Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РФ 7 августа 2007 г. N 311 (Д) С целью реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития электронной промышленности Российской Федерации и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. N МФ-П9-4838 и протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 33 приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития электронной промышленности России на период до 2025 года. 2. Установить, что ответственными в Министерстве за реализацию Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года являются Роспром (Б.С. Алешин), Департамент оборонно - промышленного комплекса (Ю.Н. Коптев) и Департамент государственной промышленной политики (В.Ю. Саламатов). 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Министр В.Б.ХРИСТЕНКО 7 августа 2007 г. N 311 УТВЕРЖДАЮ Министр промышленности и энергетики Российской Федерации В.Б.ХРИСТЕНКО 7 августа 2007 года СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ ------------------------------------------------------------------------ | 1. Наименование | Стратегия развития электронной | | Стратегии | промышленности России на период | | | до 2025 г. | |-------------------------|--------------------------------------------| | 2. Дата, номер и | Поручение Правительства РФ от 26 сентября | | наименование | 2005 г. N МФ-П9-4838, одобрена на | | нормативного акта | заседании Правительства РФ от 21 сентября | | о подготовке Стратегии | 2006 г., протокол N 33 | |-------------------------|--------------------------------------------| | 3. Государственный | Министерство промышленности и энергетики | | заказчик-координатор | Российской Федерации | | Стратегии | | |-------------------------|--------------------------------------------| | 4. Основные | Министерство промышленности и энергетики | | разработчики Стратегии | Российской Федерации, Федеральное | | | агентство по промышленности, Министерство | | | обороны Российской Федерации, Федеральное | | | агентство по атомной энергии, Федеральное | | | космическое агентство, Федеральное | | | агентство по науке и инновациям, | | | Федеральное агентство по образованию | |-------------------------|--------------------------------------------| | 5. Системная | Основная системная проблема заключается | | социально-экономическая | в увеличении объемов продаж отечественной | | проблема, решаемая | электронной компонентной базы (ЭКБ), | | Стратегией | преодоление уровня технологического | | | отставания отечественной электронной | | | промышленности от мирового уровня и | | | повышение конкурентоспособности ее | | | продукции на внутреннем и мировом | | | рынках сбыта | |-------------------------|--------------------------------------------| | 6. Ожидаемые | - выполнение целей и задач, поставленных | | результаты реализации | Президентом РФ в "Основах политики | | Стратегии, целевые | Российской Федерации в области развития | | индикаторы | электронной компонентной базы на период | | | до 2010 г. и дальнейшую перспективу", | | | а также в национальных проектах | | | Российской Федерации в области | | | здравоохранения, образования, доступного | | | жилья и сельского хозяйства; | | | - увеличение объемов продаж ЭКБ на | | | внутреннем и внешнем рынках; | | | - снижение уровня технологического | | | отставания России в области ЭКБ; | | | - обеспечение необходимых | | | тактико-технических характеристик ВВСТ в | | | соответствии с Государственной программой | | | вооружений; | | | - удовлетворение потребностей отраслей | | | народного хозяйства в современной | | | отечественной электронной компонентной | | | базе и, как следствие, повышение | | | конкурентоспособности отечественной | | | продукции на мировом и внутреннем | | | рынках сбыта; | | | - весомый вклад в решение задачи удвоения | | | ВВП за десятилетний период, так как | | | отрасль дает значительный | | | мультипликативный эффект в смежных | | | областях; | | | - повышение уровня потребления | | | электронной продукции населением России. | | | Целевым индикатором реализации Стратегии | | | является освоенный в производстве | | | технологический уровень электронной | | | продукции | |-------------------------|--------------------------------------------| | 7. Цели и задачи | 1. Реформирование структуры электронной | | Стратегии | промышленности, оптимизация методов | | | и механизмов государственного управления | | | и государственно-частного партнерства. | | | 2. Реконструкция и техническое | | | перевооружение электронных производств. | | | 3. Развитие сети межотраслевых и | | | отраслевых центров проектирования | | | микроэлектронных компонентов и "систем | | | на кристалле". | | | 4. Приоритетное развитие технологической | | | и производственной базы твердотельной и | | | вакуумной СВЧ-электроники. | | | 5. Приоритетное развитие разработок и | | | производства радиационно стойкой ЭКБ, | | | включая вакуумную. | | | 6. Приоритетное развитие | | | микросистемотехники. | | | 7. Приоритетное развитие | | | микроэлектроники. | | | 8. Приоритетное развитие наноэлектроники. | | | 9. Приоритетное развитие электронных | | | материалов и структур. | | | 10. Принятие мер по существенному | | | расширению позиций на внутреннем рынке. | | | 11. Принятие мер по изменению | | | существующего законодательства, | | | обеспечивающих реализацию мероприятий | | | данной Стратегии | |-------------------------|--------------------------------------------| | 8. Сроки и этапы | Стратегия будет реализовываться в | | реализации Стратегии | 2007 - 2025 годах в три этапа: | | | первый этап - 2007 - 2011 годы; | | | второй этап - 2012 - 2015 годы; | | | третий этап - 2016 - 2025 годы | |-------------------------|--------------------------------------------| | 9. Перечень основных | 1. Создание и развитие базовых центров | | мероприятий | системного проектирования, национальной | | | сети дизайн-центров и Межотраслевого | | | Центра проектирования, каталогизации и | | | изготовления фотошаблонов. | | | 2. Развитие разработок и реконструкция, и | | | техническое перевооружение производств | | | СВЧ-электроники. | | | 3. Развитие разработок и реконструкция, и | | | техническое перевооружение производств | | | радиационно стойкой ЭКБ. | | | 4. Развитие разработок и создание | | | производств микросистемной техники на | | | базе интеллектуальных сенсоров и | | | передовых полупроводниковых технологий. | | | 5. Реконструкция действующих | | | производств микроэлектроники и создание | | | микроэлектронного производства | | | с современным технологическим уровнем, | | | включая корпусирование ЭКБ. | | | 6. Развитие базовых технологий и | | | конструкций приборов оптоэлектроники, | | | квантовой и магнитной электроники, | | | пассивных радиоэлектронных компонентов. | | | 7. Создание новых высокотехнологичных | | | материалов для электроники и организация | | | их серийного производства | |-------------------------|--------------------------------------------| | 10. Объемы и источники | | | финансирования | | | Стратегии (в ценах | | | соответствующих лет), | | | в том числе: | | |-------------------------|--------------------------------------------| | 1 этап | 49442,22 млн. руб., в том числе: | | (2007 - 2011 годы) | 30478,32 