КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДО 2015 ГОДА". Распоряжение. Правительство РФ. 21.11.07 1661-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          21 ноября 2007 г.
                               N 1661-р

                                 (Д)


     1.  Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы
"Экономическое  и  социальное  развитие коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года".
     2.   Определить   Минрегион   России  государственным  заказчиком
Федеральной  целевой  программы  "Экономическое  и социальное развитие
коренных  малочисленных  народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока до
2015 года" (далее - Программа).
     3.  Установить,  что предельный (прогнозный) объем финансирования
Программы  на  2009  -  2015 годы за счет средств федерального бюджета
составляет 4500 млн. рублей в ценах соответствующих лет.
     4.  Минрегиону  России разработать проект Программы и представить
его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                              В.ЗУБКОВ
21 ноября 2007 г.
N 1661-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 21 ноября 2007 года
                                                              N 1661-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
                    ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
     "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
       НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДО 2015 ГОДА"

        I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
       Программы приоритетным задачам социально-экономического
                    развития Российской Федерации

     Настоящая   Концепция   основывается  на  положениях  Конституции
Российской  Федерации  о  защите  прав коренных малочисленных народов,
Федеральных  законов  "О гарантиях прав коренных малочисленных народов
Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования
коренных  малочисленных  народов  Севера,  Сибири  и  Дальнего Востока
Российской  Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных
малочисленных  народов  Севера,  Сибири  и Дальнего Востока Российской
Федерации".
     Цели   и   задачи  настоящей  Концепции  соответствуют  принципам
Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и
определяют   пути   и   порядок   оказания  государственной  поддержки
социально-экономического   развития   коренных  малочисленных  народов
Севера,  Сибири  и  Дальнего  Востока  (далее - коренные малочисленные
народы).
     Коренные  малочисленные  народы,  каждый  из  которых насчитывает
менее   50   тыс.  человек,  проживают  на  территориях  традиционного
расселения   своих   предков,   сохраняют  традиционные  образ  жизни,
хозяйствование  и промыслы, осознают себя самостоятельными этническими
общностями.
     В  Российской  Федерации  в настоящее время проживает 40 коренных
малочисленных народов общей численностью около 270 тыс. человек.
     Комплексное  решение  проблем  развития социально-экономического,
этнокультурного   и   духовного   потенциала   этих   народов  требует
государственной поддержки.
     Мероприятия   Федеральной   целевой  программы  "Экономическое  и
социальное  развитие  коренных  малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего  Востока  до  2015  года"  (далее  - Программа) направлены на
улучшение  материального  положения,  культурного и духовного развития
коренных малочисленных народов.

               II. Обоснование целесообразности решения
                 проблемы программно-целевым методом

     Действующая  в  настоящее  время  Федеральная  целевая  программа
"Экономическое  и  социальное  развитие коренных малочисленных народов
Севера   до  2008  года",  утвержденная  Постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  27 июля 2001 г. N 564, включает расширенный
круг  мероприятий  по  созданию  производственной базы. Основные итоги
реализации мероприятий указанной Программы за 2002 - 2006 годы состоят
в следующем.
     Для   организации   перерабатывающих  производств  приобретено  и
установлено   оборудование  в  Республике  Алтай  и  Республике  Тыва,
Кемеровской,  Мурманской,  Томской  и Магаданской областях, в Ненецком
автономном  округе  и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том
числе   5   комплектов   холодильного   оборудования,   10  комплектов
оборудования   для   переработки   продукции   традиционных  отраслей,
оборудование   и  снаряжение  для  рыбного  и  охотничьего  промыслов,
мини-пекарни.  Построены  7  оленеводческих  баз  и  убойных пунктов в
Иркутской  области, Республике Саха (Якутия) и в других регионах, база
по переработке рыбы в Корякском автономном округе.
     Создано  16  объектов  энергообеспечения  в  Республике  Тыва,  в
Тюменской,   Читинской   и   Кемеровской   областях,   в  Корякском  и
Ямало-Ненецком   автономных   округах,  в  том  числе  приобретено  12
электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные установки. Введены
линии  электропередачи протяженностью 37 км. Организованы 3 фактории с
комплексом   бытовых   услуг.  В  Республике  Саха  (Якутия)  построен
этнокультурный  центр  коренных  малочисленных  народов  Севера  - Дом
народов Севера.
     Построено  и  введено в эксплуатацию жилье общей площадью 12682,1
кв.  метров, завершено строительство 17 школ и школ-интернатов на 4109
мест  в  Иркутской, Амурской и Магаданской областях, в Республике Саха
(Якутия)  и  Республике  Хакасия,  в  Хабаровском  крае  и в Чукотском
автономном округе.
     Проблемы  восстановления природно-ресурсного потенциала и системы
регулирования  его  использования,  проблемы  хозяйственного  развития
территорий   проживания   коренных   малочисленных  народов,  проблемы
занятости  и  социального  развития в сочетании с традиционным укладом
составляют  единый  взаимоувязанный  комплекс  задач,  которые успешно
могут  быть  решены  только  на  основе  принципов программно-целевого
метода, использование которого позволит:
     обосновать   приоритетность   мероприятий   Программы,   а  также
необходимый объем их финансирования;
     учесть   многофакторность   и   взаимосвязь  проблем  и  наметить
оптимальные способы их комплексного решения;
     предложить эффективные механизмы реализации Программы;
     обеспечить  методическое  единство  подходов  и  на  этой  основе
концентрацию   и   наиболее  рациональное  использование  бюджетных  и
привлеченных средств.
     Подготовка   Программы   вызвана   необходимостью  решения  более
широкого  спектра вопросов социально-экономического, этнокультурного и
духовного  развития  коренных  малочисленных  народов,  проживающих не
только в районах Севера, но также в Сибири и на Дальнем Востоке.

