О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОДПИСАНИИ ДОГОВОРА О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ И ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 25 февраля 1999 г. N 221 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: Одобрить представленный Министерством экономики Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и одобренный Советом глав правительств при Межгосударственном совете Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации проект Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве (прилагается). Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Договора. Председатель Правительства Российской Федерации Е. Примаков 25 февраля 1999 г. N 221 Проект ДОГОВОР О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ И ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Государства - участники настоящего Договора, в дальнейшем именуемые Сторонами, руководствуясь Договором между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, в дальнейшем именуемым Договором от 29 марта 1996 года, соглашениями по его реализации, а также учитывая решения, принятые органами управления интеграцией, выполняя заключенные между Сторонами соглашения о свободной торговле, о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, о Таможенном союзе, об обеспечении взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, о предотвращении двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, исходя из сложившихся производственных и научно-технологических связей, взаимозависимости и взаимодополняемости экономики Сторон, исполненные решимости придать новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономики Сторон в целях социального прогресса и улучшения благосостояния народов, признавая, что устранение существующих барьеров и ограничений требует согласованных действий, гармоничного развития рыночных отношений государств и создания равных условий и возможностей для хозяйствующих субъектов, подтверждая дружественные отношения, связывающие государства и народы, желая обеспечить их процветание, основываясь на принципах Устава Организации Объединенных Наций, Устава Содружества Независимых Государств, Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, нормах и принципах международного права, учитывая стремление Сторон стать членами Всемирной торговой организации, уважая суверенитет, территориальную целостность государств и гарантируя невмешательство во внутренние дела, выражая решимость завершить формирование Таможенного союза и создать единое экономическое пространство, договорились о нижеследующем: Глава I. ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ Статья 1 Для целей настоящего Договора используются понятия и термины, имеющие следующее значение: а) "единое экономическое пространство" - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы; б) "единая таможенная территория" - территория, которая состоит из таможенных территорий Сторон, применительно к которой Сторонами установлен общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе; в) "общий (внутренний) рынок" - совокупность экономических отношений на единой таможенной территории; г) "общий таможенный тариф" - согласованный перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенные территории государств - участников Таможенного союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств; д) "внутренняя таможенная граница" - пределы таможенной территории каждой из Сторон, одновременно являющиеся пределами таможенной территории другой Стороны; е) "внешняя таможенная граница (внешний периметр)" - пределы единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза, разделяющие территории этих государств и территории государств, не входящих в Таможенный союз; ж) "косвенные налоги" - налог на добавленную стоимость и акцизы на товары и услуги. Глава II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 2 В соответствии с условиями настоящего Договора Стороны принимают на себя обязательство завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе единое экономическое пространство. Статья 3 Основными целями формирования единого экономического пространства являются: а) эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; б) создание условий для структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; в) проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; г) развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; д) создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации. Статья 4 Важнейшими принципами формирования единого экономического пространства являются: а) недискриминация; б) взаимная выгода; в) взаимопомощь, добровольность, равноправие, ответственность за принятые обязательства, открытость. Статья 5 Формирование Таможенного союза и единого экономического пространства обеспечивается следующими органами управления интеграцией: Межгосударственный совет; Совет глав правительств; Интеграционный комитет; Межпарламентский комитет. Каждый орган управления интеграцией действует в рамках полномочий, определенных положением об этом органе. По решению Межгосударственного совета могут создаваться другие органы управления интеграцией. Статья 6 Стороны согласовывают экономическую политику в области формирования Таможенного союза и единого экономического пространства в соответствии с положениями Договора от 29 марта 1996 года, заключенными между Сторонами соглашениями и решениями по его реализации. Стороны обязуются