика выработала достаточно эффективные технологии и компактные технологические линии для внедрения в традиционные сферы хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и они сегодня вполне доступны для использования. Во-вторых, имеется широкий выбор средств вездеходного транспорта, связи и коммуникаций для использования в производственных процессах, повышающих их эффективность. В-третьих, экологическая чистота и высокие питательные качества натуральных продуктов традиционных промыслов коренных малочисленных народов становятся все более востребованными и все более высоко оцениваемыми. При определенной государственной поддержке технического оснащения этих производств и создании механизмов поддержки промысловой деятельности рынок сбыта продукции существенно расширится. Развитие сферы образования, самобытной культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий при современном уровне знаний и имеющихся технических решениях представляется вполне реальным направлением Программы и даст ощутимый бюджетный эффект, а также позволит повысить уровень образовательных и медицинских услуг. Улучшение жилищных условий и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики являются важными направлениями обеспечения благоприятных условий жизни коренных малочисленных народов, которые достаточно успешно могут быть реализованы с использованием современных технологий домостроения, эффективных материалов, автономных источников тепло- и электрообеспечения, систем инженерной инфраструктуры. Комплексное совершенствование нормативно-правовой базы регулирования социальных, природоохранных и экономических отношений диктуется тем, что коренные малочисленные народы с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, утрачивают самобытную культуру, свои этнические традиции и язык. Значительно сократились биологические ресурсы, необходимые для жизнеобеспечения этих народов. Острый характер приобретает ситуация в социальной и экономической сфере. В этих условиях нужна развитая система законов и нормативных документов, которые обеспечат правовую защиту жизнедеятельности коренных малочисленных народов. IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Единственно приемлемым вариантом решения рассматриваемой проблемы является использование программно-целевого метода. Главные особенности Программы обусловлены существующей системой расселения и жизненным укладом коренных малочисленных народов, которые являются естественной, наиболее приемлемой формой и основой традиционного хозяйствования, кочевого и полукочевого образа жизни и трудовой деятельности. В отличие от неудачного советского опыта решения проблемы путем перевода коренных малочисленных народов на оседлый образ жизни настоящая Концепция исходит из обратной идеи - приближение средств цивилизации, новых технологий, техники к местам проживания и трудовой деятельности коренных малочисленных народов с целью создания благоприятной среды для устойчивого развития базовых отраслей экономики и нормальных условий для жизни и развития человека. В рамках правового поля, регулирующего вопросы социально-экономического развития коренных малочисленных народов, имеется еще несколько возможных вариантов, к числу которых относятся ведомственно-отраслевой, ведомственно-целевой, автономно-территориальный и инвестиционно-коммерческий варианты. Каждый из этих вариантов характеризуется большим количеством рисков при реализации в силу их узкого (ведомственного, территориально-автономного, коммерческого) подхода. Уровень рисков (политические, административно-правовые, финансово-экономические, организационно-управленческие, производственно-технологические, экологические) и вероятность их реализации могут не позволить рассчитывать на успешное решение проблемы в целом. С точки зрения управления можно рассматривать 2 основных способа решения проблем - централизованный, осуществляемый в рамках единого координирующего органа и единого плана мероприятий, и децентрализованный, предполагающий осуществление множества эффективных, но слабо взаимоувязанных друг с другом мероприятий. Децентрализованный вариант характерен большим количеством исполнителей, отсутствием единой структуры и механизма, координирующего действия всех участников процесса. Риск децентрализованного решения проблемы состоит в утрате целостности взгляда на проблему и систему мероприятий, в неспособности оперативно сконцентрировать финансовые ресурсы на нескольких приоритетных направлениях развития, радикально решить вопросы улучшения образовательного процесса, повысить качество медицинского обслуживания. Распыление ключевых мероприятий по многим федеральным министерствам и агентствам неизбежно приводит к утрате оперативности и неспособности реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и самобытной культуры коренных малочисленных народов. Настоящая Концепция строится на принципах централизованного варианта управления процессом реализации Программы и согласовании с региональными программами, реализуемыми в субъектах Российской Федерации на этом направлении. Этот вариант подвержен рискам, среди которых главными являются: возможность существенного превышения расходов, необходимых для осуществления мероприятий Программы, по сравнению с прогнозными расходами, заявленными в настоящей Концепции; неполное финансирование со стороны федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, нарушение графика финансирования; невыполнение или задержка выполнения обязательств поставщиками и подрядчиками работ по реализации мероприятий Программы. Основной риск централизованного управления реализацией