О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ "РАБОЧИЕ КАДРЫ" НА 2008-2010 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 4 декабря 2007 г. N 1036-ПП (ПРМ) Стратегия и характер развития системы начального и среднего профессионального образования города Москвы определяются перспективами развития социально-экономической сферы столичного мегаполиса и сложившейся структурой занятости населения в основных отраслях городского хозяйства. Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций невозможно без формирования комплексной системы кадрового воспроизводства. Одну из ведущих позиций в этой системе призваны занять учреждения среднего профессионального образования города Москвы. Для решения проблем, стоящих перед системой начального и среднего профессионального образования, была разработана и утверждена постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. N 724-ПП "Об участии органов исполнительной власти города Москвы, объединений профсоюзов и работодателей в развитии учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах" Городская целевая программа "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы". В целях дальнейшего развития системы начального и среднего профессионального образования в городе Москве Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению информацию о выполнении Городской целевой программы "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. N 724-ПП (приложение 1). 2. Утвердить Городскую целевую программу развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 годы (далее - Программа) согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 3. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Департамент образования города Москвы. Руководителем Программы назначить руководителя Департамента образования города Москвы Ларионову О.Н. 4. Возложить функции государственного заказчика Программы на Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы. 5. Департаменту образования города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 555-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2006 год и о среднесрочном финансовом плане города Москвы на 2008-2010 гг." (п.6.5) включить в Реестр расходных обязательств города Москвы показатели Программы, принимаемые к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы, согласно приложению 3 к настоящему постановлению. 6. Департаменту финансов города Москвы внести уточнения в показатели бюджета города Москвы на 2008 год согласно приложению 4 к настоящему постановлению. 7. Департаменту экономической политики и развития города Москвы: 7.1. Включить Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города в пределах показателей среднесрочного финансового плана города Москвы на 2008-2010 гг. 7.2. По представлению государственного заказчика Программы - Департамента городского заказа капитального строительства города Москвы - предусмотреть в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2008-2010 гг. расходы на проектирование, строительство и реконструкцию объектов за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы Департаменту образования города Москвы на ее реализацию (приложения 1,2,3 к Программе). 7.3. Совместно с Департаментом образования города Москвы до 1 июня 2008 г. внести предложения в Правительство Москвы по созданию Межотраслевого промышленного фонда поддержки начального и среднего профессионального образования города Москвы за счет средств от реализации квот на привлечение мигрантов к работе в городском хозяйстве. 8. Департаменту образования города Москвы: 8.1. Подготовить, утвердить в установленном порядке и до 31 декабря 2007 г. передать Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы технологические задания на разработку вариантов проектных решений образовательных учреждений среднего профессионального образования согласно приложениям 1, 2 к Программе. 8.2. Совместно с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы до 1 февраля 2008 г. подготовить и представить в установленном порядке проект распорядительного документа, определяющий организационно-правовой механизм проектирования и строительства объектов среднего профессионального образования согласно приложениям 1,2,3 к Программе. 9. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы совместно с Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департаментом образования города Москвы и Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) до 15 декабря 2007 г. подготовить и представить в Правительство Москвы предложения о размещении 20 объектов, в том числе с учетом земельных участков колледжей, в целях строительства образовательных учреждений строительного профиля и гостиниц для временного проживания учащихся с привлечением средств работодателей и бюджета города Москвы. 10. Департаменту имущества города Москвы во исполнение постановления Правительства Москвы от 3 мая 2005 г. N 285-ПП "О приеме в ведение города Москвы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и в государственную собственность города Москвы имущества передаваемых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования", после представления Департаментом образования города Москвы вступивших в законную силу судебных актов, констатирующих признание права собственности на объекты недвижимого имущества (приложение 5) за городом Москвой, и необходимых документов внести эти объекты в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, и оформить право оперативного управления на них. 11. Управлению государственной службы занятости населения города Москвы совместно с Департаментом образования города Москвы: 11.1. Ежегодно проводить мониторинг и анализ потребности в рабочих кадрах экономики города. 11.2. Материалы по результатам мониторинга о текущей потребности и прогнозе потребности в рабочих кадрах на 2008-2010 гг. представлять в отраслевые департаменты и комитеты города Москвы. 12. В целях привлечения на работу в учреждения профессионального образования высококвалифицированных инженерно-педагогических кадров, имеющих опыт работы на производстве: 12.1. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаментом образования города Москвы с участием Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), Московской торгово-промышленной палаты в 2008-2010 гг. организовать работу по привлечению рабочих и специалистов высокой квалификации в государственные образовательные учреждения профессионального образования для работы в качестве мастеров производственного обучения. 12.2. Департаменту образования города Москвы организовать повышение квалификации по педагогическому профилю мастеров производственного обучения из числа работников предприятий, направленных на работу в колледжи, на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской педагогический университет". 13. В целях обеспечения учреждений профессионального образования инженерно-педагогическими кадрами Департаменту образования города Москвы: 13.1. До 1 февраля 2008 г. в установленном порядке подготовить предложения по внесению изменений в постановление Правительства Москвы от 23 марта 2004 г. N 172-ПП "О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы" в части, касающейся выплаты молодым специалистам из числа мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, вновь принятым на работу в учреждения профессионального образования, единовременного пособия для организации бытовых условий за счет накопительных средств Департамента образования города Москвы. 13.2. До 1 декабря 2008 г. внести в установленном порядке предложения по организации специализированного государственного высшего учебного заведения по подготовке инженерно-педагогических работников для системы начального и среднего профессионального образования. 13.3. До 1 февраля 2008 г. разработать условия городского конкурса среди обучающихся учреждений профессионального образования, направленного на выявление лиц с высокой мотивацией на педагогическую профессию. 13.4. До 1 января 2009 г. разработать и представить на утверждение в Правительство Москвы систему целевой контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для работы в учреждениях профессионального образования. 13.5. До 1 марта 2008 г. создать в учреждениях профессионального образования постоянно действующие "школы наставничества", организовать мастер-классы для инженерно-педагогических работников. 13.6. Принять меры по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования, внедрению новых форм повышения квалификации инженерно-педагогических работников. 13.7. До 31 декабря 2008 г. разработать и внедрить автоматизированную систему учета сведений об инженерно-педагогических работниках, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования, и рубрицированный каталог образовательных ресурсов. 14. