О РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25.10.2007 N 234-ФЗ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 22.11.07 0100/11983-07-32

                О РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
                 РОСПОТРЕБНАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                        ОТ 25.10.2007 N 234-ФЗ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          22 ноября 2007 г.
                          N 0100/11983-07-32

                                 (Д)


     С  12  декабря  2007  года  вступает  в силу Федеральный закон от
25.10.2007 N 234-Ф3 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О  защите  прав  потребителей"  и  часть  вторую Гражданского кодекса
Российской   Федерации"  (далее  -  Закон  N  234-ФЗ).  В  этой  связи
Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия    человека    в    целях    формирования   единообразной
правоприменительной  практики  считает  необходимым  обратить внимание
территориальных  органов  Роспотребнадзора  на нижеследующие отдельные
положения указанного законодательного акта.
     1. Подпунктом а) пункта 3 статьи 1 Закона N 234-ФЗ в абзац третий
пункта  2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1
"О  защите  прав  потребителей"  (далее  -  Закон  N  2300-1)  внесено
соответствующее  дополнение,  императивно  закрепляющее  основание для
указания   в   обязательном  порядке  в  отношении  продуктов  питания
информации  о  наличии  в  них  компонентов,  полученных с применением
генно-инженерно-модифицированных  организмов  (ГМО), - "в случае, если
содержание  указанных  организмов  в таком компоненте составляет более
девяти десятых процента".
     Таким  образом,  с  учетом  объективной необходимости определения
порядка соответствующего маркирования пищевых продуктов, полученных из
ГМО, как формы реализации права потребителя на своевременное получение
необходимой  и  достоверной  информации  о  составе пищевых продуктов,
обеспечивающей  возможность  их правильного выбора, Закон N 2300-1 был
гармонизирован  с  требованиями  Европейского  Союза по этикетированию
пищевых   продуктов,  полученных  из  ГМО,  установленными  Директивой
Европейского   Парламента   и  Совета  от  22.09.2003  N  1829/2003  о
генетически модифицированной пище и кормах, которая с апреля 2004 года
ввела   0,9%  пороговый  уровень  для  маркировки  пищевых  продуктов,
полученных из ГМО.
     Ранее   аналогичный  показатель,  характеризующий  точку  отсчета
наличия   в   пищевых   продуктах   компонентов   ГМО,  был  закреплен
санитарно-эпидемиологическими     правилами    СанПиН    2.3.2.2227-07
"Дополнения  и  изменения  N 5 к санитарно-эпидемиологическим правилам
СанПиН  2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой
ценности   пищевых   продуктов"  (зарегистрированы  в  Минюсте  России
16.06.2007,  регистрационный  номер 9852), установившими с 01.09.2007,
что   содержание   в  пищевых  продуктах  0,9%  и  менее  компонентов,
полученных  с  применением  ГМО,  является  случайной  или  технически
неустранимой   примесью   и  пищевые  продукты,  содержащие  указанное
количество   таких  компонентов,  не  относятся  к  категории  пищевых
продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.
     2.  Подпунктом  б)  пункта  3  статьи  1  Закона  N  234-ФЗ абзац
четвертый  пункта  2  статьи  10 Закона N 2300-1, определяющий в числе
обязательной  информации о товарах (работах, услугах) их цену в рублях
и  условия  приобретения,  дополнен  положениями, согласно которым при
предоставлении кредита является обязательным предоставление сведений о
размере  кредита,  полной  сумме,  подлежащей  выплате потребителем, и
графике погашения этой суммы.
     При  этом указанная новация в контексте взаимосвязанных положений
статей  8  и  10  Закона  N  2300-1  касается  не  как таковых условий
договора,  заключаемого  сторонами  в  установленном порядке, а именно
информации,  доводимой  до  потребителей  при  заключении  договора  в
наглядной и доступной форме (пункт 2 статьи 8 Закона N 2300-1).
     Обязанной  стороной по своевременному доведению этой информации в
целях  обеспечения  возможности  правильного  выбора  товара  (работы,
услуги) потребителем (пункт 1 статьи 10 Закона N 2300-1) является тот,
кто  на  практике фактически предоставляет потребителю соответствующий
кредит,  т.е. либо продавец - в рамках договора купли-продажи товара в
кредит, в том числе с рассрочкой платежа (статьи 488, 489 Гражданского
кодекса  Российской  Федерации, далее - ГК РФ), либо исполнитель (банк
или иная кредитная организация) - в рамках кредитного договора (статья
819 ГК РФ).
