ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ, ОСНАЩЕНИЮ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ (СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ. Распоряжение. Федеральная таможенная служба. 05.09.07 296-Р

Оглавление

                            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
          МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ,
        ОСНАЩЕНИЮ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
        (СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ,
                   НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                          5 сентября 2007 г.
                               N 296-р

                                 (Д)


     В      целях     совершенствования     организации     проведения
аварийно-спасательных  работ  и  жизнеобеспечения  должностных  лиц  и
работников  таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС
России,   пострадавших   при   чрезвычайных   ситуациях  природного  и
техногенного  характера,  ведении военных действий или вследствие этих
действий,  и  во исполнение Приказа ФТС России от 29 декабря 2006 г. N
1404   "Об   утверждении   плана   основных  мероприятий  по  вопросам
гражданской   обороны,   предупреждения   и   ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,  обеспечения  пожарной  безопасности и безопасности людей на
водных объектах таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении
ФТС России, на 2007 год" обязываю:
     1.  Утвердить  прилагаемые Методические рекомендации по созданию,
подготовке,  оснащению  нештатных  аварийно-спасательных  формирований
(спасательных  служб)  таможенных  органов и учреждений, находящихся в
ведении ФТС России (далее - Методические рекомендации).
     2.   Начальников  региональных  таможенных  управлений,  таможен,
руководителей  учреждений,  находящихся  в  ведении  ФТС  России,  при
создании,   подготовке,   оснащении   нештатных  аварийно-спасательных
формирований   (спасательных   служб)   руководствоваться   настоящими
Методическими рекомендациями.
     Контроль  за  исполнением  настоящего  распоряжения  оставляю  за
собой.

Первый заместитель
Руководителя,
генерал-лейтенант
таможенной службы
                                                           В.М.МАЛИНИН
5 сентября 2007 г.
N 296-р


                                                            Приложение

                                             к распоряжению ФТС России
                                               от 5 сентября 2007 года
                                                               N 296-р

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО СОЗДАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ, ОСНАЩЕНИЮ НЕШТАТНЫХ
       АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ (СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ)
             ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ
                         В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ

     Настоящие  Методические  рекомендации  по  созданию,  подготовке,
оснащению  нештатных  аварийно-спасательных формирований (спасательных
служб)  таможенных  органов  и  учреждений,  находящихся в ведении ФТС
России (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии
с  требованиями  федеральных  законов,  указов  Президента  Российской
Федерации,  постановлений  Правительства  Российской  Федерации,  иных
нормативных  правовых  актов в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных  ситуаций с учетом Методических рекомендаций по созданию,
подготовке  и  оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований,
подготовленных Департаментом гражданской защиты МЧС России.
     Нештатные  аварийно-спасательные формирования таможенного органа,
учреждения,  находящегося  в  ведении  ФТС  России (далее - таможенные
органы),   могут  принять  необходимые  экстренные  меры  по  сигналам
оповещения   гражданской   обороны,  а  также  по  предотвращению  или
локализации  чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии такой угрозы
и  начать  аварийно-спасательные  и  другие  неотложные  работы еще до
прибытия   основных   сил.   При   определении   количества  нештатных
аварийно-спасательных    формирований    учитывается    прогнозируемая
обстановка,   которая   может   сложиться   в  таможенном  органе  (на
территории)  в  мирное  и  военное время. При этом формирования должны
оснащаться  современной  техникой  и  оборудованием, быть мобильными и
более функциональными.
     Нештатные  аварийно-спасательные  формирования представляют собой
самостоятельные  структуры,  созданные на нештатной основе, оснащенные
специальной  техникой,  оборудованием,  снаряжением,  инструментами  и
материалами,  подготовленные  для  проведения  аварийно-спасательных и
других  неотложных  работ  в  очагах  поражения  и  зонах чрезвычайных
ситуаций.
     Состав,  структура  и  оснащение  нештатных аварийно-спасательных
формирований  определяются  начальником  таможенного  органа  с учетом
настоящих  Методических  рекомендаций,  исходя  из  задач  гражданской
обороны,  и  согласовываются  с территориальными органами МЧС России -
органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны
и  задачи  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций в
субъектах Российской Федерации.