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Департаментом образования города Москвы, Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) до 1 марта 2008 г. разработать рекомендации по созданию условий для трудоустройства и закрепления выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на рабочих местах и представить в Департамент образования города Москвы для обобщения и выработки предложений. 15. Департаменту образования города Москвы: 15.1. Совместно с префектурами административных округов города Москвы до 1 декабря 2008 г. проработать вопрос и внести в установленном порядке предложения по созданию в каждом административном округе города Москвы на базе одного из профессиональных колледжей учебно-производственных участков для профессионального обучения и социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. 15.2. Совместно с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) в целях реализации приоритетного национального проекта "Образование" до 1 февраля 2008 г. разработать и внести в Правительство Москвы предложения по формам участия работодателей в финансировании расходов на подготовку специалистов по необходимым предприятиям города Москвы профессиям и специальностям, а также внедрения инновационных образовательных программ подготовки кадров в городе Москве. 15.3. До 1 сентября 2008 г. разработать и внедрить в образовательный процесс государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, курс "Материальные технологии", направленный на организацию трудового воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. 16. В целях организации профессионального образования и профессиональной подготовки кадров департаментам, комитетам и управлениям города Москвы предусматривать в проектах городских программ развития отраслей экономики и социальной сферы мероприятия по подготовке рабочих кадров и специалистов. 17. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей), Московской торгово-промышленной палатой в целях подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов до 1 марта 2008 г. подготовить предложения по созданию учебных центров (образовательных учреждений) на базе крупных промышленных предприятий и организаций и представить в Департамент образования города Москвы для обобщения. 18. Департаменту образования города Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы в I квартале 2008 г. разработать и утвердить план мероприятий по организации и развитию дополнительного профессионального образования для представителей малого предпринимательства города Москвы на базе городских колледжей. 19. Разрешить директорам государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования комплектовать учебные группы по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования, остро востребованным экономикой города Москвы (приложение 6), численностью до 15 человек. 20. Департаменту образования города Москвы совместно с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей), департаментами, комитетами и управлениями города Москвы до 1 сентября 2008 г. провести реорганизацию государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в целях усиления отраслевой направленности их образовательной деятельности. 21. Департаменту образования города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Департаментом финансов города Москвы в 2008-2010 гг. установить нормативное финансирование учреждений профессионального образования с учетом затрат на профессиональную подготовку по отдельным профессиям и специальностям начального и среднего профессионального образования. 22. С целью повышения привлекательности рабочих профессий и популяризации рабочего труда: 22.1. Департаментам, комитетам и управлениям города Москвы до 1 января 2008 г. обеспечивать проведение мероприятий по пропаганде рабочего труда и повышению привлекательности рабочих профессий в городе Москве. 22.2. Департаменту образования города Москвы: 22.2.1. До 1 декабря 2008 г. представить в установленном порядке предложения о создании музея истории профессионального образования города Москвы. 22.2.2. До 1 марта 2008 г. обратиться на радиостанции "Эхо Москвы" и "Говорит Москва" с предложением о создании цикла радиопередач "Я выбираю профессию". 22.3. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы оказывать содействие в информационной поддержке мероприятий по развитию системы начального и среднего профессионального образования города Москвы, формированию положительного имиджа рабочих профессий среди жителей города. 23. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказывать содействие Департаменту образования города Москвы в размещении информации об учреждениях среднего профессионального образования, а также о мероприятиях, направленных на повышение престижа рабочих профессий. 24. Департаменту образования города Москвы совместно с Московской торгово-промышленной палатой подготовить и до 1 января 2008 г. внести предложения в установленном порядке в Правительство Москвы по организации стажировок и изучению опыта зарубежных партнеров, в первую очередь в Федеративной Республике Германии, инженерно-педагогическими работниками системы профессионального образования города Москвы по вопросам подготовки квалифицированных рабочих кадров и ремесленников. 25. В целях обеспечения мониторинга реализации Программы Департаменту образования города Москвы ежегодно до 15 ноября представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчет о выполнении программы за 9 месяцев и ожидаемом выполнении за год, до 1 марта - окончательные итоги за отчетный год. 26. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 г. N 108-ПП "О подготовке кадров для малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.", дополнив пункт 5 постановления дефисами в следующей редакции: "- профессиональные рабочие кадры для субъектов малого предпринимательства Москвы; - инвалиды.". 27. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения Программы ежегодно докладывать Правительству Москвы. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 4 декабря 2007 г. N 1036-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года N 1036-ПП Информация о выполнении Городской целевой программы "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. N 724-ПП Городская целевая программа "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы" (далее - Программа) разрабатывалась на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Закона города Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве" (в редакции законов города Москвы от 10.10.2001 N 46, от 29.10.2003 N 63), закона города Москвы от 22.10.97 N 44 "О социальном партнерстве" (в редакции законов города Москвы от 19.02.2001 N 72, от 16.01.2002 N 3), постановления Правительства Москвы от 20.11.2001 N 1047-ПП "О городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)". Цель Программы состояла в формировании необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении кадрами отраслей городского хозяйства и развития трудовых ресурсов города Москвы. В ходе выполнения Программы предполагалось решение следующих задач: - подготовка кадрового ресурса, востребованного городским хозяйством; - повышение качества труда в соответствии с потребностями городского хозяйства; - формирование механизмов повышения качества профессионального образования; - совершенствование форм взаимодействия с социальными партнерами для обеспечения обновления содержания профессионального образования; - структурно-содержательная модернизация сети учреждений профессионального образования города Москвы; - сопряжение уровней начального, среднего и высшего профессионального образования и обеспечение его непрерывности; - формирование единого пространства непрерывного профессионального образования; - модернизация материально-технической базы профессионального образования; - формирование механизмов воспроизводства и обновления инженерно-педагогических кадров профессионального образования; - приведение нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями развития профессионального образования; - разработка механизмов инвестиционной привлекательности профессионального образования. На организационно-подготовительном этапе (2004 год) была проведена структурная реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы. Впервые в Российской Федерации сформирована региональная система профессионального образования, состоящая из единого типа укрупненных учебных заведений - колледжей, в которых реализуются интегрированные образовательные программы основного общего, начального и среднего профессионального образования. Новая сеть учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы включает в себя 76 колледжей. В настоящее время в них осуществляется подготовка кадров по 115 профессиям начального профессионального образования (НПО) и 98 специальностям среднего профессионального образования (СПО). В учреждениях