ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОРГАНАХ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 10.09.07 140

                 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
            ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ
           И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОРГАНАХ
                ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                         10 сентября 2007 г.
                                N 140

                                 (Д)


     В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства, в
целях   обеспечения  единого  подхода  к  осуществлению  прокурорского
надзора  за соблюдением законности при приеме, регистрации, разрешении
сообщений  о  преступлениях  в  органах  дознания  и  предварительного
следствия,  незамедлительного  реагирования  на  выявленные  нарушения
закона,  руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации", приказываю:
     1.  Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов,
другим  территориальным,  приравненным  к  ним  военным  прокурорам  и
прокурорам   иных   специализированных  прокуратур,  исходя  из  своей
компетенции,  организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и
действенный  надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и
предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса
Российской   Федерации   и   иных   федеральных  законов  при  приеме,
регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.
     Мерами    прокурорского    надзора   осуществлять   своевременное
предупреждение,   выявление   и   устранение  нарушений  законности  в
деятельности  органов  дознания  и  предварительного следствия, защиту
прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать
незаконные  действия (бездействие) и решения должностных лиц названных
органов,   препятствующие   доступу  пострадавших  от  преступлений  к
уголовному судопроизводству.
     1.1.   Проверки  исполнения  требований  Уголовно-процессуального
кодекса  Российской  Федерации  и иных федеральных законов при приеме,
регистрации  и  разрешении  сообщений  о преступлениях (с обязательным
документальным оформлением результатов каждой проверки) проводить:
     в  органах  внутренних  дел, в следственных органах Следственного
комитета  при  прокуратуре  Российской  Федерации, органах федеральной
службы  безопасности,  органах  и  учреждениях уголовно-исполнительной
системы,  органах  Федеральной  службы  судебных приставов, таможенных
органах,  органах  по  контролю  за  оборотом  наркотических средств и
психотропных   веществ,  органах  государственного  пожарного  надзора
федеральной  противопожарной  службы  - систематически, не реже одного
раза в месяц;
     в    воинских   частях,   соединениях   (объединениях),   военных
учреждениях  и  гарнизонах  -  в  порядке,  определяемом  заместителем
Генерального   прокурора   Российской   Федерации  -  Главным  военным
прокурором;
     при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно.
     1.2.  Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного
межведомственными   и  ведомственными  нормативными  правовыми  актами
единого   порядка   приема,   регистрации   и   проверки  сообщений  о
преступлениях,  а также законность и обоснованность принимаемых по ним
решений.
     Особое   внимание   при   этом  обращать  на  вопросы  соблюдения
компетенции  уполномоченных  должностных  лиц;  обязательного  порядка
проверки  сообщений  средств  массовой  информации о преступлениях, по
которым  предварительное  следствие  обязательно;  сроков  регистрации
сообщений  о  преступлениях  и  их проверок, порядка продления сроков;
достоверности  документов  и  результатов проверки сообщений. При этом
необходимо  проверить, не применялись ли к заявителю, изменившему свое
первичное  обращение  или  объяснение,  незаконные методы воздействия;
правильно  ли  применены  нормы материального и процессуального права;
уведомлен  ли  заявитель  о  результатах  рассмотрения  его сообщения;
разъяснены   ли  ему  право  обжаловать  принятое  решение  и  порядок
обжалования.
     Проверку  начинать  с  материалов,  находящихся в производстве, с
целью  устранения  возможной волокиты, обеспечения принятия законного,
обоснованного решения.
     При  необходимости,  руководствуясь ст. 22 Федерального закона "О
прокуратуре  Российской  Федерации",  вызывать должностных лиц органов
дознания  и предварительного следствия, а также граждан для объяснений
по поводу нарушений законов.
