ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 16.04.99 04-10/11110

            ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          16 апреля 1999 г.
                            N 04-10/11110

                                (НЦПИ)


     В Государственный   таможенный   комитет   Российской   Федерации
поступают  многочисленные обращения претендентов на получение лицензии
на  осуществление  деятельности  в  качестве  таможенного  брокера   и
таможенных  органов  по  вопросу  принятия  решения о выдаче (отказе в
выдаче) указанных лицензий. В этой связи разъясняем.
     Одним из  важных  этапов  работы таможенных органов по введению в
действие института таможенных брокеров является рассмотрение заявлений
организаций,  претендующих  на получение лицензии таможенного брокера.
ГТК России придает первостепенное значение этому  этапу,  так  как  он
является  "разрешительным" с точки зрения допуска организаций на рынок
таможенных услуг.  В целях унификации  этой  работы  ГТК  России  была
предложена схема рассмотрения заявлений,  в основу которой был заложен
принцип  распределенного  принятия  решения  (письмо  ГТК  России   от
18.11.98 N 01-15/24086,  далее - методические указания). По этой схеме
организация   -   претендент   на   выдачу    лицензии    подвергается
многосторонней  проверке  разных  подразделений  таможенного органа по
вопросам,  входящим в их компетенцию.  В этом процессе предложено было
задействовать подразделения:  отделы таможенных режимов, безопасности,
по борьбе   с   таможенными   правонарушениями   (оперативно-розыскные
отделы),  таможенных платежей, таможенной инспекции. По нашему мнению,
такой подход позволяет  обеспечить  максимально  объективное  принятие
решения  о допуске организации к осуществлению деятельности в качестве
таможенного брокера.
     Налаживание процесса   взаимодействия   подразделений  таможенных
органов,  отладки  механизмов  принятия  решения  требует  времени   и
неформального подхода к этой работе должностных лиц таможенных органов
всех   уровней.   Следует   добавить,   что   методические   указания,
предложенные  таможенным  органам  на  местах,  носят рекомендательный
характер  и  призваны  оказать  методическую  помощь  для  организации
вышеуказанной  работы.  В  этой  связи  рекомендуем  использовать их в
качестве  отправной  методической  базы  для   построения   работы   с
таможенными  брокерами,  а не в качестве "точного алгоритма действий".
Информация   из   большинства   региональных   таможенных   управлений
свидетельствует,  что проведение многосторонней проверки организации в
процессе рассмотрения заявлений позитивно  сказывается  как  на  самом
процессе,  так  и  на  принятии  решения  о  выдаче  (отказе в выдаче)
лицензии таможенного брокера.
     Одним из ключевых вопросов при рассмотрении заявлений организаций
является  проверка  финансово-хозяйственного  состояния   деятельности
претендента на получение лицензии, а точнее вопроса анализа финансовых
коэффициентов,   представляющих   собой    относительные    показатели
финансового   состояния   организации.  Основной  смысловой  нагрузкой
рассчитываемых показателей (коэффициентов  ликвидности,  ИФР  и  т.п.)
является  оценка  вероятности  риска  непокрытия  возможных финансовых
потерь  федерального  бюджета  за  счет  предоставленного   заявителем
обеспечения,  а  также способность заявителя осуществлять деятельность
таможенного  брокера   без   нарушений   законодательства   Российской
Федерации.  С  учетом этих показателей в перспективе предусматривается
предоставление таможенному брокеру возможности  осуществлять  операции
по  таможенному  оформлению  в  приоритетном  упрощенном  порядке.  По
данному вопросу следует  отметить,  что  в  связи  с  тем,  что  рынок
таможенных   услуг   только   формируется  и  этот  процесс  совпал  с
общеэкономическим   кризисом   в   России,   значения   рассчитываемых
финансовых  коэффициентов  отдельных  организаций могут не совпадать с
критическими,  приведенными   в   методических   указаниях.   Значения
коэффициентов  не  могут  являться  основанием  для отказа заявителю в
выдаче лицензии.
     Тем не    менее   проведение   анализа   финансово-хозяйственного
состояния  организации  по  предлагаемой  форме   2С   может   явиться
основанием   для   отказа   в   выдаче   лицензии  заявителя.  Следует
конкретизировать,  какие именно графы приводят к отнесению организации
к  "черной  зоне".  Если,  например,  в  графе "Вид обеспечения" стоит
прочерк   или   документы,   представленные   заявителем,    оказались
подложными,  то,  очевидно,  необходимо  отказать  заявителю  в выдаче
лицензии на основании подпункта "в" пункта 2.12 вышеназванного Приказа
ГТК   России.   Конкретный   исчерпывающий   перечень  случаев,  когда
принимается решение об отказе в выдаче лицензии, изложен в пункте 2.12
Приказа  ГТК  России от 15.06.98 N 392:  а) недостоверная информация в
перечисленных документах;  б)  неполная  информация  в  представленных
документах;   в)   несоответствие   сведения   заявителя  требованиям,
предъявляемым   к   таможенному   брокеру,   определенным   таможенным
законодательством   Российской   Федерации,  Положением  о  таможенном
брокере  и  Порядком  лицензирования  и  контроля   за   деятельностью
таможенного   брокера  со  стороны  таможенных  органов;  г)  неуплата
установленной суммы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.
     Учитывая изложенное,     просим     активизировать    работу    с
организациями, подавшими заявление на выдачу лицензии на осуществление
деятельности в качестве таможенных органов, и принять необходимые меры
по введению в действие института таможенных брокеров.

Начальник Управления
таможенных режимов
генерал-лейтенант
таможенной службы
                                               А.Г. ВАСИЛЬЕВ