хранения отработанных люминесцентных ламп. За период 2003-2005 гг. собрано и переработано около 9 тыс. тонн ртутьсодержащих отходов. Наращиваются мощности по утилизации и переработке отходов. Введены в эксплуатацию: - мусоросжигательные заводы N 2 и N 4 общей мощностью 380 тыс. тонн в год, мусороперегрузочная станция мощностью 100 тыс. тонн ТБО в год по Остаповскому проезду (ЮВАО); - первое производство по переработке лома электронной и электротехники; - мусоропрессовочное и сортировочное отделения в промышленной зоне "Котляково" мощностью по 300 тыс. тонн в год. Создано производство по переработке в резиновую крошку отработанных шин, позволяющее перерабатывать до 12 тыс. тонн отходов в год, и производство по переработке отходов кино- и фотопроизводств, перерабатывающее 2 тыс. тонн отходов в год. С 2003 года ведется банк данных по объемам отходов, образующихся в городе Москве при строительстве и сносе нежилых зданий. По учетным данным, в 2005 году образовалось 11 млн. тонн отходов строительства и сноса нежилых зданий, в т.ч. загрязненных грунтов - 9 млн. тонн. Для переработки отходов строительства и сноса нежилых зданий (в основном бетона и железобетона) в городе и пригороде имеется 14 дробильных и дробильно-сортировочных объектов и установок, а также 7 организаций приемщиков металлолома и стекла. Динамика объемов переработки отходов строительства и сноса за период 2003-2005 гг. представлена в таблице 6. Таблица 6 ------------------------------------------ |Объем переработки отходов строительства | |и сноса по годам (тыс. тонн) | |----------------------------------------| |2003 г. |2004 г. |2005 г. | |------------|------------|--------------| | 828 | 900 | 900 | ------------------------------------------ Внедряется в действие система утилизации автотранспортных средств - "Авторециклинг". Участники системы осуществляют сбор и хранение автотранспортных средств (АТС) или отдельных компонентов (автошин, масел, аккумуляторов). За период 2004-2005 гг. утилизировано 47996 ед. автомобилей, в т.ч. 2005 г. - 22113 ед. (14806 тонн лома черного металла). В то же время инфраструктура и мощности переработки промышленных отходов и вторичных ресурсов существенно отстают от потребности города и нуждаются в срочном развитии. Это касается использования отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов. Объем сбора вторичных материальных ресурсов (ВМР), собранных, переработанных и переданных в другие области для переработки или захоронения в 2003, 2004, 2005 годах, представлен в таблице 7. Таблица 7 ------------------------------------------ |Год |Объем сбора ВМР, тонн | |------------|---------------------------| |2003 г. | 745805,0 | |------------|---------------------------| |2004 г. | 833287,0 | |------------|---------------------------| |2005 г. | 812436,0 | ------------------------------------------ При этом доля переработки ВМР в городе Москве не превышает 20% от собираемых объемов. Таким образом, основной задачей, стоящей перед городом в области обращения с отходами производства и потребления, является промышленная переработка отходов с максимальным отбором потенциального вторичного сырья (в том числе внедрение селективного сбора) и сокращение количества отходов, подлежащих захоронению и уничтожению. Ее решение позволит улучшить экологию региона, возвратить вторичное сырье для дальнейшего использования, сократить транспортные расходы на полигонное захоронение. Для ее осуществления необходимо: - развивать систему управления отходами путем принятия специальных программ по управлению отходами в городе Москве; - организовать полный учет, контроль и регулирование деятельности по обращению с отходами, обеспечить селективный сбор отходов производства и потребления и создавать новые объекты сбора, заготовки, сортировки, переработки, обезвреживания, захоронения городских отходов, утилизировать ценные компоненты; - внедрять новые технологии утилизации отходов производства. В целях оптимизации управления отходами производства и потребления в городе Москве постановлением Правительства Москвы от 23.03.2004 N 164-ПП одобрена Концепция обращения с отходами производства и потребления города Москвы. Определены приоритетные направления в области обращения с отходами производства и потребления, такие как: - совершенствование нормативно-правовой и организационно-технической базы системы санитарной очистки города (в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством), создание условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами; - развитие производственной инфраструктуры отрасли по сбору (в том числе селективному), переработке, транспортировке, рециклингу и обезвреживанию отходов производства и потребления; - обеспечение эффективного взаимодействия отраслевых и территориальных органов исполнительной власти Правительства Москвы и Правительства Московской области в сфере обращения с отходами производства и потребления Московского региона. Подготовлена Программа первоочередных задач, включающая: - создание городских целевых программ развития производственной базы и повышения эффективности управления санитарной очистки города Москвы от отходов производства и потребления; - разработку мероприятий по усовершенствованию системы обращения с отходами строительства и сноса; - разработку отраслевой схемы размещения специализированных комплексов по переработке и утилизации отходов строительства и сноса (зданий и сооружений); - создание автоматизированной системы учета и контроля процессов сбора и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством), в т.ч. внедрение инструментального (весового) контроля и учета потоков отходов города Москвы. Индикатором реализации намеченных мероприятий и решением поставленных задач служит увеличение доли перерабатываемых отходов к 2008 году и на долгосрочную перспективу. Данные представлены в таблице 8. Таблица 8 --------------------------------------------------------------------------- |Вид отходов |% переработки |Перспективный %| | |(утилизации) |переработки | | |отходов до 2008 г. |(утилизации) | | | |отходов | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |КГМ |До 25 |До 100 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |Отходы производства и потребления |До 26 |До 30 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |ТБО (термическая переработка) |До 40 |До 65 | |ТБО (общая переработка) |До 45 |90 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |Медицинские отходы |До 10 |До 90-100 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |Строительные отходы (без грунта) |До 45 |До 70 | |-------------------------------------|-------------------|---------------| |Электротехнический лом |До 15 |До 90-100 | --------------------------------------------------------------------------- Для закрепления экономических и правовых механизмов, стимулирующих создание новых производств по утилизации, переработке и уничтожению отходов, Московской городской Думой принят Закон города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве". Городу необходим закон о гарантиях реализации продукции вторичной переработки отходов через механизм городского заказа. Раздел 2. