СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА СДЕЛКУ РЕПО, В КОТОРОЙ ВЫСТУПИЛА КАК ПОКУПАТЕЛЬ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ СДЕЛКИ И КАК ПРОДАВЕЦ ПО ВТОРОЙ. В ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОНА ОШИБОЧНО ОТРАЗИЛА ОПЕРАЦИЮ ПО СДЕЛКЕ РЕПО КАК СДЕЛКУ С ОБЫЧНЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ. ОДНАКО ОШИБКА НЕ ПРИВЕЛА К ЗАНИЖЕНИЮ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ. НЕОБХОДИМО ЛИ ПОДАТЬ УТОЧНЕННУЮ НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ? ВОЗНИКАЕТ ЛИ НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 28 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-461 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по сделкам РЕПО, о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение порядка заполнения налоговой декларации, не повлекшего занижения налоговой базы, о необходимости внесения изменений в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций, а также представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 282 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под операцией РЕПО в целях Кодекса понимаются две заключаемые одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же выпуска в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором (договорами). При этом в случаях, установленных п. п. 6 и 7 ст. 282 Кодекса, при соблюдении условия о неизменности ставки по операции РЕПО, установленной договором, количество ценных бумаг и цена их реализации могут быть изменены до даты исполнения второй части РЕПО. Цена приобретения ценных бумаг по первой части РЕПО, а также цена их последующего выкупа по второй части РЕПО должны быть определены на дату совершения первой части РЕПО, что позволяет рассчитать ставку РЕПО. В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 282 Кодекса разница между ценой приобретения по первой части РЕПО и ценой реализации по второй части РЕПО признается для целей налогообложения расходом или доходом в виде процентов по займу, учитываемых в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 269, 272 и 250, 271 Кодекса. При методе начисления доходы (расходы) в виде процентов признаются в том числе на конец отчетного периода. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 Кодекса. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Учитывая изложенное, если доходы и расходы по операции РЕПО, соответствующей критериям, установленным ст. 282 Кодекса, были ошибочно отражены при составлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций как доходы и расходы по операциям с ценными бумагами, налогоплательщик вправе подать уточненную декларацию в порядке, установленном Кодексом. Согласно п. 1 ст. 107 Кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации-налогоплательщики в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса. В силу п. 1 ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. В случае если налогоплательщиком первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций представлена в налоговый орган в установленном порядке и своевременно, отсутствуют факты грубого нарушения правил учета доходов и расходов, а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога, то нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности в соответствии со ст. ст. 119, 120 и 122 Кодекса. Кроме того, полагаем целесообразным отметить, что Кодексом не предусмотрена ответственность за нарушение порядка заполнения налоговой декларации, не повлекшее занижения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 28 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-461 |