млн. руб. федеральный бюджет; | |-------------------------|--------------------------------------------| | 2 этап | 63250 млн. руб., в том числе: | | (2012 - 2015) | 38916 млн. руб. федеральный бюджет; | |-------------------------|--------------------------------------------| | 3 этап | 115000,0 - 135000,0 млн. руб., | | (2016 - 2025 годы) | в том числе: 70000,0 - 80000,0 млн. руб. | | | федеральный бюджет. | ------------------------------------------------------------------------ ВВЕДЕНИЕ Под Стратегией развития электронной промышленности России (далее - Стратегия) понимается взаимоувязанная по целям, задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и мерам государственной поддержки совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, обеспечивающих динамичное развитие отрасли на перспективу. Стратегия, в первую очередь, согласуется с целями государства в области высоких технологий и направлена на реализацию мероприятий по обеспечению разработки и организации выпуска отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ). Инструментом Стратегии являются федеральные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и ведомственные целевые программы и подпрограммы. Так, например, в 2007 году основой Стратегии будет Подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы на 2007 - 2011 гг." ФЦП "Национальная технологическая база России на 2007 - 2011 годы". С 2008 года базой реализации Стратегии до 2015 года будет новая Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы. Одновременно развитие ЭКБ будет проводиться в рамках следующих программ: "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года" и "Глобальная навигационная система". В соответствии с поставленной Советом Безопасности от 20 июня 2006 года задачей разработки прогноза и программы научного и технологического развития российской экономики до 2025 года Стратегия развития электронной промышленности с учетом достигаемых результатов реализации Подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы на 2007 - 2011 годы" и новых задач по обеспечению отечественной ЭКБ охватывает ближний период до 2011 года, средний период до 2015 года и дальний период 2025 года. Конкретизация задач Стратегии на указанные периоды будет определяться в рамках Федеральных целевых программ, в первую очередь определяемыми установленными приоритетами государственной политики. "Основами политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденными Президентом Российской федерации 11 апреля 2002 г., развитие ЭКБ отнесено к числу приоритетов технической политики российского государства. Данный документ учитывает, что с середины XX века электронная промышленность - ключевая отрасль для благосостояния государства. Мировой опыт показывает, что: - электроника производит больше добавочной стоимости, чем любая другая промышленная отрасль; - электронная промышленность контролирует в три раза больше рабочих мест, чем производит; - большинство других отраслей и государственных структур не смогут работать без использования достижений электроники; - электроника составляет 30% от общих инвестиций в промышленность; - в последующие 10 лет электронная промышленность увеличит более чем в два раза мировой ВВП. Электронная промышленность - самая быстро развивающаяся отрасль. За период 1980 - 2005 годы совокупные темпы годового роста составили в электронике - 7,5%, гражданской авиации - 5%, химической промышленности - 5%, автомобильной промышленности - 3%, нефтяной промышленности - 2%, мировом ВВП - 3%. Однако состояние отечественной технологической базы, разработок, серийного производства ЭКБ свидетельствует о том, что электронная промышленность Российской Федерации находится в глубоком структурно-технологическом кризисе. На фоне динамичного развития мировой электроники отечественная электронная промышленность последние 10 - 15 лет стагнирует. Основными причинами, сдерживающими развитие отечественной ЭКБ, являются: - резкое падение объемов производства и сокращение номенклатуры серийно выпускаемых электронных компонентов военного назначения; - постоянное повышение доли устаревшей ЭКБ, рост применения зарубежных электронных компонентов при одновременном снижении уровня обеспеченности отечественными электронными компонентами ведущихся разработок и серийного производства систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ); - моральное и физическое старение технологического оборудования и основных фондов электронной промышленности из-за отсутствия инвестиционных средств на техническое перевооружение в течение последних 15 лет; - практически полное отсутствие отечественного гражданского сектора производства наиболее наукоемких видов ЭКБ, применяемой в вычислительной технике, средствах связи и телекоммуникациях, навигационном обеспечении и т.д.; - открытие российского рынка для зарубежных производителей бытовой электронной техники при отсутствии какой-либо государственной протекционистской политики. За 15 лет импортная электроника и средства мобильной связи стали практически доминирующими на российском рынке. В результате негативного проявления указанных факторов в электронной промышленности имеют место следующие тенденции: - во вновь разрабатываемых отечественных ВВСТ применяется до 70% иностранных электронных компонентов. В силу действующих за рубежом ограничений на поставку в Россию специальных электронных компонентов разработчикам радиоэлектронных средств приходится довольствоваться не соответствующей необходимым требованиям заказчиков номенклатурой импортной ЭКБ, что приводит к целому ряду негативных моментов и, в частности, к дополнительным затратам на вынужденную проверку изделий при ее применении; - утрачены технологии производства ЭКБ разработки 70 - 80-х годов, хотя и устаревшей, но являющейся основой находящихся в настоящее время на вооружении образцов ВВСТ, причем потери технологий составляют 40 - 50%. Частично это связано с распадом СССР, после которого часть электронных производств осталась вне России (Украина, Беларусь, Прибалтика, Армения), нарушилась сложившаяся кооперация. Наиболее существенные потери понесло производство радиационно стойкой компонентной базы; - из-за технологического отставания в области твердотельной СВЧ-электроники имеются серьезные проблемы в создании современного радиолокационного вооружения, использующего активные фазированные антенные решетки (зенитно-ракетные системы, радиолокаторы наземного и авиационного базирования, связные системы). Сегодня очевидно, что дальнейшее отставание России в такой ключевой области промышленности, как производство электронных компонентов крайне опасно и недопустимо, поскольку не позволит перейти от "сырьевой" экономики к экономике "знаний" и обеспечить первоочередное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, решение задач по обеспечению безопасности государства. Главная задача представляемой Стратегии - предложить на основе всестороннего анализа существующего состояния российской и мировой электроники оптимальный путь развития отечественной электронной промышленности, выбрать приоритеты, сконцентрировать финансовые усилия как государства, так и частного сектора на ключевых направлениях этого развития. Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить: - выполнение целей и задач, поставленных Президентом РФ в "Основах политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", "Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2012 года и дальнейшую перспективу", "Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу", "Основных направлениях развития вооружения, военной и специальной техники до 2020 года и дальнейшую перспективу". - ликвидация критического научно-технологического отставания России в области ЭКБ микроэлектроники от развитых стран; - обеспечение развития тех направлений электронной промышленности, в которых имеются отечественные научно-технические решения и продукция, опережающие мировой уровень, в частности вакуумной СВЧ-электроники; - достижение необходимых тактико-технических характеристик ВВСТ в соответствии с Государственной программой вооружений; - удовлетворение потребностей отраслей народного хозяйства в современной отечественной электронной компонентной базе и, как следствие, повышение конкурентоспособности и качества отечественной продукции на мировом и внутреннем рынках сбыта; - весомый вклад в решение задачи удвоения ВВП за десятилетний период, так как продукция отрасли дает значительный мультипликативный эффект в смежных областях; - повышение уровня потребления электронной продукции населением России; - формирование рыночно-ориентированных бизнес-структур на основе развития взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частного партнерства). - успешная реализация программных мероприятий федеральных, межгосударственных и межведомственных целевых программ, таких как: "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, "Развитие ОПК РФ на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008 - 2010 годы, "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 - 2010 годы)", "Антитеррор" (2008 - 2012 годы) с разделом "Научно-техническое и технологическое обеспечение борьбы с терроризмом", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса на 2007 - 2012 годы", "Функциональная СВЧ-электроника-2", Программа СНГ "Радионавигация", новые программы Союзного государства, находящиеся в стадии согласования, "Создание и сертификация современного оборудования для управления воздушным движением", "Создание наукоемкой медицинской техники с использованием критических технологий двойного назначения, разработанных организациями ОПК" на 2007 - 2009 годы, "Радиотелевизионные цифровые технологии ОПК в интересах телевещания". Стратегия исходит из реалий нынешней политической, экономической и социальной ситуации в России, опирается на имеющийся научно-технический потенциал отрасли, действующую законодательную базу и ставит задачи с учетом их приоритета в рамках развития экономической инфраструктуры государства и требований отечественного рынка. 1. СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Основная системная проблема заключается в ликвидации критического научно-технологического отставания отечественной электронной промышленности от мирового уровня, повышении конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта и увеличении объемов продаж электронной компонентной базы. Эта проблема обусловлена низким технологическим уровнем большей части продукции отечественной электронной промышленности, что не позволяет обеспечить конкурентоспособность всей промышленности страны в целом, и становится одним из критических факторов, влияющих на обеспечение обороноспособности и безопасности государства. Электронная промышленность Российской Федерации - совокупность зарегистрированных на территории страны в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, подведомственных Роспрому, электронных организаций, организаций производящих электронные материалы, организаций электронного машиностроения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, обеспечивающих весь цикл разработки, производства, ремонта и утилизации электронной компонентной базы и отдельных ее элементов специального и гражданского назначения. В настоящее время в состав электронной промышленности входят 200 организаций, в том числе 121 промышленная организация, 18 научно-производственных организаций, 61 научная организация. В их числе 36 федеральных государственных унитарных предприятий и 164 открытых акционерных обществ, в том числе 98 ОАО с государственным участием (из них в 47 обществах государство обладает контрольным пакетом акций) и 66 обществ, акционированных без госучастия. Ожидается, что в 2007 году в электронной промышленности темп роста промышленного производства в сопоставимых ценах составит более 115,0%, в том числе по специальной продукции - 112,0%. Удельный вес специальной продукции в общем объеме электронной промышленности более 40,0%, а удельный вес работ специального назначения в общем объеме научно-технической продукции более 60,0%. Численность работников электронной промышленности составит 101,0 тыс. чел., из которых в промышленных организациях будет занято 84,0 тыс. чел. Среднемесячная заработная плата составит соответственно на производственных и в научных организациях в среднем 8,0 тыс. руб. и 12,0 тыс. руб. В структуре выпускаемой продукции организациями электронной промышленности объем производства изделий электронной компонентной базы составляют 57,3% от общего объема продукции, выпущенной организациями. В России серийно выпускается широкая номенклатура ЭКБ, которая делится на 24 класса, 336 подгрупп (10397 типов) изделий электронной техники и 6 классов, 250 подгрупп (2569 типов) изделий электротехники. В 2006 году выпущено: - интегральных микросхем 1256,9 млн. шт., в том числе СБИС и ССИС 356,7 млн. шт.; - полупроводниковых приборов 54,0 млн. шт.; - электровакуумных приборов 129,6 млн. шт.; - приборов СВЧ 151,2 тыс. шт.; - приборов оптоэлектронных и индикаторов знакосинтезирующих 9,6 млн. шт.; - электронно-оптических приборов и усилителей 253,7 тыс. шт.; - радиокомпонентов (конденсаторов, резисторов, соединителей электрических, изделий моточных, установочных и коммутационных изделий) 495,0 млн. шт. В структуре выпускаемой электронной компонентной базы изделия микроэлектроники (интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы) составляют 22,7%, приборы СВЧ - 19,0%, электровакуумные приборы - 13,8%, изделия оптоэлектроники - 1,2%. Среди пассивных радиокомпонентов на долю соединителей электрических приходится 14,3%, изделий коммутационных и установочных - 8,2%, конденсаторов - 7,3%, резисторов - 4,2%. За последние 15 лет в результате кардинального изменения структуры государственного управления значительно ослаблено государственное влияние и контроль за деятельностью ведущих организаций отечественной электронной промышленности, таких как: ОАО "Ангстрем", ОАО "НИИ молекулярной электроники с заводом "Микрон", ОАО "Воронежский завод полупроводниковых приборов" и др. Полностью отсутствуют производственная кооперация и координация работ организаций отечественной электронной промышленности со значительной частью крупных организаций отрасли, оставшихся за пределами России. Утеряна база разработки и выпуска специального технологического оборудования и специальных материалов. Большинство организаций электронной промышленности стали малорентабельными и убыточными. Преобладающей стала стратегия "выживания", а не лидерства в своей области. При резком падении заказов от государства организации в большей степени стали ориентироваться на экспортные рынки дешевой низкотехнологичной продукции. Была освоена технология массового производства электронной компонентной базы для конечной продукции бытового назначения (микрокалькуляторов, часов, электронных игр, радиотелевизионной аппаратуры низкого и среднего качества и т.