               1. Создание и функционирование нештатных
                  аварийно-спасательных формирований

                           Общие положения

     Правовую     основу    создания    и    деятельности    нештатных
аварийно-спасательных  формирований  составляют Конституция Российской
Федерации,  Федеральные  законы  от  12  февраля  1998  г.  N 28-ФЗ "О
гражданской  обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1998,   N   7,   ст.  799),  от  22  августа  1995  г.  N  151-ФЗ  "Об
аварийно-спасательных   службах   и   статусе   спасателей"  (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  1995, N 35, ст. 3503) и иные
нормативные  правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
     Порядок  создания  нештатных  аварийно-спасательных  формирований
утвержден   Приказом   МЧС   России  от  23  декабря  2005  г.  N  999
(зарегистрирован Минюстом России 19 января 2006 г., рег. N 7383).
     Нештатные  аварийно-спасательные  формирования создаются с учетом
схем    организации    создаваемых   нештатных   аварийно-спасательных
формирований   (Приложение   N  1  к  Методическим  рекомендациям).  В
зависимости     от     конкретных     условий     и     при    наличии
материально-технической  базы  могут  создаваться  и  другие нештатные
аварийно-спасательные формирования.
     Оснащение     нештатных     аварийно-спасательных    формирований
осуществляется  в  соответствии  с  нормами  положенности  (оснащения)
нештатных   аварийно-спасательных   формирований   таможенных  органов
Российской   Федерации   военно-техническим  имуществом  и  имуществом
гражданской  обороны  (приложение  N  2 к Приказу ФТС России от 23 мая
2006 г. N 461).
     Основными  задачами  нештатных аварийно-спасательных формирований
являются:
     проведение    аварийно-спасательных    работ   и   первоочередное
жизнеобеспечение  должностных лиц таможенного органа, пострадавших при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
     участие   в   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций  природного  и
техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
     обнаружение  и  обозначение районов, подвергшихся радиоактивному,
химическому,  биологическому  (бактериологическому)  и иному заражению
(загрязнению);
     санитарная   обработка   должностных   лиц   таможенного  органа,
специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
     участие     в     восстановлении     функционирования    объектов
жизнеобеспечения должностных лиц таможенного органа;
     обеспечение   мероприятий   гражданской   обороны   по   вопросам
восстановления    и   поддержания   порядка,   связи   и   оповещения,
медицинского, автотранспортного обеспечения.
     Таможенные   органы,  создающие  нештатные  аварийно-спасательные
формирования:
     разрабатывают    структуру    и    табели   оснащения   нештатных
аварийно-спасательных      формирований      специальной     техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
     укомплектовывают   нештатные  аварийно-спасательные  формирования
личным  составом,  оснащают  их  специальной  техникой, оборудованием,
снаряжением, инструментами и материалами;
     осуществляют  подготовку  и  руководство  деятельностью нештатных
аварийно-спасательных формирований;
     осуществляют   всестороннее   обеспечение   применения  нештатных
аварийно-спасательных формирований;
     осуществляют      планирование     и     применение     нештатных
аварийно-спасательных формирований;
     поддерживают   нештатные   аварийно-спасательные  формирования  в
состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
     При   создании   нештатных   аварийно-спасательных   формирований
учитываются  наличие  и  возможности  имеющихся  в  таможенном  органе
ремонтных,  автомобильных,  медицинских и других подразделений с целью
доведения  общей  численности их личного состава до 7 - 10% от штатной
численности должностных лиц таможенного органа.
     Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения
в  готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, в военное
время - 6 часов.

          Виды нештатных аварийно-спасательных формирований

     Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
     по  составу,  исходя  из возможностей по созданию, комплектованию
специальной  техникой,  оборудованием,  снаряжением,  инструментами  и
материалами;
     по   предназначению:   радиационного,  химического  наблюдения  и
разведки,    спасательные,    аварийно-технические,   противопожарные,
радиационной и химической защиты.
     Формирования  таможенных  органов  предназначаются для проведения
аварийно-спасательных  и  других  неотложных  работ  в  тех таможенных
органах, при которых они созданы, и подчиняются их начальникам.
     Все    формирования   создаются   для   ведения   и   обеспечения
аварийно-спасательных  и  других  неотложных работ в соответствии с их
предназначением.
     Сводная   команда   (группа)   является  основным  формированием,
предназначенным  для ведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ.
     Сводная  команда  (группа)  механизации работ предназначается для
усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации,
а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.
     Спасательная  команда  (группа)  предназначается  для  проведения
спасательных работ.
     В    зависимости    от    местных    условий    и   при   наличии
материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.
     Личный   состав   нештатных   аварийно-спасательных  формирований
комплектуется    за   счет   должностных   лиц   таможенного   органа.
Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться
в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва
(мобилизации).
     Зачисление     должностных     лиц     в     состав     нештатных
аварийно-спасательных формирований производится начальником по приказу
таможенного органа.