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА. РЕАБИЛИТАЦИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМЫ ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА. ЦВЕТОЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В состав природного комплекса Москвы включены свыше 110 сохранившихся в городе лесных и лесопарковых массивов, а также небольших по площади обособленных лесных участков, долины и участки долин более чем 50 протекающих в открытых руслах рек и ручьев, фрагменты суходольных лугов и другие природные сообщества, озелененные территории общего пользования - парки, сады, скверы, бульвары, озелененные территории ограниченного пользования и специального назначения. Общая площадь всех озелененных территорий Москвы составляет около 35 тыс. га (около 34% площади города), что в расчете на каждого жителя составляет около 16 кв. м озелененных территорий общего пользования. Это соответствует удельной обеспеченности зелеными насаждениями в крупнейших городах развитых стран, таких как Берлин и Прага, а также значительно превышает показатели Нью-Йорка (8,6 кв. м), Лондона (7,5 кв. м), Парижа (6 кв. м), Токио (4,8 кв. м). За период реализации Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003-2005 годы высажено более 390 тысяч деревьев, более 1320 тысяч кустарников, отремонтировано и создано газонов на площади более 2430 га. Это повысило средозащитные функции зеленых насаждений города. За 3-летний период высажено свыше 2 млн. различных цветов. Площадь городских цветников доведена с 319 тыс. кв. м в 2003 году до 596 тыс. кв. м в 2005 году (увеличилась на 87%). На 37 улицах и магистралях города установлено свыше 10 тыс. различных конструкций с декоративными цветочными растениями, в том числе свыше 1,5 тыс. - на балконах и лоджиях жилых зданий. Принята Целевая программа реорганизации производственных территорий города Москвы на 2004-2006 годы, предусматривающая ежегодный прирост территории ПК не менее чем на 200 га за счет реорганизации производственных территорий (постановление Правительства Москвы от 24.02.2004 N 107-ПП). Вместе с тем из-за отсутствия согласованности в принятии управленческих решений в "зеленом хозяйстве" и благоустройстве города до настоящего времени не утверждена Генеральная схема озеленения города Москвы до 2020 года, призванная определить стратегию и внедрение передовых технологий, создание новых объектов озеленения, а также увеличение объема ремонта и реконструкции озелененных территорий. Генеральную схему планируется утвердить в срок до 2007 года. Необходимо продолжить работу по организации учета зеленых насаждений в городе (за период 2001-2004 годов проинвентаризировано 30,6% от общей площади озелененных территорий), создать электронную базу данных о зеленых насаждениях города. Недостаточным является качество озеленительных работ, проводимых на объектах гражданского строительства. Важнейшими задачами "зеленого хозяйства" и целевыми показателями до 2008 г. по-прежнему остаются: - разработка Генеральной схемы озеленения до 2020 года; - завершение инвентаризации зеленых насаждений; - ежегодное сезонное цветочное оформление города (2006 г. - 584 тыс. кв. м, 2007 г. - 698 тыс. кв. м, 2008 г. - 751 тыс. кв. м); - благоустройство и озеленение 218 га водоохранных зон рек. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Москвы занимают площадь 15,9 тыс. га (13,8% всей территории города). В городе находится участок национального парка "Лосиный остров" (объект федерального значения) и 80 ООПТ регионального значения - 7 природно-исторических парков, 5 природных заказников и 68 памятников природы. По данным экологического мониторинга, на объектах природного комплекса на территории Москвы обитают 35 видов размножающихся млекопитающих, гнездятся 113 видов птиц, отмечено 3 вида пресмыкающихся и 11 видов земноводных. Фауна беспозвоночных составляет около 3000-4000 видов. В черте города произрастают около 1500 видов сосудистых растений, 257 видов мохообразных, около 1000 видов водорослей, не менее 100 лишайников, около 300 видов грибов. В Красную книгу города Москвы занесено 282 вида животных (млекопитающих - 18 видов, птиц - 80, пресмыкающихся - 3, земноводных - 8, рыб - 10, беспозвоночных - 163 вида) и 154 вида растений (сосудистых - 101, мохообразных - 27, водорослей - 8, лишайников - 18). В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.03.2004 N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы", в целях сохранения редких в городских условиях видов растений и животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, проведены мероприятия по реинтродукции редких видов растений и животных на особо охраняемых природных территориях города (природно-исторические парки "Битцевский лес", "Измайлово", памятник природы "Серебряный Бор", природные заказники "Воробьевы горы" и "Долина реки Сетунь"). На особо охраняемых природных территориях города Москвы проведены посадки елей, сосен, дубов, кустов можжевельника. Организована зимняя подкормка птиц, белок, зайцев, установлено 10 передвижных пасек. На особо охраняемых природных территориях города организованы экспериментальные питомники редких для города Москвы видов растений. Обустроен первый экологический туристический маршрут на территории природного заказника "Воробьевы горы", проводятся регулярные экскурсии. Созданы 7 дирекций особо охраняемых природных территорий города. Создан единый орган управления ООПТ - Государственное учреждение "Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями". В целях решения проблем по восстановлению биоразнообразия в городе Москве и обеспечения возможности для нормального функционирования и стабильного развития в пределах Москвы различных природных сообществ в ближайшие годы будет проводиться дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных территорий. Запланированы следующие мероприятия: - образование 18 особо охраняемых природных территорий площадью более 3,7 тыс. га; - обеспечение содержания особо охраняемых природных территорий города Москвы; создание и содержание государственных природоохранных учреждений города Москвы - дирекций особо охраняемых природных территорий; - обустройство на особо охраняемых природных территориях 10 вольерных комплексов с декоративными животными и 50 подкормочных площадок для зверей и птиц; - реинтродукция на особо охраняемых природных территориях редких птиц (100 особей птиц); - внедрение и ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий города Москвы; - ведение Красной книги города Москвы. Раздел 3. ОХРАНА ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА ГОРОДА По оценочным данным, в первоочередной реабилитации (в 2006-2008 годах) нуждается порядка 25 кв. км почвенного покрова территории города (15% от общей потребности). Постановлением Правительства Москвы от 27.07.2004 N 514-ПП "О повышении качества почвогрунтов в городе Москве" утвержден Порядок контроля за состоянием почв и качеством ввозимых в Москву почвогрунтов. С целью контроля за состоянием почв планируется создание системы экологического мониторинга почв и почвогрунтов, которая охватывала бы все функциональные зоны и административные округа города. В настоящее время в городе отсутствует системный подход к управлению качеством почвенного покрова, перемещаемых грунтов и рекультивированных земель. Недостаточно разработана правовая нормативная база контроля качества почв и почвогрунтов, не регламентируется и не компенсируется их изъятие из городской природной среды в процессе строительной и иной деятельности, отсутствуют системы мониторинга и рекультивации почвенного покрова. С целью обеспечения высокого качества почвогрунтов и их компонентов, используемых при проведении работ по благоустройству и озеленению городских территорий, в рамках системы добровольной сертификации "Московский экологический регистр" была создана система сертификации почвогрунтов "Экологичные почвогрунты". Действующая нормативная и методическая база ориентирована на защиту почв земель сельскохозяйственного назначения и агроэкосистем. Экологические требования, учитывающие специфику использования земель для урбанизированных и промышленных территорий, отсутствуют. Основными мероприятиями в этой сфере должны стать: - разработка и утверждение перечня мероприятий по охране и реабилитации почв; - создание в Москве системы мониторинга загрязнений и деградации почв на основе исследования физического, химического и биологического состояния как одного из элементов интегрированной городской системы экологического мониторинга; - установление дифференцированных нормативов качества почв по физическому, химическому и биологическому состоянию на территории города (требования к почвам городских жилых кварталов и парков не могут быть такими же, как и для почв индустриального использования). Раздел 4. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА. ОХРАНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Водные объекты города Москвы представляют собой комплекс природных водотоков, водоемов и инженерных объектов, которые вместе с прилегающими территориями составляют значительный экологический, градостроительный и рекреационный потенциал для города. На территории города Москвы расположены малые реки и ручьи (141), а также водоемы (более 430). Наиболее крупными являются реки Яуза, Сходня и Сетунь, которые начинаются на территории Московской области и являются притоками реки Москвы. Существующая в городе гидросеть функционально используется в системе отвода и очистки поверхностного стока. Современное состояние большинства водных объектов и прибрежных территорий не соответствует действующим экологическим и градостроительным требованиям. В результате этого многие экологические функции водной системы и прилегающих территорий, такие как водоохранная, экологическая, частично утрачены, а ландшафтно-рекреационные функции прибрежных территорий недостаточно задействованы в градостроительной практике. Задачи восстановления, сохранения и экологической реабилитации малых рек необходимо решать в комплексе с мероприятиями по благоустройству прибрежных территорий, которые формируют качество и состояние самих водных объектов, ландшафт городской среды, выполняют экологические и рекреационные функции. В настоящее время водопотребление в городе продолжает оставаться высоким. Удельный расход воды в жилых домах достигает 357 л/сутки на 1 человека при нормативном показателе 235 л/сутки. В среднем по странам удельный расход составляет (л/сутки): Италия - 230, Франция - 175, Англия - 170, Германия - 130, Нидерланды - 158, Дания - 134, - но следует отметить, что удельный объем водопотребления в столичных городах выше, чем в среднем по стране. В рамках Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003-2005 годы были проведены работы по восстановлению и экологической реабилитации части русел рек Лихоборка и Яуза в Северо-Восточном административном округе города Москвы, начаты проектные работы для проведения экологической реабилитации оставшейся части русел этих рек, а также рек Городня, Сходня и Сетунь. Проведены экологическая реабилитация 16 прудов и обустройство 5 родников, на которых проведены работы по благоустройству прибрежных территорий, рекультивации почв и компенсационному озеленению - созданы дополнительные зоны рекреации для жителей города. Анализ качества воды водных объектов в городе Москве свидетельствует о том, что содержание ряда загрязняющих веществ (нефтепродукты, органические вещества, железо) в них стабильно превышает нормативы предельно допустимых концентраций, установленных для целей культурно-бытового водопользования. В наиболее неблагополучном экологическом состоянии находятся реки, полностью заключенные в коллекторы и утратившие природную самоочищающую способность. При этом на всем протяжении рек, в том числе на входе в город, наблюдается превышение рыбохозяйственных нормативов содержания загрязняющих веществ, которые на 1-2 порядка более жесткие по сравнению с гигиеническими нормативами. Основные загрязнения поступают в малые реки города Москвы через городскую водосточную сеть и непосредственно по рельефу местности с городских территорий. На очистку поступают не более 50% вод поверхностного стока. Большинство существующих очистных сооружений технически устарели и нуждаются в реконструкции. В целях решения задач по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы необходимо реализовать следующие мероприятия по: - восстановлению малых рек и водоемов Москвы; - принятию нормативных правовых актов, обеспечивающих выполнение требований, предусматривающих проведение комплекса мероприятий по организации водоемов в виде восстановленного естественного или искусственно созданного объекта либо по реабилитации участков малых рек в процессе разработки проектной документации застройки при реорганизации производственных территорий; - уменьшению поступлений загрязняющих веществ в водные объекты за счет строительства очистных сооружений и благоустройства прибрежных территорий; - выполнению инженерных мероприятий по предотвращению загрязнения, стимулированию процессов самоочищения и эффективной эксплуатации рек города Москвы; - установлению специального режима хозяйственной и иных видов деятельности в водоохранных зонах. Для решения проблем в области экологии водных объектов в 2006-2008 годах предполагается обеспечить постепенное выполнение Целевой долгосрочной программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года. В частности, в ближайшие 3 года планируется: - совершенствование технологии очистки воды; - развитие канализационных сетей, каналов, коллекторов, станций аэрации; - строительство канализационных насосных станций; - ввести в действие новые Правила приема сточных вод в городскую канализацию; - строительство и реконструкция городских очистных сооружений; - продолжить работы по восстановлению малых рек Яуза, Лихоборка, Сетунь и др., прудов и родников города. По результатам выполнения мероприятий Программы будут достигнуты следующие показатели: - улучшение качества воды в малых реках и водоемах города Москвы, снижение сброса загрязняющих веществ в водные объекты (взвешенных веществ на 17336,5 т/год, нефтепродуктов на 644,6 т/год); - экологическое благоустройство (500 га) и восстановление участков русел малых рек Яузы, Городни, Сходни, Сетуни, Чермянки и Лихоборки, Москвы-реки; - реабилитация 41 пруда; - строительство 18 очистных сооружений, в т.ч. мощностью до 500 тыс. м куб. в сутки; - реконструкция 25 очистных сооружений; - строительство канализационных коллекторов (1-я очередь - 7,2 км, или 5% от общей площади 144 км); - завершение программы благоустройства городских родников (36 родников). Раздел 5. ЗАЩИТА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ОТ ВЫБРОСОВ СТАЦИОНАРНЫХ И ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ. ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ ОТ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории Москвы являются выбросы от автомобилей и стационарных источников - промышленных предприятий. В городе на площади 1080 кв. км сосредоточено около 4 тысяч промышленных предприятий. В черте города сформировалось 66 промышленных зон, размещены 14 ТЭЦ, 68 районных и тепловых станций и более 1 тысячи котельных. Уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории города Москвы остается высоким, поэтому снижение негативного воздействия от автотранспорта и промышленных предприятий на состояние атмосферного воздуха является важнейшей городской задачей и приоритетным направлением экологической политики. В последние годы на территории города Москвы интенсивными темпами реализуется программа строительства новых и реконструкции действующих автозаправочных станций (АЗС) и комплексов (АЗК). Автомобильный парк города составляет более 3 млн. единиц, на территории города расположено более 2,5 тысячи автотранспортных хозяйств. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в год составляет более 1 млн. тонн (83% выброса приходится на автотранспорт, 17% - на стационарные источники - промышленность и топливно-энергетический комплекс). Сокращены выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (с 32 тонн до 1,8 тонны) на ЗАО "Красная Пресня" (САО): прекращена эксплуатация аммиачных холодильных установок, ограничен въезд большегрузного транспорта в центр города в ночное время и др. В целях осуществления перевода городского транспорта на использование альтернативных видов топлива принято распоряжение Правительства Москвы от 17.05.2004 N 941-РП "Об организации работ по внедрению диметилового эфира на транспорте в качестве экологически безопасного альтернативного моторного топлива". На использование газообразного топлива переведены два автотранспортных предприятия ГУП "Мосавтотранс". В Москве около 200 тысяч автомобилей используют в качестве моторного топлива газ. Введены в эксплуатацию 36 стационарных газозаправочных станций. В целях стимулирования производства и реализации на территории города Москвы моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, удовлетворяющими по выбросам загрязняющих веществ европейским нормативам Евро-3 и Евро-4, утверждены московские стандарты на бензины и дизельное топливо для автомобильной техники. Для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории города, повышения ее экологической эффективности и усиления конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг получила дальнейшее развитие экологическая сертификация систем управления окружающей средой (СУОС). Так, за период с 2003 по 2005 годы в Москве были созданы правовые, нормативные и организационно-методические условия для функционирования Системы экологического аудита. В настоящее время экоаудиторские проверки проводятся преимущественно в организациях, расположенных на реорганизуемых территориях города согласно постановлению Правительства Москвы от 24.02.2004 N 107-ПП "О Целевой программе реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг.". Установленные в городе Москве 28 постов автоматического контроля за загрязнением атмосферного воздуха позволяют регулярно получать информацию о его состоянии и концентрациях загрязняющих воздух веществ. В 2005 году в целом по городу уровень загрязнения воздуха оценивался как повышенный. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), рассчитанный по 5 приоритетным для города загрязняющим веществам (оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, озон, формальдегид), составил в 2005 году 6,1, а в 2004 году - 6,2. Согласно принятым категориям в 2005 году уровень загрязнения атмосферного воздуха был низким в течение 117 дней, повышенным - в течение 161 дня. Довольно продолжительное время (81 сутки) загрязнение воздуха оставалось высоким. Наиболее высокие уровни загрязнения атмосферы в Москве наблюдались в течение 6 дней. Увеличение уровня загрязнения воздуха отмечалось в периоды снижения интенсивности рассеивания загрязняющих веществ и во время неблагоприятных метеорологических условий. В течение 2005 года отмечалось 53 дня с неблагоприятными метеорологическими условиями, что на 15% меньше, чем в 2004 году. Загрязнение воздуха на территории Москвы неоднородно. Наибольшие уровни содержания в воздухе вредных веществ отмечаются вблизи автомагистралей, на улицах с интенсивным движением транспорта. В жилых районах центральной части города в целом загрязнение воздуха немного меньше, чем вблизи автомагистралей. Еще чище воздух в жилых зонах периферийных территорий ("спальные" районы). Здесь содержание в воздухе вредных веществ на 15-30% ниже, чем в центре Москвы, и на 30-50% - чем вблизи автотрасс. В категорию высокого загрязнения атмосферы попадают примагистральные территории, на таких территориях ИЗА в 2005 году составил 7,1. Жилые территории и территории, находящиеся под воздействием промышленных предприятий, характеризуются повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА составил соответственно 5,6 и 5,8). В ближайшие три года перед городом стоит задача дальнейшего улучшения качества атмосферного воздуха, прежде всего за счет снижения поступления вредных выбросов от автомобильного транспорта. Особое внимание будет уделено обновлению парка автомобилей, расширению применения моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, сокращению выбросов паров бензина на автозаправочных станциях, оптимизации управления дорожным движением за счет ограничения въезда автотранспорта на отдельные территории города и увеличения пропускной способности автомобильных магистралей. Для улучшения оценки качества атмосферного воздуха в городе Экологической доктриной города Москвы были установлены следующие целевые показатели на период до 2010 года: - снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха не менее чем на 10% (по загрязняющим веществам - оксидам азота, оксиду углерода, акролеину, бензолу, конденсированным ароматическим соединениям); - снижение выбросов от ТЭЦ "Мосэнерго" на 23%; - сокращение выбросов загрязняющих веществ на 27717 тыс. тонн с учетом выбросов CO ; 2 - снижение выбросов от автотранспортных средств на 10%; - сокращение объема выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями. Мероприятия, предусмотренные на 2006-2008 годы, обеспечивают достижение следующих целевых показателей: - снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет модернизации котлов на тепловых станциях до 2008 года - на 10%; - снижение массы выбросов от перевода автомобильного транспорта на топливо с улучшенными экологическими характеристиками - на 5%; - снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от реализации мероприятий по энергосбережению на период 2006-2008 годов - на 13064 тыс. тонн с учетом выбросов CO . 2 Реализация комплекса природоохранных мероприятий, предусмотренных на 2006-2008 гг., позволит сократить валовой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 150,5 тыс. тонн, в т.ч. по основным загрязняющим веществам: CO - 122,5 тыс. тонн, NO - 14,7 тыс. тонн, CH - 13,3 тыс. тонн. Обеспечение защиты населения от воздействия шума Защита населения и окружающей среды от вредного воздействия шума является одной из важнейших экологических задач. По данным исследований, порядка 70% жилых территорий города Москвы находится в зоне шумового дискомфорта, обусловленного влиянием различных источников. Проблема повышенного шумового воздействия актуальна для всех крупных городов. В целях разработки мероприятий по снижению шумового воздействия на городские территории в Москве организован мониторинг шумового воздействия. Результаты экологического мониторинга используются при подготовке шумозащитных мероприятий для каждой отдельной территории с учетом источников шумового воздействия. Основными источниками шумового воздействия на территории города являются: - автотранспорт; - железнодорожный транспорт и наземные линии метро; - авиатранспорт; - строительная техника; - промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий (в т.ч. вентиляционные системы); - шумы бытового происхождения на жилых территориях внутри кварталов жилых домов. Автотранспорт является наиболее значимым источником шумового воздействия. Практически на всех городских территориях, приближенных к автомагистралям, наблюдаются сверхнормативные воздействия по шуму до 20-25 дБА. Данный факт подтверждает и то, что наибольшее количество обращений жителей на шум (55% от всех обращений) связано с жалобами на шум от автотранспорта. В рамках Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003-2005 годы разработана карта шумового дискомфорта, которая должна стать основой для принятия градостроительных решений. Начата разработка типового проекта автоматической станции контроля авиашума (АСКША). В городе выполнено плановое оснащение 36 водогрейных котлов тепловых станций глушителями шума. Глушители позволили снизить уровень шума на территории, прилегающей к оснащенным глушителями РТС, на 8-12 дБ и довести его до санитарных норм. Для обеспечения защиты населения от вредного шумового воздействия в рамках Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 предусмотрены мероприятия, направленные на снижение шумовой нагрузки на территорию города: - строительство глушителей шума на ремонтных заводах города; - определение границ авиационного шума и разработка мероприятий по уменьшению его воздействия на население; - ведение мониторинга шумового воздействия. Раздел 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И УЧЕТ ИСТОЧНИКОВ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОМПОНЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ За время реализации Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003-2005 годы завершено создание общегородской системы экологического мониторинга по всем природным средам (атмосферный воздух, водные объекты, почвы, зеленые насаждения, опасные геоэкологические процессы, уровни шума). Цели и задачи экологического мониторинга в Москве, организационные основы его ведения и практического использования результатов определены в Законе города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве". В соответствии с данным Законом