д.). Объемы реальной товарной продукции при этом резко возросли, однако технологический уровень производства остался фактически замороженным, так как общий объем выручки от экспорта (суммарно не более 70 - 80 млн. долларов в год) не позволял осуществлять сколько-нибудь масштабные инвестиции в развитие производства. Ситуацию существенно усложнило: - снижение в 6 - 8 раз заказов Минобороны России на продукцию электронной промышленности; - отсутствие государственных капитальных вложений в реконструкцию и строительство передовых производств микроэлектроники, что не позволило обеспечить своевременное освоение новых технологических уровней 0,5 - 0,35 - 0,25 - 0,18 мкм. В этот же период времени зарубежная электронная промышленность успешно освоила уровни 0,18 - 0,13 мкм и перешла к освоению диапазона 0,09 - 0,065 мкм; - отсутствие преференций для отечественных производителей на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поставщиками и значительное налоговое бремя (только в 2006 г. в бюджеты всех уровней промышленные организации электронной промышленности перечислили более 3,5 млрд. руб.); - сокращение объема научных исследований как в научно- исследовательских институтах, так и институтах Академии наук и высшей школы нарушило сложившиеся связи науки с производством и не дало возможности внедрения новых технологических процессов. В настоящее время доля России на мировом рынке электронной компонентной базы составляет только 0,23% от объема мирового рынка. В 2005 году мировая электронная промышленность осуществляла производство электронной компонентной базы для военно-промышленного комплекса в размере 5,7%, автомобильной электроники - 9,1%, бытовой электроники - 12,4%, промышленной электроники - 17,6%, телекоммуникаций - 23,6%, электронной обработки данных - 31,6%. Прогноз развития мирового рынка электронной компонентной базы до 2010 года показывает следующие структурные изменения: военно-промышленный комплекс - 5,3% (-0,4%), автомобильная электроника - 10,4% (+1,3%), бытовая электроника - 13,1% (+0,7%), промышленная электроника - 16,8% (-0,8%)), телекоммуникации - 24,4% (+0,8%), электронная обработка данных - 29,8% (-1,8%). Ожидается, что в мире совокупные темпы годового роста электронной компонентной базы до 2012 года составит 6%. Обобщенные сведения о структуре мирового рынка основных, наиболее востребованных и перспективных типах ЭКБ приведены ниже: Таблица 1 СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ЭКБ, МЛРД. ДОЛЛАРОВ ---------------------------------------------------------------------------- | Тип ЭКБ | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Микропроцессоры |31,227 |34,965 |36,584 |39,748 |44,892 |51,257 |57,299 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Микроконтроллеры |11,491 |12,655 |13,124 |14,067 |15,655 |17,632 |19,344 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |DSP |7,053 |8,309 |9,125 |10,173 |11,660 |13,459 |15,072 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |ASIC |8,415 |9,377 |10,188 |10,430 |11,221 |12,561 |13,749 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |ПЛИС |3,19 |3,832 |4,404 |4,808 |5,547 |6,436 |7,218 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |SoC |24,020 |28,358 |32,323 |34,350 |37,738 |42,506 |46,258 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Драйверы дисплеев |5,472 |6,551 |7,621 |8,396 |9,649 |11,273 |12,713 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Аналоговые системы|30,960 |35,719 |38,830 |40,243 |45,443 |52,200 |58,887 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |МОМ-память |39,314 |46,237 |47,305 |49,566 |59,336 |72,591 |81,774 | |------------------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Итого |161,142|186,003|199,504|211,781|241,140|279,917|312,243| ---------------------------------------------------------------------------- Значительно ослаблены позиции отечественных производителей электроники на внутреннем рынке - доля импортной ЭКБ в настоящее время составляет 60% от объема электронных изделий, продающихся в России. Структура современного отечественного рынка электронной техники обусловлена не только потребностями экономики и сферы потребления страны, но и возможностями производства организаций электронной промышленности и импорта иностранной электронной компонентной базы и готовых изделий. Емкость отечественного рынка радиоэлектронной аппаратуры в 2006 году оценивается в 7,9 млрд. долларов, из которых продукция отечественного производства составляет только 3,5 млрд. долларов. Наиболее значимыми сегментами отечественного рынка радиоэлектронной аппаратуры являются: - системы электронной обработки данных ~ 2,0 млрд. долларов; - телекоммуникации и связь ~ 1,7 млрд. долларов; - бытовая электроника ~ 1,1 млрд. долларов; - специальная электроника ~ 0,9 млрд. долларов; - промышленная электроника ~ 0,7 млрд. долларов; - прочие виды электроники, включая автомобильную, медицинскую, научную и т.д. ~ 1,5 млрд. долларов. При этом продажа ЭКБ отечественного производства составила только 439 млн. долларов (или 37,5%) из 1,17 млрд. долларов электронных изделий, представленных на внутреннем рынке. Это обусловлено значительным технологическим отставанием и, как следствие, низкой конкурентоспособностью отечественной ЭКБ. В настоящее время на российский рынок ЭКБ поставляются изделия 162 организаций радиоэлектронного комплекса, а также продукция 24 предприятий-производителей из стран ближнего зарубежья и СНГ. Более 600 компаний из стран дальнего зарубежья являются активными участниками российского рынка ЭКБ. Основные сегменты отечественного рынка ЭКБ по количеству участников среди российских организаций и организаций стран СНГ распределились следующим образом: - интегральные схемы - 52 бренда; - полупроводниковые приборы - 49; - оптоэлектроника - 464 - приборы СВЧ-техники и электровакуумные приборы - 41; - пьезо- и акустоэлектроника - 32; - RLC (резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, катушки индуктивности) - 75; - материалы и структуры электронной техники - 25. Объем продаж микроэлектронной ЭКБ (интегральные схемы и полупроводниковые приборы) на российском рынке в 2006 году составил 630 млн. долларов, в том числе отечественной микроэлектроники на сумму 40 млн. долларов, импортной - на 590 млн. долларов. Модернизация отечественной экономики в направлении приоритетного развития высокотехнологичных отраслей неизбежно приведет к увеличению объема внутреннего рынка электронной техники, что, в свою очередь, потребует наращивания объемов отечественной ЭКБ новых технологических уровней. Ожидается, что объем отечественного рынка ЭКБ к 2015 г. должен увеличиться в 2,0 - 2,5 раза. Очевидно, что изменится структура рынка электронной техники в связи с появлением новых перспективных и емких сегментов, таких как системы радиочастотной идентификации, в том числе электронные паспорта с биометрическими данными, средства навигационного и координатного обеспечения, цифровое радио и телевидение и т.