Программы связан с возможностью появления излишних посредников, ее обюрокрачивание и заорганизованность. Мобилизация ресурсов государственных и других участников может в этом случае не обеспечить ожидаемой отдачи, а осуществляемые с единой целью мероприятия Программы не приведут к решению проблемы. Минимизация указанных рисков может быть достигнута на стадии разработки Программы путем уточнения и соответствующего обоснования объема необходимых расходов, повышения эффективности контроля за выделением и расходованием средств с помощью осуществления мониторинга мероприятий Программы, использования утвержденных критериев отбора поставщиков и подрядчиков выполняемых работ. V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Реализация Программы предполагается в 2 этапа: I этап - 2009 - 2010 годы; II этап - 2011 - 2015 годы. Первый этап является организационно-восстановительным, ориентирован на реализацию первоочередных мероприятий и предполагает: развитие материальной базы традиционных производств, строительство оленеводческих и рыболовных баз, организацию перерабатывающих производств; разработку механизмов государственной поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности, используя опыт регионов России и зарубежных стран; обеспечение доступности получения начального, среднего и качественного профессионального образования путем строительства школ и дошкольных учреждений, в том числе детских садов и интернатов, а также специальных образовательных учреждений; восстановление системы диспансерного медицинского обследования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов; реализацию мероприятий по завершению и вводу в действие ранее начатых объектов капитального строительства и производственных мощностей; формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей жизненные интересы коренных малочисленных народов, организацию конкурсного отбора и реализацию эффективных быстроокупаемых проектов, способствующих оживлению инвестиционной и предпринимательской активности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. Второй этап рассчитан на 2011 - 2015 годы и предусматривает: развертывание работ по модернизации видов традиционной деятельности коренных малочисленных народов, прежде всего внедрение современной техники и технологий в традиционные отрасли экономики и развитие производств глубокой переработки; строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, включая благоустройство территорий проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов; развитие нетрадиционных источников тепло- и энергоснабжения, автономных систем очистки стоков; осуществление природовосстановительных мероприятий, включая развитие ресурсной базы традиционных отраслей, развитие племенной деятельности в оленеводстве, строительство рыборазводных цехов и заводов. Второй этап завершает переход к устойчивому экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов (укрепление национального самоуправления, занятости и самозанятости, традиционного жизнеобеспечения и др.), предполагает окончание реализации проектов по развитию хозяйственно-экономической структуры территорий их проживания при ускоренном развитии сектора социальных услуг (образование, здравоохранение, культура). VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам Целью Программы является обеспечение устойчивого социально-экономического развития территорий проживания коренных малочисленных народов, существенное повышение уровня их жизни и улучшение всей системы жизнеобеспечения на основе рационального природопользования, технико-технологического совершенствования традиционных отраслей хозяйства, социальной сферы, культуры и быта, подготовки и переподготовки соответствующих кадров из числа коренных малочисленных народов, совершенствования системы государственной поддержки. Задачами Программы являются: технико-технологическое оснащение традиционных видов хозяйственной деятельности и организация перерабатывающих производств в районах проживания коренных малочисленных народов, организация новых производств; создание системы заготовок, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, обеспечение развития факторийных форм торговли и товарообмена, а также других форм сельской кооперации; реализация комплекса мер государственной поддержки отраслей оленеводства, рыбного промысла и других отраслей традиционного хозяйства коренных малочисленных народов, направленных на стимулирование мотивации работников в улучшении материального положения путем достижения высоких качественных производственных показателей отрасли; повышение уровня образования, профессиональной подготовки по специальностям традиционных видов хозяйственной деятельности; обеспечение возрождения самобытной и национальной культуры, языка коренных малочисленных народов, развитие энергетической, финансовой, информационно-коммуникационной инфраструктуры в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия коренных малочисленных народов, создание системы медицинского обслуживания на основе современных технологий, модернизация жилищно-коммунального обслуживания населения; совершенствование принципов и механизмов местного самоуправления, адекватных организации традиционного природопользования и укладу жизни коренных малочисленных народов, а также адаптированных в систему всех уровней власти и управления. Задачи Программы конкретизируются по отдельным направлениям. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в Приложении N 1. VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы Общий объем финансирования Программы составляет 9844000 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4500000 тыс. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 4975000 тыс. рублей и внебюджетных источников - 369000 тыс. рублей. В структуре затрат преобладают расходы по статье "Капитальные вложения", составляющие 96,1 процента, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,1 процента и прочие текущие расходы - 3,8 процента. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета, предусмотренные Программой, направляются на реализацию мероприятий Программы в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, что предусматривает обязательное финансирование проектов за счет средств этих бюджетов в объемах, определенных Программой. Реализация Программы предусматривает привлечение инвестиций из внебюджетных источников для осуществления проектов, имеющих потенциально высокую норму прибыли и короткие сроки окупаемости (в среднем от 1 года до 3,5 лет), а также участие инвесторов в реализации высокодоходных долгосрочных инвестиционных проектов, осуществляемых преимущественно на принципах проектного финансирования, то есть окупаемых в счет будущих доходов и не требующих государственных гарантий. Объемы и источники финансирования Программы приведены в Приложении N 2. VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы В процессе реализации Программы будут сформированы необходимые условия для сбалансированного и устойчивого развития территорий проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, созданы условия, способствующие преодолению противоречий между традиционными отраслями хозяйствования и промышленным освоением северных территорий, сохранению естественной природной среды. В результате реализации Программы к концу 2015 года в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов будут построены жилые дома общей площадью 19,5 тыс. кв. метров, общеобразовательные и дошкольные учреждения на 10 тыс. мест, больничные и поликлинические учреждения на 430 койко-мест и 300 посещений в смену, 19 учреждений культуры на 1000 мест, 30 традиционных перерабатывающих производств, 21 фактория, 130 км линий электропередачи. Также будут приобретены для коренных малочисленных народов, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах, 40 комплектов средств беспроводной телефонной связи, 100 единиц специального транспорта повышенной проходимости, 90 единиц энергетических и тепловых установок. Будет решен ряд других проблем. Результаты реализации мероприятий Программы будут способствовать: преодолению резкого снижения занятости коренных малочисленных народов и, как следствие, росту уровня их жизни; созданию предпосылок для снижения зависимости от северного завоза продовольствия и товаров народного потребления; повышению уровня и качества жизни, обновлению основных систем жизнеобеспечения; духовному и национально-культурному возрождению коренных малочисленных народов. Результаты реализации Программы будут иметь значение не только для развития коренных малочисленных народов и территорий их традиционного проживания, но также для северных регионов и России в целом. IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы Формирование мероприятий Программы и контроль за их реализацией осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации. К формированию и реализации Программы будут привлекаться соответствующие федеральные органы исполнительной власти в рамках полномочий, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы Разработчиком Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации. Функции государственного заказчика Программы возлагаются на Министерство регионального развития Российской Федерации, которое взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами общественных объединений коренных малочисленных народов с целью эффективной реализации мероприятий Программы. XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы В структуре затрат основную долю составят капитальные вложения - 96,1 процента. В рамках Программы также предусмотрены средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в объеме 0,1 процента общего объема финансирования Программы, что в сумме составит 10220 тыс. рублей. Направление "Прочие нужды" в объеме 3,8 процента общего объема финансирования Программы предусматривает финансирование мероприятий по обеспечению коренных малочисленных народов современным оборудованием для медицинских и образовательных учреждений, энергетическими, тепловыми установками для обустройства жилья и вездеходными транспортными средствами, технологическим оборудованием для производственных участков, а также мероприятий этнокультурной направленности (проведение выставок, фестивалей, детских праздников). Реализация Программы предполагается в 2009 - 2015 годах (I этап - 2009 - 2010 годы, II этап - 2011 - 2015 годы). XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы Мероприятия Программы согласуются по срокам с исполнителями, взаимосвязаны и предусматривают получение разностороннего экономического и социального эффекта. Программа должна быть увязана с программами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, где проживают коренные малочисленные народы. Формирование мероприятий Программы будет осуществляться по следующим основным направлениям. Создание экономического базиса и условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования на основе технологического совершенствования производства Мероприятия направлены на возрождение традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, создание условий для восстановления и сохранения естественной природной среды, необходимой для традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов, в том числе на: строительство комплексных убойно-приемных пунктов оленей, промежуточных баз для оленеводческих, охотничьих и рыболовецких бригад; развитие племенных оленеводческих хозяйств, рациональное использование оленьих пастбищ, применение изгородного выпаса стад; приобретение и передачу субъектами Российской Федерации в пользование общинам коренных малочисленных народов, занятых в традиционных видах деятельности, спецавтотранспорта повышенной проходимости, снаряжения и инвентаря для охоты и рыбной ловли, мини-пекарен; развитие звероводства, восстановление поголовья пушных зверей и строительство новых звероводческих ферм. Развитие производственной базы продукции традиционного хозяйствования включает в себя: строительство перерабатывающих цехов, заводов по заготовке и реализации товаров традиционного промысла, хлебопекарен, холодильников, приобретение холодильных и морозильных установок, организацию различных производств; организацию пошивочных мастерских и мастерских по выпуску изделий художественных промыслов и ремесел. Предусматривается развитие национального малого бизнеса в секторе услуг, в том числе в сфере туризма, возрождение сельской кооперации, создание факторий в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также восстановление на их основе системы заготовок, закупок, завоза и торговли продовольственной и потребительской продукцией, торгового и бытового обслуживания кочевых оленеводов, полукочевых охотников-промысловиков и рыбаков в местах их производственной деятельности. Развитие традиционной хозяйственной деятельности является основой национальной духовной культуры, языка и традиций, национального самосознания, а также возрождения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов как способа существования, основанного на историческом опыте предков в области природопользования, социальной организации и проживания, на самобытной культуре, обычаях и религиозных верованиях. В рамках мероприятий предусматривается создание в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов сети факторий, обеспечивающих заготовку, хранение и реализацию продукции оленеводства и промыслов. Будут предусмотрены меры по обустройству и рациональному размещению структурных подразделений факторий (начиная от сети баз, заготовительных и торгово-снабженческих пунктов до базовых факторий), обеспечению их оборудованием и спецавтотранспортом повышенной проходимости. При формировании комплекса мероприятий определяется роль государства в регулировании отношений коренных малочисленных народов и промышленных компаний-недропользователей в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Также определяются меры государственной поддержки из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий Мероприятия направлены на повышение качества и улучшение условий жизни коренных малочисленных народов на основе развития сферы образования и культуры, повышения уровня медицинского обслуживания. Предусматривается комплекс мероприятий по реконструкции и строительству клубов, детских музыкальных школ и библиотек, а также по сохранению, возрождению и развитию культуры, национального искусства, народных художественных промыслов, родного языка путем создания домов культуры, краеведческого музея, традиционных этнокультурных центров коренных малочисленных народов. Мероприятия этнокультурной сферы (проведение различных фестивалей, детских праздников и выставок), ставящие целью сохранение и пропаганду культурного наследия, развитие традиционной культуры коренных малочисленных народов, направлены на сохранение и развитие локальных фольклорных традиций коренных малочисленных народов, позволяют ознакомиться с традициями, обычаями и культурой коренных малочисленных народов, помогают развивать интерес к национальной культуре, воспитывают у подрастающего поколения уважение к непреходящим культурным ценностям. Традиционные северные состязания способствуют физическому развитию и организации досуга юного поколения. В местах традиционного проживания коренных малочисленных народов предполагается повышение уровня медицинского обслуживания путем создания действенной системы медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания коренных малочисленных народов, формирования, оснащения оборудованием и лекарственными препаратами оленеводческих хозяйств и отдаленных промысловых участков, обеспечения современным технологическим оборудованием и лекарственными препаратами различных медицинских учреждений. В целях повышения уровня образования, профессиональной подготовки и обеспечения занятости коренных малочисленных народов намечено строительство и реконструкция школ и дошкольных учреждений, в том числе детских садов и интернатов. В рамках мероприятий предусматривается приобретение учебной литературы и учебного оборудования. Оказание коренным малочисленным народам субъектами Российской Федерации целевой поддержки в сфере улучшения жилищных условий, а также модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Мероприятия направлены на гарантированное и бесперебойное тепло- и электроснабжение мест традиционного проживания коренных малочисленных народов. Предусмотрен комплекс мероприятий по поддержке субъектов Российской Федерации в формировании жилищного фонда муниципальных образований для нужд коренных малочисленных народов в соответствии с жилищным законодательством, а также в модернизации жилищно-коммунального комплекса. Будут переведены на горячее водоснабжение объекты социальной инфраструктуры. Намечается строительство малогабаритных пекарен, объектов