воздерживаться от любых действий, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора. Статья 7 Единое экономическое пространство формируется поэтапно. Продолжительность этапов, совокупность мероприятий каждого из этапов и пути их реализации будут определяться Межгосударственным советом. Переход от этапа к этапу будет обусловлен достижением целей настоящего Договора и выполнением Сторонами принятых в соответствии с ним обязательств. Целью первого этапа является завершение формирования Таможенного союза и единой таможенной территории. Второй этап предполагает создание единого экономического пространства, включая формирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон. На последующих этапах экономического сотрудничества Стороны будут стремиться к согласованию параметров основных макроэкономических показателей. Глава III. ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Раздел 1. РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ Статья 8 Стороны во взаимной торговле обеспечивают реализацию в полном объеме режима свободной торговли товарами без изъятий и ограничений на основе действующих между Сторонами двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле. Статья 9 Стороны определяют следующие цели функционирования режима свободной торговли товарами: а) неприменение тарифных и количественных ограничений в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной Стороны, вывозимых (ввозимых) на таможенную территорию другой Стороны и предназначенных для свободного обращения на единой таможенной территории; б) применение единой системы взимания косвенных налогов; в) предоставление одной Стороне возможности временно применять защитные меры в отношении ввоза товаров из другой Стороны в соответствии с общепринятыми международными нормами и правилами или национальным законодательством ; г) непредоставление без согласия Сторон любому третьему государству, не являющемуся участником настоящего Договора, торгового режима, более благоприятного, чем режим, взаимно предоставляемый Сторонами друг другу; д) устранение ограничений конкуренции, вызванных поведением хозяйствующих субъектов или вмешательством общегосударственных и территориальных органов, в той мере, в какой это может воздействовать на взаимную торговлю хозяйствующих субъектов Сторон; е) взаимное неприменение Сторонами каких-либо мер (в том числе коллективных) ограничительного либо фискального характера, которые прямо или косвенно могут привести к дискриминации в отношении товара, происходящего с таможенной территории одной из Сторон, по сравнению с аналогичными товарами, происходящими с таможенной территории другой Стороны. Статья 10 Стороны предпринимают необходимые усилия для устранения на своих территориях административных, фискальных препятствий, имеющих местный либо региональный характер и затрудняющих нормальное функционирование режима свободной торговли товарами. Для целей настоящей статьи ничто не препятствует Сторонам применять национальное законодательство, касающееся въезда, пребывания, работы, учреждения фирм, компаний, осуществления услуг физическими и юридическими лицами. При этом они применяют режим таким образом, чтобы не аннулировать или не ограничивать преимущества, получаемые любой Стороной в соответствии с настоящим Договором. Раздел 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 11 Стороны устанавливают единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности в рамках обязательств по соглашениям о Таможенном союзе и посредством гармонизации норм и правил, предусмотренных двусторонними соглашениями о едином порядке регулирования внешнеторговой деятельности, действующими между Сторонами на дату вступления в силу настоящего Договора. Статья 12 Единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности и принятия согласованных решений по его синхронному изменению и дополнению включает: а) тарифное регулирование внешнеторговой деятельности; б) меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами; в) установление торгового режима в отношениях с третьими странами; г) косвенное налогообложение внешнеторговых операций, осуществляемых с третьими странами; д) валютное регулирование внешнеторговых операций. Статья 13 Стороны в развитие решения Совета глав правительств от 22 января 1998 года N 2 "Об Общем таможенном тарифе государств - участников соглашений о Таможенном союзе" заключат соответствующие соглашения. Стороны применяют согласованную систему тарифных льгот и тарифных преференций в торговле с третьими странами, включая единый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Стороны договорились о том, что порядок взимания и поступления таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, будет определен отдельными соглашениями. При подготовке указанных соглашений Стороны будут учитывать принятые решения и последующие договоренности, которые будут достигнуты Сторонами по данному вопросу на двусторонней и многосторонней основе. Статья 14 Стороны соблюдают единый порядок применения мер нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и в этих целях применяют в полном объеме Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 года. Единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности не распространяется на торговлю Сторонами вооружением, военной техникой и иной продукцией военного назначения, ядерными материалами, оборудованием, специальными неядерными материалами и соответствующими технологиями, а также