ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОРГАНАХ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 10 сентября 2007 г. N 140 (Д) В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства, в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения закона, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю: 1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, исходя из своей компетенции, организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях. Мерами прокурорского надзора осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству. 1.1. Проверки исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) проводить: в органах внутренних дел, в следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - систематически, не реже одного раза в месяц; в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах - в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором; при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно. 1.2. Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений. Особое внимание при этом обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений. При этом необходимо проверить, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах рассмотрения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования. Проверку начинать с материалов, находящихся в производстве, с целью устранения возможной волокиты, обеспечения принятия законного, обоснованного решения. При необходимости, руководствуясь ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов. 1.3. В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в т.ч. контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях данными, указывающими на противоправный характер деяний. Систематически анализировать содержание информационных программ радио, телевидения и иных электронных средств массовой информации, различных публикаций, продукции незарегистрированных СМИ (работающих без объявления выходных данных либо после вынесения решения о прекращении их деятельности), обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов иных надзорных проверок. 1.4. С особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу. 1.5. Оперативно реагировать на выявленные нарушения законности, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов. На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст. 6, 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требовать полного устранения нарушения закона, используя предусмотренные в указанных нормативных актах формы реагирования и привлечение виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления. Контролировать разрешение материалов, направленных в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и ч. 6 ст. 148 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства или об отмене руководителем следственного органа постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, исполнение органами дознания и дознавателями указаний прокурора, а также результаты рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия представлений об устранении нарушений законов, внесенных в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". 1.6. По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке ст. 125 УПК РФ жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя и следователя, связанное с приемом, регистрацией, проверкой и разрешением сообщения о преступлении, обеспечивать обязательное участие в судебном заседании прокурора, непосредственно осуществляющего надзор на данном направлении деятельности органов дознания и предварительного следствия. 1.7. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток по ходатайству дознавателя только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ, с обязательным выяснением причин продления сроков проверки. 1.8. Систематически анализировать состояние законности в органах дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям закона, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение в установленные сроки законных требований прокурора. 2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за исполнением настоящего Приказа подчиненными прокурорами. Оказывать им необходимую практическую и методическую помощь в осуществлении надзора. Регулярно обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, заседаниях коллегий состояние законности при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия, принимать меры к ее укреплению. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о проблемах, требующих разрешения на федеральном уровне. Ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в соответствующее главное управление, управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе (военным прокурорам окружного звена - в Главную военную прокуратуру) информационно-аналитическую справку о состоянии законности и прокурорского надзора в данной сфере надзорной деятельности (с нарастающим в течение года итогом). 3. Главному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе, управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах раз в полугодие обобщать состояние законности при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия, а также прокурорского надзора за этой деятельностью и докладывать соответствующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в федеральном округе (в Главной военной прокуратуре - заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору). По результатам полугодия к 20 числу месяца, следующего за отчетным периодом, направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации информационные материалы о состоянии законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия и прокурорского надзора за этой деятельностью в федеральном округе (с нарастающим итогом за год). 4. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за предварительным следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью: 4.1. Обобщать один раз в полугодие сведения о состоянии законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия и прокурорского надзора за этой деятельностью. По результатам обобщения подготавливать соответствующие информационные письма. При необходимости вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на этом направлении надзора. 4.2. Совместно с другими подразделениями центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в I квартале 2008 г. разработать и направить в прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные прокуратуры методические рекомендации по вопросам организации прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. 5. Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.01.1999 N 3 (в редакции Приказа от 16.03.2006 N 13, с изменениями, внесенными Приказами от 05.07.2002 N 39, от 21.10.2003 N 45) "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготавливаемых преступлениях". 6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности. Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность". Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник юстиции Ю.Я.ЧАЙКА 10 сентября 2007 г. N 140 |