в 2005 г. Правительством Москвы утверждены Положение о Едином городском фонде данных экологического мониторинга, Перечень предприятий - субъектов локального экологического мониторинга, Перечень программных мероприятий по экологическому мониторингу и предоставлению экологической информации на 2006 год (постановление Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП). Создан информационно-аналитический центр Единой системы экологического мониторинга, функции которого выполняет Государственное природоохранное учреждение "Мосэкомониторинг". В Москве действуют 29 автоматических стационарных постов, контролирующих уровень загрязнения воздуха на всей территории города. Еще 10 находятся в опытной эксплуатации или монтируются. В целом по городу ведется контроль состояния атмосферного воздуха по 22 загрязняющим веществам, характерным для выбросов промышленных предприятий и автотранспортного комплекса (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, озон, диоксид серы, аммиак, сероводород, взвешенные частицы с размерами менее 10 мкм), а также показателей, характеризующих условия их рассеивания в атмосфере (скорость и направление ветра, давление, влажность). Передвижной экологической лабораторией ежегодно осуществляется мониторинг состояния атмосферного воздуха, в т.ч. по обращениям жителей и префектур города Москвы, более 100 локальных городских территорий. Количество таких обращений за год превышает 200. Поэтому мероприятия по мониторингу атмосферного воздуха включают в себя, кроме запланированных ранее постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП, дооснащение системы мониторинга дополнительной передвижной экологической лабораторией. Одной из наиболее труднодостигаемых задач экологического мониторинга, установленной Законом города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве", является выявление вклада источников выбросов загрязняющих веществ в наблюдаемый уровень загрязнения и установление доказательной связи между выбросами промышленных предприятий и наблюдаемым уровнем загрязнения. Для выявления несанкционированных и обнаружения аварийных выбросов, а также установления доказательной связи между выбросами промышленных предприятий и наблюдаемым уровнем загрязнения на 92 наиболее значимых предприятиях города организуются прямые автоматические инструментальные измерения выбросов (измерения "на трубе"). В Программу включены мероприятия по проектированию и созданию таких систем. Действовавший до 1 января 2006 г. Водный кодекс Российской Федерации не предоставлял субъектам Российской Федерации полномочия в части осуществления государственного мониторинга водных объектов. Однако к настоящему времени налажено поступление в Единый информационно-аналитический центр экологического мониторинга данных о качестве природных и сточных вод, получаемых предприятиями-водопользователями в рамках ведомственного контроля, а также результатов отборов проб воды в водовыпусках, получаемых в рамках проведения инспекционных проверок Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (при отработке жалоб, поступающих на "горячую линию" Департамента, и в случае аварийных сбросов). Контроль качества поверхностных водных объектов осуществляется предприятиями-водопользователями (МГУП "Мосводоканал", ГУП "Мосводосток") в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.11.1998 N 911-ПП "О совершенствовании механизма управления и контроля за состоянием реки Москвы и ее притоков" в 27 контрольных створах по более чем 27 показателям. Также ГУП "Мосводосток" в соответствии с утвержденным графиком контроля осуществляет регулярный отбор воды в водоемах, находящихся на балансе ГУП "Мосводосток". Оперативный контроль за состоянием водных объектов осуществляется в навигационный период с помощью автоматизированной экологической лаборатории, установленной на теплоходе "Экопатруль". Отбор проб сточных вод осуществляется в 122 водовыпусках, не оснащенных очистными сооружениями (из них на р. Москве - 44), 68 водовыпусках, оснащенных очистными сооружениями (из них на р. Москве - 26). В дополнение к ручному отбору проб воды на 7 водовыпусках действуют автоматические посты мониторинга качества сточных вод ГУП "Мосводосток", измеряющие в непрерывном режиме 2-5 физико-химических показателей. Учитывая, что Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по ведению экологического мониторинга водных объектов, Программой предусмотрен экологический мониторинг водных объектов города Москвы, включая создание трех автоматических станций контроля качества вод Москвы-реки, автоматических сигнальных датчиков на водовыпусках коллекторно-речной и городской водосточной сети ГУП "Мосводосток". Анализ существующей системы мониторинга свидетельствует, что требуется существенная корректировка методик отбора проб, порядка сбора, обработки и обобщения информации, содержания и формы информационных бюллетеней. Для организации эффективной работы системы мониторинга малых рек и водоемов необходимы: - разработка программы работ по организации и ведению мониторинга малых рек и водоемов, в том числе на период проведения восстановительных мероприятий, включающей перечни контролируемых створов, перечень анализируемых показателей, периодичность и порядок отбора проб в соответствии с конкретными задачами мониторинга для малых рек; - организация системы сбора и передачи первичной информации в ГПУ "Мосэкомониторинг"; - создание автоматизированной сети контроля водных объектов, сбора и сетевой передачи информации в ГПУ "Мосэкомониторинг"; - создание единого информационно-аналитического центра в Москве по всем водным объектам и водопользователям, в том числе абонентам МГУП "Мосводоканал" и ГУП "Мосводосток", для анализа и обобщения результатов мониторинга и прогнозирования санитарного и экологического состояния водных объектов. В целях разработки и обоснования шумозащитных мероприятий на территории города осуществляется мониторинг уровней шума. В зависимости от источников шума (автотранспорт, железнодорожный транспорт, строительные площадки, промышленные предприятия) применяется индивидуальный подход к организации мониторинга: инструментальный мониторинг шума, картирование зон шумового дискомфорта; для контроля шума от авиатранспорта начаты работы по проектированию автоматической станции мониторинга. Создание трех автоматических станций контроля шума авиатранспорта запланировано на конец 2006 г. С 2004 года в городе организована система экологического мониторинга почв и почвогрунтов, включающая в себя 248 пунктов постоянного наблюдения и 150 временных пунктов (утверждены постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП) и охватывающая все функциональные зоны и административные округа города Москвы. Программой предусмотрено развитие мониторинга почв в части увеличения количества площадок наблюдения и количества измеряемых показателей, продолжение работ по мониторингу состояния зеленых насаждений в городе Москве, который в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП предусматривает дендрологические, геохимические, энтомофитопатологические наблюдения на 494 постоянных площадках наблюдения, мониторинг приживаемости и состояния молодых посадок. С 2005 года на территории города по решению Правительства Москвы осуществляется ведение мониторинга опасных геоэкологических процессов: подтопления, оползневых и карстово-суффозионных процессов. Основой ведения мониторинга процессов подтопления является государственная наблюдательная сеть территориального уровня, состоящая из пунктов и полигонов наблюдений с естественным и нарушенным состоянием геологической среды. В настоящее время государственная наблюдательная сеть территориального уровня, предназначенная для изучения состояния первого от поверхности водоносного горизонта, насчитывает 170 скважин, расположенных на территории таким образом, чтобы максимально полно отражать динамические и гидрохимические особенности режима грунтовых вод. Данные, полученные в результате наблюдений режимной сети, позволяют адекватно представлять основные элементы режима