                   Подготовка и обучение нештатных
                  аварийно-спасательных формирований

     Подготовка    и    обучение    нештатных    аварийно-спасательных
формирований  для решения задач гражданской обороны и защиты населения
осуществляются  в соответствии с законодательными и иными нормативными
правовыми  актами  Российской  Федерации, организационно-методическими
указаниями   МЧС   России   по   подготовке  органов  управления,  сил
гражданской  обороны и единой государственной системы предупреждения и
ликвидации    чрезвычайных    ситуаций,   организационно-методическими
указаниями  МЧС  России по подготовке населения Российской Федерации в
области   гражданской   обороны,   защиты  от  чрезвычайных  ситуаций,
обеспечения  пожарной  безопасности  и  безопасности  людей  на водных
объектах,  правовыми  актами  таможенных  органов, создающих нештатные
аварийно-спасательные формирования.
     Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:
     обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах
по  гражданской  обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
     обучение  личного  состава  в  таможенном органе в соответствии с
примерной    программой    обучения    личного    состава    нештатных
аварийно-спасательных    формирований,    рекомендуемой   МЧС   России
(Приложение N 2 к Методическим рекомендациям);
     участие  формирований  в  учениях  и  тренировках  по гражданской
обороне  и  защите  от  чрезвычайных  ситуаций,  а  также практических
мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.
     Примерные   программы  обучения  нештатных  аварийно-спасательных
формирований  разрабатываются  и  утверждаются  МЧС  России.  Обучение
личного   состава   нештатных   аварийно-спасательных  формирований  в
таможенном органе планируется и проводится в рабочее время в объеме 14
часов.
     Основным   методом   проведения   занятий  является  практическая
тренировка (упражнение).
     Теоретический    материал   изучается   в   минимальном   объеме,
необходимом   обучаемым   для   правильного   и   четкого   выполнения
практических  приемов  и  действий.  При этом используются современные
обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.
     Практические  и тактико-специальные занятия организуют и проводят
руководители   нештатных   аварийно-спасательных  формирований,  а  на
учебных   местах  -  начальники  структурных  подразделений  нештатных
аварийно-спасательных формирований.
     Личный   состав   нештатных   аварийно-спасательных  формирований
должен:
     - знать:
     характерные   особенности  опасностей,  возникающих  при  ведении
военных  действий  или  вследствие  этих действий, и способы защиты от
них;
     особенности   чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера;
     поражающие   свойства  отравляющих  веществ,  аварийно  химически
опасных веществ, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
     предназначение формирования и функциональные обязанности;
     порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
     место  сбора  формирования,  пути  и  порядок  выдвижения к месту
возможного проведения аварийно-спасательных работ;
     назначение,  технические данные, порядок применения и возможности
техники,  механизмов  и приборов, а также средств защиты, состоящих на
оснащении формирования;
     порядок   проведения   санитарной   обработки   личного  состава,
специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;
     - уметь:
     выполнять     функциональные     обязанности    при    проведении
аварийно-спасательных работ;
     поддерживать   в   исправном   состоянии   и  грамотно  применять
специальную   технику,   оборудование,   снаряжение,   инструменты   и
материалы;
     оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также
эвакуировать их в безопасные места;
     работать на штатных средствах связи;
     незамедлительно  реагировать на возникновение аварийной ситуации,
принимать меры по ее локализации и ликвидации.
     Особое   внимание   при   обучении   обращается   на   безопасную
эксплуатацию  и  обслуживание  гидравлического  и электрифицированного
аварийно-спасательного  инструмента,  электроустановок,  компрессоров,
работу в средствах защиты органов дыхания и кожи.
     Готовность     нештатных    аварийно-спасательных    формирований
проверяется  на занятиях, контрольных проверках и учениях. В том числе
проверяются:
     реальность расчетов по созданию формирований;
     готовность   формирований  и  их  способность  решать  задачи  по
предназначению;
     соответствие  организационной  структуры формирований характеру и
объему выполняемых задач;
     обеспеченность  формирований  средствами  индивидуальной  защиты,
техникой,   имуществом   и   спецодеждой,  а  также  порядок  хранения
материально-технических средств и их готовность к использованию;
     время  сбора  формирований,  их выхода в район сосредоточения и к
объектам проведения работ.

