НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИИ В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОС. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 30.07.07 34-25/072141

            НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ
          РУКОВОДИТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО
       СТ. 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ
        НАЛИЧНОСТЬЮ И ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ
      В НЕОПРИХОДОВАНИИ В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ
    С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ. ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                           30 июля 2007 г.
                            N 34-25/072141

                                 (Д)


     Согласно  ст.  7  Федерального  закона  от  22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
налоговые  органы  осуществляют  контроль  за  полнотой  учета выручки
денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
     На  основании  Методических  рекомендаций по использованию данных
учета  выручки,  полученных  с  применением ККТ, утвержденных ЦБ РФ от
18.08.1993   N   51,   проверка   полноты   оприходования   (неполного
оприходования)   в   кассу   предприятия  наличных  денежных  средств,
полученных  с применением ККТ, производится путем сравнения выручки. А
именно: отраженные в фискальном отчете ККТ суммы выручки, определенной
по  показаниям  секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец
рабочего   дня   и   зафиксированной  в  книге  кассира-операциониста,
сравниваются  с  данными кассовой книги о фактической сумме выручки по
предприятию.
     Решением  Совета  директоров  ЦБ  РФ от 22.09.1993 N 40 утвержден
Порядок  ведения  кассовых  операций  в  РФ (далее - Порядок), который
распространяется   на  все  предприятия,  объединения,  организации  и
учреждения   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  сферы
деятельности.
     В  соответствии  со  ст.  3  Порядка  для  осуществления расчетов
наличными  деньгами  каждое  предприятие  должно  иметь  кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
     Прием  наличных  денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККТ.
     На   основании   п.  13  Порядка  прием  наличных  денег  кассами
предприятий  производится  по  приходным кассовым ордерам, подписанным
главным  бухгалтером  или  лицом,  на  это  уполномоченным  письменным
распоряжением   руководителя  предприятия.  О  приеме  денег  выдается
квитанция   к   приходному  кассовому  ордеру  за  подписями  главного
бухгалтера  или  лица,  на это уполномоченного, и кассира, заверенными
печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
     Согласно  п. п. 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных
денег  предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу
производятся  кассиром  сразу  же  после получения или выдачи денег по
каждому  ордеру  или  другому  заменяющему  его документу. Ежедневно в
конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит
остаток  денег  в  кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в
качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой
книге  за  день)  с  приходными и расходными кассовыми документами под
расписку в кассовой книге.
     Минфин  России  в  Письме  от  30.08.1993  N 104 утвердил Типовые
правила   эксплуатации  ККТ  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением.
     В  соответствии  с п. 4.2 Типовых правил чеки ККТ на приобретение
товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту).
     Кассир-операционист   может   выдавать   деньги  по  возвращенным
покупателями  (клиентами)  чекам  только  при  наличии на чеке подписи
директора   (заведующего)  или  его  заместителя  и  только  по  чеку,
выданному в данной кассе.
     На  сумму  возврата  оформляется акт о возврате товара по форме N
КМ-3. Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии. Погашенные
(первоначальные)  чеки  наклеиваются  на  лист бумаги и вместе с актом
сдаются   в  бухгалтерию  (где  они  должны  храниться  при  текстовых
документах за данное число).
     Суммы, выплаченные по возвращенным покупателям и неиспользованным
кассовым чекам, записываются в графу 15 книги кассира-операциониста, и
на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.
     Подобная     операция     делается     и    в    случае    ошибки
кассира-операциониста   при   вводе   большей  суммы  и  невозможности
погашения чека в течение смены.
     По  истечении  рабочего  дня  и  закрытии выручки на операционной
кассе  возврат  денег  осуществляется  с  главной  кассы предприятия в
установленном порядке.
     Порядок  оформления возврата товара покупателем не в день покупки
(по  истечении  рабочего  дня  после закрытия продавцом смены и снятия
Z-отчета)  определен п. п. 14 - 16 Порядка ведения кассовых операций в
РФ.
     Возврат  денег осуществляется только из главной кассы организации
на  основании  письменного  заявления  покупателя с указанием фамилии,