д. Очень важным обстоятельством является то, что в ближайшие годы в России открываются новые рыночные ниши, еще не занятые иностранным производителем. Наличие такого потенциального рынка создает реальные условия для быстрого развития электронного производства. Ниже приведены особенности развития некоторых сегментов рынка. Обеспечение создания и производства средств радиочастотной идентификации Одним из важнейших направлений применения радиочастотной идентификации является электронный паспорт. Работы в этом направлении активно ведутся в настоящее время и в Российской Федерации. Оценки показывают, что при населении около 150 млн. человек переход на электронный паспорт потребует, как минимум, такого же количества микросхем. К этому следует также добавить ежегодное пополнение состава взрослого населения, необходимость замены паспортов по семейным и другим обстоятельствам, а также плановое обновление паспортов один раз в пять лет. Таким образом, перевод паспортно-визовых документов на электронную технологию потребует единовременно порядка 150 млн. и затем ежегодно по 50 млн. микросхем. Дополнительная потребность обеспечивается переводом на эту же технологию водительских удостоверений, смарт-карт платежных систем, SIM-карт мобильной связи. С использованием подобных технологий можно выпускать менее сложные микросхемы, такие как электронные метки для товаров и грузов (оценки показывают, что потребность в них в 2007 г. может достигнуть 250 - 400 млн. шт.). Немалые потребности в микросхемах возникнут и при формировании необходимой инфраструктуры пользователей. Экспертная оценка данного сегмента рынка микроэлектронных изделий составляет величину 200 - 300 млн. долларов в год. Современное типовое микроэлектронное производство способно обрабатывать в год около 240 тыс. пластин диаметром 200 мм. С каждой пластины можно получить около 2000 микросхем. Итоговая мощность производства составит около 500 млн. микросхем в год. Таким образом, потребности внутреннего рынка в средствах радиочастотной идентификации могут быть полностью удовлетворены с помощью всего одной микроэлектронной фабрики. Принципиально важным является решение об обязательном выборе отечественного разработчика и изготовителя микросхем для электронного паспорта. Положительное решение о передаче этого заказа отечественной электронной организации, с одной стороны, придаст новый импульс развитию электронной промышленности, с другой - будет направлено на обеспечение безопасности, т.к. это позволит сохранить криптографическое ядро и устранить возможность несанкционированного доступа к составу информации в СБИС электронного паспорта. Проект создания электронного паспорта должен находиться под контролем государства, и его следует рассматривать как основной проект-катализатор для подъема микроэлектронной промышленности в целом. Обеспечение создания и производства средств координатно-временного обеспечения В настоящее время основным и наиболее точным средством навигационного обеспечения различных потребителей являются глобальные навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США). В Европе разворачивается навигационная система Галилео. Принятие решений об использовании диапазона точного координатного определения расширяет возможности гражданского применения специальной спутниковой системы и соответственно увеличивает объем рынка. Оценки показывают, что объем российского рынка навигационной аппаратуры составляет порядка 5% от общего мирового рынка, что соответствует около 50 млн. навигационных приборов. Это обеспечивает еще 5 - 7% загрузки микроэлектронного производства. При решении этой задачи необходимо обеспечить сохранение за отечественным производителем не менее 50% рынка навигационной аппаратуры. Объем данного сектора рынка для микроэлектронной аппаратуры составит 50 - 70 млн. долларов в год. Обеспечение создания и производства техники цифрового телевидения В мае 2004 года распоряжением Правительства Российской Федерации принято решение о внедрении в стране европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB. Это решение позволяет рассчитывать на широкое использование отечественного высокотехнологичного оборудования при внедрении цифрового вещания и исключить "захват" российского рынка телевидения зарубежными фирмами, как это произошло при внедрении мобильной радиосвязи. Оценки показывают, что объем рынка аппаратуры цифрового телевидения до 2015 года составит около 25 млрд. долларов, при этом уже сегодня не менее 60% аппаратуры может производиться российскими организациями. Следует учитывать, что дополнительную потребность при этом создает производство приставок к обычным аналоговым телевизорам для возможности приема ими цифрового телевизионного сигнала. Учитывая большое количество аналоговых телевизоров, находящихся в пользовании у населения (не менее 80 млн. аппаратов), данный сегмент рынка представляется весьма существенным. Кроме того, следует учитывать систему платного абонентского телевидения, в которой используются специальные схемы, обеспечивающие возможность платного просмотра. В целом, совокупный объем рынка ЭКБ для данного направления составит 200 - 300 млн. долларов в год. Участие в реализации национальных проектов Обеспечение создания и производства современного медицинского оборудования, в том числе мобильного типа. Практически все современное медицинское оборудование основано на применении электроники (микропроцессорное управление, сенсоры и датчики, схемы формирования электрических сигналов, генерации лазерного и СВЧ-излучения и т.д.). И если не принять мер по развитию отечественного производства этого оборудования, значительная часть рынка будет отдана зарубежным компаниям. В настоящее время совокупный рынок медицинской техники в России находится на уровне порядка 1,5 млрд. долларов. Около 1,0 млрд. долларов составляют импортные изделия, причем значительную долю импортных изделий составляют изделия с применением современной микроэлектроники - более 42%. Одним из приоритетов в стратегии развития электроники следует считать разработки и освоение производства миниатюрных электронных медицинских систем, приборов и оборудования, рассчитанных на мобильное использование. Средняя стоимость изделий медицинской электроники мобильного типа с учетом покупательной способности населения страны не должна превышать 50 долларов. Общий объем рынка оборудования этого типа прогнозируется на уровне 5 млн. единиц в год. Доля ЭКБ в стоимости такого оборудования составляет не менее 80%. Таким образом, общий объем рынка ЭКБ для медицинского оборудования мобильного типа может составить 250 млн. долларов в год. Учитывая высокую стоимость импортного медицинского оборудования, одним из путей снижения стоимости такого оборудования должно стать широкое применение отечественной ЭКБ. Доля ЭКБ в общей стоимости только стационарного оборудования доходит до 20%, поэтому в общем объеме рынка такого оборудования (250 млн. долларов в год) можно рассчитывать на сбыт ЭКБ в пределах 50 млн. долларов. В целом совокупный объем рынка ЭКБ для медицинского оборудования в перспективе может достигнуть 300,0 млн. долларов в год. Современные технологии образования В области образования