            2. Организация и ведение аварийно-спасательных
            и других неотложных работ с участием нештатных
                  аварийно-спасательных формирований

     Проведение   аварийно-спасательных   и  других  неотложных  работ
(АСДНР)  в  чрезвычайных  ситуациях  (ЧС)  в  военное  и  мирное время
является  одной  из  основных  задач  сил гражданской обороны, включая
нештатные  аварийно-спасательные  формирования  и спасательные службы.
Все  участники АСДНР должны четко представлять общую задачу проводимых
работ и свою роль при их выполнении.
     Участие нештатных аварийно-спасательных формирований в выполнении
и   обеспечении   АСДНР   осуществляется   в  соответствии  с  планами
гражданской  обороны,  планами действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных   ситуаций,   а   также   по   решению  должностных  лиц,
ответственных  за  организацию  и  проведение АСДНР и ликвидацию ЧС на
таможенном органе.
     Содержание аварийно-спасательных работ:
     ведение  разведки  маршрутов  выдвижения  формирований и участков
работ;
     локализация   и   тушение  пожаров  на  участках  работ  и  путях
выдвижения к ним;
     розыск  пораженных,  извлечение  их  из  поврежденных  и  горящих
зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
     вскрытие   разрушенных,   поврежденных   и   заваленных  защитных
сооружений и спасение находящихся в них людей;
     подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
     оказание  первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным
и эвакуация их в лечебные учреждения;
     санитарная   обработка   людей   и   обеззараживание  их  одежды,
территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.
     Объем  и  условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов
чрезвычайной  ситуации,  вида  применяемого  оружия и масштаба военных
действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в
очаге комбинированного поражения.
     В   зависимости   от  объема  работ  для  ликвидации  последствий
чрезвычайной  ситуации  привлекаются различные силы и средства в таком
количестве,  чтобы  они  обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность
работ  достигается  своевременным наращиванием усилий, умелым маневром
силами  и  средствами,  своевременной  заменой  подразделений,  полным
обеспечением   их   материальными   средствами,   быстрым  ремонтом  и
возвращением в строй поврежденной техники.

               Действия руководителей и личного состава
             нештатных аварийно-спасательных формирований
               по приведению формирований в готовность

     Успешное  проведение  аварийно-спасательных  и  других неотложных
работ  зависит  прежде  всего  от  своевременных  и  квалифицированных
действий  руководителей  и личного состава формирований, участвующих в
АСДНР,   их   готовности  решать  конкретную  задачу  в  экстремальных
условиях.
     Командир  формирования  является прямым начальником всего личного
состава   формирования   и  несет  ответственность  за  специальную  и
морально-психологическую подготовку подчиненных.
     Командир формирования обязан:
     знать  структуру  формирования, его задачи и возможности, порядок
комплектования  личным  составом,  автотранспортом,  техникой  и всеми
видами имущества;
     знать   уровень   подготовки,   моральные   и   деловые  качества
подчиненных,   а   также   уровень  подготовки  каждого  подразделения
формирования;
     постоянно  совершенствовать  свои  знания по гражданской обороне,
организовывать  и  проводить  занятия  с  личным  составом  по общей и
специальной подготовке;
     руководить   работой   формирования   и   постоянно  поддерживать
взаимодействие с другими формированиями при проведении АСДНР;
     решительно  добиваться  выполнения  поставленных задач, проявлять
инициативу и, в случае необходимости, самостоятельно принимать решения
в соответствии с обстановкой, не ожидая указаний старших начальников;
     заботиться об обеспечении личного состава формирования средствами
защиты, следить за соблюдением мер безопасности при работе с техникой,
при  совершении  марша,  при  проведении  работ,  а также своевременно
принимать меры защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации;
     иметь  сведения  о  списочном  составе  формирования,  а  также о
наличии и состоянии техники, горючего и иных материальных средств;
     организовывать    материальное    и    техническое    обеспечение
формирования.
     Командир формирования и его заместители (помощники) обязаны также
знать:
     возможные участки работ и маршруты движения к ним;
     характер застройки района и возможных участков работ;
     места   нахождения   защитных   сооружений,   их   вместимость  и
техническую  характеристику, а также пути подхода к ним при разрушении
зданий и образовании завалов;
     производственные особенности объекта, характер возможных АСДНР;
     расположение  коммунально-энергетических  сетей  и  сооружений на
участке работ и прилегающей территории;
     другие  данные,  содержащиеся в паспорте безопасности таможенного
органа.
     Командир   формирования   и  его  группа  управления  (помощники)
заблаговременно   разрабатывают   план   приведения   формирования   в
готовность. В плане предусматривается:
     порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;
     место  и сроки сбора личного состава, выдачи табельного имущества
и других материальных средств;
     порядок  выдвижения  и срок прибытия в район сбора или проведения
работ;
     порядок  управления формированием в периоды сбора, приведения его
в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ;
     организация комендантской службы;
     порядок материального и технического обеспечения.