                III. Характеристика и прогноз развития
       сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
             без использования программно-целевого метода

     К   важнейшим  проблемам,  требующим  безотлагательного  решения,
относится  развитие  экономической базы традиционного жизнеобеспечения
коренных малочисленных народов. С развитием промышленного производства
в  районах  Севера,  Сибири  и  Дальнего  Востока  связано  отторжение
значительных  земельных  участков  под промышленные объекты, нарушение
растительного покрова, создание техногенных барьеров на путях сезонных
миграций  животных,  нарушение естественных водотоков, разрушение мест
нереста  и  нагула  рыбы  и  т.д.  В результате промышленного освоения
нарушился    экологический    баланс   районов   проживания   коренных
малочисленных  народов.  Непоправимый  урон  окружающей  среде наносит
загрязнение   выбросами  и  отходами  нефтяных  и  газовых  промыслов.
Положение  усугубляется  тем,  что  практически  прекращены  работы по
изучению   состояния  природных  и  земельных  ресурсов.  Например,  в
большинстве  районов  оленеводство,  ранее  одна  из наиболее доходных
отраслей   традиционного   хозяйства,   стало  убыточным.  Практически
уничтожено   племенное   ядро  оленьего  стада,  поголовье  оленей  по
сравнению  с  1990  годом  сократилось более чем в 2 раза. В кризисной
ситуации находится морской зверобойный промысел.
     Объемы  добычи  рыбы  в районах проживания коренных малочисленных
народов  также  сократились  почти  в  2  раза,  что связано отчасти с
несоблюдением   требований   рыболовства,   но  в  большей  степени  с
недоступностью  рынка  сбыта  свежей рыбы и рыбной продукции. В местах
массового   промышленного   вылова   в   настоящее  время  отсутствуют
производства  по  переработке рыбы. Однако зарубежный опыт и отдельные
проекты   в  России  показывают,  что  это  направление  традиционного
хозяйствования  при  современном технологическом оснащении и правильно
построенной    системе    государственной    поддержки    может   быть
высокорентабельным.
     Снижается  промысел  полевой  пушнины  из-за  истощения  ресурсов
угодий,  несовершенства  организации промысла (ухудшения экономических
условий,  снижения  материальной заинтересованности охотников и других
факторов).  Кризис клеточного звероводства связан с нехваткой и резким
подорожанием кормов и падением мировых цен на продукцию звероводства.
     Острота  социальных  проблем коренных малочисленных народов более
всего   ощущается   в  сельской  местности.  В  последнее  десятилетие
наблюдается  резкое  снижение занятости коренных малочисленных народов
и, как следствие, падение уровня их жизни. Реальные подушевые доходы в
семьях  оленеводов  и  охотников в 3 и более раза ниже соответствующих
показателей  для других групп населения, например, работников, занятых
в промышленности и строительстве.
     Существующая  сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает
полной  потребности  коренных  малочисленных  народов  в  образовании.
Начальное  и  неполное  среднее  образование  имеют  90 процентов этих
народов.
     Существует   необходимость   дальнейшей  реализации  проектов  по
развитию сектора социальных услуг, в том числе образования.
     Практически  во  всех  районах  проживания  этих  народов дневные
общеобразовательные  школы находятся в аварийном состоянии или требуют
капитального    ремонта,   что   ведет   к   снижению   числа   данных
образовательных учреждений. Школы испытывают недостаток педагогических
кадров,  не  укомплектованы учебной и учебно-методической литературой,
пособиями   для  внеклассного  чтения,  особенно  на  языках  коренных
малочисленных   народов,   слабо  оснащены  современными  техническими
средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку,
который в школах изучают не более 50 процентов учащихся.
     В   ряде   районов   проживания  коренных  малочисленных  народов
отсутствуют  средние  специальные  учебные  заведения с ориентацией на
подготовку  специалистов  для  традиционных  отраслей хозяйствования и
промыслов.
     Продолжается  разрушение национальной культуры, традиций, обычаев
и  других  важнейших  составляющих  культурного  и  духовного развития
коренных  малочисленных народов. Около 30 процентов клубных учреждений
и  13,5  процента  библиотек требуют капитального ремонта, в том числе
2,6 процента библиотек находятся в аварийном состоянии.
     Происходит  неуклонное  ухудшение  состояния здоровья населения в
местах  традиционного  проживания  коренных  малочисленных народов. До
пенсионного  возраста  доживает  только 8,5 процента этих народов. При
этом   сокращается   число  больничных  и  амбулаторно-поликлинических
учреждений,  фельдшерско-акушерских  пунктов,  не  хватает  женских  и
детских   консультаций.  Значительная  часть  учреждений  медицинского
обслуживания  требует капитального ремонта, обеспечения лекарственными
препаратами, оснащения современным медицинским оборудованием.
     Ухудшаются  жилищные  и  социально-бытовые условия жизни коренных
малочисленных  народов.  Жилищный  фонд большинства сел в традиционных
местах   проживания   ветхий   и,   как  правило,  без  водоснабжения,
канализации   и   инженерных   сетей.   Состояние   жилищного   фонда,
недостаточные  темпы его ремонта и строительства нового жилья в местах
традиционного  проживания  не  позволяют  прогнозировать  существенное
улучшение жизни коренных малочисленных народов.
     Обостряющиеся проблемы коренных малочисленных народов показывают,
что  назрела  необходимость  реформирования  и  адаптации механизма их
государственной   поддержки  к  изменяющимся  экономическим  условиям,
определения новых подходов и приоритетов в решении этих проблем.
     В   современных   условиях   перспективы   эффективного  развития
традиционных  видов  деятельности  основаны  на  том,  что, во-первых,
мировая  и  отечественная  практика  выработала достаточно эффективные
технологии   и   компактные  технологические  линии  для  внедрения  в
традиционные  сферы  хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов  и  они  сегодня вполне доступны для использования. Во-вторых,
имеется   широкий  выбор  средств  вездеходного  транспорта,  связи  и
коммуникаций   для   использования   в   производственных   процессах,
повышающих   их  эффективность.  В-третьих,  экологическая  чистота  и
высокие   питательные   качества  натуральных  продуктов  традиционных
промыслов   коренных   малочисленных   народов  становятся  все  более
востребованными  и  все  более  высоко  оцениваемыми. При определенной
государственной  поддержке  технического  оснащения этих производств и
создании  механизмов  поддержки  промысловой  деятельности рынок сбыта
продукции существенно расширится.
     Развитие  сферы  образования,  самобытной культуры и медицинского
обслуживания   на  базе  технологических  инноваций  и  информационных
технологий  при  современном  уровне  знаний  и  имеющихся технических
решениях  представляется вполне реальным направлением Программы и даст
ощутимый   бюджетный   эффект,   а  также  позволит  повысить  уровень
образовательных и медицинских услуг.
     Улучшение     жилищных    условий    и    модернизация    системы
жилищно-коммунального   хозяйства   и   энергетики   являются  важными
направлениями   обеспечения   благоприятных   условий  жизни  коренных
малочисленных   народов,   которые   достаточно   успешно  могут  быть
реализованы  с  использованием  современных  технологий  домостроения,
эффективных     материалов,    автономных    источников    тепло-    и
электрообеспечения, систем инженерной инфраструктуры.
     Комплексное     совершенствование     нормативно-правовой    базы
регулирования  социальных,  природоохранных  и экономических отношений
диктуется тем, что коренные малочисленные народы с трудом адаптируются
к изменившимся социально-экономическим условиям, утрачивают самобытную
культуру,  свои  этнические  традиции  и язык. Значительно сократились
биологические  ресурсы, необходимые для жизнеобеспечения этих народов.
Острый  характер  приобретает  ситуация  в  социальной и экономической
сфере.  В  этих  условиях нужна развитая система законов и нормативных
документов,   которые   обеспечат  правовую  защиту  жизнедеятельности
коренных малочисленных народов.

           IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
           преимуществ и рисков, возникающих при различных
                      вариантах решения проблемы

     Единственно приемлемым вариантом решения рассматриваемой проблемы
является использование программно-целевого метода.
     Главные  особенности  Программы обусловлены существующей системой
расселения и жизненным укладом коренных малочисленных народов, которые
являются   естественной,   наиболее   приемлемой   формой   и  основой
традиционного  хозяйствования,  кочевого и полукочевого образа жизни и
трудовой  деятельности.  В  отличие  от  неудачного  советского  опыта
решения  проблемы  путем  перевода  коренных  малочисленных народов на
оседлый  образ  жизни  настоящая  Концепция исходит из обратной идеи -
приближение  средств  цивилизации,  новых технологий, техники к местам
проживания  и  трудовой  деятельности коренных малочисленных народов с
целью  создания  благоприятной  среды для устойчивого развития базовых
отраслей экономики и нормальных условий для жизни и развития человека.
     В     рамках     правового     поля,     регулирующего    вопросы
социально-экономического   развития  коренных  малочисленных  народов,
имеется  еще  несколько возможных вариантов, к числу которых относятся
ведомственно-отраслевой,                         ведомственно-целевой,
автономно-территориальный и инвестиционно-коммерческий варианты.
     Каждый  из  этих  вариантов  характеризуется  большим количеством
рисков    при   реализации   в   силу   их   узкого   (ведомственного,
территориально-автономного,  коммерческого)  подхода.  Уровень  рисков
(политические,    административно-правовые,   финансово-экономические,
организационно-управленческие,        производственно-технологические,
экологические)   и   вероятность  их  реализации  могут  не  позволить
рассчитывать на успешное решение проблемы в целом.
     С  точки зрения управления можно рассматривать 2 основных способа
решения  проблем  -  централизованный, осуществляемый в рамках единого
координирующего    органа    и    единого    плана    мероприятий,   и
децентрализованный,     предполагающий     осуществление     множества
эффективных, но слабо взаимоувязанных друг с другом мероприятий.
     Децентрализованный   вариант   характерен   большим   количеством
исполнителей,    отсутствием    единой    структуры    и    механизма,
координирующего    действия    всех    участников    процесса.    Риск
децентрализованного  решения  проблемы  состоит  в  утрате целостности
взгляда  на проблему и систему мероприятий, в неспособности оперативно
сконцентрировать   финансовые   ресурсы   на  нескольких  приоритетных
направлениях    развития,    радикально   решить   вопросы   улучшения
образовательного     процесса,    повысить    качество    медицинского
обслуживания.  Распыление  ключевых  мероприятий по многим федеральным
министерствам и агентствам неизбежно приводит к утрате оперативности и
неспособности  реагировать  на  вопросы,  которые  возникают в связи с
радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства
и самобытной культуры коренных малочисленных народов.
     Настоящая   Концепция  строится  на  принципах  централизованного
варианта  управления  процессом  реализации Программы и согласовании с
региональными   программами,   реализуемыми   в  субъектах  Российской
Федерации на этом направлении.
     Этот вариант подвержен рискам, среди которых главными являются:
     возможность  существенного  превышения  расходов, необходимых для
осуществления   мероприятий  Программы,  по  сравнению  с  прогнозными
расходами, заявленными в настоящей Концепции;
     неполное финансирование со стороны федерального бюджета, бюджетов
субъектов  Российской  Федерации и местных бюджетов, нарушение графика
финансирования;
     невыполнение  или задержка выполнения обязательств поставщиками и
подрядчиками работ по реализации мероприятий Программы.
     Основной  риск централизованного управления реализацией Программы
связан    с    возможностью   появления   излишних   посредников,   ее
обюрокрачивание    и    заорганизованность.    Мобилизация    ресурсов
государственных  и других участников может в этом случае не обеспечить
ожидаемой   отдачи,   а  осуществляемые  с  единой  целью  мероприятия
Программы не приведут к решению проблемы.
     Минимизация  указанных  рисков  может  быть  достигнута на стадии
разработки  Программы  путем  уточнения и соответствующего обоснования
объема  необходимых  расходов,  повышения  эффективности  контроля  за
выделением и расходованием средств с помощью осуществления мониторинга
мероприятий  Программы,  использования  утвержденных  критериев отбора
поставщиков и подрядчиков выполняемых работ.