профессионального образования сохранены в целом показатели набора по рабочим профессиям и специальностям. В период выполнения Программы Министерством образования и науки Российской Федерации осуществлена передача субъектам федерации полномочий по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. В соответствии с полученными полномочиями Департаментом образования города Москвы организовано проведение аттестации и государственной аккредитации новых образовательных учреждений среднего профессионального образования по программам начального и среднего профессионального образования. В рамках структурно-содержательной модернизации сети учреждений профессионального образования, наряду с созданием колледжей, выполнены мероприятия Программы, предусматривающие создание в системе новых сетевых научных и учебно-методических учреждений. В соответствии с Программой в системе образования города созданы государственные учреждения: Центр качества профессионального образования с функциями комплексного мониторинга деятельности образовательных учреждений профессионального образования, Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования; Московский дом научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов профессионального образования, а Научно-исследовательский институт развития образования реорганизован в Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, на который возложено решение задач по развитию содержания профессионального образования. Осуществлено материально-техническое оснащение указанных учреждений, необходимое для обеспечения их уставной деятельности. В ходе реализации Программы обеспечено развитие региональной нормативно-правовой базы профессионального образования: приняты Закон города Москвы от 29.06.2005 N 32 "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве" и постановление Правительства Москвы от 26.07.2005 N 552-ПП "О создании государственно-общественных координационных советов в городе Москве по подготовке квалифицированных рабочих кадров". В рамках выполнения указанных нормативно-правовых документов в соответствии с мероприятиями Программы осуществлялось формирование государственно-общественной системы управления профессиональным образованием и развитие социального партнерства образовательных учреждений с заинтересованными в результатах работы системы профессионального образования субъектами городского социально-экономического комплекса. Созданы и начали работать 10 территориальных (окружных) государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров, а также координационные советы Департамента науки и промышленной политики города Москвы, Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Организована работа Городского государственно-общественного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров при Правительстве Москвы. Государственно-общественными координационными советами рассматриваются вопросы определения текущей и перспективной потребности в кадрах предприятий административных округов и города Москвы, согласовываются и утверждаются планы набора в колледжи, рассматриваются результаты трудоустройства выпускников на предприятия в соответствии с полученной профессией, специальностью. С участием советов осуществляется закрепление ведущих предприятий административных округов и города Москвы за колледжами. Так, в настоящее время, закрепление строительных предприятий за профильными колледжами Департамента образования города Москвы осуществлено Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, рядом окружных советов. Также с участием государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров решаются вопросы по укреплению материально-технической базы колледжей, организации учебно-производственной практики обучающихся. В рамках реализации Программы обеспечено улучшение экономических условий функционирования системы профессионального образования: произведен расчет нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений профессионального образования и с 01.01.2007 осуществлен переход на нормативное финансирование их деятельности в условиях казначейского исполнения бюджета. Разработаны предложения о финансировании городского заказа на производство товаров и услуг в образовательных учреждениях профессионального образования. Выполнены мероприятия Программы, предусматривающие в отношении образовательных учреждений профессионального образования: - ежегодное утверждение постановлением Правительства Москвы контрольных цифр приема молодежи на обучение в учреждения профессионального образования; - издание информационно-справочных материалов и пособий по нормативно-правовому регулированию деятельности системы профессионального образования в городе Москве, подготовку проектов положений о стипендиальном обеспечении и организации питания обучающихся; - оснащение программно-методическими комплектами по всем направлениям образовательного процесса и учебной литературой; - проведение конкурсов, направленных на оценку, отбор и издание учебников и учебных пособий, а также создание творческих коллективов по подготовке к изданию учебников и учебно-методических пособий по специальным дисциплинам; - организационно-методическое обеспечение деятельности в условиях введения единого государственного экзамена; - проведение олимпиад среди обучающихся по специальным дисциплинам; - создание научно-методических объединений, осуществляющих функцию экспертизы по блокам отраслевых специальностей; - обеспечение функционирования программно-технических средств, каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей; - организацию профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений на базе учреждений профессионального образования; - реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование работы с учащимися и студентами, повышение престижности профессионального образования, популяризацию рабочих профессий среди молодежи, а также мер, направленных на усиление социальной защищенности обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования; - выплату 250 именных стипендий Правительства Москвы (с 01.01.2007); - формирование реестра выпускников, подготовку программ самопродвижения молодых рабочих и специалистов на рынке труда с использованием современных информационных технологий; - проведение экспертизы состояния учебно-производственной базы, технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем, проведение паспортизации. За время действия Программы проведен капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений учреждений профессионального образования на сумму 1 224 277,365 тыс.руб., в том числе, проведены реконструкция, ремонт и оборудование спортивных, обеденных и актовых залов. Осуществлена поставка учебного и учебно-производственного оборудования на сумму 705,5 млн.руб., информационное обеспечение учреждений на 214,4 млн.руб., приобретено 308 мультимедийных компьютерных классов, создано локальных волоконных сетей на 152,5 млн.руб. Вместе с тем не выполнен ряд мероприятий Программы по развитию государственно-общественного управления профессиональным образованием и социального партнерства, а также по модернизации материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования: - разработка механизмов реализации контрактной подготовки рабочих и специалистов; - координация взаимодействия государственного и негосударственного секторов в профессиональном образовании; - апробация соучредительства как механизма дополнительного привлечения средств и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования; по структурно-содержательной модернизации сети и кадровому обеспечению учреждений профессионального образования, предусматривающих: - создание государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский индустриально-педагогический институт" и реализацию (в части высшего профессионального образования) многоуровнего профессионального образования с профильной подготовкой мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин; - разработку стандартов минимального материально-технического оснащения вновь открывающихся специальностей. По итогам выполнения Программы в 2005-2007 гг. можно констатировать, что существенными препятствиями в развитии столичного профессионального образования являются: - отсутствие комплексного прогноза развития всей социально-экономической сферы Москвы; - низкие темпы модернизации материально-технической базы учреждений профессионального образования, связанные с недофинансированием, т.