        Действия руководителей нештатных аварийно-спасательных
            формирований при организации выполнения АСДНР

     Порядок  работы  командира  формирования  после  получения задачи
зависит  от  условий обстановки, характера задач, поставленных старшим
начальником, и наличия времени.
     Получив   задачу,   командир   формирования  уясняет  ее,  отдает
предварительные   указания,   производит   расчет  времени,  оценивает
обстановку, организует взаимодействие, обеспечение, управление.
     После  принятия  решения  командир  формирования отдает приказ, в
котором  отражаются:  оценка  обстановки  на  участке  работ,  замысел
действий,   задачи   подчиненным  подразделениям  (командам,  группам,
звеньям).
     В  приказе при постановке задач подразделениям, входящим в состав
формирования, командир указывает:
     спасательным  подразделениям - средства усиления, участок розыска
пораженных,  порядок  оказания им первой медицинской помощи и выноса к
местам   погрузки,  места  погрузки  пораженных  на  транспорт,  места
локализации аварий, маршрут и порядок движения;
     подразделениям  механизации работ - усиление личным составом, где
и  к  какому  времени  устроить  проезды  и проходы, маршрут и порядок
движения;
     пожарным подразделениям - объекты и способы локализации и тушения
пожара;  места  развертывания  противопожарных  средств и забора воды;
маршрут и порядок движения;
     санитарным   подразделениям   -  место  развертывания  медпункта,
участок  проведения  работ  по  розыску  и оказанию медицинской помощи
пораженным,  порядок подготовки и эвакуации пораженных, места оказания
первой врачебной помощи и временной госпитализации нетранспортабельных
больных, маршрут и порядок движения.
     При постановке задач командир указывает также: места расположения
медицинских  пунктов;  пути и порядок эвакуации пораженных; допустимые
дозы   радиоактивного   облучения  личного  состава;  время  начала  и
окончания работ; свое место расположения и своих заместителей; сигналы
оповещения  и  порядок  действия  по ним; организацию взаимодействия и
материально-технического обеспечения.
     Всем  подразделениям,  входящим  в  состав формирования, ставятся
задачи в соответствии с их предназначением.
     Задачи  ставятся  в  первую  очередь  тем подразделениям, которые
решают  главные  задачи,  начинают  действовать  первыми  или  которым
требуется больше времени на подготовку.
     Взаимодействие  организуется  командиром прежде всего в интересах
подразделений,  решающих  главные задачи, и заключается в согласовании
действий  всех  подразделений  формирования  по  цели, месту, времени,
задачам  и  способам их выполнения и во взаимной помощи при выполнении
поставленных задач.
     Особое  место  в  работе командира формирования в очаге поражения
занимает  определение  очередности  работ.  Помня о том, что главным в
АСДНР  является спасение людей, командир формирования в первую очередь
организует  работы  по  устройству  проездов  и  проходов  к  защитным
сооружениям,  поврежденным и разрушенным зданиям, где могут находиться
пострадавшие,   а  также  к  местам  аварий,  без  ликвидации  которых
затруднено и даже невозможно проведение АСДНР.
     После  вывода формирования из очага поражения, при необходимости,
проводится  специальная  обработка  и  восстановление его готовности к
дальнейшим    действиям,   заменяются   или   ремонтируются   средства
индивидуальной  защиты,  приборы,  проводится техническое обслуживание
машин, пополняются израсходованные материальные средства. Формирование
готовится к выполнению последующих задач.

Начальник
Главного управления
тылового обеспечения
                                                        С.Г.КОМЛИЧЕНКО


                                                        Приложение N 1

                                          к Методическим рекомендациям
                                    по созданию, подготовке, оснащению
                                       нештатных аварийно-спасательных
                                     формирований (спасательных служб)
                                      таможенных органов и учреждений,
                                      находящихся в ведении ФТС России

                     ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
       СОЗДАВАЕМЫХ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

                                СХЕМА
            ОРГАНИЗАЦИИ СВОДНОЙ КОМАНДЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