               V. Ориентировочные сроки и этапы решения
                 проблемы программно-целевым методом

     Реализация Программы предполагается в 2 этапа:
     I этап - 2009 - 2010 годы;
     II этап - 2011 - 2015 годы.
     Первый     этап     является    организационно-восстановительным,
ориентирован на реализацию первоочередных мероприятий и предполагает:
     развитие     материальной    базы    традиционных    производств,
строительство    оленеводческих    и   рыболовных   баз,   организацию
перерабатывающих производств;
     разработку   механизмов  государственной  поддержки  традиционных
видов  хозяйственной  деятельности,  используя  опыт регионов России и
зарубежных стран;
     обеспечение   доступности   получения   начального,   среднего  и
качественного профессионального образования путем строительства школ и
дошкольных учреждений, в том числе детских садов и интернатов, а также
специальных образовательных учреждений;
     восстановление  системы диспансерного медицинского обследования в
местах традиционного проживания коренных малочисленных народов;
     реализацию  мероприятий  по  завершению  и вводу в действие ранее
начатых   объектов   капитального   строительства  и  производственных
мощностей;
     формирование  нормативной правовой базы, обеспечивающей жизненные
интересы   коренных  малочисленных  народов,  организацию  конкурсного
отбора    и    реализацию    эффективных   быстроокупаемых   проектов,
способствующих    оживлению   инвестиционной   и   предпринимательской
активности  в  местах  традиционного проживания коренных малочисленных
народов.
     Второй этап рассчитан на 2011 - 2015 годы и предусматривает:
     развертывание    работ   по   модернизации   видов   традиционной
деятельности  коренных  малочисленных  народов, прежде всего внедрение
современной  техники  и  технологий в традиционные отрасли экономики и
развитие производств глубокой переработки;
     строительство  и  реконструкцию  объектов инфраструктуры, включая
благоустройство  территорий  проживания  и  хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов;
     развитие  нетрадиционных  источников  тепло-  и  энергоснабжения,
автономных систем очистки стоков;
     осуществление   природовосстановительных   мероприятий,   включая
развитие  ресурсной  базы  традиционных  отраслей,  развитие племенной
деятельности  в  оленеводстве,  строительство  рыборазводных  цехов  и
заводов.
     Второй  этап  завершает  переход  к  устойчивому экономическому и
социальному   развитию   коренных  малочисленных  народов  (укрепление
национального самоуправления, занятости и самозанятости, традиционного
жизнеобеспечения и др.), предполагает окончание реализации проектов по
развитию хозяйственно-экономической структуры территорий их проживания
при   ускоренном   развитии  сектора  социальных  услуг  (образование,
здравоохранение, культура).

            VI. Предложения по целям и задачам Программы,
            целевым индикаторам и показателям, позволяющим
             оценивать ход реализации Программы по годам

     Целью      Программы     является     обеспечение     устойчивого
социально-экономического   развития   территорий  проживания  коренных
малочисленных  народов,  существенное  повышение  уровня  их  жизни  и
улучшение   всей  системы  жизнеобеспечения  на  основе  рационального
природопользования,     технико-технологического     совершенствования
традиционных  отраслей  хозяйства,  социальной сферы, культуры и быта,
подготовки  и  переподготовки соответствующих кадров из числа коренных
малочисленных   народов,   совершенствования  системы  государственной
поддержки.
     Задачами Программы являются:
     технико-технологическое      оснащение     традиционных     видов
хозяйственной  деятельности и организация перерабатывающих производств
в районах проживания коренных малочисленных народов, организация новых
производств;
     создание  системы заготовок, материально-технического обеспечения
и  сбыта  продукции,  обеспечение развития факторийных форм торговли и
товарообмена, а также других форм сельской кооперации;
     реализация   комплекса  мер  государственной  поддержки  отраслей
оленеводства,   рыбного   промысла  и  других  отраслей  традиционного
хозяйства    коренных    малочисленных    народов,   направленных   на
стимулирование   мотивации   работников   в   улучшении  материального
положения   путем  достижения  высоких  качественных  производственных
показателей отрасли;
     повышение  уровня  образования,  профессиональной  подготовки  по
специальностям традиционных видов хозяйственной деятельности;
     обеспечение возрождения самобытной и национальной культуры, языка
коренных  малочисленных  народов, развитие энергетической, финансовой,
информационно-коммуникационной  инфраструктуры  в местах традиционного
проживания коренных малочисленных народов;
     обеспечение  санитарно-эпидемиологического  благополучия коренных
малочисленных  народов,  создание системы медицинского обслуживания на
основе   современных  технологий,  модернизация  жилищно-коммунального
обслуживания населения;
     совершенствование принципов и механизмов местного самоуправления,
адекватных организации традиционного природопользования и укладу жизни
коренных  малочисленных народов, а также адаптированных в систему всех
уровней власти и управления.
     Задачи  Программы  конкретизируются  по  отдельным  направлениям.
Целевые  индикаторы  и  показатели  эффективности реализации Программы
приведены в Приложении N 1.