имени,  отчества  и только при предъявлении документа, удостоверяющего
личность (паспорта или документа, его заменяющего). Для возврата денег
покупателю из главной кассы предприятия составляется расходно-кассовый
ордер (форма N КО-2) с обязательным указанием фамилии, имени, отчества
покупателя    и   его   паспортных   данных   или   иного   документа,
удостоверяющего    личность.    Порядок   составления   и   оформления
расходно-кассового  ордера  утвержден  Постановлением Государственного
комитета   РФ  по  статистике  от  18.08.1998  N  88  "Об  утверждении
унифицированных  форм первичной учетной документации по учету кассовых
операций, по учету результатов инвентаризации".
     Согласно  ст.  9  Федерального  закона  от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском    учете"   все   хозяйственные   операции,   проводимые
организацией,  должны  оформляться  оправдательными  документами.  Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании которых
ведется бухгалтерский учет.
     Первичные   учетные  документы  принимаются  к  учету,  если  они
составлены  по  форме,  содержащейся  в  альбомах унифицированных форм
первичной   учетной   документации,  а  документы,  форма  которых  не
предусмотрена   в   этих   альбомах,   должны  содержать  обязательные
реквизиты, перечень которых указан в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
     При   несоблюдении  требований  к  оформлению  возврата  денежных
средств  покупателям за возвращенный товар или сумм, ошибочно пробитых
по   ККТ  кассиром-операционистом,  организация  фактически  допускает
неоприходование части выручки.
     В  п. 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия
кассир   должен   подготовить  денежную  выручку  и  другие  платежные
документы,  составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым
отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
     По  показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и конец
определяется  сумма  выручки.  Сумма  выручки  должна  соответствовать
показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте, а также
совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру
с  итоговым  чеком  ККТ.  После снятия показания счетчиков (регистров)
либо  распечатки,  определения  и  проверки  фактической суммы выручки
делается запись в журнале кассира-операциониста.
     Как   следует   из   представленных   материалов,   компанией  не
представлены   оправдательные   документы  (первичный  кассовый  чек),
подтверждающие,   что   был  произведен  возврат  покупателю  денежных
средств.  Таким  образом,  организация уменьшила выручку, полученную с
применением   ККТ,  что  повлекло  неоприходование  в  кассу  денежной
наличности.   Данное  правонарушение  подтверждается  актом  проверки,
протоколом  об  административном  правонарушении,  фискальным отчетом,
снятым в ходе проверки с ККТ, записями, содержащимися в кассовой книге
общества, суточным отчетом, приходным кассовым ордером.
     В  ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы с
денежной  наличностью  и  ведения  кассовых  операций,  выразившееся в
неоприходовании  (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
     Согласно  ч.  1  ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического
или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об
административных    правонарушениях    установлена    административная
ответственность.
     В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается
виновным  в  совершении  административного  правонарушения, если будет
установлено,  что  у  него имелась возможность для соблюдения правил и
норм,   за   нарушение  которых  КоАП  РФ  или  законами  субъекта  РФ
предусмотрена  административная  ответственность,  но  данным лицом не
были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     В   ч.   3   ст.   2.1   КоАП   РФ   определено,  что  назначение
административного   наказания  юридическому  лицу  не  освобождает  от
административной  ответственности  за  данное  правонарушение виновное
физическое лицо.
     На  основании  ст.  2.4  КоАП РФ должностными лицами юридического
лица  являются  руководители  и  другие  работники  юридического лица,
совершившие  административное  правонарушение  в  связи  с выполнением
организационно-распорядительных    или   административно-хозяйственных
функций.
     В данном случае организация не приняла все зависящие от нее меры,
а  руководитель не исполнил своих служебных обязанностей по соблюдению
требований   Порядка   ведения   кассовых   операций,   что   повлекло
неоприходование в кассу денежной наличности.
     Таким   образом,   привлечение   организации   и  руководителя  к
административной  ответственности  за неоприходование в кассу денежной
наличности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ правомерно.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
                                                          Н.В.ПРОКАЕВА
30 июля 2007 г.
N 34-25/072141