бытового и торгового обслуживания в факториях и местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. Предусматривается переориентация системы энергообеспечения районов проживания коренных малочисленных народов на топливно-энергетические ресурсы местных источников. Намечается строительство линий электропередачи, приобретение малогабаритных электростанций для факторий, оленеводческих и рыболовецких бригад, дизельных электростанций. Кроме того, предусмотрены мероприятия по приобретению средств навигации и связи, по расширению парка вездеходной техники, снегоходов, спецавтотранспорта повышенной проходимости. Реализация указанных мероприятий позволит повысить роль коренных малочисленных народов в экономических и социальных процессах в местах традиционного проживания. XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы Механизм реализации Программы включает в себя: стратегическое планирование и прогнозирование; применение правовых рычагов влияния на экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти; формирование организационной структуры управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления). Мероприятия Программы реализуются посредством заключения в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственным заказчиком Программы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации договоров о софинансировании включенных в Программу строек и объектов. Предоставление средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляется в виде софинансирования в пределах средств, предусмотренных в Программе на осуществление конкретных мероприятий, и при условии наличия утвержденной в установленные сроки проектной документации. При этом ответственность за несвоевременное завершение строительства (реконструкции) таких объектов несут органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В отношении строек и объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, к договорам о софинансировании в обязательном порядке прилагаются соответствующие перечни строек и объектов Программы, графики финансирования инвестиционных проектов, решения собственников (будущих собственников) таких объектов о начале их строительства (реконструкции). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения (договоры) с частными инвесторами о софинансировании инвестиционных проектов Программы. Указанные соглашения (договоры) устанавливают условия финансирования мероприятий Программы и заключаются на весь период реализации Программы. Стройки и объекты Программы, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, должны быть в обязательном порядке включены в соответствующие региональные программы, утверждаемые и реализуемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят конкурсы на размещение заказов на проведение работ, приобретение товаров и услуг для государственных нужд, а также обеспечивают по итогам проведенного конкурса заключение договоров подряда (государственных контрактов) в части финансирования объектов. Приостановление финансирования за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации, при невыполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих обязательств может быть осуществлено в случае: нецелевого использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации выделенных бюджетных средств; непредоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленные сроки предусмотренных договорами о софинансировании отчетов о проведении мероприятий Программы; нарушения исполнения графика финансирования мероприятий Программы, являющегося приложением к договору о софинансировании строек и объектов (в том числе уменьшения объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников). В указанных случаях приостановление финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета в очередном году не влечет возникновения обязательств государственного заказчика Программы по увеличению финансирования этих мероприятий в последующих периодах. Приложение N 1 к Концепции Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДО 2015 ГОДА" ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | | Единица | 2008 год | 1-й этап | 2-й этап | | | | измерения | (базовые | 2009 - 2010 | 2011 - 2015 годы | | | | | данные) | годы | | | | | | |-------------|-----------------------------| | | | | | 2009 |2010 | 2011 |2012| 2013 |2014|2015| | | | | | год | год | год | год| год | год| год| |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 1. | Удельный вес занятых в малом | процентов | 7 | 7,5| 8 | 8,5| 9| 9,5| 10| 11| | | бизнесе в общей занятости | | | | | | | | | | | | коренных малочисленных народов | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 2. | Создание факторийных форм | единиц | - | 1 | 6 | 3 | 4| 2 | 5| -| | | торговли и товарообмена, а | | | | | | | | | | | | также других снабженческо- | | | | | | | | | | | | сбытовых сельских кооперативов | | | | | | | | | | | | в местах традиционного | | | | | | | | | | | | проживания коренных | | | | | | | | | | | | малочисленных народов | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 3. | Ввод в действие медицинских | коек | 51 | 20 | 110 | 90 | 70| 30 | 10| 100| | | учреждений (больницы, | | | | | | | | | | | | фельдшерско-акушерские пункты) | посещений | 140 | 20 | 50 | 120 | 80| - | 13| 17| |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 4. | Доля имеющих начальное | процентов | 90 | 91,5| 93 | 94 | 95| 96 | 97| 98| | | образование в общей численности | | | | | | | | | | | | коренных малочисленных народов | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 5. | Ввод в действие | мест | 976 | 1000 |2000 | 900 |2100|1700 |1500| 800| | | общеобразовательных, дошкольных | | | | | | | | | | | | учреждений | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 6. | Ввод в действие объектов | единиц | 1 | - | 4 | 3 | 7| 4 | 1| -| | | культуры | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 7. | Доля жилищного фонда, | процентов | 40 | 42 | 45 | 48 | 50| 52,5| 54| 60| | | оборудованного горячим | | | | | | | | | | | | водоснабжением, в общем | | | | | | | | | | | | жилищном фонде | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 8. | Доля жилищного фонда, | процентов | 60 | 62 | 65 | 68 | 70| 72,5| 74| 80| | | оборудованного водопроводом, в | | | | | | | | | | | | общем жилищном фонде | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 9. | Ввод в действие объектов | единиц | 1 | 2 | 6 | 2 | 5| 5 | 3| 2| | | жилищно-коммунального хозяйства | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 10. | Ввод в действие жилых домов в | кв. м | 2688,1 | 2000 |2500 | 3200 |1000| 900 | 500|9400| | | городах и поселках городского | | | | | | | | | | | | типа и сельской местности | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 11. | Ввод в действие объектов | единиц | | 2 | 8 | 3 | 4| 4 | 4| 5| | | традиционных производств, | | | | | | | | | | | | оленеводческих, рыболовных баз, | | | | | | | | | | | | перерабатывающих производств | | | | | | | | | | | | традиционных отраслей хозяйства | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 12. | Строительство линий | км | | 10 | 40 | - | 35| 15 | -| 30| | | электропередачи | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 13. | Приобретение оборудования | единиц | | 20 | 5 | - | -| - | -| 15| | | беспроводной телефонной связи | | | | | | | | | | | | для отдаленных районов | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 14. | Приобретение вездеходной | единиц | | 5 | 5 | 20 | 30| 10 | 15| 15| | | техники, снегоходов, | | | | | | | | | | | | спецавтотранспорта повышенной | | | | | | | | | | | | проходимости | | | | | | | | | | |-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----| | 15. | Приобретение энергетических, | единиц | | 3 | 7 | 35 | 25| 5 | 5| 10| | | тепловых установок для | | | | | | | | | | | | обустройства поселков, | | | | | | | | | | | | жилья и производственных | | | | | | | | | | | | процессов | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Приложение N 2 к Концепции Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДО 2015 ГОДА" (тыс. рублей, в ценах соответствующих лет) -------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2009 - | В том числе | | | 2015 |-------------------------------------------------------------| | | годы - | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | | | всего | год | год | год | год | год | год | год | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | Всего | 9844000 |2047960 |1864160 |1559910 |1427360 |1283760 |1069740 |591110 | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | в том числе: | | | | | | | | | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | федеральный бюджет | 4500000 | 863460 | 861660 | 646460 | 630860 | 644660 | 552740 |300160 | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | бюджеты субъектов | 4975000 |1082500 | 942500 | 876450 | 747400 | 601100 | 472000 |253050 | | Российской Федерации | | | | | | | | | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | внебюджетные | 369000 | 102000 | 60000 | 37000 | 49100 | 38000 | 45000 | 37900 | | источники | | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------| | Капитальные вложения | |------------------------------------------------------------------------------------------------| | Всего | 9457200 |1979000 |1798200 |1507450 |1375500 |1233300 |1013700 |550050 | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | в том числе: | | | | | | | | | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | федеральный бюджет | 4212200 | 811000 | 811200 | 607000 | 591600 | 607200 | 511700 |272500 | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | бюджеты субъектов | 4900000 |1070000 | 930000 | 866450 | 737400 | 591100 | 462000 |243050 | | Российской Федерации | | | | | | | | | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | внебюджетные | 345000 | 98000 | 57000 | 34000 | 46500 | 35000 | 40000 | 34500 | | источники | | | | | | | | | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | | | | НИОКР| | | | | | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | Всего | 10220 | 1460 | 1460 | 1460 | 1460 | 1460 | 1460 | 1460 | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | в том числе федеральный| 10220 | 1460 | 1460 | 1460 | 1460 | 1460 | 1460 | 1460 | | бюджет | | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------| | Прочие нужды | |------------------------------------------------------------------------------------------------| | Всего | 376580 | 67500 | 64500 | 51000 | 50400 | 49000 | 54580 | 39600 | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | в том числе: | | | | | | | | | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | федеральный бюджет | 277580 | 51000 | 49000 | 38000 | 37800 | 36000 | 39580 | 26200 | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | бюджеты субъектов | 75000 | 12500 | 12500 | 10000 | 10000 | 10000 | 10000 | 10000 | | Российской Федерации | | | | | | | | | |------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------| | внебюджетные | 24000 | 4000 | 3000 | 3000 | 2600 | 3000 | 5000 | 3400 | | источники | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------- |