подземных вод, такие как уровень, температура и химический состав, с большой достоверностью прогнозировать изменения, связанные с хозяйственным освоением территорий. Однако для повышения достоверности прогнозов необходимо дальнейшее совершенствование наблюдательной режимной сети, включение в сеть дополнительных скважин. Постоянные наблюдения осуществляются на 14 участках, подверженных оползневым процессам. Два из них, являющиеся особо опасными (природный заказник "Воробьевы горы" и Комплексный архитектурный, художественный музей-заповедник "Коломенское"), взяты под специальный контроль. Поэтому Программой предусмотрено ведение на них локального мониторинга оползневых процессов. За период действия Целевой экологической программы на 2003-2005 годы существенно расширены каналы предоставления экологической информации населению. Оперативная информация о состоянии атмосферного воздуха ежедневно освещается на телеканалах ТВЦ и Метео-ТВ (по два эфира), на радиостанции "Русское радио", транслируется на 14 электронных городских табло, публикуется в газетах "Московский комсомолец", "Комсомольская правда", "Вечерняя Москва". В случаях повышенного и высокого загрязнения воздуха предоставляется дополнительная информация на радиостанциях "Эхо Москвы", "Авторадио", "Маяк". Регулярные обзорные статьи публикуются в "Аргументы и факты", "Вечерняя Москва", "Московская правда", "Московский комсомолец", "Московская среда", "Округа". За 2005 год проведено более 60 тематических эфиров на каналах РТР, ТВЦ, ТНТ, ОРТ, НТВ, Столица, телевидение Западного округа города Москвы. В рамках повышения объемов информационных услуг населению Программой предусмотрены создание специализированного информационного блока на телеканале Метео-ТВ и организация прямой телефонной линии (работы начаты в 2005 году). Целевой экологической программой города Москвы на 2003-2005 годы были предусмотрены мероприятия по информатизации деятельности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Реализация данных мероприятий показала, что требуется дальнейшее развитие созданной информационной системы в части внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в управление природопользованием и охраной окружающей среды в городе Москве, расширения категорий пользователей, которым предоставляется экологическая информация (от органов исполнительной власти до населения города). Данный вопрос детально рассматривался на заседании Правительства Москвы 17 января 2006 года, на котором было одобрено создание Комплексной автоматизированной информационной системы (КАИС) в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Ранее Правительством Москвы утверждено создание Единого городского фонда данных экологического мониторинга (постановление Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП). Программой предусмотрено создание данных информационных ресурсов в 2006 году и их ведение в последующие годы. В Программу также включены новые мероприятия, связанные с полномочиями субъектов Российской Федерации, предоставленными Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Главным из них является ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации. Раздел 7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ. ПРОПАГАНДА БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДНОМУ КОМПЛЕКСУ. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ Особое внимание уделяется пропаганде бережного отношения к природе. Повысился уровень экологической грамотности учащихся средних и высших учебных заведений, а также уровень экологической культуры населения Москвы в целом. Для обеспечения населения города достоверной информацией о состоянии окружающей среды осуществлялись: ежедневный выпуск информационных пресс-релизов Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, поддержка сайта Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, распространение экологической литературы среди общеобразовательных учреждений и организаций дополнительного образования (музеи, клубы, кружки), проведение пресс-конференций и "прямых линий" с участием руководства Департамента. Повышена квалификация 385 учителей - организаторов экологического образования для общеобразовательных учреждений города Москвы. Начиная с 2003 года в Москве успешно работает экспериментальная площадка "Экологическое образование для устойчивого развития", объединяющая 27 школ города. На базе павильона ВВЦ N 62 "Охрана природы" создана постоянно действующая выставочно-экспозиционная площадка, где проводятся семинары и экскурсии для специалистов, методистов-экологов, учащихся общеобразовательных учреждений города, представителей общественных организаций по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования. Обустроен первый экологический туристический маршрут на территории природного заказника "Воробьевы горы". Организована работа детского экологического кружка при дирекции природного парка "Долина реки Сходни в Куркино". В рамках социальной рекламы в эфире телеканалов РТР, СТС, М1 были размещены видеоролики экологической направленности общей длительностью более 8 часов, на радиостанциях и метрополитене транслировались радиоролики общим объемом более 7 часов. В СМИ ежедневно размещались публикации и репортажи на экологическую тему, знакомящие жителей города с проводимой работой по сохранению и восстановлению природного наследия города. В течение 3 лет для школьников выпускались: периодические издания экологической направленности, учебно-методические пособия, атласы, определители растений, животных, птиц и насекомых. В 1700 общеобразовательных школ города поступают специальные экологические периодические издания: "Экология и жизнь", "Лазурь", "Свирель", "В мире растений", "В мире животных", "Экологическое образование в школе, до школы и вне школы", и 1770 детских садов города обеспечены журналами "Свирелька", "Маленький садовник" и др. В 2004 году состоялось открытие мультимедийного компьютерного экологического Центра "Эко Москва" в Государственном Дарвиновском музее, оснащенного 10 терминалами электронной системы, где можно получить полную информацию о состоянии окружающей среды города, познакомиться с животным и растительным миром столицы, узнать о ценных природных объектах Москвы и получить паспорт Москвича. Впервые в 2005 году заложены аллеи первоклассника в общеобразовательных школах города Москвы N 1400, 1195, 1729. Издан общегородской научно-популярный журнал об экологических проблемах "Экоград". На улицах города, на станциях метро размещена реклама экологической направленности. Плановая работа по повышению экологической культуры населения и пропаганде бережного отношения к природному комплексу будет продолжена в рамках Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 годы. Основными направлениями деятельности являются: - вовлечение населения в общегородские экологические мероприятия; - проведение общегородских экологических праздников; - привлечение внимания населения к городским экологическим проблемам, в т.ч. к проведению работ по практической природоохранной деятельности на территориях природных и природно-исторических парков, заказников и памятников природы, расположенных на территории города Москвы; - создание 13 экологических троп и маршрутов на особо охраняемых природных территориях города Москвы; - создание Городского экологического центра на базе стационарной пасеки на особо охраняемой природной территории в Зеленоградском административном округе города Москвы; - ежегодная организация не менее 6 детских экологических лагерей на особо охраняемых природных территориях; - проведение экологических акций, викторин и других мероприятий с привлечением учащихся общеобразовательных учреждений и вузов города Москвы, в т.ч. в рамках Десятилетия образования для устойчивого развития, объявленного Организацией Объединенных Наций на период 2005-2014 гг.; - повышение квалификации специалистов-экологов промышленных предприятий города Москвы; - подготовка квалифицированных специалистов в сфере экологического образования (40 человек в год); - ежегодная подготовка и издание печатной продукции экологической направленности для воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся средних образовательных учреждений, студентов профессиональных колледжей и высших учебных заведений Москвы, взрослого населения, в т.