     1.3.   В   целях  определения  полноты  регистрации  сообщений  о
преступлениях,  выявления  нарушений  законов,  связанных  с  укрытием
преступлений  от  регистрации  и  учета, ежемесячно производить сверки
регистрационно-учетных  данных  органов  дознания  и  предварительного
следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях,
государственных  контролирующих,  надзорных  и  контрольно-ревизионных
органах,   в  т.ч.  контрольно-счетных  палатах  субъектов  Российской
Федерации,    подразделениях   территориальных   органов   Федеральной
миграционной   службы,   комендантских   службах   гарнизонов  и  иных
организациях  данными, указывающими на противоправный характер деяний.
Систематически анализировать содержание информационных программ радио,
телевидения  и иных электронных средств массовой информации, различных
публикаций,   продукции   незарегистрированных   СМИ  (работающих  без
объявления  выходных данных либо после вынесения решения о прекращении
их  деятельности), обращений граждан, должностных лиц и организаций, а
также материалов иных надзорных проверок.
     1.4. С особым вниманием проверять законность разрешения сообщений
о  преступлениях,  связанных  с проявлениями коррупции, организованной
преступности,  терроризма  и  экстремизма; незаконным оборотом оружия,
взрывчатых   веществ,  взрывных  устройств,  наркотических  средств  и
психотропных   веществ;  о  преступных  посягательствах  на  бюджетные
средства;  о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов
и их вывоза за границу.
     1.5. Оперативно реагировать на выявленные нарушения законности, в
том  числе  на  факты  ненаправления  или несвоевременного направления
органами  дознания и предварительного следствия копий постановлений об
отказе  в  возбуждении  уголовного  дела  или о возбуждении уголовного
дела,  а  также  на  случаи  непредставления  необходимых для проверки
регистрационно-учетных и иных документов и материалов.
     На  основании  п.  3  ч.  2 ст. 37 УПК РФ, ст. 6, 30 Федерального
закона   "О   прокуратуре   Российской  Федерации"  требовать  полного
устранения  нарушения  закона,  используя  предусмотренные в указанных
нормативных   актах   формы   реагирования   и   привлечение  виновных
должностных  лиц,  в  том  числе  не обеспечивших должного контроля за
соблюдением   порядка   приема,  регистрации,  проверки  и  разрешения
сообщений  о  преступлениях,  к  ответственности  вплоть  до вынесения
постановления  о  направлении  материалов  руководителю  следственного
органа  для  решения  вопроса  об уголовном преследовании должностного
лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.
     Контролировать разрешение материалов, направленных в соответствии
с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и ч. 6 ст. 148 УПК РФ для решения вопроса об
уголовном  преследовании  по  фактам  выявленных  нарушений уголовного
законодательства  или  об  отмене  руководителем  следственного органа
постановления  об  отказе  в  возбуждении  уголовного дела, исполнение
органами   дознания   и  дознавателями  указаний  прокурора,  а  также
результаты    рассмотрения    руководителями    органов   дознания   и
предварительного   следствия  представлений  об  устранении  нарушений
законов, внесенных в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре
Российской Федерации".
     1.6. По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке
ст.  125  УПК  РФ  жалобе  на  действие (бездействие) органа дознания,
дознавателя   и   следователя,   связанное  с  приемом,  регистрацией,
проверкой   и   разрешением  сообщения  о  преступлении,  обеспечивать
обязательное  участие  в судебном заседании прокурора, непосредственно
осуществляющего  надзор  на  данном  направлении  деятельности органов
дознания и предварительного следствия.
     1.7.  Продлевать  срок  проверки  сообщения  о преступлении до 30
суток   по  ходатайству  дознавателя  только  при  наличии  оснований,
предусмотренных  ч. 3 ст. 144 УПК РФ, с обязательным выяснением причин
продления сроков проверки.
     1.8.  Систематически анализировать состояние законности в органах
дознания   и   предварительного  следствия  при  приеме,  регистрации,
проверке  и  разрешении  сообщений о преступлениях, причины и условия,
способствовавшие  нарушениям  закона, практику надзора и эффективность
мер  прокурорского  реагирования,  исполнение  в  установленные  сроки
законных требований прокурора.