товарами и технологиями двойного назначения, указанными в статье 5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 года. В этих целях Стороны заключат отдельное соглашение. Статья 15 В отношении торговли товарами с третьими странами Стороны предпринимают согласованные действия по поэтапному установлению единого торгового режима. Изменение торгового режима в отношении третьих стран, введение либо отмену тарифных и нетарифных ограничений в торговле товарами, включая введение или отмену временных ограничений, Стороны производят, как правило, одновременно. В этих целях Стороны подпишут соответствующие протоколы. При осуществлении торговли со странами, с которыми одна из Сторон имеет соглашение о режиме свободной торговли, эта Сторона согласовывает с другими Сторонами перечни изъятий и ограничений из режима свободной торговли либо формы компенсации в связи с несовпадением торговых режимов. Самостоятельные переговоры Сторон по вступлению во Всемирную торговую организацию, процесс их интеграции в международные экономические и финансовые структуры не должны являться непреодолимым препятствием в их стремлении обеспечить поэтапную гармонизацию торговых режимов. В целях достижения необходимого уровня согласования переговорных позиций Стороны будут эффективно использовать механизм регулярных консультаций, предусмотренный Протоколом о международных торговых переговорах государств - участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию от 3 июня 1997 года и решением Межгосударственного совета от 28 апреля 1998 года N 27. Статья 16 Стороны применяют единую систему взимания косвенных налогов в торговле с третьими странами. Ставки косвенных налогов на экспортируемые и импортируемые товары не превышают ставки аналогичных косвенных налогов, которыми облагаются товары национального производства. В торговле с третьими странами Стороны переходят на взимание косвенных налогов, исходя из принципа страны назначения. При ввозе и вывозе товаров в торговле с третьими странами Стороны воздерживаются от предоставления индивидуальных льгот в части, касающейся ставок, порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов по подакцизным товарам. Любая из Сторон вправе затребовать у другой Стороны информацию о применении ставок и механизма взимания налогов, предоставляемых налоговых льготах для резидентов и нерезидентов, осуществляющих торговые операции с товарами из третьих стран, и получить ее в течение тридцати календарных дней. Статья 17 При осуществлении внешнеторговых операций Стороны применяют согласованный порядок валютного регулирования, основанный на мониторинге действующего в государствах - участниках настоящего Договора законодательства в данной области, на регулярном обмене информацией между центральными (национальными) банками, включая информацию по текущим и капитальным операциям платежного баланса. В дальнейшем Стороны разработают отдельное соглашение о применении общей системы валютного надзора. Статья 18 Стороны подтверждают, что единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности будет установлен по мере унификации законодательства с учетом текущих и долговременных внешнеторговых экономических интересов и потенциалов Сторон. Все изменения и дополнения в единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности в областях, указанных в статье 12 настоящего Договора, вносятся по согласованию Сторон при разработке проектов решений правительств Сторон. Стороны вправе вводить индивидуальные временные ограничения в торговле с третьими странами в соответствии с общепризнанными международными нормами и правилами. Такие меры будут применяться в соответствии с установленными Сторонами процедурами. Статья 19 Стороны рассматривают применение единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности в качестве важнейшего основания и необходимого условия для установления на взаимной основе режима свободной торговли без изъятий и ограничений. Несоблюдение одной из Сторон единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренного статьями 11-18 настоящего Договора, может рассматриваться Стороной либо Сторонами как основание для постановки вопроса о прекращении действия режима свободной торговли без изъятий и ограничений в отношении данной Стороны. Раздел 3. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ Статья 20 Стороны подтверждают, что их стремление обеспечить завершение формирования Таможенного союза основывается на базе функционирования режима свободной торговли, поэтапного установления единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности и исполнения обязательств, вытекающих из принципов и положений соглашений о Таможенном союзе. Статья 21 Стороны в соответствии с общепризнанными международными нормами и правилами создают Таможенный союз в качестве торгово-экономического объединения, имеющего: а) единую таможенную территорию; б) общий таможенный тариф; в) режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором; г) упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах; д) однотипные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизации законодательства в области экономики; е) органы управления; ж) единую таможенную политику и единые таможенные режимы. На этапе формирования Таможенного союза его исполнительным органом будет являться Интеграционный комитет. Статья 22 После выполнения условий, предусмотренных в статье 21 настоящего Договора, не будет ограничено перемещение через внутренние