     Нарушение продавцом (исполнителем) права потребителя на получение
указанной  информации  будет  определять  для  виновного  лица  состав
административного  правонарушения  по  части  1  статьи  14.8  Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП
РФ).
     3.  Подпунктом  в)  пункта  3  статьи  1 Закона N 234-ФЗ изменена
редакция  абзаца  восьмого  пункта  2  статьи  10 Закона N 2300-1, что
связано   с   необходимостью   устранения   существовавшего   двоякого
толкования   его   содержания   относительно  определения  в  качестве
обязательной той части информации, которая содержалась в скобках после
слова "изготовителя" (в части информации об уполномоченной организации
или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
     С  учетом  внесенного  изменения  следует  исходить  из того, что
наличие  в  наглядной  и  доступной  форме информации об адресе (месте
нахождения),   фирменном  наименовании  (наименовании)  уполномоченной
организации   или   уполномоченного  индивидуального  предпринимателя,
импортера  по общему правилу является обязательным. Однако обязанность
по  ее  предоставлению  в  любом  случае  будет  находиться  в  прямой
зависимости  от  факта  того  -  есть  или нет в отношении конкретного
товара   уполномоченная   организация,  уполномоченный  индивидуальный
предприниматель или импортер (в этой связи очевидным является лишь то,
что  в  отношении  любого  импортного  товара  наличие соответствующей
информации об импортере будет по определению обязательным).
     Непредоставление  такой  информации  может порождать для продавца
как   гражданско-правовую   ответственность   перед   потребителем   в
соответствии  со  статьей  12 Закона N 2300-1, так и определять состав
соответствующего  административного  правонарушения. Причем, поскольку
сама   по  себе  эта  информация  в  числе  прочих  сведений  отнесена
законодателем  именно  к  информации  о  товаре,  ее  непредоставление
продавцом   может   служить   основанием   для   его   привлечения   к
административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
     4.  В  целях совершенствования нормативно-правового регулирования
общественных   отношений   с  участием  потребителей  взаимосвязанными
положениями  пункта  4  статьи  1  и пункта 3 статьи 2 Закона N 234-ФЗ
внесены  изменения соответственно в статью 18 Закона N 2300-1 и статью
503  ГК  РФ.  При  этом  то  обстоятельство,  что  статья 503 ГК РФ (в
редакции  Закона  N  234-ФЗ)  с  учетом содержания ее пункта 6 в целом
стала  носить диспозитивный характер по отношению к статье 18 Закона N
2300-1,  свидетельствует  о том, что дальнейшая гармонизация названных
актов  гражданского  законодательства  между  собой  идет  по пути все
возрастающего  приоритета  норм  Закона Российской Федерации "О защите
прав потребителей".
     В   этой  связи  особое  внимание  обращают  на  себя  изменения,
касающиеся     правовых     аспектов     предъявления    потребителями
соответствующих  требований  в  отношении технически сложных товаров с
недостатками  (при том, что существующие в настоящее время особенности
реализации  потребителями своих прав в отношении дорогостоящих товаров
с  недостатками  после  вступления в силу Закона N 234-ФЗ специального
правового  регулирования,  отличного  от общих правил, вообще иметь не
будут).
     При  этом  следует  иметь  в  виду,  что вновь вводимые пунктом 1
статьи  18  Закона  N  2300-1 основания для предъявления потребителями
соответствующих  требований  в  отношении  технически  сложных товаров
касаются  лишь  тех из них, которые входят в соответствующий перечень,
утверждаемый  Правительством  Российской  Федерации (см. Постановление
Правительства Российской Федерации от 13.05.1997 N 575).
     Кроме  того, обращаем внимание на положения подпункта д) пункта 4
статьи  1  Закона N 234-ФЗ, согласно которым в абзаце третьем пункта 5
статьи  18 Закона N 2300-1 определены сроки проведения соответствующей
экспертизы товара и закреплено право потребителя на присутствие при ее
проведении.
     5.  Новая  редакция  пункта 1 статьи 20 Закона N 2300-1 (согласно
подпункту   а)   пункта   5   статьи   1  Закона  N  234-ФЗ)  призвана
минимизировать   издержки   потребителей,   вызываемые  необоснованным
затягиванием   сроков  устранения  недостатков  в  товаре,  и  усилить
ответственность    соответствующих    хозяйствующих    субъектов    за
ненадлежащее исполнение обязательств.