ч. популяризующей природоохранное законодательство города Москвы (не менее 4000 экз. в год); - ежегодное проведение конкурса по определению 5 лауреатов премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды; - пропаганда бережного отношения к природному комплексу, воспитание экологического сознания населения путем экологической рекламы и агитации; - информирование населения города Москвы о планируемых природоохранных мероприятиях, результатах работы по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного наследия Москвы; - размещение плакатов на щитах наружной рекламы на территории города (200 штук в месяц), в метрополитене (700 штук в месяц); - размещение транспарантов-перетяжек экологической направленности (10 штук в месяц). Раздел 8. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Экология человека в городе рассматривает взаимодействие населения с городской средой и оценивает степень пригодности городских условий жизни для горожан. При оценке экологического комфорта города учитывают такие показатели, как уровень социального благополучия, степень экологической безопасности и правовой защищенности, занятость и удовлетворенность людей работой, наличие условий для отдыха и восстановления сил и многое другое. Одной из важнейших составляющих жизни человека является потребляемая им пища. Обеспечение здоровья и безопасности жизни москвичей не может быть достигнуто без системы мер, позволяющей защитить их от некачественных и загрязненных пищевых продуктов. Для обеспечения населения достоверной информацией и поддержки отечественных производителей высококачественной пищевой продукции введена в действие система добровольной сертификации "Экологичные продукты". Такие местные факторы, как ландшафт, картина природы, местность, могут действовать на физическое и эмоциональное состояние человека. В большом городе человек обитает в нескольких вполне конкретных микрорайонах (дом - работа - магазин - место отдыха). Большую часть суток человек проводит в помещениях и подвергается воздействию большого числа разнообразных факторов - микроклимата, химического состава воздуха и нахождения в нем взвешенных веществ, недостатка или избытка солнечного света, электромагнитных полей, шума, вибрации, ионизирующей радиации, биологических агентов. Также важны для комфортного проживания качество водопроводной воды, размеры помещения, экологичность строительных и отделочных материалов, параметры, определяющие электробезопасность помещений. Большинство современных домов построены из железобетонных конструкций, оснащены коммуникациями из синтетических материалов, обставлены мебелью из смеси древесных стружек и синтетических смол, с полами из пластика и коврами из химволокон. Они защищают людей от внешних воздействий, но сами часто обладают свойствами, отрицательно влияющими на здоровье людей. Важным остается осознание зависимости здоровья человека от тех материалов, которые его окружают в повседневной жизни. Экологически безопасный материал не должен выделять токсичные и раздражающие вещества, должен иметь минимальную радиоактивную активность, должен производиться в условиях, не приносящих вред окружающей среде и обслуживающему персоналу, должен перерабатываться и повторно использоваться, при повторном использовании не приносить вред окружающей среде. Для каждого из перечисленных параметров установлены определенные нормативы. От экологически опасной и некачественной строительной продукции защищает система гигиенической и экологической сертификации. Основными направлениями в этой сфере являются: - разработка порядка проведения комплексного контроля качества среды обитания человека в жилых и общественных зданиях (санитарно-гигиенические, экологические и инженерно-технические параметры); - разработка системы мер для обеспечения нормативов плотности застройки; - разработка системы мер для обеспечения нормативных требований по естественному освещению и инсоляционному режиму жилых и придомовых территорий; - разработка системы мер для обеспечения экологических требований для строительных материалов и конструкций, используемых в жилых и общественных зданиях; - проведение организационных мероприятий (лекции, "круглые столы", распространение книг, брошюр и др.), пропагандирующих преимущества пищевой продукции, прошедшей испытания в Московской системе добровольной сертификации "Экологичные продукты"; - разработка системы мероприятий (книги, брошюры, лекции, "круглые столы" и др.) для привлечения отечественных производителей к участию в Московской системе добровольной сертификации "Экологичные продукты"; - разработка системы мероприятий для пропаганды здорового образа жизни, исключение из практики недобросовестной рекламы пищевых продуктов. Приложение 1 к Программе МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Мероприятия |Основание |Ответственные |Ожидаемые результаты | |п/п | | |за реализацию | | | | | |мероприятия | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1. | Система управления промышленными и бытовыми отходами | |---------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.1. | Развитие системы селективного сбора отходов | |---------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.1.1. | Развитие системы селективного сбора |ППМ: от 03.05.2005 |УОПП, префектуры АО, |Сокращение объемов | | | твердых бытовых отходов, в том числе: |N 305-ПП, |ДПиООС, ООО "М Медиа |захоронения: | | | - создание более 400 приемных пунктов |от 28.01.2003 N 34-ПП, |групп", |- ТБО на 5% (к 2008 г.);| | | вторичного сырья; |N 104-ПП, |Москомархитектура, ООО|- отходов производства | | | - разработка типового решения |от 18.06.2002 N 460-ПП,|"ПрофБизнесТелеком" |и потребления на 15% | | | по установке в жилых домах двух ниток |от 16.04.2004 N 719-РП,| |(к 2008 г.) | | | мусоропровода в целях обеспечения |от 08.07.2003 N 529-ПП,| | | | | раздельного сбора пищевых отходов |от 22.08.2007 N 1801-РП| | | | | и приобретение контейнеров | | | | | | для селективного сбора; | | | | | | - организационные мероприятия | | | | | | по формированию начальной | | | | | | инфраструктуры и управления | | | | | | комплексной городской системы | | | | | | автоматизированного селективного | | | | | | сбора и переработки полимерных | | | | | | и металлосодержащих отходов | | | | | | потребления | | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.1.2. | Внедрение селективного сбора отходов |То же |УОПП, префектуры АО, | | | | в нежилом секторе города, | |ДПиООС, ООО "М Медиа | | | | распространение сети стационарных | |групп", | | | | пунктов приема вторичного сырья, | |Москомархитектура, ООО| | | | в том числе: | |"ПрофБизнесТелеком" | | | | - установка контейнеров для сбора | | | | | | батареек в магазинах и на предприятиях| | | | | | по ремонту бытовой техники и часов; | | | | | | - установка контейнеров для сбора | | | | | | ПЭТФ-бутылок в ресторанах, кафе, | | | | | | барах, театрах и кинотеатрах; | | | | | | - установка контейнеров для сбора | | | | | | градусников в аптеках; | | | | | | - создание приемных пунктов полимерных| | | | | | и металлосодержащих отходов | | | | | | потребления с использованием | | | | | | автоматизированных приемных комплексов| | | | | | "Фандомат-М" | | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.1.3. | Разработка и реализация плана |То же |УОПП, Комитет рекламы,|Пропаганда | | | кампании пропаганды раздельного сбора | |информации |селективного сбора | | | ТБО в средствах массовой информации, | |и оформления города |отходов | | | в том числе: | |Москвы, ДПиООС, |для обеспечения | | | проведение рекламной кампании, выпуск | |информационный |участия населения | | | радио-, видеороликов, стикеров, | |просветительский фонд |в раздельном сборе | | | буклетов и др. для вовлечения | |"Чистая Москва" |отходов | | | населения