таможенные границы товаров, ввезенных из третьих стран на единую таможенную территорию и выпущенных для свободного обращения в одном из государств -участников настоящего Договора. Стороны унифицируют нормы и правила таможенного оформления и контроля в отношении товаров, происходящих из третьих стран, и подпишут соответствующие документы об упрощении и последующей отмене таможенного оформления и контроля на внутренних таможенных границах. При таможенном оформлении товаров, перемещаемых физическими лицами через внутренние границы Таможенного союза, Стороны будут руководствоваться Протоколом об упрощенном порядке таможенного оформления от 22 января 1998 года и в дальнейшем отменят таможенное оформление и контроль товаров на внутренних таможенных границах. В этих целях Стороны подпишут соответствующие документы. Статья 23 Стороны определят в дополнительных договоренностях сроки завершения формирования Таможенного союза с учетом общепризнанных международных норм и правил. При установлении торговых режимов в отношениях с третьими странами Стороны обеспечат друг другу преференциальный режим путем изъятий из режима наибольшего благоприятствования в пользу Сторон, формирующих Таможенный союз. Статья 24 Стороны обеспечат объединение таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию после завершения создания для этого необходимых правовых, экономических и международных условий. В этих целях Стороны договорились заключить договор о завершении создания Таможенного союза, регулирующий механизм функционирования единой таможенной территории. Глава IV. СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ Статья 25 Стороны согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики Сторон, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках единого экономического пространства. Статья 26 Стороны создают необходимые условия для стабильного экономического развития государств - участников настоящего Договора, осуществляют согласованную государственную поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию и реформирование предприятий оборонного комплекса. Статья 27 Различные формы субсидий (помощи), которые предоставляются Стороной в виде дотаций или за счет государственных ресурсов и которые нарушают или могут нарушить конкуренцию путем создания более благоприятных условий некоторым предприятиям или производству отдельных видов товаров, рассматриваются как несовместимые с принципами единого экономического пространства в той мере, в какой они затрагивают торговлю между Сторонами, кроме: помощи социального характера, оказываемой индивидуальным потребителям при условии, что она предоставляется без дискриминации; помощи, оказываемой в целях возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями и какими-либо другими чрезвычайными происшествиями природного или техногенного характера; субсидий, имеющих целью содействовать социально-экономическому развитию регионов, в которых уровень жизни ниже прожиточного минимума, определяемого каждой Стороной, или в которых отмечается низкая занятость; субсидий, имеющих целью содействовать осуществлению проекта межгосударственного значения или призванных выправить серьезное нарушение в экономике государства - участника настоящего Договора; других видов субсидий (помощи), которые могут быть определены решением Межгосударственного совета. Статья 28 Стороны будут применять единую систему взимания косвенных налогов во взаимной торговле по принципу страны назначения, для чего заключат соответствующее соглашение. Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. Статья 29 В целях проведения согласованной акцизной политики Стороны будут придерживаться базового перечня подакцизных товаров, производимых и ввозимых на таможенные территории Сторон. Статья 30 Стороны в целях обеспечения полноты собираемости налогов, а также обмена информацией между налоговыми органами государств - участников настоящего Договора реализуют положения Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 25 марта 1998 года и решения Совета глав правительств от 22 января 1998 года N 4 на основе принципов взаимодействия налоговых служб государств - участников Договора от 29 марта 1996 года. Статья 31 Государственное регулирование экономики Сторон направляется на проведение институциональных преобразований, эффективное управление собственностью, регулирование отношений сфер экономики с банковским сектором, создание новых механизмов привлечения финансовых средств, упорядочение межгосударственных расчетов. Статья 32 Стороны будут способствовать созданию эффективных взаимодополняемых производств с учетом экономических интересов государств. Статья 33 Стороны примут меры к недопущению злоупотреблений одним или несколькими хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением с тем, чтобы воспрепятствовать: а) использованию методов недобросовестной конкуренции; б) ограничению производства, рынков или технического развития в ущерб потребителям; в) применению неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнерами, которое создает невыгодные условия конкуренции. В случае выявления демпинговой практики пострадавшая Сторона вправе принять по согласованию с другими Сторонами соответствующие меры защиты, которые определены ее законодательством. Статья 34 Стороны создают Транспортный союз в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой о формировании Транспортного союза от 22 января 1998 года. Стороны определяют Транспортный союз