к. программа осуществлялась в пределах бюджетных средств, выделяемых Департаменту образования на текущее содержание подведомственных учреждений; - отсутствие нормативно-правовых условий для эффективного участия работодателей в обновлении: а) материально-технической базы профессионального образования (отсутствие льготных условий налогообложения для социальных партнеров и возможности соучредительства учреждений начального и среднего профессионального образования); б) содержания профессионального образования (не организована работа по формированию профессиональных стандартов); - отсутствие возможности реализации единой стратегии развития системы профессионального образования в условиях функционирования в Москве двух, по сути, самостоятельных систем профессиональных учебных заведений - федеральной и московской; - нерешенность вопроса создания Московского инженерно-педагогического института и, как следствие, проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования (дефицит кадров преподавателей и мастеров производственного обучения, неполное соответствие уровня квалификации инженерно-педагогических кадров системы профессионального образования современным требованиям подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и т.д.). Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года N 1036-ПП Городская целевая программа Развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 годы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Городская целевая программа развития начального и и среднего | | Программы | профессионального образования в городе Москве "Рабочие | | | кадры"на 2008-2010 годы (далее - Программа) | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Основание для | 1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". | | разработки | 2. Закон города Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии | | Программы | образования в городе Москве". | | | 3. Закон города Москвы от 29.06.2005 N 32 "О начальном и | | | среднем профессиональном образовании в городе Москве". | | | 4. Постановление Правительства Москвы от 19.10.2004 N 724-ПП | | | "Об участии органов исполнительной власти города Москвы, | | | объединений профсоюзов и работодателей в развитии учреждений | | | начального и среднего профессионального образования с учетом | | | потребности экономики города в квалифицированных рабочих | | | кадрах". | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Государственный | Департамент образования города Москвы. Руководитель Программы | | заказчик- | - руководитель Департамента образования города Москвы | | координатор | Ларионова О.Н. | | Программы | | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Государственный | Департамент городского заказа капитального строительства | | заказчик | города Москвы. | | Программы | | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Разработчики | Управление науки и профессионального образования Департамента | | Программы | образования города Москвы, Государственное научное учреждение | | | Научно-исследовательский институт развития профессионального | | | образования. | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Сроки и этапы | Основной этап: 2008-2009 годы | | реализации | Завершающий этап: 2010 год | | Программы | | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Цель Программы | Сформировать необходимые условия и механизмы повышения | | | эффективности профессионального образования в обеспечении | | | социально-экономической сферы города Москвы трудовыми | | | ресурсами. | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Основные задачи | - создание нормативно-правового обеспечения процесса | | Программы | формирования единой общегородской системы подготовки | | | квалифицированных рабочих кадров; | | | - разработка комплексных прогнозов потребностей экономики | | | Москвы в квалифицированных кадрах; | | | - приведение структуры профессий и специальностей в | | | соответствие с комплексным прогнозом потребностей экономики | | | города в квалифицированных кадрах, учитывающим основные | | | факторы социально-экономического развития, демографическую | | | ситуацию и миграционную политику; | | | - развитие государственно-общественной системы управления | | | подготовкой рабочих кадров; | | | - развитие перспективных форм сотрудничества колледжей и | | | предприятий-социальных партнеров, включающих создание условий | | | для повышения инвестиционной привлекательности учебных | | | заведений; | | | - формирование системы непрерывного профессионального | | | образования технического профиля с включением ведущих | | | инженерных вузов; | | | - развитие системы проектирования профессиональной и | | | социальной карьеры учащихся, формирования способностей к | | | самостоятельному мышлению и деятельности; | | | - оснащение учреждений среднего профессионального | | | образования современным высокотехнологичным оборудованием и | | | информационными технологиями; | | | - разработка и реализация программы издания современных | | | учебников и учебных пособий. | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Основные | - обеспечение материально-технической и ресурсной | | мероприятия | оснащенности учреждений профессионального образования; | | Программы | - создание условий для инновационного развития учреждений | | | профессионального образования и повышения качества | | | профессиональной подготовки: | | | - развитие государственно-общественной системы управления | | | подготовкой рабочих кадров; | | | - обновление нормативно-правовой базы системы | | | профессионального образования; | | | - обеспечение системы профессионального образования | | | высококвалифицированными педагогическими кадрами; | | | - организация воспитательной работы с обучающимися в | | | учреждениях профессионального образования, пропаганда | | | рабочего труда и профессиональная ориентация молодежи. | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Финансовое | Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет | | обеспечение | средств бюджета города Москвы в пределах показателей | | Программы | среднесрочного финансового плана на 2008-2010 годы. | | |---------------------------------------------------------------| | | Бюджет|Всего: | В том числе по годам: | | | города|(тыс.руб.) |-------------------------------------------| | | Москвы| | 2008 | 2009 | 2010 | | | |-----------|-------------------------------------------| | | |21139525,0 | 6172963,0 | 7426068,0 | 7540494,0 | | |---------------------------------------------------------------| | | - в том числе средства Департамента образования | | | города Москвы, | | |---------------------------------------------------------------| | | 15089525,0 | 4672963,0 | 4926068,0 | 5490494,0 | | |------------|--------------------------------------------------| | | КБК | | | |------------|--------------------------------------------------| | | Р ПР ЦСР | | | |------------|--------------------------------------------------| | | 07 04 522 | 13207785,0 | 4306163,0 | 4291268,0 | 4610354,0 | | | 0000 | | | | | | |------------|------------|-----------|-----------|-------------| | | 07 09 522 | 852440,0 | 214500,0 | 279800,0 | 358140,0 | | | 0000 | | | | | | |------------|------------|-----------|-----------|-------------| | | 04 10 522 | 1029300,0 | 152300,0 | 355000,0 | 522000,0 | | | 0000| | | | | | |---------------------------------------------------------------| | | - в том числе средства инвестиционной программы | | |---------------------------------------------------------------| | | | 6050000,0 | 1500000,0 | 2500000,0 | 2050000,0 | | |---------------------------------------------------------------| | | Объемы средств, необходимых на реализацию программных | | | мероприятий, уточняются ежегодно при формировании проекта | | | бюджета города Москвы на очередной финансовый год. | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Ожидаемые | - увеличение количества обучающихся в учреждениях | | результаты | профессионального образования города Москвы за счет | | реализации | увеличения приема взрослого населения по программам | | Программы | профессиональной подготовки, переподготовки и повышения | | | квалификации; | | | - организация системы профессионального образования и | | | профессиональной подготовки лиц из числа иногородних граждан | | | и граждан СНГ; | | | - проектирование строительства для создания 1200 мест для | | | проживания молодежи, привлеченной для обучения рабочим | | | профессиям из регионов РФ и стран СНГ со строительством в | | | 2011 г.; | | | - строительство 6 новых зданий профессиональных колледжей и | | | создание на их базе 2650 ученических мест; | | | - проектирование строительства 10 новых зданий | | | профессиональных колледжей и создание на их базе 6600 | | | ученических мест со строительством в 2011 г.; | | | - проектирование 3-х зданий учебных корпусов на 1100 | | | ученических мест со строительством в 2011 г.; | | | - реконструкция учебных корпусов колледжей и оснащение | | | колледжей современным учебнопроизводственным и информационным | | | оборудованием; | | | - создание системы адресной финансовой поддержки колледжей, | | | реализующих инновационные