в селективный сбор мусора | | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.1.4. | Создание автоматизированной системы |ППМ: от 03.05.2005 |УОПП, ДПиООС, |Разработка и внедрение | | | учета, контроля и управления потоками |N 305-ПП, |Управление |автоматизированной | | | отходов производства и потребления |от 18.06.2002 |информатизации города |системы учета | | | с использованием Кадастра отходов |N 460-ПП, |Москвы, |и контроля процессов | | | города Москвы, в том числе: |от 25.02.2003 |ГУП "Экотехпром", |сбора и утилизации | | | создание информационно-маркетингового |N 102-ПП, |ГУП "Промотходы", |твердых бытовых | | | Центра по селективному сбору |от 03.08.2004 |ГУП "Мосэкострой" |и промышленных отходов | | | и рециклингу отходов с аккредитацией |N 526-ПП, | |для оценки | | | всех сборщиков и предприятий |от 29.11.2005 N 2391-РП| |эффективности | | | рециклинга ("Биржа отходов") | | |разрабатываемых | | | | | |мероприятий | |---------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2. | Совершенствование нормативной правовой базы по управлению системой переработки и утилизации отходов | |---------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2.1. | Разработка городской целевой |ППМ: от 03.05.2005 |УОПП, ДПиООС |Доведение объемов | | | программы по управлению опасными |N 305-ПП, | |переработки опасных | | | отходами (1-3 класс опасности) |от 23.03.2004 | |отходов до 20% | | | |N 164-ПП, | | | | | |от 14.10.2003 | | | | | |N 865-ПП, | | | | | |от 05.08.2003 | | | | | |N 647-ПП, | | | | | |от 25.02.2003 | | | | | |N 102-ПП, | | | | | |от 25.06.2002 N 469-ПП | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.2.2. | Разработка в 2006 году городской |ППМ: от 03.05.2005 |УОПП, ДНиПП, ДПиООС |Доведение объемов | | | целевой программы по управлению |N 305-ПП, | |переработки | | | промышленными и бытовыми отходами, |от 23.03.2004 | |промышленных и бытовых | | | в том числе электротехническим ломом |N 164-ПП, | |отходов, в т.ч. | | | |от 14.10.2003 | |электротехнического | | | |N 865-ПП, | |лома, до 15% | | | |от 05.08.2003 | | | | | |N 647-ПП, | | | | | |от 25.02.2003 | | | | | |N 102-ПП, | | | | | |от 25.06.2002 N 469-ПП | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.2.3. | Разработка в 2006 году городской |ППМ: от 03.05.2005 |УОПП, ДПиООС |Доведение объемов | | | целевой программы по управлению |N 305-ПП, | |переработки пищевых | | | пищевыми отходами |от 23.03.2004 | |отходов до 40% | | | |N 164-ПП, | | | | | |от 14.10.2003 | | | | | |N 865-ПП, | | | | | |от 05.08.2003 | | | | | |N 647-ПП, | | | | | |от 25.02.2003 | | | | | |N 102-ПП, | | | | | |от 25.06.2002 N 469-ПП | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.2.4. | Разработка в 2006 году городской |ППМ: от 03.05.2005 |УОПП |Доведение объемов | | | целевой программы по управлению |N 305-ПП, | |переработки КГМ до 25% | | | крупногабаритным мусором (КГМ) |от 23.03.2004 | | | | | |N 164-ПП, | | | | | |от 14.10.2003 | | | | | |N 865-ПП, | | | | | |от 05.08.2003 | | | | | |N 647-ПП, | | | | | |от 25.02.2003 | | | | | |N 102-ПП, | | | | | |от 25.06.2002 N 469-ПП | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.2.5. | Разработка в 2006 году городской |ППМ: от 03.05.2005 |УОПП, Департамент |Доведение утилизации | | | целевой программы по управлению |N 305-ПП, |здравоохранения города|медицинских отходов | | | сбором и утилизацией медицинских |от 23.03.2004 |Москвы |до 10% | | | отходов |N 164-ПП, | | | | | |от 14.10.2003 | | | | | |N 865-ПП, | | | | | |от 05.08.2003 | | | | | |N 647-ПП, | | | | | |от 25.02.2003 | | | | | |N 102-ПП, | | | | | |от 25.06.2002 N 469-ПП | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.2.6. | Разработка в 2006 году городской |ППМ: от 03.05.2005 |ДТиС, УОПП |Доведение объемов | | | целевой программы по управлению |N 305-ПП, | |переработки отходов | | | отходами от автотранспортных средств, |от 23.03.2004 | |автотранспортных | | | подлежащими утилизации |N 164-ПП, | |средств, подлежащих | | | ("Авторециклинг") |от 14.10.2003 | |утилизации, до 80% | | | |N 865-ПП, | | | | | |от 05.08.2003 | | | | | |N 647-ПП, | | | | | |от 25.02.2003 | | | | | |N 102-ПП, | | | | | |от 25.06.2002 N 469-ПП | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.2.7. | Разработка в 2006 году городской |ППМ: от 03.05.2005 |ДГПРиР, УОПП |Доведение объемов | | | целевой программы по управлению |N 305-ПП, | |переработки | | | отходами строительства и сноса |от 23.03.2004 | |строительных отходов | | | |N 164-ПП, | |до 50% | | | |от 14.10.2003 | | | | | |N 865-ПП, | | | | | |от 05.08.2003 | | | | | |N 647-ПП, | | | | | |от 25.02.2003 | | | | | |N 102-ПП, | | | | | |от 25.06.2002 N 469-ПП | | | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.2.8. | Разработка распорядительных |Закон города Москвы |УОПП, ДПиООС, ДГПРиР |Определение перечня | | | документов для реализации Закона |от 30.11.2005 N 68 | |и объемов переработки | | | города Москвы от 30.11.2005 N 68 | | |вторичных ресурсов | | | "Об отходах производства | | |и соответствующее | | | и потребления", предусматривающих: | | |уменьшение объемов | | | - утверждение перечня вторичных | | |их захоронения. | | | ресурсов; | | |Определение объемов | | | - установление объемов использования | | |обязательного | | | в городе продукции и материалов, | | |использования | | | изготовленных из вторичных | | |продукции, получаемой | | | материальных ресурсов, во всех сферах | | |из вторичных ресурсов. | | | городского хозяйства | | |Использование | | | | | |экономических | | | | | |механизмов | | | | | |для движения затрат | | | | | |городского бюджета | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.2.9. | Обеспечение взаимодействия |ППМ: от 03.05.2005 |Комплекс городского |Создание единой | | | и выработка единой стратегии города |N 305-ПП, |хозяйства города |системы управления | | | Москвы и Московской области в сфере |от 23.03.2004 |Москвы, ДПиООС, |потоками отходов | | | обращения с отходами производства |N 164-ПП, |Департамент поддержки |по Москве и Московской | | | и потребления, в том числе: |от 23.03.2004 |и развития малого |области, направляемых | | | - разработка в 2006 году предложений |N 167-ПП, |предпринимательства |на захоронение | | | по формированию Региональной комиссии |от 08.07.2003 |города Москвы, |и утилизацию | | | и проекта долгосрочного соглашения |N 529-ПП; |Департамент земельных | | | | о координации деятельности в сфере |РПМ от 24.02.2004 |ресурсов города | | | | обращения с отходами производства |N 253-РП |Москвы, УОПП | | | | и потребления города Москвы | | | | | | и Московской области для | | | | | | представления их в Объединенную | | | | | | коллегию исполнительных органов | | | | | | государственной власти Москвы | | | | | | и Московской области (в пределах | | | | | | полномочий, установленных федеральным | | | | | | законодательством) | | | | |---------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3. | Создание и развитие мощностей по переработке и захоронению отходов: реконструкция производств | | | по переработке и утилизации отходов, завершение строительства производств по переработке и сортировке | | | отходов, строительство производств по сбору, переработке, захоронению и обезвреживанию отходов | |---------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.1. | Реконструкция мусоросжигательного |ППМ: от 03.05.2005 |УОПП, ООО "БУДАГЕП- |Уменьшение объемов | | | опытно-экспериментального завода N 1 |N 305-ПП, |БУДАЛЮК С" |захоронения ТБО на 360 | | | (ул. Вагоноремонтная, 25) мощностью |от 17.12.2002 |(Венгрия) |тыс. тонн/год. | | | 360 тыс. тонн/год |N 1030-ПП, | |Дополнительная | | | |от 25.02.2003 | |выработка | | | |N 102-ПП, | |электроэнергии для | | | |от 25.02.2004 N 104-ПП | |нужд городского | | | | | |хозяйства - 20 МВт | | | | | |в год | |---------|---------------------------------------|-----------------------|----------------------|------------------------| |1.3.2. | Реконструкция мусоросжигательного |То же |УОПП, фирма "ЕФН-АГ" |Уменьшение объемов | |