               VII. Предложения по объемам и источникам
                       финансирования Программы

     Общий  объем  финансирования  Программы  составляет  9844000 тыс.
рублей,  в  том  числе  за счет средств федерального бюджета - 4500000
тыс.  рублей,  бюджетов  субъектов Российской Федерации - 4975000 тыс.
рублей и внебюджетных источников - 369000 тыс. рублей.
     В  структуре  затрат  преобладают  расходы по статье "Капитальные
вложения",      составляющие     96,1     процента,     затраты     на
научно-исследовательские   и   опытно-конструкторские   работы  -  0,1
процента и прочие текущие расходы - 3,8 процента.
     В   соответствии  с  положениями  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации  средства  федерального бюджета, предусмотренные Программой,
направляются  на  реализацию  мероприятий  Программы  в  виде субсидий
бюджетам   субъектов   Российской   Федерации,   что   предусматривает
обязательное  финансирование  проектов за счет средств этих бюджетов в
объемах, определенных Программой.
     Реализация  Программы  предусматривает  привлечение инвестиций из
внебюджетных    источников   для   осуществления   проектов,   имеющих
потенциально  высокую  норму  прибыли  и короткие сроки окупаемости (в
среднем от 1 года до 3,5 лет), а также участие инвесторов в реализации
высокодоходных  долгосрочных  инвестиционных  проектов, осуществляемых
преимущественно   на  принципах  проектного  финансирования,  то  есть
окупаемых  в  счет  будущих  доходов  и  не  требующих государственных
гарантий.
     Объемы   и   источники   финансирования   Программы  приведены  в
Приложении N 2.

         VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
      и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     В  процессе  реализации  Программы будут сформированы необходимые
условия   для  сбалансированного  и  устойчивого  развития  территорий
проживания   и   хозяйственной   деятельности  коренных  малочисленных
народов,  созданы  условия,  способствующие  преодолению  противоречий
между  традиционными отраслями хозяйствования и промышленным освоением
северных территорий, сохранению естественной природной среды.
     В  результате  реализации  Программы  к  концу 2015 года в местах
традиционного   проживания   и   хозяйственной  деятельности  коренных
малочисленных  народов  будут построены жилые дома общей площадью 19,5
тыс.  кв.  метров,  общеобразовательные  и дошкольные учреждения на 10
тыс. мест, больничные и поликлинические учреждения на 430 койко-мест и
300  посещений  в  смену,  19  учреждений  культуры  на  1000 мест, 30
традиционных  перерабатывающих  производств, 21 фактория, 130 км линий
электропередачи.  Также  будут  приобретены для коренных малочисленных
народов,  проживающих  в  отдаленных  и  труднодоступных  районах,  40
комплектов   средств   беспроводной   телефонной   связи,  100  единиц
специального    транспорта    повышенной   проходимости,   90   единиц
энергетических и тепловых установок. Будет решен ряд других проблем.
     Результаты реализации мероприятий Программы будут способствовать:
     преодолению  резкого  снижения  занятости  коренных малочисленных
народов и, как следствие, росту уровня их жизни;
     созданию предпосылок для снижения зависимости от северного завоза
продовольствия и товаров народного потребления;
     повышению  уровня  и  качества  жизни, обновлению основных систем
жизнеобеспечения;
     духовному    и   национально-культурному   возрождению   коренных
малочисленных народов.
     Результаты  реализации  Программы  будут иметь значение не только
для   развития   коренных   малочисленных   народов  и  территорий  их
традиционного  проживания,  но  также для северных регионов и России в
целом.

            IX. Предложения по участию федеральных органов
         исполнительной власти, ответственных за формирование
                        и реализацию Программы

     Формирование  мероприятий  Программы и контроль за их реализацией
осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации.
     К   формированию   и   реализации  Программы  будут  привлекаться
соответствующие  федеральные  органы  исполнительной  власти  в рамках
полномочий,   указанных   в   Постановлении  Правительства  Российской
Федерации  от  26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона
"О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

             X. Предложения по государственным заказчикам
                      и разработчикам Программы

     Разработчиком   Программы   является  Министерство  регионального
развития Российской Федерации.
     Функции   государственного  заказчика  Программы  возлагаются  на
Министерство  регионального  развития  Российской  Федерации,  которое
взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации   и   представительными  органами  общественных  объединений
коренных   малочисленных   народов   с  целью  эффективной  реализации
мероприятий Программы.

       XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
                 срокам и этапам реализации Программы

     В  структуре затрат основную долю составят капитальные вложения -
96,1 процента.
     В  рамках  Программы  также  предусмотрены средства на проведение
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских работ в объеме 0,1
процента  общего объема финансирования Программы, что в сумме составит
10220 тыс. рублей.
     Направление  "Прочие  нужды"  в объеме 3,8 процента общего объема
финансирования Программы предусматривает финансирование мероприятий по
обеспечению  коренных  малочисленных народов современным оборудованием
для   медицинских   и   образовательных  учреждений,  энергетическими,
тепловыми   установками   для   обустройства   жилья   и  вездеходными
транспортными    средствами,    технологическим    оборудованием   для
производственных   участков,   а   также   мероприятий  этнокультурной
направленности (проведение выставок, фестивалей, детских праздников).
     Реализация Программы предполагается в 2009 - 2015 годах (I этап -
2009 - 2010 годы, II этап - 2011 - 2015 годы).

             XII. Предложения по механизмам формирования
                        мероприятий Программы

     Мероприятия  Программы  согласуются  по  срокам  с исполнителями,
взаимосвязаны     и    предусматривают    получение    разностороннего
экономического  и социального эффекта. Программа должна быть увязана с
программами  социально-экономического  развития  субъектов  Российской
Федерации, где проживают коренные малочисленные народы.
     Формирование   мероприятий   Программы  будет  осуществляться  по
следующим основным направлениям.