необходимо в первую очередь обеспечить равный доступ всех обучающихся к источникам информации современного типа, построенных в виде мультимедийных продуктов. В связи с этим необходимо обеспечить устойчивый высокоскоростной доступ к сетевым ресурсам на всей территории страны. Беспроводной мультимедийный доступ к ресурсам обучения целесообразно развивать путем существенного снижения стоимости персональных мобильных компьютеров с целью максимального приближения их цены к покупательной способности населения РФ. Решить эту задачу можно только путем организации массового производства комплектующих для выпуска указанных устройств и оборудования на территории РФ, причем основным подходом к решению данной задачи должно быть резкое сокращение количества комплектующих в персональных и мобильных вычислительных устройствах за счет применения систем на кристалле и организации их массового производства на микроэлектронных производствах высокого технологического уровня. Кроме того, необходимо организовать на территории России массовое производство дешевых жидкокристаллических и других мониторов (например, на базе дешевой технологии гибких рулонных дисплеев). Общий объем рынка мультимедийных устройств для системы образования при условии снижения их стоимости до уровня 25 - 50 долларов может достичь 5 млн. единиц в год, т.е. 125 - 250 млн. долларов в год. Стоимость ЭКБ в составе таких изделий - не менее 70%, т.е. совокупный объем сбыта ЭКБ в этом сегменте рынка может составить 90 - 175 млн. долларов. Электроника и доступное жилье В ближайшей перспективе планируется значительное сокращение расходов на эксплуатацию и энергообеспечение жилья. Большое значение при этом имеет широкое внедрение солнечной энергетики, высокоэкономичных твердотельных источников освещения и систем интеллектуального управления объектами в жилых помещениях, оптимизирующими энергопотребление и обеспечивающими постоянный мониторинг всех предметов управления, находящихся в помещении ("интеллектуальный дом"). Кроме того, большое значение имеет решение вопросов, связанных с обеспечением коммунальной инфраструктуры вновь строящегося и модернизируемого жилищного фонда, повышением качества, оптимизацией использования энергии и совершенствованием учета объема коммунальных услуг (водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение). Модернизации с применением электронных технологий должны подвергнуться около 20 млн. единиц жилищного фонда страны за 10 лет. При среднем уровне затрат на модернизацию не менее 500 долларов на единицу жилья общий объем этого сегмента рынка может составить 1,0 млрд. долларов в год. Электроника и сельское хозяйство В области сельского хозяйства электронные технологии должны использоваться для создания производственной основы модернизации сельскохозяйственного машиностроения (включая транспортную составляющую, технологическое оборудование для животноводства и первичной переработки продукции, новую инженерно-техническую базу отрасли), беспроводных сенсорных сетей на основе интеллектуальных датчиков, контролирующих состояние почвы, растительных культур и перемещения скота в животноводстве, а также основные технологические параметры производственных процессов аналогично системам дистанционного мониторинга в здравоохранении и т.д. Применение указанных технологий в сельском хозяйстве обеспечит резкое снижение затрат за счет рационального использования удобрений, снижение падежа скота и птицы, а также своевременное предупреждение о распространении среди животных опасных для человека эпидемий. Экспертная оценка данного сегмента рынка для изделий микроэлектроники дает величину порядка 350 - 500 млн. долларов в год. Государственная программа вооружений Тактико-технические характеристики ВВСТ в значительной степени определяются в настоящее время их радиоэлектронной составляющей. Объем потребления микроэлектронных компонентов для нужд создания и модернизации ВВСТ составляет не более 20% (по сравнению с рынком коммерческих изделий микроэлектроники), однако следует ожидать его увеличения с все большим проникновением микроэлектроники на уровень индивидуального обеспечения военнослужащего (связь, управление, навигационное обеспечение, электронные метки, боеприпасы и т.д.). Ежегодный тираж таких устройств может составлять несколько сот тысяч единиц, сложность ЭКБ будет приближаться к СБИС типа "система на кристалле". Следует ожидать расширения применения, в первую очередь для высокоточных систем ВВСТ микросистем на кристаллах, интегрирующих микроэлектронику и микромеханику (MEMS). Кроме того, ожидается значительное расширение применения полностью автоматизированных средств вооружения в микроминиатюрном исполнении, базирующихся на применении микромеханических систем, количество которых может исчисляться миллионами единиц. Таким образом, перспективные потребности систем ВВСТ также приводят к необходимости организации массового производства специализированной ЭКБ на территории РФ в объемах до 900 млн. долларов. Для удовлетворения текущих потребностей производителей радиоэлектронных средств ВВСТ следует развивать и совершенствовать структуру сертификации импортной ЭКБ, пригодной для использования в системах ВВСТ. Другие сегменты рынка потребителей изделий микроэлектроники, такие как промышленная электроника, энергетическое оборудование, связь, автомобильная электроника, системы безопасности, бытовая техника, торговое оборудование и т.д., могут также существенно увеличить загрузку развиваемого микроэлектронного производства. Таким образом, в России существует реальная, подкрепленная гарантированным рынком государственных закупок, возможность и необходимость расширения современного отечественного микроэлектронного производства ЭКБ с общим объемом сбыта на уровне 3,5 - 4,5 млрд. долларов в год. Дополнительные возможности увеличения объемов продаж продукции отрасли могут быть обеспечены завоеванием ниш внешнего рынка. Поскольку проектная мощность дизайн-сети планируется на уровне нескольких сотен проектов в год, а стоимость одного проекта с современным технологическим уровнем находится в диапазоне 10-15 млн. долларов, дополнительно только на уровне экспорта дизайна можно получить от одного до полутора млрд. долларов в год. Одновременно должна быть поставлена задача тиражирования и продажи продукции, разработанной дизайн-сетью и произведенной с помощью зарубежных производств, в объеме не менее 1,5 - 3% соответствующих секторов мирового рынка, то есть 3 - 6 млрд. долларов в год. Мировой опыт показывает, что прогресс электронной отрасли инициируется в развитых странах через организацию и выполнение целевых научно-технических программ, финансируемых на основе совместного участия в их выполнении как государства, так и частного капитала. Ежегодно на программы развития электроники в мире развитыми странами выделяется более 20 млрд. долларов. При этом следует учесть, что сами фирмы-производители не менее 10% средств от объемов реализованной продукции направляют на выполнение перспективных программ исследований по разработке конкурентоспособных изделий. Инвестиции в ведущие зарубежные фирмы, осуществляющие разработку и производство ЭКБ, приведены в таблице 2. Таблица 2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ В 2006 ГОДУ, МЛРД. ДОЛЛАРОВ ------------------------------------------------------------------ |Название фирмы|Инвестиции|Ведущие зарубежные фирмы| Инвестиции | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Intel |5,5 |Micron |1,45 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Samsung |5,5 |Infineon |1,4 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Hynix |3,2 |AMD |1,4 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |TSMC |2,7 |STMicroelectronics |1,25 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Toshiba |2,2 |SMIC |1,2 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Sony |1,7 |Texas Instruments |1,0 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Epida |1,5 |Matsushita |1,0 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |UMC |1,5 |IM flash |1,0 | ------------------------------------------------------------------ Для освоения все более дорогостоящих технологий даже крупные фирмы-производители не в состоянии использовать только собственные средства, поэтому они вынуждены создавать технологические альянсы и консолидировать свои средства с государством. В США с этой целью был создан Консорциум правительства и частных компаний SEMATECH, который успешно обеспечил ликвидацию отставания США от Японии в технологии микроэлектроники. В Японии, в свою очередь, при участии государства создана организация SELIT с целью возврата утраченного приоритета в области микроэлектроники. Страны Европейского союза выполняют комплексные программы освоения новых технологических уровней микро- и нанотехнологий в рамках организационных структур программы "ЕР7", финансируемых из бюджета ЕС; реализуют комплексную программу MEDIA+, ориентированную на задачу - "Европа становится лидером по системным инновациям в полупроводниковых технологиях, ориентированных на электронную экономику". Китай уже выполнил государственную программу развития микроэлектроники - "Программа 909" стоимостью более 10 млрд. долларов - и в настоящее время стал в ряд крупнейших производителей ЭКБ. Вновь построенные китайские микроэлектронные производства характеризуются уровнем технологии 0,18 - 0,13 мкм, что позволяет решать задачи массового выпуска электронной компонентной базы для развивающегося приборостроения самого современного мирового уровня. В период осуществления текущей пятилетки в КНР, по данным министерства информационных технологий, предполагается осуществить инвестиции в микроэлектронику на сумму 37 - 45 млрд. долларов для создания: - пяти крупных фирм проектирования СБИС (стоимость от 375 млн. долларов до 624, 2 млн. долларов); - десяти электронных компаний, занятых разработкой технологий, материалов и спецтехнологического оборудования (стоимость от 125 млн. долларов до 375 млн. долларов); - пятнадцати кремниевых заводов по обработке пластин 200 мм (10 заводов) и 300 мм (5 заводов). В КНР планируется за 11-ю пятилетку достичь полного самообеспечения всем комплексом средств для обработки 150 мм пластин (чистые среды, материалы, оборудование), освоить и коммерциализировать оборудование литографии (главный определяющий фактор освоения технологии) для пластин 200 мм и оборудование лазерной обработки для технологий уровня 65 нм. Решение этих задач позволяет КНР избавиться от технологической зависимости и наращивать объемы производства ЭКБ в соответствии с потребностями растущего внутреннего производства аппаратуры и систем. Среднегодовые темпы роста производства СБИС за этот период составят 28,1%. К 2010 г. КНР станет крупнейшим в мире производителем полупроводниковых приборов - около 150 млрд. долларов. Как показали итоги 2005 г., наилучшие позиции заняли китайские фирмы в тех секторах рынка ИС, по которым проводились специализированные программы. Программа по введению биометрических паспортов, средств доступа на основе смарт-карт осуществляется по государственной программе, предусматривающей использование только отечественных кристаллов СБИС, что обеспечивает необходимую безопасность на государственном уровне. Также ставится задача максимального обеспечения стратегических и специальных систем, включая космическую программу, ЭКБ собственного производства. Другим примером является программное развитие изделий микросистемотехники в США и Японии, объем производства которых в США в 2005 году составил более 10 млрд. долларов, а Япония планирует достичь годового уровня производства в 17 млрд. долларов. В нашей стране это направление пока находится в зародышевом состоянии. В последнее десятилетие четко прослеживается тенденция перемещения производства микроэлектронной техники в страны Юго-Восточной Азии, что позволяет США, Японии, Европе резко усилить научные направления поиска новых перспективных технологий (нанотехнология, микросистемотехника, биоэлектроника и др.). При этом правительства развитых западных государств оказывают поддержку данным ключевым направлениям науки, техники и производства. В мире действуют "Международная карта развития полупроводниковых приборов", которая определяет главные показатели развития микроэлектроники до 2018 г. и ежегодно обновляется. Это, по сути дела, программный документ развития, по которому страны с передовой электроникой сверяют достигнутые технологические уровни и осуществляют формирование программ развития. Таким образом, практически все ведущие экономики мира стимулируют развитие микроэлектроники путем комбинированных инвестиций за счет средств государственных бюджетов и частного капитала, признавая ведущую роль этой отрасли в развитии общества. Выше приведенные данные по развитию мировой электроники в очередной раз подчеркивают необходимость планового развития электроники и определяющую роль государства в ее финансовой и организационной поддержке. В период 2002 - 2006 гг. основное развитие отечественной электроники осуществлялось в процессе реализации раздела "Электронная компонентная база" Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база", завершение действующей редакции которой было осуществлено в 2006 году. В процессе выполнения НИОКР получены следующие основные результаты: - В области микроэлектронных технологий реализованы проекты по созданию отдельных процессов для базовых технологий производства новых поколений СБИС и ССИС с минимальными размерами элементов 0,1 - 0,25 мкм, в том числе спецстойких БИС с технологическими нормами 0,5 - 0,8 мкм, а также по разработке технологической среды, ориентированной на сквозное проектирование аппаратуры и перспективной ЭКБ с использованием библиотек стандартных элементов и СФ-блоков. Номенклатура разрабатываемых СФ-блоков ориентирована на создание конкурентоспособных систем мультимедиа, космического мониторинга, телекоммуникаций, систем радиолокации, радионавигации, транспорта, средств связи, цифрового телевидения, систем безналичного расчета и идентификации. Впервые в стране проработаны основные положения создания трехуровневой системы автоматизированного проектирования перспективной аппаратуры на основе СБИС типа "система на кристалле". - В области СВЧ-электроники значительное внимание уделено работам по созданию современных широкозонных полупроводниковых соединений и производственно-технологического базиса производства МИС СВЧ на основе гетероструктур материалов группы А В , а также по разработке широкой 3 5 гаммы мощных СВЧ-полупроводниковых