ОБ УПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РФ НА ИМУЩЕСТВО ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 6 декабря 2007 г. N 03-05-05-03/46 (Д) Минфин России рассмотрел письмо по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями и сообщает. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Согласно ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, а именно п. 5.37, определено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами. При этом пп. 4 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, государственная пошлина не уплачивается. Таким образом, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами, и в этом случае государственная пошлина не уплачивается. По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на имущество, закрепленное за государственными предприятиями или учреждениями, сообщаем. Статьей 333.16 Кодекса определено, что государственной пошлиной является сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса. В соответствии со ст. 333.17 Кодекса плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса. Согласно п. п. 1 и 8 ст. 45 Кодекса плательщик сборов обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора. Статьей 26 Кодекса предусмотрено право плательщика сборов участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. При этом ст. ст. 27 и 29 Кодекса определены лица, которые признаются законными и уполномоченными представителями налогоплательщика (плательщика сбора). В частности, ст. 29 Кодекса установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Одновременно следует учитывать Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 N 41-О, в котором суд определил, что по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств. Таким образом, в части плательщика сбора обращаем внимание на то, что Российская Федерация является публично-правовым образованием, и, учитывая изложенное, не может выступать в качестве плательщика государственной пошлины, в связи с чем положения гл. 4 Кодекса также не могут применяться в рассматриваемом случае. Кроме того, следует иметь в виду, что согласно ст. 214 ГК РФ закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности. При этом государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Учитывая изложенное и имея в виду, что порядок регистрации права собственности Российской Федерации на не зарегистрированное в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ имущество, которое уже закреплено за государственными предприятиями или учреждениями, не определен, полагаем, что в настоящий момент названные предприятия и учреждения вправе регистрировать только те права, на которых за ними закреплено вышеуказанное имущество. При этом полагаем целесообразным при рассмотрении вопросов, связанных с государственной регистрацией прав собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, не включенное в реестр федерального имущества, учитывать Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.08.2007 N Ф08-5075/2007, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2003 N Ф08-2437/2003 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.12.2003 N Ф03-А80/03-2/2956. Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ 6 декабря 2007 г. N 03-05-05-03/46 |