----------------------------------------------------------------------
|                         ----------                                 |
|                         |Командир|                                 |
|                         | группы |                                 |
|                         ----------                                 |
|                             |                                      |
|                          ГРУППЫ                                    |
|       ---------------------------------------------                |
|       |                     |                     |                |
| --------------       ---------------      -----------------        |
| |спасательная|       | механизации |      |противопожарная|        |
| --------------       ---------------      -----------------        |
|       |                    |                      |                |
|       |                  звенья                   |                |
|       |                    |                      |                |
| --------------       ---------------      -----------------        |
| |            |-      |             |-     |               |-       |
| --------------|-     ---------------|-    -----------------|       |
|  --------------|-     ---------------|     -----------------       |
|   --------------|      ---------------                             |
|    --------------                                                  |
|  спасательное - 2    аварийно-техническое  пожаротушения - 2       |
|  связи и разведки    погрузочное                                   |
|  медицинское         электротехническое                            |
----------------------------------------------------------------------

                                СХЕМА
            ОРГАНИЗАЦИИ СВОДНОЙ ГРУППЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

----------------------------------------------------------------------
|                         ----------                                 |
|                         |Командир|                                 |
|                         | группы |                                 |
|                         ----------                                 |
|                             |                                      |
|                          звенья                                    |
|       ---------------------------------------------                |
|       |              |             |              |                |
| -------------- ------------- ------------- ---------------         |
| |спасательная| |медицинское| |механизации| |пожаротушения|         |
| -------------- ------------- ------------- ---------------         |
----------------------------------------------------------------------

                                СХЕМА
         ОРГАНИЗАЦИИ СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

----------------------------------------------------------------------
|                         ----------                                 |
|       ------------------|Командир|-----------------                |
| звено управления        | группы |           сандружина            |
|   и разведки            ----------                |                |
|       |                   группы                  |                |
|   ---------             спасательные          ----------           |
|   |       |                 |                 |        |           |
|   ---------            -------------          ----------           |
|                        |           |-                              |
|                        |           ||-                             |
|                        -------------||                             |
|                         -------------|                             |
|                          -------------                             |
|                           звенья                                   |
|                         спасательные                               |
|                             |                                      |
|                        -----------                                 |
|                        |         |-                                |
|                        |         ||                                |
|                        -----------|                                |
|                         -----------                                |
----------------------------------------------------------------------

                                СХЕМА
                             ОРГАНИЗАЦИИ

----------------------------------------------------------------------
| А) противопожарной группы                Б) противопожарного звена |
|                                                                    |
|       ------------                           ----------------      |
|       | Командир |                           |Командир звена|      |
|       |  группы  |                           ----------------      |
|       ------------                                  |              |
|          звенья                                     |              |
|       пожаротушения                                 |              |
|            |                                        |              |
|         --------                               ----------          |
|         |      |-                              пожарный            |
|         --------|-                             водитель            |
|          --------|                             моторист            |
|           --------                                                 |
----------------------------------------------------------------------

                                СХЕМА
          ОРГАНИЗАЦИИ СПАСАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

----------------------------------------------------------------------
|                         ----------                                 |
|                         |Командир|                                 |
|                         | группы |                                 |
|                         ----------                                 |
|                             |                                      |
|                          звенья                                    |
|         ------------------------------------------                 |
|         |                   |                    |                 |
| ------------------   --------------      -----------------         |
| |разведывательное|   |спасательное|      |  санитарное   |         |
| ------------------   --------------      -----------------         |
|                                                                    |
| СХЕМА                                                              |
| ОРГАНИЗАЦИИ                                                        |
|                                                                    |
| А) группы РХБ разведки                   Б) поста РХБ разведки     |
|                                                                    |
|       ------------                           -----------------     |
|       | Командир |                           |Начальник поста|     |
|       |  группы  |                           -----------------     |
|       ------------                                  |              |
|          звенья                                     |              |
|      разведывательные                               |              |
|            |                                        |              |
|         --------                               ----------          |
|         |      |-                              химик-разведчик     |
|         --------|-                                                 |
|          --------|                                                 |
|           --------                                                 |
----------------------------------------------------------------------

                                СХЕМА
                             ОРГАНИЗАЦИИ

----------------------------------------------------------------------
| А) группы связи                          Б) звена связи            |
|                                                                    |
|          ------------                        ----------------      |
|          | Командир |                        |Командир звена|      |
|          |  группы  |                        ----------------      |
|          ------------                               |              |
|             звенья                                  |              |
|   -------------------------                  ---------------       |
|   |           |           |                  радист                |
| -----       -----       -----                телефонист            |
| |   |       |   |       |   |                водитель-связной      |
| -----       -----       -----                                      |
| радиосвязи  телефонное  оповещения                                 |
----------------------------------------------------------------------

                                СХЕМА
           ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
                          ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