     В   этой   связи  законодателем  фактически  введено  определение
незамедлительного  срока устранения недостатков; установлен предельный
срок  для  устранения недостатков, изначально определяемый соглашением
сторон  (45  дней); определены основания, согласующиеся в этой части с
соответствующими  положениями пункта 3 статьи 401 ГК РФ, не являющиеся
поводом  для возможного заключения соглашения о новом сроке устранения
недостатков  товара и не освобождающие от ответственности за нарушение
срока,  определенного  первоначальным соглашением сторон. При этом как
таковая   допустимость  дополнительного  соглашения  предполагает  его
безусловную добровольность и наличие выраженного согласия потребителя.
     Кроме   того,  в  целях  установления  механизма  реализации  тех
положений  пункта  1  статьи  18  Закона N 2300-1 (в редакции Закона N
234-ФЗ),   которые  касаются  определения  в  качестве  оснований  для
предъявления   соответствующих   требований  потребителя  в  отношении
технически  сложных  товаров  "невозможности  использования  товара  в
течение  каждого  года  гарантийного  срока  в  совокупности более чем
тридцать  дней  вследствие  неоднократного  устранения  его  различных
недостатков", пункт 3 статьи 20 Закона N 2300-1 дополнен императивными
положениями о предоставлении потребителю в письменной форме информации
о  дате  его  обращения  с  требованием  об устранении обнаруженных им
недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения
недостатков   товара,  о  дате  устранения  недостатков  товара  с  их
описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о
дате  выдачи  товара  потребителю  по окончании устранения недостатков
товара,   что  должно  предполагать,  в  первую  очередь,  со  стороны
уполномоченных    организаций    и    уполномоченных    индивидуальных
предпринимателей    (на    практике   осуществляющих   соответствующую
деятельность  через всякого рода гарантийные, сервисные и т.п. центры)
упорядочение  их  отношений  с  потребителями  в  части  обязательного
формализованного  наличия  вышеперечисленных  реквизитов  в документе,
подтверждающем факт нахождения товара в гарантийном ремонте.
     6.  Содержание вновь вводимой в Закон N 2300-1 статьи 23.1 (пункт
8   статьи  1  Закона  N  234-ФЗ)  в  целом  следует  рассматривать  в
причинно-следственной  связи  с  соответствующими  нормами статей 456,
457, 463 и пункта 3 статьи 492 ГК РФ, а положения ее пункта 3 (в части
установления неустойки за просрочку исполнения обязанности по передаче
предварительно  оплаченного  товара)  - в контексте с соответствующими
изменениями,  вносимыми  пунктом  1 статьи 2 Закона N 234-ФЗ в пункт 4
статьи 487 ГК РФ, и статьями 330 и 332 ГК РФ.
     7.   Признание  пунктами  10  и  14  статьи  1  Закона  N  234-ФЗ
утратившими  силу соответственно статьи 26 и статьи 38 Закона N 2300-1
означает,  что  таким  образом в Законе Российской Федерации "О защите
прав  потребителей"  было  исключено  дублирование нормами этих статей
соответствующих   положений   ее  статьи  1,  закрепляющей  полномочия
Правительства   Российской   Федерации   по   правовому  регулированию
отношений в области защиты прав потребителей.
     8.  Новая  редакция  статьи  497 ГК РФ (пункт 2 статьи 2 Закона N
234-ФЗ),  а  также изменение, внесенное в пункт 1 статьи 26.1 Закона N
2300-1  (пункт  11  статьи  1 Закона N 234-ФЗ), позволили окончательно
выделить    дистанционный    способ    продажи   товаров   в   область
самостоятельного  правового  регулирования  и  устранить имевшие место
коллизии, связанные со смешением данного понятия с продажей товаров по
образцам. Таким образом, нормы статьи 497 ГК РФ и статьи 26.1 Закона N
2300-1  были  гармонизированы  не только между собой, но и с Правилами
продажи  товаров  дистанционным способом, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612.
     В  целом  Роспотребнадзор  отмечает,  что все изменения в Закон N
2300-1,  внесенные  в  него  Законом  N 234-ФЗ, направлены на усиление
защиты   прав   и   законных   интересов   потребителей,  а  также  на
совершенствование механизмов реализации этих прав.
     Дополнительно  обращаем  внимание,  что иные нормативные правовые
акты,   регулирующие  отношения  с  участием  потребителей  и  имеющие
положения, взаимосвязанные с нормами Закона N 234-ФЗ, до приведения их
в  установленном  порядке  в  соответствие с названным законодательным
актом  действуют с соблюдением требований, закрепленных пунктами 5 и 6
статьи  3  ГК  РФ,  а  практическая реализация Закона N 234-ФЗ в целом
после  вступления  его  в силу должна вестись с учетом общих принципов
действия актов гражданского законодательства во времени, установленных
статьей 4 ГК РФ.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
22 ноября 2007 г.
N 0100/11983-07-32