как интегрированную систему транспортных комплексов Сторон, функционирующих на основе взаимосогласованных технологий и параметров, а также унифицированной нормативно-правовой базы. Создание Транспортного союза будет осуществляться поэтапно, по мере углубления интеграционных процессов с целью реализации мер по обеспечению правовых, экономических и организационных условий для беспрепятственного передвижения транспортных средств, осуществления перевозок пассажиров и грузов между Сторонами и транзита товаров через их территории. Формирование Транспортного союза государств - участников настоящего Договора завершается на втором этапе. Статья 35 Стороны будут осуществлять транзит в соответствии с Соглашением о единых условиях транзита через территории государств - участников Таможенного союза от 22 января 1998 года. Статья 36 Стороны будут проводить согласованную аграрную политику, осуществлять совместное финансирование программ и проектов, обеспечивающих развитие производства сельскохозяйственной продукции и сырья, в соответствии с согласованным Сторонами перечнем. При проведении общей аграрной политики Стороны учитывают: а) необходимость обеспечения продовольственной безопасности государств - участников настоящего Договора; б) особый характер сельскохозяйственной деятельности, обусловленный производственной и социальной структурой сельского хозяйства, а также природными особенностями Сторон; в) необходимость совершенствования структуры сельскохозяйственного производства. Раздел 2. ОБЩИЙ РЫНОК УСЛУГ Статья 37 Стороны будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Стороны постепенно устранят имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств - участников настоящего Договора. В этих целях Стороны примут общую программу развития торговли услугами в рамках единого экономического пространства, при подготовке которой они будут придерживаться общепризнанных международных норм и правил. Статья 38 Стороны будут проводить в отношении третьих стран согласованную политику торговли услугами. При установлении режима торговли услугами с третьими странами Стороны предоставят друг другу преференциальный режим путем изъятий из режима наибольшего благоприятствования в пользу государств, формирующих Таможенный союз. Раздел 3. ОБЩИЙ РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Статья 39 Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств - участников настоящего Договора внутри единого экономического пространства. Свободное передвижение предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости. Это предполагает возможность: а) свободно передвигаться, занимаясь трудовой деятельностью, по территориям государств - участников настоящего Договора; б) максимально упрощать процедуры принятия гражданства и выхода из гражданства; в) предоставлять гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим на территории любой из Сторон, правовой статус, максимально приближенный к статусу граждан страны проживания; г) свободно пересекать границы и находиться на территории любой из Сторон по паспорту гражданина одной из них; д) устанавливать единые нормы провоза иностранной валюты и беспошлинного провоза багажа через границы государств - участников настоящего Договора; е) применять национальные режимы в отношении граждан государств - участников настоящего Договора при пересечении границ этих государств; ж) находиться в одном из государств - участников настоящего Договора с целью занятия трудовой деятельностью в соответствии с законодательством, регулирующим занятость граждан данного государства; з) оставаться на территории одного из государств - участников настоящего Договора после завершения трудовой деятельности в этом государстве. В этих целях Стороны подпишут соответствующие соглашения. Статья 40 Стороны договорились о том, что трудовой стаж граждан, занятых трудовой деятельностью на территориях государств-участников настоящего Договора, засчитывается в общий трудовой стаж, в том числе при начислении пенсий и пособий. Статья 41 Каждая из Сторон берет на себя обязательства не вводить без согласования с другими Сторонами дополнительные ограничения права выбора места жительства и осуществления экономической деятельности на своей территории для граждан других государств - участников настоящего Договора со дня подписания настоящего Договора. Стороны будут поэтапно отменять ограничения права выбора места жительства и осуществления экономической деятельности, включая право создания юридических лиц гражданами государств-участников настоящего Договора на территориях друг друга. Статья 42 Стороны будут проводить единую визовую политику в отношении третьих стран, в том числе в целях предупреждения неконтролируемой миграции. В этих целях Стороны заключат соответствующие соглашения. Статья 43 Каждая из Сторон будет предоставлять гражданам государств - участников настоящего Договора бесплатную неотложную медицинскую помощь при нахождении их на ее территории. С этой целью Стороны заключат соответствующие соглашения. Статья 44 Интеграционный комитет во взаимодействии с правительствами Сторон будет изучать и анализировать проблемы, касающиеся социальной сферы, и по результатам анализа представлять Совету глав правительств заключения и рекомендации по вопросам: а) занятости; б) трудового законодательства и условий труда; в) профессионального обучения и повышения квалификации; г) разработки минимальных стандартов социальной защиты; д) предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; е) гигиены труда; ж) прав на создание профессиональных объединений и заключение коллективных договоров. Статья 45 Стороны обеспечат создание согласованной системы образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, единых правил и условий поступления в общеобразовательные и профессиональные школы, высшие учебные заведения, аспирантуры, а также взаимное признание и эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях. Раздел 4. ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА Статья 46 Стороны, реализуя соглашения о взаимной конвертируемости национальных валют, продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущими операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками и присоединятся к 8 статье Устава Международного валютного фонда. По завершении указанных мероприятий, а также в целях реализации мер по дальнейшему обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем Стороны подпишут соответствующие протоколы. Статья 47 Стороны реализуют положения соглашений об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. Статья 48 Стороны согласуют механизм установления курсов национальных валют. Статья 49 Стороны сформируют платежную систему для обслуживания расчетов по товарообороту в межгосударственной и предпринимательской сферах, неторговым операциям, услугам транспорта, связи и других отраслей, а также по государственным, банковским и коммерческим кредитам, обменным валютным операциям. Статья 50 Каждая из Сторон вправе принимать временные защитные меры в области движения капитала с немедленным уведомлением других Сторон, если существующее движение капитала вызывает нарушения в функционировании внутреннего рынка капитала. Статья 51 Стороны будут стремиться повысить степень либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств - участников настоящего Договора. Стороны не будут вводить в дополнение к существующим новые ограничения в области валютных операций, которые затруднили бы движение капитала и связанные с этим текущие платежи, а также не будут расширять ограничения, зафиксированные в действующих правилах. Возможность временного неприменения положений настоящей статьи будет регулироваться отдельными соглашениями Сторон. Раздел 5. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Статья 52 Стороны будут осуществлять согласованную научно-технологическую политику. В этих целях Стороны примут совместную программу по приоритетным направлениям национальных научных исследований, технологических разработок и развития опытных производств с целью интеграции и дальнейшего развития научно-технологических потенциалов государств - участников настоящего Договора. Статья 53 Совместная программа, указанная в статье 52 настоящего Договора, реализуется через конкретные программы, разработанные по основным направлениям деятельности. В каждой программе определяются способы ее реализации, сроки и источники финансирования. Координация научно-исследовательских работ и выполнение совместных программ осуществляются на национальном уровне во взаимодействии с Интеграционным комитетом. Статья 54 Финансирование научных исследований фундаментального и прикладного характера, реализуемых в рамках межгосударственных программ и проектов, осуществляется на основе государственного заказа и на коммерческих условиях, а также за счет совместного финансирования. Стороны создадут единую систему научно-технической, экономической и правовой информации и соответствующие банки данных. Статья 55 Стороны обеспечат свободу обмена и распространения радио- и телепрограмм, других средств массовой информации на территориях Сторон, а также свободу доступа юридических и физических лиц к системам телекоммуникаций с учетом национальных интересов Сторон, расширения обмена информацией с третьими странами и заключат соответствующие соглашения. Глава V. СБЛИЖЕНИЕ И УНИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 56 Стороны принимают согласованные меры по сближению и унификации законодательных и иных правовых актов (далее именуются - меры по гармонизации законодательства), которые оказывают непосредственное воздействие на выполнение Сторонами положений настоящего Договора. В целях гармонизации законодательства Стороны будут принимать меры, включающие: а) координацию деятельности по подготовке проектов законодательных и иных правовых актов, включая проекты правовых актов о внесении изменений в законы и иные акты; б) заключение международных договоров; в) принятие модельных актов; г) принятие соответствующих решений Межгосударственным советом либо Советом глав правительств; д) иные меры, которые Стороны сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер Межгосударственным советом. Статья 57 Межгосударственный совет принимает решения о том, какие законодательные и иные правовые акты Сторон (с учетом объекта и целей настоящего Договора) подлежат гармонизации, устанавливает последовательность осуществления соответствующих мер. Такие решения могут предусматривать принятие мер по гармонизации законодательства как в отношении конкретных актов, действующих на территориях Сторон, так и в отношении определенных областей правового регулирования. Межгосударственный совет также решает вопрос о том, какие меры по гармонизации законодательства следует применить в отношении соответствующих законодательных и иных правовых актов Сторон либо в соответствующей области правового регулирования (с учетом ранее принятых