----------------------------------------------------------------------
|                         ------------                               |
|                         | Командир |                               |
|                         |  группы  |                               |
|                         ------------                               |
|                            звенья                                  |
|        ----------------------------------------------              |
|        |                     |                      |              |
|      ------               -------                 ------           |
|      |    |               |     |                 |    |           |
|      ------               -------                 ------           |
|      охраны           патрульно-постовое       регулирования и КПП |
----------------------------------------------------------------------

                                СХЕМА
                 ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ ПОДВИЖНОГО ПУНКТА
           ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

----------------------------------------------------------------------
|                        ------------   -------------                |
|                        | Командир |---| Кладовщик |                |
|                        |  группы  |   -------------                |
|                        ------------                                |
|                           звенья                                   |
|                 фасовки и раздачи сухих пайков                     |
|                             |                                      |
|                         ----------                                 |
|                         |        |-                                |
|                         ----------|-                               |
|                          ----------|                               |
|                           ----------                               |
----------------------------------------------------------------------

     Примечание: в состав нештатных аварийно-спасательных формирований
может включаться от 7 до 10%  численности должностных лиц  таможенного
органа.


                                                        Приложение N 2

                                          к Методическим рекомендациям
                                    по созданию, подготовке, оснащению
                                       нештатных аварийно-спасательных
                                     формирований (спасательных служб)
                                      таможенных органов и учреждений,
                                      находящихся в ведении ФТС России
                           
                 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ,
                     ИХ СОДЕРЖАНИЕ И РАСЧЕТ ЧАСОВ
                           
---------------------------------------------------------------------------
| N |          Наименование тем          |     Вид занятия     |  Кол-во  |
|тем|                                    |                     |  часов   |
|---|------------------------------------|---------------------|----------|
|1  | Действия личного состава при       | Тактико-специальное |2         |
|   | приведении нештатных аварийно-     | занятие             |          |
|   | спасательных формирований в        |                     |          |
|   | готовность                         |                     |          |
|---|------------------------------------|---------------------|----------|
|2  | Действия личного состава нештатных | Тактико-специальное |2         |
|   | аварийно-спасательных формирований | занятие             |          |
|   | при выдвижении в район выполнения  |                     |          |
|   | АСДНР и подготовке к выполнению    |                     |          |
|   | задач                              |                     |          |
|---|------------------------------------|---------------------|----------|
|3  | Оказание первой медицинской помощи | Практическое занятие|2         |
|   | раненым и пораженным и эвакуация   |                     |          |
|   | их в безопасные места              |                     |          |
|---|------------------------------------|---------------------|----------|
|4  | Применение приборов радиационной и | Практическое занятие|2         |
|   | химической разведки, контроля      |                     |          |
|   | радиоактивного заражения и         |                     |          |
|   | облучения, а также средств         |                     |          |
|   | индивидуальной защиты              |                     |          |
|---|------------------------------------|---------------------|----------|
|5  | Меры безопасности при проведении   | Практическое занятие|2         |
|   | АСДНР                              |                     |          |
|---|------------------------------------|---------------------|----------|
|6  | Действия личного состава нештатных | Практическое занятие|4         |
|   | аварийно-спасательных формирований |                     |          |
|   | при проведении специальной         |                     |          |
|   | обработки                          |                     |          |
|---|------------------------------------|---------------------|----------|
|   | Итого:                             |                     |14        |
---------------------------------------------------------------------------