               Создание экономического базиса и условий
           для устойчивого развития экономики традиционных
          отраслей хозяйствования на основе технологического
                    совершенствования производства

     Мероприятия     направлены     на    возрождение    традиционного
жизнеобеспечения  коренных малочисленных народов, создание условий для
восстановления  и сохранения естественной природной среды, необходимой
для  традиционной  жизнедеятельности коренных малочисленных народов, в
том числе на:
     строительство   комплексных   убойно-приемных   пунктов   оленей,
промежуточных   баз  для  оленеводческих,  охотничьих  и  рыболовецких
бригад;
     развитие    племенных   оленеводческих   хозяйств,   рациональное
использование оленьих пастбищ, применение изгородного выпаса стад;
     приобретение   и   передачу  субъектами  Российской  Федерации  в
пользование   общинам   коренных   малочисленных  народов,  занятых  в
традиционных   видах   деятельности,   спецавтотранспорта   повышенной
проходимости,  снаряжения  и  инвентаря  для  охоты  и  рыбной  ловли,
мини-пекарен;
     развитие  звероводства,  восстановление поголовья пушных зверей и
строительство новых звероводческих ферм.
     Развитие    производственной    базы    продукции   традиционного
хозяйствования включает в себя:
     строительство  перерабатывающих  цехов,  заводов  по  заготовке и
реализации     товаров     традиционного    промысла,    хлебопекарен,
холодильников,   приобретение  холодильных  и  морозильных  установок,
организацию различных производств;
     организацию пошивочных мастерских и мастерских по выпуску изделий
художественных промыслов и ремесел.
     Предусматривается развитие национального малого бизнеса в секторе
услуг,  в  том числе в сфере туризма, возрождение сельской кооперации,
создание  факторий  в  местах традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов, а также восстановление на
их    основе   системы   заготовок,   закупок,   завоза   и   торговли
продовольственной  и  потребительской продукцией, торгового и бытового
обслуживания кочевых оленеводов, полукочевых охотников-промысловиков и
рыбаков в местах их производственной деятельности.
     Развитие традиционной хозяйственной деятельности является основой
национальной   духовной  культуры,  языка  и  традиций,  национального
самосознания,  а  также  возрождения  и  развития традиционного образа
жизни   коренных  малочисленных  народов  как  способа  существования,
основанного     на    историческом    опыте    предков    в    области
природопользования, социальной организации и проживания, на самобытной
культуре, обычаях и религиозных верованиях.
     В   рамках   мероприятий   предусматривается  создание  в  местах
традиционного проживания коренных малочисленных народов сети факторий,
обеспечивающих заготовку, хранение и реализацию продукции оленеводства
и  промыслов. Будут предусмотрены меры по обустройству и рациональному
размещению  структурных  подразделений  факторий (начиная от сети баз,
заготовительных  и торгово-снабженческих пунктов до базовых факторий),
обеспечению   их   оборудованием   и   спецавтотранспортом  повышенной
проходимости.
     При   формировании   комплекса   мероприятий   определяется  роль
государства в регулировании отношений коренных малочисленных народов и
промышленных   компаний-недропользователей   в   местах  традиционного
проживания   и   хозяйственной   деятельности  коренных  малочисленных
народов.   Также   определяются   меры  государственной  поддержки  из
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

                 Развитие сферы образования, культуры
         и медицинского обслуживания на базе технологических
                инноваций и информационных технологий

     Мероприятия  направлены на повышение качества и улучшение условий
жизни   коренных   малочисленных  народов  на  основе  развития  сферы
образования и культуры, повышения уровня медицинского обслуживания.
     Предусматривается   комплекс   мероприятий   по  реконструкции  и
строительству клубов, детских музыкальных школ и библиотек, а также по
сохранению,  возрождению и развитию культуры, национального искусства,
народных  художественных промыслов, родного языка путем создания домов
культуры,  краеведческого  музея,  традиционных этнокультурных центров
коренных малочисленных народов.
     Мероприятия    этнокультурной    сферы    (проведение   различных
фестивалей,  детских праздников и выставок), ставящие целью сохранение
и  пропаганду  культурного  наследия,  развитие  традиционной культуры
коренных  малочисленных  народов,  направлены на сохранение и развитие
локальных   фольклорных   традиций   коренных  малочисленных  народов,
позволяют  ознакомиться  с  традициями,  обычаями и культурой коренных
малочисленных  народов,  помогают  развивать  интерес  к  национальной
культуре,   воспитывают   у   подрастающего   поколения   уважение   к
непреходящим  культурным  ценностям.  Традиционные северные состязания
способствуют   физическому   развитию   и   организации  досуга  юного
поколения.
     В  местах традиционного проживания коренных малочисленных народов
предполагается   повышение   уровня  медицинского  обслуживания  путем
создания        действенной        системы        медицинского       и
санитарно-эпидемиологического   обслуживания   коренных  малочисленных
народов,   формирования,   оснащения  оборудованием  и  лекарственными
препаратами оленеводческих хозяйств и отдаленных промысловых участков,
обеспечения современным технологическим оборудованием и лекарственными
препаратами различных медицинских учреждений.
     В целях повышения уровня образования, профессиональной подготовки
и   обеспечения  занятости  коренных  малочисленных  народов  намечено
строительство  и  реконструкция  школ  и  дошкольных учреждений, в том
числе    детских    садов   и   интернатов.   В   рамках   мероприятий
предусматривается   приобретение   учебной   литературы   и   учебного
оборудования.

               Оказание коренным малочисленным народам
          субъектами Российской Федерации целевой поддержки
       в сфере улучшения жилищных условий, а также модернизации
         системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики

     Мероприятия  направлены на гарантированное и бесперебойное тепло-
и    электроснабжение    мест    традиционного   проживания   коренных
малочисленных народов.
     Предусмотрен   комплекс   мероприятий   по   поддержке  субъектов
Российской  Федерации  в  формировании  жилищного  фонда муниципальных
образований  для  нужд коренных малочисленных народов в соответствии с
жилищным     законодательством,     а     также     в     модернизации
жилищно-коммунального   комплекса.   Будут   переведены   на   горячее
водоснабжение    объекты    социальной    инфраструктуры.   Намечается
строительство  малогабаритных  пекарен,  объектов бытового и торгового
обслуживания  в  факториях  и местах традиционного проживания коренных
малочисленных народов.
     Предусматривается    переориентация   системы   энергообеспечения
районов     проживания     коренных     малочисленных    народов    на
топливно-энергетические   ресурсы   местных   источников.   Намечается
строительство   линий   электропередачи,  приобретение  малогабаритных
электростанций  для  факторий,  оленеводческих  и рыболовецких бригад,
дизельных  электростанций.  Кроме  того,  предусмотрены мероприятия по
приобретению   средств   навигации   и   связи,  по  расширению  парка
вездеходной   техники,   снегоходов,   спецавтотранспорта   повышенной
проходимости.
     Реализация  указанных мероприятий позволит повысить роль коренных
малочисленных  народов в экономических и социальных процессах в местах
традиционного проживания.