программы развития; | | | - реализация интегрированных программ начального и среднего | | | профессионального образования и блочно-модульных технологий | | | профессионального образования; | | | - обеспечение учреждений профессионального образования | | | инженерно-педагогическими кадрами современного уровня | | | квалификации; | | | - повышение привлекательности начального и среднего | | | профессионального образования в глазах подростков и молодежи | | | Москвы; | | | - создание системы социально-трудовой адаптации молодежи | | | Москвы; | | | - формирование комплексной системы профессиональной | | | ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи. | | |---------------------------------------------------------------| | | Плановые показатели | Результаты | | |------------------------------|--------------------------------| | | | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Количество обучающихся из | | | | | | | числа московской молодежи за | | | | | | | счет строительства новых | 87780 | 88000 | 89000 | 90000 | | | зданий (учебных мест) | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Количество обучающейся | | | | | | | молодежи из регионов РФ за | | | | | | | счет строительства гостиниц | - | - | - | - | | | (учебных мест) строительство | | | | | | | с 2011 года | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Количество взрослого | | | | | | | населения, обучающегося по | 500 | 2000 | 5000 | 8000 | | | программам профессиональной | | | | | | | подготовки, переподготовки и | | | | | | | повышения квалификации, | | | | | | | (чел.) | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Доля выпускников колледжей, | 8,5 | 14 | 20 | 25 | | | которым присвоен повышенный | | | | | | | квалификационный разряд | | | | | | | (4-5), (%) | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Количество выпускников | 7750 | 8500 | 9500 | 10000 | | | колледжей с квалификацией | | | | | | | "техник", трудоустроившихся | | | | | | | на производстве, (чел.) | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Доля выпускников 9-х и 11-х | | | | | | | классов общеобразовательных | | | | | | | школ, продолживших свое | 24,3 | 28 | 32 | 35 | | | обучение в учреждениях | | | | | | | профессионального | | | | | | | образования,(%) | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Обновление | | | | | | | учебно-производственной базы | | | | | | | государственных | 20 | 40 | 55 | 70 | | | образовательных учреждений | | | | | | | среднего профессионального | | | | | | | образования (ГОУ СПО) (%) | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Доля привлеченных | | | | | | | внебюджетных средств | 470,0 | 520,0 | 580,0 | 650,0 | | | колледжей, (млн.руб.) | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Количество посадочных мест в | | | | | | | реконструируемых пищеблоках | 9500 | 10000 | 10500 | 15000 | | | ГОУ СПО (посадочных мест) | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Реализация интегрированных | | | | | | | программ начального и | 6 | 20 | 40 | 76 | | | среднего профессионального | | | | | | | образования | | | | | | |------------------------------|-------|--------|-------|-------| | | Доля общего состава | | | | | | | инженерно-педагогических | | | | | | | работников колледжей, | 8 | 20 | 30 | 50 | | | прошедших программы повышения| | | | | | | квалификации,(%) | | | | | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Основные | Префектуры административных округов города Москвы, | | исполнители | Департамент образования города Москвы, Департамент | | Программы | экономической политики и развития города Москвы, Департамент | | | финансов города Москвы, Департамент имущества города Москвы, | | | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства | | | города Москвы, Департамент градостроительной политики, | | | развития и реконструкции города Москвы, Департамент | | | городского заказа капитального строительства города Москвы, | | | Департамент науки и промышленной политики города Москвы, | | | Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, | | | Департамент поддержки и развития малого предпринимательства | | | города Москвы, Комитет рекламы, информации и оформления | | | города Москвы, Управление государственной службы занятости | | | населения города Москвы, Управление по обеспечению | | | мероприятий гражданской защиты города Москвы, Московская | | | Конфедерация промышленников и предпринимателей | | | (работодателей), Московская торгово-промышленная палата, | | | Московская федерация профсоюзов, окружные управления | | | образования; государственные образовательные учреждения | | | различных типов и видов; негосударственные образовательные | | | учреждения; институты и организации научной, социальной, | | | культурной сферы. | |-------------------|---------------------------------------------------------------| | Система | Координацию хода исполнения программы осуществляет | | организации | государственный заказчик - координатор Департамент | | управления и | образования города Москвы и руководитель Программы. | | контроля за | Управление и контроль за исполнением программы осуществляется | | исполнением | следующим образом: государственный заказчик и ответственные | | Программы | исполнители ежегодно отчитываются перед государственным | | | заказчиком - координатором программы в сроки до 01.02. - за | | | отчетный год, до 15.10 - за 9 месяцев, а также в указанные | | | сроки в случае необходимости вносят предложения по | | | корректировке мероприятий программы. Департамент образования | | | города Москвы представляет ежегодно отчет о выполнении | | | Программы в Департамент экономической политики и развития | | | города Москвы в сроки: до 1 марта - за отчетный год, до 15 | | | ноября - за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении | | | за год. Контроль за реализацией Программы осуществляет первый | | | заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель | | | Комплекса социальной сферы города Москвы Швецова Л.И. | | | Департамент образования города Москвы предоставляет ежегодный | | | отчет о выполнении Программы в Правительство Москвы. | ------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------- 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА, И ОЦЕНКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ В ситуации качественно нового уровня социально-экономического развития города Москвы, новых требований к уровню развития человеческих и трудовых ресурсов, кадровое обеспечение социально-экономического комплекса города становится приоритетной задачей деятельности всех органов исполнительной власти города Москвы. На сегодняшний день и ближайшую перспективу социально-экономическое развитие московского мегаполиса может быть охарактеризовано следующими признаками: - многообразие и многоукладность форм и видов социально-экономической деятельности; - интенсивное расширение сферы услуг, связанное с развитием Москвы как крупнейшего делового, административного и финансового центра; - внедрение высоких технологий на предприятиях обрабатывающей промышленности (прежде всего, оборонного комплекса); - возрастающая степень инновационности в традиционных отраслях городской экономики - жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе; - повсеместное использование современных информационных технологий и формирование современной информационно-коммуникационной среды; - интенсификация миграционных потоков; - недостаточность собственных (коренных) демографических ресурсов для воспроизводства кадрового потенциала социально-экономической сферы города. Особенностям социально-экономического развития Москвы соответствует сложившаяся структура занятости населения в основных отраслях городского хозяйства: торговля и общественное питание - 1,5 млн. чел.; строительство - 749,4 тыс. чел.; промышленность - 831,8 тыс. чел.; сфера образования, культуры и искусства - 565 тыс. чел,; наука и научное обслуживание - 331 тыс. чел,; транспорт - 330 тыс. чел,; ЖКХ и бытовое обслуживание - 210 тыс.чел.; сфера кредитования, страхования и финансов - 242,8 тыс.