приборов. Впервые в стране на материале группы А В получены образцы 3 5 транзисторов с Т-образным затвором длиной 0,1 мкм и разработана технология получения малошумящих транзисторов. Заложены основы технологии производства МИС СВЧ уровня 0,1 мкм. - В области обеспечивающих работ проведены аналитические исследования по разработке классификации и определению приоритетных направлений развития СФ-блоков и СБИС типа "система на кристалле" для стратегически значимых радиоэлектронных систем. - В рамках Федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" (2002 - 2006 гг.) проводились в основном работы институционального характера, направленные на реформирование структуры радиоэлектронного комплекса. Однако, несмотря на данные отдельные положительные результаты, следует признать, что российская электроника находится в кризисном состоянии. Проблема глобального отставания отечественной электроники явилась следствием отсутствия целенаправленной государственной научно - технической политики в электронной промышленности России, пассивностью и неподготовленностью государства к реформированию отрасли в условиях действия рыночных механизмов хозяйствования. Непринятие мер по устранению этой проблемы (инерционный сценарий) наиболее вероятно приведет к следующим последствиям: 1. Продолжится отставание отечественной электроники от мирового уровня, которое достигнет критического значения. Увеличится технологический разрыв, что в свою очередь приведет к отставанию тактико-технических параметров отечественных радиоэлектронных военных комплексов обнаружения, управления, связи, разведки и др., а значит неминуемо негативно отразится на состоянии обороноспособности страны. 2. Не будет обеспечена информационная и экономическая безопасность государства в связи с обвальным использованием в стратегических системах управления, обработки и защиты информации, борьбы с помехами, электронного противодействия, средствах массовой информации и др. импортной элементной базы. 3. России придется смириться с завоеванием отечественного рынка импортной электронной техникой, прежде всего телевизионной (в т.ч. цифровой), связной, автомобильной, навигационной, медицинской, коммунальной, бытовой. 4. Невозможно будет развивать другие отрасли промышленности, снизится конкурентоспособность их продукции, а значит поставится под угрозу возможность активного перехода к инновационной экономике (экономике "знаний"). Инерционный сценарий не может обеспечить решение проблемы ни при каких условиях. Единственная возможность преодоления кризиса отечественной электроники связана с реализацией активного сценария на всех стадиях реализации Стратегии, а именно, с принятием государством продуманной и взвешенной протекционистской политики в решении структурных и технологических проблем электронной промышленности, оказании необходимой финансовой помощи для развития нового уровня технологического и производственного базиса. Именно активный сценарий реализации Стратегии позволит решить комплекс проблем, стоящих перед электронной промышленностью. Во-первых, будет ликвидирована структурная диспропорция электронной промышленности, связанная с несоответствием масштаба и структуры отрасли, ее научно-технического и производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса на основную продукцию отрасли. Во-вторых, добиться комплексного развития отрасли и ликвидировать одностороннее развитие, связанное с развитием спецтехники. В-третьих, устранить несовершенство отечественного законодательства и финансовой инфраструктуры электронной промышленности. Результативность преодоления кризиса будет определяться правильным установлением отношений между государством и бизнесом на принципах государственно-частного партнерства. Базисом и основой планирования и реализации намечаемых мер по подъему российской электроники должен стать программно-целевой подход с обязательным участием государства, успешно использованный для решения аналогичных задач в ведущих странах мира - США, Японии, Китае, ЕС и др. Ожидаемый результат - решение проблемы снижения уровня отечественного технологического отставания от мирового уровня, повышение востребованности отечественной электронной промышленности продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта. Эффект от достижения указанного результата будет многоуровневым. На макроуровне: - увеличивается объем продаж отечественной ЭКБ на внутреннем и внешнем рынках; - значительно сокращается технологическое отставание российской электронной промышленности от мирового уровня; - обеспечиваются существенно большие возможности для развития всех отраслей промышленности, и осуществляется переход к экономике "знаний"; - создаются условия для более эффективной реализации национальных проектов, объявленных Президентом; - создается рыночно-ориентированная инфраструктура электронной промышленности с учетом реструктуризации бизнеса в этой области (системоориентированные центры проектирования, дизайн-центры, "кремниевые фабрики", и т.д.); - расширяется экспорт отечественной высокотехнологичной продукции; - активизируется инновационная деятельность и ускоряется внедрение результатов научно-технической деятельности в массовое производство; - обеспечивается возможность создания вооружения, военной и специальной техники нового поколения, что повысит обороноспособность и безопасность государства, создаст условия для равноправной конкуренции с лучшими образцами ВВСТ армий ведущих мировых держав. На микроуровне: - обеспечивается обновляемость основных фондов организаций электронной отрасли и стимулируется создание современных высокотехнологичных производств; - создаются крупные и эффективные диверсифицированные структуры (холдинги, концерны), способные конкурировать с лучшими западными фирмами, работающими в области электроники; - организуется производство массовой интеллектуально насыщенной и конкурентоспособной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции и обеспечение разнообразными современными телекоммуникационными услугами, включая радио и телевидение, электронные СМИ. В социально-экономической сфере: - увеличится число рабочих мест в электронной отрасли, снизится отток талантливой части научно-технических кадров, повысится спрос на квалифицированные научно-технические кадры, обеспечится привлечение молодых специалистов и ученых и тем самым снизится возрастная структура кадров; - повысится качество жизни населения, которое приблизится к стандартам высокоразвитых стран мира в связи с интеллектуализацией среды обитания в результате расширения возможности использования электроники и информационных систем. В бюджетной сфере: - будет обеспечено увеличение базы налогообложения за счет значительного повышения объема продаж изделий электронной отрасли. Сроки реализации Стратегии Планируется, что Стратегия будет реализовываться в три этапа: первый этап - 2007 - 2011 годы; второй этап - 2012 - 2015 годы; третий этап - 2016 - 2025 годы. Показатели и индикаторы Для оценки результатов, достигнутых при реализации Стратегии, применяется интегрированная система обобщенной оценки, включающая индикатор и показатели. Основным индикатором успешной реализации Стратегии принят освоенный в производстве технологический уровень изделий электронной Страницы: 1 2 |