            XIII. Предложения по возможным вариантам форм
              и методов управления реализацией Программы

     Механизм реализации Программы включает в себя:
     стратегическое планирование и прогнозирование;
     применение правовых рычагов влияния на экономическое и социальное
развитие  коренных  малочисленных  народов  (совокупность  нормативных
правовых  актов  федерального и регионального уровней), способствующих
решению  задач  Программы,  а  также  регулирующих  отношения  на всех
уровнях исполнительной власти;
     формирование  организационной  структуры  управления  реализацией
Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех
уровней управления).
     Мероприятия   Программы   реализуются  посредством  заключения  в
установленном    законодательством    Российской   Федерации   порядке
государственным заказчиком Программы с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации договоров о софинансировании включенных
в Программу строек и объектов.
     Предоставление  средств  федерального  бюджета на строительство и
реконструкцию  объектов,  находящихся  в государственной собственности
субъектов  Российской  Федерации  или  в  муниципальной собственности,
осуществляется   в   виде   софинансирования   в   пределах   средств,
предусмотренных в Программе на осуществление конкретных мероприятий, и
при  условии  наличия  утвержденной  в  установленные  сроки проектной
документации.  При  этом ответственность за несвоевременное завершение
строительства    (реконструкции)    таких    объектов   несут   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     В  отношении  строек  и  объектов,  находящихся в государственной
собственности  субъектов  Российской  Федерации  или  в  муниципальной
собственности,  к  договорам о софинансировании в обязательном порядке
прилагаются  соответствующие  перечни  строек  и  объектов  Программы,
графики  финансирования инвестиционных проектов, решения собственников
(будущих  собственников)  таких  объектов  о  начале  их строительства
(реконструкции).
     Органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
заключают    соглашения    (договоры)   с   частными   инвесторами   о
софинансировании инвестиционных проектов Программы.
     Указанные    соглашения    (договоры)    устанавливают    условия
финансирования  мероприятий  Программы  и  заключаются  на весь период
реализации Программы.
     Стройки   и  объекты  Программы,  находящиеся  в  государственной
собственности  субъектов  Российской  Федерации  или  в  муниципальной
собственности,   должны   быть   в  обязательном  порядке  включены  в
соответствующие  региональные  программы,  утверждаемые  и реализуемые
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Органы  государственной  власти  субъектов Российской Федерации в
соответствии   с   законодательством   Российской  Федерации  проводят
конкурсы  на  размещение  заказов  на  проведение  работ, приобретение
товаров  и  услуг  для  государственных  нужд, а также обеспечивают по
итогам    проведенного    конкурса    заключение   договоров   подряда
(государственных контрактов) в части финансирования объектов.
     Приостановление   финансирования  за  счет  средств  федерального
бюджета,  предоставляемых  бюджету  субъекта Российской Федерации, при
невыполнении  органами  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации своих обязательств может быть осуществлено в случае:
     нецелевого    использования   органами   государственной   власти
субъектов Российской Федерации выделенных бюджетных средств;
     непредоставления   органами   государственной   власти  субъектов
Российской  Федерации в установленные сроки предусмотренных договорами
о софинансировании отчетов о проведении мероприятий Программы;
     нарушения    исполнения    графика   финансирования   мероприятий
Программы,  являющегося  приложением  к  договору  о  софинансировании
строек  и  объектов  (в  том  числе  уменьшения объемов финансирования
мероприятий  Программы  за  счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и внебюджетных источников).
     В  указанных  случаях  приостановление финансирования мероприятий
Программы  за  счет  средств  федерального бюджета в очередном году не
влечет возникновения обязательств государственного заказчика Программы
по увеличению финансирования этих мероприятий в последующих периодах.


                                                        Приложение N 1

                             к Концепции Федеральной целевой программы
                                  "Экономическое и социальное развитие
                                коренных малочисленных народов Севера,
                               Сибири и Дальнего Востока до 2015 года"

                          ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
                И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
      ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
        РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ
                   И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДО 2015 ГОДА"

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|     |                                 |  Единица  | 2008 год |  1-й этап   |           2-й этап          |
|     |                                 | измерения | (базовые | 2009 - 2010 |       2011 - 2015 годы      |
|     |                                 |           |  данные) |    годы     |                             |
|     |                                 |           |          |-------------|-----------------------------|
|     |                                 |           |          |  2009 |2010 |  2011 |2012| 2013 |2014|2015|
|     |                                 |           |          |   год | год |   год | год|  год | год| год|
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
|  1. | Удельный вес занятых в малом    | процентов |     7    |    7,5|   8 |    8,5|   9|   9,5|  10|  11|
|     | бизнесе в общей занятости       |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | коренных малочисленных народов  |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
|  2. | Создание факторийных форм       |  единиц   |     -    |    1  |   6 |    3  |   4|   2  |   5|   -|
|     | торговли и товарообмена, а      |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | также других снабженческо-      |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | сбытовых сельских кооперативов  |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | в местах традиционного          |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | проживания коренных             |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | малочисленных народов           |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
|  3. | Ввод в действие медицинских     |   коек    |    51    |   20  | 110 |   90  |  70|  30  |  10| 100|
|     | учреждений (больницы,           |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | фельдшерско-акушерские пункты)  | посещений |   140    |   20  |  50 |  120  |  80|   -  |  13|  17|
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
|  4. | Доля имеющих начальное          | процентов |    90    |   91,5|  93 |   94  |  95|  96  |  97|  98|
|     | образование в общей численности |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | коренных малочисленных народов  |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
|  5. | Ввод в действие                 |   мест    |   976    | 1000  |2000 |  900  |2100|1700  |1500| 800|
|     | общеобразовательных, дошкольных |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | учреждений                      |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
|  6. | Ввод в действие объектов        |  единиц   |     1    |    -  |   4 |    3  |   7|   4  |   1|   -|
|     | культуры                        |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
|  7. | Доля жилищного фонда,           | процентов |    40    |   42  |  45 |   48  |  50|  52,5|  54|  60|
|     | оборудованного горячим          |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | водоснабжением, в общем         |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | жилищном фонде                  |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
|  8. | Доля жилищного фонда,           | процентов |    60    |   62  |  65 |   68  |  70|  72,5|  74|  80|
|     | оборудованного водопроводом, в  |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | общем жилищном фонде            |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
|  9. | Ввод в действие объектов        |  единиц   |     1    |    2  |   6 |    2  |   5|   5  |   3|   2|
|     | жилищно-коммунального хозяйства |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
| 10. | Ввод в действие жилых домов в   |   кв. м   |  2688,1  | 2000  |2500 | 3200  |1000| 900  | 500|9400|
|     | городах и поселках городского   |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | типа и сельской местности       |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
| 11. | Ввод в действие объектов        |  единиц   |          |    2  |   8 |     3 |   4|   4  |   4|   5|
|     | традиционных производств,       |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | оленеводческих, рыболовных баз, |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | перерабатывающих производств    |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | традиционных отраслей хозяйства |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
| 12. | Строительство линий             |    км     |          |   10  |  40 |     - |  35|  15  |   -|  30|
|     | электропередачи                 |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
| 13. | Приобретение оборудования       |  единиц   |          |   20  |   5 |     - |   -|   -  |   -|  15|
|     | беспроводной телефонной связи   |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | для отдаленных районов          |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
| 14. | Приобретение вездеходной        |  единиц   |          |    5  |   5 |    20 |  30|  10  |  15|  15|
|     | техники, снегоходов,            |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | спецавтотранспорта повышенной   |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | проходимости                    |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|-----|---------------------------------|-----------|----------|-------|-----|-------|----|------|----|----|
| 15. | Приобретение энергетических,    |  единиц   |          |    3  |   7 |    35 |  25|   5  |   5|  10|
|     | тепловых установок для          |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | обустройства поселков,          |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | жилья и производственных        |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
|     | процессов                       |           |          |       |     |       |    |      |    |    |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                             к Концепции Федеральной целевой программы
                                  "Экономическое и социальное развитие
                                коренных малочисленных народов Севера,
                               Сибири и Дальнего Востока до 2015 года"
                              
                  ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
      ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
           РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА,
               СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДО 2015 ГОДА"
                              
                            (тыс. рублей, в ценах соответствующих лет)
--------------------------------------------------------------------------------------------------
|                        |  2009 - |                     В том числе                             |
|                        |   2015  |-------------------------------------------------------------|
|                        |  годы - | 2009   | 2010   | 2011   | 2012   | 2013   | 2014   | 2015  |
|                        |  всего  |  год   |  год   |  год   |  год   |  год   |  год   |  год  |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
| Всего                  | 9844000 |2047960 |1864160 |1559910 |1427360 |1283760 |1069740 |591110 |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
| в том числе:           |         |        |        |        |        |        |        |       |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|   федеральный бюджет   | 4500000 | 863460 | 861660 | 646460 | 630860 | 644660 | 552740 |300160 |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|   бюджеты субъектов    | 4975000 |1082500 | 942500 | 876450 | 747400 | 601100 | 472000 |253050 |
|   Российской Федерации |         |        |        |        |        |        |        |       |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|   внебюджетные         |  369000 | 102000 |  60000 |  37000 |  49100 |  38000 |  45000 | 37900 |
|   источники            |         |        |        |        |        |        |        |       |
|------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                       Капитальные вложения                                     |
|------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего                  | 9457200 |1979000 |1798200 |1507450 |1375500 |1233300 |1013700 |550050 |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
| в том числе:           |         |        |        |        |        |        |        |       |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|   федеральный бюджет   | 4212200 | 811000 | 811200 | 607000 | 591600 | 607200 | 511700 |272500 |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|   бюджеты субъектов    | 4900000 |1070000 | 930000 | 866450 | 737400 | 591100 | 462000 |243050 |
|   Российской Федерации |         |        |        |        |        |        |        |       |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|   внебюджетные         |  345000 |  98000 |  57000 |  34000 |  46500 |  35000 |  40000 | 34500 |
|   источники            |         |        |        |        |        |        |        |       |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|                        |         |        |   НИОКР|        |        |        |        |       |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
| Всего                  |   10220 |   1460 |   1460 |   1460 |   1460 |   1460 |   1460 |  1460 |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
| в том числе федеральный|   10220 |   1460 |   1460 |   1460 |   1460 |   1460 |   1460 |  1460 |
| бюджет                 |         |        |        |        |        |        |        |       |
|------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                        Прочие нужды                                            |
|------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего                  |  376580 |  67500 |  64500 |  51000 |  50400 |  49000 |  54580 | 39600 |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
| в том числе:           |         |        |        |        |        |        |        |       |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|   федеральный бюджет   |  277580 |  51000 |  49000 |  38000 |  37800 |  36000 |  39580 | 26200 |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|   бюджеты субъектов    |   75000 |  12500 |  12500 |  10000 |  10000 |  10000 |  10000 | 10000 |
|   Российской Федерации |         |        |        |        |        |        |        |       |
|------------------------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|
|   внебюджетные         |   24000 |   4000 |   3000 |   3000 |   2600 |   3000 |   5000 |  3400 |
|   источники            |         |        |        |        |        |        |        |       |
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Оглавление