чел. Необходимо отметить, что система начального и среднего профессионального образования испытывает на себе давление ключевых факторов социально-экономической среды столичного мегаполиса в наибольшей степени по отношению к другим сегментам сферы профессиональных образовательных услуг. Прежде всего, речь идет о демографической ситуации. Хотя в настоящее время обозначилась достаточно устойчивая тенденция к сокращению масштабов естественной убыли населения (за счет роста рождаемости и снижения смертности), но с другой стороны, имевший место в 90-х годах резкий спад рождаемости привел к тому, что, во-первых, уже сейчас среди экономически активного населения доля лиц от 15 до 20 лет в Москве в 5,5 раз меньше, чем в среднем по стране, и, во-вторых, через 5-10 лет именно "уроженцы" 90-х годов достигнут наиболее активного репродуктивного возраста. Таким образом, в 2007-2017 гг. Москву ожидает существенный дефицит новых трудовых ресурсов коренного происхождения (равно как и потенциальных учащихся учреждений профессионального образования). Важнейшей социально-демографической характеристикой Москвы является фактор трудовой миграции. В последние годы рост населения города (при сохраняющейся естественной убыли коренных жителей) и, соответственно, экономически активной его части обеспечивался исключительно за счет непрерывного притока мигрантов в количестве порядка 50 тысяч человек в год. Данная тенденция, по существующим прогнозам, в ближайшие годы не только сохранится, но и в значительной степени усилится. Еще одна характерная особенность Москвы заключается в наличии и количественном росте московской системы высшего профессионального образования. Более 400 вузов различного типа и ведомственной принадлежности являются наиболее привлекательной для выпускников общеобразовательных учреждений перспективой продолжения образования. Происходящее в настоящее время сокращение числа выпускников общеобразовательных школ, связанное с особенностями демографической ситуации в Москве, и одновременное увеличение мест, предлагаемых московскими государственными и негосударственными вузами, приводят к серьезному дисбалансу в структуре профессиональной подготовки. В настоящее время на каждого выпускника общеобразовательной школы приходится два вакантных места в высших учебных заведениях столицы. В результате еще более обостряется проблема обеспечения реальных потребностей городской инфраструктуры и рынка труда в рабочих и специалистах среднего звена. За последние годы не произошло радикального перелома в модернизации материально-технической базы учреждений профессионального образования. На протяжении последних 15 лет в систему профессионального образования было передано лишь одно вновь построенное здание. 56 зданий учреждений профессионального образования продолжают находиться в ветхом и аварийном состоянии. Наполняемость аудиторного фонда по системе на 10 % превышает санитарно-гигиенические нормативы, что затрудняет увеличение набора даже по самым востребованным профессиям и специальностям. Износ основных фондов составляет 80%. Крайне низким остается уровень обеспечения современными учебниками и учебно-методической литературой. До сих пор не получено согласие собственников 36 зданий, в которых расположены московские колледжи, передать их в государственную собственность города Москвы. Очевидное отставание материально-технической и учебно-производственной базы профессиональных учебных заведений от требований современного высокотехнологичного производства ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников колледжей. Профессиональные колледжи не могут стать привлекательным местом для обучения в глазах потенциальных абитуриентов, учащихся общеобразовательных школ, что напрямую влияет на показатели набора в учреждения профессионального образования. С 2007 года государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2006 года N 321-ПП "Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования системы Департамента образования города Москвы на 2007 год" перешли на нормативное подушевое финансирование. Но система нормативного финансирования учреждений профессионального образования с учетом реальных затрат на подготовку по отдельным профессиям и специальностям не учитывает пока два важнейших обстоятельства: текущее состояние учебно-производственной базы образовательного учреждения и тот уровень оснащенности, который требуется для реализации заявленной образовательной программы. Текущие и перспективные задачи развития городского хозяйства, а также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда, ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров. Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационных разрядов (в то время как около 70% выпускников учреждений НПО получают 3 разряд) со средним (полным) общим образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.). Однако данные требования в большинстве случаев выходят за пределы уровня профессионального образования, реализуемого сегодня в колледжах, в силу возрастных ограничений контингента обучающихся, его социального статуса, возможностей использования в процессе профессионального обучения современного оборудования, а также возможностей организации производственного обучения и производственной практики на предприятиях и в организациях городского хозяйства. Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2005г.N 552-ПП создана система отраслевых и территориальных государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров. Они осуществляют координацию деятельности организаций и предприятий всех отраслей городского хозяйства и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, участвующих в подготовке кадров рабочих и специалистов по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, способствуют развитию социального партнерства, содействуют трудоустройству выпускников и их социально-трудовой адаптации в производственных коллективах. Проведенный в 2006 году государственно-общественными координационными советами мониторинг потребностей рынка труда города Москвы в квалифицированных рабочих кадрах показал объем заявленного спроса на 2007 год. В совокупности он составил 132 тысячи человек по 158 рабочим профессиям. Общее соотношение заявленного спроса к объему выпуска кадров государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования (30 тыс. выпускников) дало основание сделать вывод о том, что заявленные работодателями текущие потребности в кадрах квалифицированных рабочих и специалистов удовлетворяются примерно на треть. Однако сама процедура проведения данного мониторинга не может рассматриваться как достаточное основание для разработки среднесрочного прогноза потребности экономики города в квалифицированных кадрах и, соответственно, определения стратегических приоритетов развития системы профессионального образования. Управление государственной службы занятости населения города Москвы в соответствии с закрепленными функциями ежегодно подготавливает предложения к прогнозу социально-экономического развития города Москвы о состоянии рынка труда, предложения к прогнозам балансов трудовых ресурсов, рабочих мест и кадров. Однако эти предложения недостаточно полно используются в процессе разработки прогноза развития системы начального и среднего профессионального образования. Система государственно-общественного управления подготовкой рабочих кадров позволяет сформировать заказ работодателей на подготовку необходимых им кадров, предъявить его системе профессионального образования, а также установить ответственность работодателей за реальное трудоустройство лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку. В условиях современной рыночной экономики, развития частного сектора государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров, а образовательные учреждения - только бюджетополучателями. Большинство предприятий утратило характерную для прежних лет заинтересованность в обеспечении образовательных учреждений оборудованием, инструментами. Многие из ранее существовавших форм трудовых отношений претерпели значительные изменения, происходит постепенный переход от их полного регулирования государством к социальному партнерству, т.е. преимущественно договорному регулированию этих отношений. Однако, заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении еще не означает, что данный процесс имеет самоорганизующийся характер. Функционирование государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования осуществляется на основе действующей нормативно-правовой базы федерального и городского уровня и, прежде всего, Законов города Москвы "О развитии образования в городе Москве" и "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве". Процесс модернизации профессионального образования Москвы в своем развитии ограничивается недостаточной численностью и уровнем подготовки инженерно-педагогических кадров. Средний возраст педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования составляет 50-55 лет. Из 4478 ставок мастеров производственного обучения занято всего 56%. Вакантные ставки закрываются за счет внутреннего совмещения, что не может не сказываться на качестве образовательного процесса. Острота проблемы заключается не только в дефиците мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Характер современного процесса модернизации системы требует иного уровня качества деятельности инженерно-педагогических кадров. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования остаются одним из важнейших институтов воспитания молодого поколения. Во многих из них в настоящее время предусмотрены структуры и должности педагогических работников, осуществляющих воспитательные функции, например, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог. Существующая ситуация не может в полной мере противостоять негативной тенденции значительного снижения эффективности воспитательной функции. Российская профессиональная школа в отличие от западных моделей помимо профессионального обучения сохранила функции социальной поддержки. Эта функция крайне востребована обществом и сохранится в перспективе, равно как и сложившаяся практика ее финансирования из государственного бюджета. Социальная поддержка обучающихся в системе профессионального образования - это не только "национальная традиция", но и обусловленная объективными обстоятельствами необходимость. Более 70% обучающихся в колледжах составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот (свыше 2% от общего количества обучающихся), детей, находящихся под опекой (1,5%), имеющих девиантное поведение (8%). В современных условиях развития платных форм образования социальная дифференциация в системе профессионального образования объективно возрастает. Относительно низкий уровень материальной обеспеченности обучающихся в системе профессионального образования обуславливает необходимость их выделения в особую социальную категорию и подтверждает необходимость обеспечения гарантий общедоступности профессионального образования, закрепленных в Законе РФ "Об образовании". Это требует также особых мер материальной поддержки данной категории обучающихся, таких, как обеспечение их льготным питанием, социальными стипендиями, специальной одеждой на время прохождения производственного обучения, а также возможностью бесплатного оздоровления и лечения в период зимних и летних каникул. Общеобразовательная школа в настоящее время практически не выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников с учетом их собственных интересов и реальной потребности профессий на рынке труда. Опросы старшеклассников показывают, что лишь 3,6 % в ходе выявления у них профессиональных интересов и возможностей заявили о готовности обучаться по рабочим профессиям (что в 5-10 раз ниже показателей 20-летней давности). Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы стало считаться количество поступивших в вуз выпускников. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. Это снижает ценность и социальную значимость рабочих профессий, статуса трудовых династий рабочих, всегда составлявших гордость заводских коллективов. Несмотря на относительно высокое предложение заработной платы, имидж рабочего труда в общественном сознании остается крайне низким. В результате недостаточно системном применении современных методов профессиональной ориентации у учащейся молодежи сохраняются традиционные мотивы выбора профессии, связанные с мнением ближайшего окружения, а не с целенаправленной работой государственных институтов. О будущей профессии обучающиеся узнают в основном от родителей (29,6%) и друзей (29,3%). Перечисленные особенности сегодняшнего этапа социально-экономического развития Москвы и состояние системы профессионального образования заставляют по-новому определить стратегию и тактику процесса модернизации системы начального и среднего профессионального образования. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций невозможно без формирования комплексной системы кадрового воспроизводства, включающей в себя взаимодействие работодателей всех уровней с системой профессионального образования города Москвы, развитие работодателями совместно с учреждениями профессионального образования внутрифирменной корпоративной подготовки и переподготовки кадров, максимального привлечения федеральных и негосударственных учреждений профессионального образования к решению кадровой проблемы. Одну из ведущих позиций по отношению к проблеме воспроизводства кадрового потенциала призвана занять система начального и среднего профессионального образования города Москвы, которая становится важнейшим фактором развития социально-экономической сферы города. В основу разработки Программы заложены две взаимосвязанные целевые установки: 1. Учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для получения образования и построения собственной профессиональной карьеры для московской молодежи. 2. Необходимо перейти от использования "экстенсивного", количественного подхода в развитии системы профессионального образования к "интенсивному", качественному наращиванию возможностей системы в деле подготовки высококвалифицированных специалистов. Основная цель программы - сформировать необходимые условия и механизмы повышения эффективности профессионального образования в обеспечении социально-экономической сферы города Москвы трудовыми ресурсами. Необходимые условия и механизмы повышения эффективности профессионального образования включают в себя: - создание нормативно-правового обеспечения процесса формирования единой общегородской системы подготовки квалифицированных рабочих кадров; - разработку комплексных прогнозов потребностей экономики Москвы в квалифицированных кадрах; - приведение структуры профессий и специальностей в соответствие с комплексным прогнозом потребностей экономики города в квалифицированных кадрах, учитывающим основные факторы социально-экономического развития, демографическую ситуацию и миграционную политику; - развитие государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих кадров; - развитие перспективных форм сотрудничества колледжей и предприятий - социальных партнеров, включающие создание условий для повышения инвестиционной привлекательности учебных заведений; - создание условий для развития государственно-частного партнерства в организации подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов; - увеличение количества обучающихся в учреждениях профессионального образования города Москвы за счет увеличения приёма по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; - формирование системы непрерывного профессионального образования технического профиля с включением ведущих инженерных вузов; - формирование комплексной системы профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи; - развитие системы проектирования профессиональной и социальной карьеры учащихся, формирования способностей к самостоятельному мышлению и деятельности; - обеспечение системы начального и среднего профессионального образования высококвалифицированными мастерами производственного обучения и преподавателями общеобразовательных и специальных дисциплин; - модернизацию материально-технической базы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования оснащение современным высокотехнологичным оборудованием и информационными технологиями; - разработку и реализацию программы издания современных учебников и учебных пособий. 3. ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ Для достижения поставленной цели в рамках реализации Программы предполагается: - проектирование в 2008 - 2010 гг. и строительство в 2011 году 4 зданий гостиниц по 300 мест с ФОКом для временного проживания обучающихся из числа иностранной и иногородней молодежи и 1 здания ФОКа; - проектирование с последующей реконструкцией и строительством учебно-производственных корпусов: 2008г. - 2; 2009г. - 2; 2010 г. - 2; 2011 г. - 10; - проектирование со строительством в 2011г. 3-х пристроек учебных корпусов колледжей; - возврат в собственность города Москвы объектов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, построенных за бюджетные средства в предшествующие годы; - завершение передачи федеральных и ведомственных учреждений среднего профессионального образования в ведение Правительства Москвы; - формирование единого пространства профессионального образования Москвы; - оснащение колледжей современным учебно-производственным оборудованием, соответствующим уровню развития высокотехнологичных производств; - привлечение ресурсов работодателей, заинтересованных как в повышении качества профессиональной подготовки выпускников, так и в развитии на базе колледжей учебных производств и учебно-производственных участков к оснащению колледжей современным оборудованием; - переход от использования "экстенсивного", количественного подхода в развитии системы профессионального образования к "интенсивному", качественному наращиванию возможностей системы в деле подготовки высококвалифицированных специалистов путем формирования условий для инновационного развития учебных заведений, адресной поддержки инновационных образовательных программ и создания реальных возможностей целевого финансирования проектов развития отдельных образовательных учреждений; - организация массовой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения, в том числе миграционного, на базе учреждений системы профессионального