     2.  Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним
военным  прокурорам  и  прокурорам  иных специализированных прокуратур
обеспечить  контроль  за  исполнением  настоящего Приказа подчиненными
прокурорами.  Оказывать  им  необходимую  практическую  и методическую
помощь в осуществлении надзора.
     Регулярно  обсуждать  на координационных совещаниях руководителей
правоохранительных  органов,  заседаниях коллегий состояние законности
при   приеме,   регистрации,   проверке   и   разрешении  сообщений  о
преступлениях   органами   дознания   и   предварительного  следствия,
принимать  меры к ее укреплению. Информировать Генеральную прокуратуру
Российской  Федерации о проблемах, требующих разрешения на федеральном
уровне.
     Ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным
периодом,   представлять   в   соответствующее   главное   управление,
управление  Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном
округе  (военным  прокурорам  окружного  звена  -  в  Главную  военную
прокуратуру)    информационно-аналитическую    справку   о   состоянии
законности   и   прокурорского   надзора   в  данной  сфере  надзорной
деятельности (с нарастающим в течение года итогом).
     3.   Главному   управлению   Генеральной  прокуратуры  Российской
Федерации   в   Южном   федеральном  округе,  управлениям  Генеральной
прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах раз в полугодие
обобщать  состояние  законности  при  приеме,  регистрации, проверке и
разрешении    сообщений    о   преступлениях   органами   дознания   и
предварительного  следствия,  а  также  прокурорского  надзора за этой
деятельностью  и докладывать соответствующему заместителю Генерального
прокурора Российской Федерации в федеральном округе (в Главной военной
прокуратуре  - заместителю Генерального прокурора Российской Федерации
- Главному военному прокурору).
     По  результатам  полугодия  к  20  числу  месяца,  следующего  за
отчетным  периодом,  направлять  в  Генеральную прокуратуру Российской
Федерации  информационные материалы о состоянии законности при приеме,
регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и
предварительного   следствия   и   прокурорского   надзора   за   этой
деятельностью в федеральном округе (с нарастающим итогом за год).
     4.  Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской
Федерации  и  Главной  военной  прокуратуры,  обеспечивающим надзор за
предварительным    следствием,    дознанием   и   оперативно-розыскной
деятельностью:
     4.1.   Обобщать   один  раз  в  полугодие  сведения  о  состоянии
законности   при   приеме,   регистрации   и  разрешении  сообщений  о
преступлениях   органами   дознания  и  предварительного  следствия  и
прокурорского  надзора за этой деятельностью. По результатам обобщения
подготавливать     соответствующие    информационные    письма.    При
необходимости вносить в установленном порядке предложения Генеральному
прокурору   Российской  Федерации  по  совершенствованию  федерального
законодательства и деятельности на этом направлении надзора.
     4.2.  Совместно  с  другими подразделениями центрального аппарата
Генеральной  прокуратуры  Российской Федерации и Академией Генеральной
прокуратуры  Российской  Федерации  в I квартале 2008 г. разработать и
направить  в прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные
к  ним  военные  прокуратуры  методические  рекомендации  по  вопросам
организации  прокурорского  надзора  за  исполнением  законов органами
дознания  и  предварительного  следствия  при  приеме,  регистрации  и
разрешении сообщений о преступлениях.
     5.   Считать   утратившим   силу  Приказ  Генерального  прокурора
Российской  Федерации  от  10.01.1999  N  3  (в  редакции  Приказа  от
16.03.2006  N  13, с изменениями, внесенными Приказами от 05.07.2002 N
39,  от  21.10.2003  N  45)  "Об  усилении  прокурорского  надзора  за
соблюдением  законности  при  разрешении  заявлений,  сообщений и иной
информации о совершенных и подготавливаемых преступлениях".
     6.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителей    Генерального   прокурора   Российской   Федерации   по
направлениям деятельности.
     Приказ   направить  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации,
городов  и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным
прокурорам  и  прокурорам  иных специализированных прокуратур, которым
его содержание довести до сведения подчиненных работников.
     Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
                                                             Ю.Я.ЧАЙКА
10 сентября 2007 г.
N 140