этим Межгосударственным советом решений). Статья 58 В случае если по общему мнению Сторон это является необходимым, Межгосударственный совет вправе принимать: а) решения, устанавливающие единые для государств-участников настоящего Договора правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению этими государствами; б) резолюции, являющиеся обязательными для государств-участников (государства-участника) настоящего Договора, которым они адресованы, в том, что касается ожидаемого результата, при сохранении за органами Сторон свободы выбора форм и методов действий; в) рекомендации, не являющиеся обязательными. Статья 59 Решения, предусмотренные в статьях 57 и 58 настоящего Договора, принимаются Межгосударственным советом на основании предложений Интеграционного комитета, вносимых после консультаций с Межпарламентским комитетом и одобренных Советом глав правительств. Предложения о принятии мер по гармонизации законодательства, вносимые Межпарламентским комитетом, подлежат предварительному рассмотрению Интеграционным комитетом, который после консультаций с Межпарламентским комитетом вносит в Совет глав правительств соответствующие рекомендации. Данное положение не ограничивает право Межпарламентского комитета принимать модельные акты, носящие рекомендательный характер, как это предусматривается в статье 22 Договора от 29 марта 1996 года. Предложения о принятии мер по гармонизации законодательства должны основываться на беспристрастной и всесторонней оценке ситуации в соответствующей области правового регулирования в контексте отношений между Сторонами и проблем, возникающих в этой связи, для осуществления целей и принципов настоящего Договора. Статья 60 Полномочия Межгосударственного совета, предоставляемые ему на основании статьи 57 и пунктов "б" и "в" статьи 58 настоящего Договора, могут делегироваться Совету глав правительств при условии принятия Межгосударственным советом соответствующего решения. Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 61 В случае действия или угрозы действия со стороны третьих стран, способных нанести экономический ущерб одному или нескольким государствам-участникам настоящего Договора, правительства по предложению одной или нескольких Сторон немедленно приступают к консультациям для выработки согласованных мер по предотвращению экономического ущерба или угрозы нанесения такого ущерба. Статья 62 Настоящий Договор не затрагивает обязательств Сторон по ранее заключенным ими международным договорам с третьими государствами, в том числе в рамках Содружества Независимых Государств. Статья 63 Настоящий Договор открыт для присоединения к нему любого государства, признающего его принципы, заявившего о готовности принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из настоящего Договора, и направившего соответствующую просьбу в Межгосударственный совет через депозитария. Условия присоединения к настоящему Договору третьего государства определяются соответствующим решением Межгосударственного совета. Статья 64 Стороны могут представлять в Межгосударственный совет предложения о внесении изменений и дополнений в настоящий Договор. Межгосударственный совет единогласно принимает решения о внесении изменений и дополнений в настоящий Договор, которые вступают в силу после их ратификации всеми государствами-участниками настоящего Договора. Статья 65 Настоящий Договор подлежит регистрации в Секретариате ООН. Статья 66 Стороны решают спорные вопросы, возникающие при толковании и применении положений настоящего Договора, путем проведения консультаций, переговоров или иным способом, о котором они договорятся. Стороны заключат соглашение об ответственности Сторон за невыполнение принятых обязательств, вытекающих из настоящего Договора. Статья 67 Место пребывания органов управления интеграцией устанавливается Межгосударственным советом. Органы управления функционируют на территориях государств-участников настоящего Договора в соответствии с отдельными соглашениями об условиях их пребывания. Статья 68 Депозитарием настоящего Договора является Интеграционный комитет. Статья 69 Каждая Сторона может выйти из настоящего Договора, письменно уведомив об этом депозитария не позднее чем за 12 месяцев до даты своего выхода. Статья 70 Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу для государств, его ратифицировавших, с даты получения депозитарием на хранение ратификационной грамоты от третьего государства-участника настоящего Договора. Для каждого из остальных государств-участников настоящего Договора он вступает в силу с даты получения депозитарием на хранение его ратификационной грамоты. Для Республики Таджикистан настоящий Договор вступает в силу после получения депозитарием грамоты о ратификации Республикой Таджикистан настоящего Договора и завершения правового оформления ее присоединения к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года. Совершено в -------- "--"---------- 1999 года в одном экземпляре на русском,белорусском, казахском, киргизском и таджикском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае возникновения разногласий Сторон по тексту настоящего Договора Стороны будут использовать текст на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Интеграционном комитете, который направляет каждому государству, подписавшему настоящий Договор, его заверенную копию. За За За За За Российскую Республику Республику Киргизскую Республику Федерацию Белоруссия Казахстан Республику Таджикистан |