образования; - совершенствование системы нормативного финансирования учреждений профессионального образования, обеспечивающее учет реальных затрат на подготовку по отдельным профессиям и специальностям; - реализация на базе учреждений профессионального образования вариативных модульных и интегрированных многоуровневых образовательных программ, способных гибко реагировать на динамику потребностей рынка труда и городского хозяйства и усиление практической составляющей подготовки по программам начального и среднего профессионального образования; - формирование сквозной системы "бизнес-подготовки" обучающихся путем организации работы молодежных бизнес-инкубаторов, учебных фирм, малых учебных предприятий, проведения конкурсов предпринимательских проектов; - формирование системы показателей и комплекса прикладных статистических инструментов, позволяющих дать объективную оценку состоянию рынка профессий, структуры выпускников и динамике занятости; - разработка методики и формирование комплексного прогноза потребностей рынка труда Москвы в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена с учетом системы факторов социально-экономической среды, включающей в себя основные направления экономической политики, реализуемые в экономике города, факторы демографической ситуации и миграционной политики; - создание и внедрение системы городского заказа на подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным для городского хозяйства профессиям и специальностям; - реализация системы многоканального финансирования системы профессионального образования, основанной на государственно-частном партнерстве образовательных учреждений и работодателей; - разработка проекта закона города Москвы "О подготовке квалифицированных рабочих кадров в городе Москве", регламентирующего процедуры независимой оценки качества профессиональной подготовки и сертификации рабочих и специалистов во всех сферах городского хозяйства, обеспечивающего условия для эффективного преодоления межведомственных барьеров в процессе подготовки квалифицированных рабочих кадров; - создание и организация работы высшего учебного заведения города Москвы инженерно-педагогического профиля; - увеличение оплаты труда инженерно-педагогических работников учреждений среднего профессионального образования до уровня средней оплаты труда в городе; - организация деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования в качестве центров досуга молодежи, создание и расширение действующей на их базе системы клубной, спортивной работы, молодежного туризма, профессионального и любительского творчества, кружков художественной самодеятельности, прикладного искусства, формирование необходимой для решения этих задач материально-технической базы; - обеспечение комплексной социальной поддержки обучающихся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, включающей финансирование и организацию зимнего и летнего отдыха, бесплатного питания всех категорий обучающихся, обеспечение рабочей спецодеждой и комплектами инструментов; - воссоздание действенной системы мер пропаганды рабочего труда наиболее значимых для экономики и социальной сферы профессий, института наставничества, активное вовлечение в эту работу средств массовой информации, в первую очередь телевидения. 4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ Основными условиями достижения качественно нового уровня развития системы начального и среднего профессионального образования Москвы является выполнение комплекса мероприятий Программы по следующим основным направлениям: - обеспечение материально-технической и ресурсной оснащенности учреждений профессионального образования; - создание условий для инновационного развития учреждений профессионального образования и повышения качества профессиональной подготовки; - развитие государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих кадров; - обновление нормативно-правовой базы системы профессионального образования; - обеспечение системы профессионального образования высококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами; - организация воспитательной работы с обучающимися в учреждениях профессионального образования; - пропаганда рабочего труда и профессиональная ориентация молодежи. Выполнение указанных мероприятий в рамках реализации данной Программы позволит добиться развития внутренних ресурсов и резервов профессионального образования Москвы как целостного системного субъекта современных социально-экономических отношений. Источники финансирования мероприятий Программы Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в пределах показателей среднесрочного финансового плана на 2008-2010 годы. --------------------------------------------------------------------- | | Всего: | Проект | Прогноз | | | (тыс.руб.) | 2008 | 2009 | 2010 | |--------------|------------|-----------|------------|--------------| | Бюджет | 21139525,0 | 6172963,0 | 7426068,0 | 7540494,0 | | города | | | | | | Москвы | | | | | --------------------------------------------------------------------- - в том числе средства Департамента образования города Москвы: ---------------------------------------------------------------------- | | 15089525,0 | 4672963,0 | 4926068,0 | 5490494,0 | |---------------|------------|-----------|-------------|-------------| | КБК | | | | | |---------------|------------|-----------|-------------|-------------| | Р |ПР |ЦСР | | | | | |---|---|-------|------------|-----------|-------------|-------------| | 07|04 |522000 | 13207785,0 | 4306163,0 | 4291268,0 | 4610354,0 | |---|---|-------|------------|-----------|-------------|-------------| | 07|09 |522000 | 852440,0 | 214500,0 | 279800,0 | 358140,0 | |---|---|-------|------------|-----------|-------------|-------------| | 04|10 |522000 | 1029300,0 | 152300,0 | 355000,0 | 522000,0 | ---------------------------------------------------------------------- - в том числе средства инвестиционной программы ---------------------------------------------------------------------- | | 6050000,0 | 1500000,0 | 2500000,0 | 2050000,0 | ---------------------------------------------------------------------- Объемы средств, необходимых на реализацию программных мероприятий, уточняются ежегодно при формировании проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год. Раздел 1. Обеспечение материально-технической и ресурсной оснащенности учреждений профессионального образования ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Мероприятия | Сроки | КБК | Ответственные| Объемы бюджетного | | пп | программы | выполнения | | исполнители | финансирования, тыс.руб. | | | | | | |-------------------------------------------------| | | | | | | 2008 | 2009 | 2010 | |-----|----------------------|-------------|----------|--------------|-----------------|---------------|---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |-----|----------------------|-------------|----------|--------------|-----------------|---------------|---------------| | 1 | Проектирование и | 2009 | - | ДОМ | - | 53000,0 | 53000,0 | | | строительство | 2010 | | | | | | | | гостиниц с ФОКами и | | | | | | | | | бассейнами на | | | | | | | | | территориях | | | | | | | | | учреждений среднего | | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | | образования с вводом | | | | | | | | | в 2011 и последующие | | | | | | | | | годы (приложение 1 к | | | | | | | | | программе) | | | | | | | |-----|----------------------|-------------|----------|--------------|-----------------|---------------|---------------| | 2 | Проектирование, | 2008 | - | ДОМ | 1500000,0 | 2401000,0 | 1735000,0 | | | реконструкция и | 2009 | | | | | | | | строительство учебно | 2010 | | | | | | | | - производственных | | | | | | | | | корпусов на сносе | | | | | | | | | старых зданий | | | | | | | | | учреждений среднего | | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | | образования с вводом | | | | | | | | | в 2008-2010 и | | | | | | | | | последующих годах | | | | | | | | | (приложение 2 к | | | | | | | | | программе) | | | | | | | |-----|----------------------|-------------|----------|--------------|-----------------|---------------|---------------| | 3 | Проектирование и | 2008 | | ДОМ | - | 46000,0 | 46000,0 | | | строительство | 2009 | | | | | | | | пристроек к зданиям | 2010 | | | | | | | | учреждений среднего | | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | | образования в 2011 | | | | | | | | | году и последующие | | | | | | | | | годы (приложение 3 к | | | | | | | | | программе) | | | | | | | |-----|----------------------|-------------|----------|--------------|-----------------|---------------|---------------| | 4 | Анализ состояния | 2008 | - | ДОМ | - | - | - | | | материально - | 2009 | | | | | | | | технической базы | | | | | | | | | учебных лабораторий, | | | | | | | |