                  Содержание тем базовой подготовки

     Тема  N  1.  Действия  личного  состава  при приведении нештатных
аварийно-спасательных формирований в готовность.
     Предназначение  формирования и функциональные обязанности личного
состава.  Понятие  о  готовности формирований, порядок их приведения в
готовность.   Порядок   оповещения,  получения  табельного  имущества,
подгонки средств индивидуальной защиты и выдвижения в район сбора.
     Мероприятия,  проводимые  в  целях повышения готовности нештатных
АСФ.
     Действия личного состава при практическом приведении формирований
в готовность.
     Тема N   2.   Действия   личного  состава  нештатных  аварийно  -
спасательных формирований при выдвижении в район  выполнения  АСДНР  и
подготовке к выполнению задач.
     Уточнение  задач личному составу, порядок выдвижения формирования
в  район  выполнения  АСДНР.  Маршруты, рубежи (пункты) регулирования,
порядок построения и выдвижения колонн. Организация и ведение разведки
местности и очагов поражения.
     Защита  личного  состава формирования на маршрутах выдвижения и в
ходе  АСДНР.  Подготовка  техники, приборов и инструмента к проведению
АСДНР.
     Порядок всестороннего обеспечения формирований при выдвижении и в
районах выполнения АСДНР. Организация взаимодействия с подразделениями
войск  ГО,  других  войск  и формирований, привлекаемых для выполнения
АСДНР.
     Перегруппировка  сил  и  уточнение  задач  на  проведение АСДНР в
других районах (очагах поражения).
     Тема N 3. Оказание первой медицинской помощи раненым и пораженным
и эвакуация их в безопасные места.
     Средства оказания первой медицинской помощи и правила пользования
ими.  Приемы  и  способы остановки кровотечений и наложения повязок на
раны.   Основные   правила  оказания  первой  медицинской  помощи  при
переломах,  вывихах  и  ушибах. Оказание первой медицинской помощи при
ожогах  (термических и химических). Оказание первой медицинской помощи
при шоке, обмороке, поражении электрическим током, обморожении.
     Первая   медицинская   помощь   при   отравлениях   и  поражениях
отравляющими   веществами.   Методы   элементарной   сердечно-легочной
реанимации. Проведение искусственного дыхания и массажа сердца.
     Особенности  оказания  медицинской помощи при извлечении людей из
завалов.
     Порядок  и  способы  эвакуации  раненых и пораженных в безопасные
места, в том числе с использованием подручных средств.
     Тема N 4. Применение приборов радиационной и химической разведки,
контроля   радиоактивного  заражения  и  облучения,  а  также  средств
индивидуальной защиты.
     Приборы  радиационной разведки, их назначение и общее устройство,
порядок  подготовки приборов к работе и проверка их работоспособности.
Определение  уровней  радиации  на  местности и степени радиоактивного
заражения различных поверхностей.
     Комплекты   индивидуальных  дозиметров,  их  назначение  и  общее
устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний.
     Организация      радиационного      контроля      в     нештатных
аварийно-спасательных   формированиях,   групповой   и  индивидуальный
контроль. Порядок выдачи индивидуальных дозиметров и снятия показаний.
Ведение  журнала  учета  доз  облучения личного состава. Представление
донесения  (информации) вышестоящему руководителю (начальнику) о дозах
облучения личного состава, допустимые дозы облучения.
     Назначение  и  общее  устройство  приборов  химической  разведки,
подготовка   приборов   к  работе,  определение  типа  и  концентрации
отравляющих  веществ  (ОВ) в воздухе, на местности, технике, в почве и
сыпучих материалах. Особенности определения ОВ зимой.
     Универсальный  газоанализатор.  Назначение,  устройство и порядок
работы при определении АХОВ (изучается при наличии на объекте).
     Классификация   средств   индивидуальной   защиты,   порядок   их
использования, хранения и поддержания в готовности к выполнению АСДНР.
Практическое  применение  средств индивидуальной защиты кожи и органов
дыхания.
     Примечание: занятия проводятся с применением технических средств,
имеющихся на оснащении формирований, согласно табелю оснащения.
     Тема N 5. Меры безопасности при проведении АСДНР.
     Необходимые  меры безопасности при проведении АСДНР на местности,
зараженной радиоактивными и отравляющими веществами, при работе вблизи
зданий  и сооружений, угрожающих обвалом, в задымленных и загазованных
помещениях,  на  электрических  сетях, при тушении нефтепродуктов, при
организации  работ  в  зонах  катастрофического затопления, в условиях
плохой видимости.
     Мероприятия  по обеспечению безопасности и защиты личного состава
формирований  при  действиях  в  зонах  разрушений,  завалов, пожаров,
заражения и катастрофического затопления.
     Тема N   6.   Действия   личного  состава  нештатных  аварийно  -
спасательных формирований при проведении специальной обработки.
     Сущность  и  способы  частичной  и  полной специальной обработки.
Понятие  о дезактивации, дегазации и дезинфекции, вещества и растворы,
применяемые для этих целей.
     Технические средства специальной обработки транспорта, сооружений
и  территорий,  продуктов  питания  и  воды,  одежды,  обуви,  средств
индивидуальной защиты. Специальная обработка персонала объектов.
     Действия  личного  состава при проведении частичной дезактивации,
дегазации  и  дезинфекции  техники,  приборов, средств защиты, одежды,
обуви.
     Меры   безопасности  при  проведении  дезактивации,  дегазации  и
дезинфекции  транспорта,  сооружений и территорий, продуктов питания и
воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.
     Последовательность   проведения  частичной  и  полной  санитарной
обработки  людей  при  заражении  отравляющими  и  аварийно  химически
опасными   веществами,   биологическими  средствами  и  радиоактивными
веществами, применение табельных и подручных средств.
Оглавление