ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ, ОСНАЩЕНИЮ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ (СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 5 сентября 2007 г. N 296-р (Д) В целях совершенствования организации проведения аварийно-спасательных работ и жизнеобеспечения должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, пострадавших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ведении военных действий или вследствие этих действий, и во исполнение Приказа ФТС России от 29 декабря 2006 г. N 1404 "Об утверждении плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, на 2007 год" обязываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по созданию, подготовке, оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - Методические рекомендации). 2. Начальников региональных таможенных управлений, таможен, руководителей учреждений, находящихся в ведении ФТС России, при создании, подготовке, оснащении нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. Первый заместитель Руководителя, генерал-лейтенант таможенной службы В.М.МАЛИНИН 5 сентября 2007 г. N 296-р Приложение к распоряжению ФТС России от 5 сентября 2007 года N 296-р МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ, ОСНАЩЕНИЮ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ (СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ Настоящие Методические рекомендации по созданию, подготовке, оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом Методических рекомендаций по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований, подготовленных Департаментом гражданской защиты МЧС России. Нештатные аварийно-спасательные формирования таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России (далее - таможенные органы), могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения гражданской обороны, а также по предотвращению или локализации чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии такой угрозы и начать аварийно-спасательные и другие неотложные работы еще до прибытия основных сил. При определении количества нештатных аварийно-спасательных формирований учитывается прогнозируемая обстановка, которая может сложиться в таможенном органе (на территории) в мирное и военное время. При этом формирования должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются начальником таможенного органа с учетом настоящих Методических рекомендаций, исходя из задач гражданской обороны, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации. 1. Создание и функционирование нештатных аварийно-спасательных формирований Общие положения Правовую основу создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 (зарегистрирован Минюстом России 19 января 2006 г., рег. N 7383). Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом схем организации создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям). В зависимости от конкретных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования. Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с нормами положенности (оснащения) нештатных аварийно-спасательных формирований таможенных органов Российской Федерации военно-техническим имуществом и имуществом гражданской обороны (приложение N 2 к Приказу ФТС России от 23 мая 2006 г. N 461). Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются: проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение должностных лиц таможенного органа, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); санитарная обработка должностных лиц таможенного органа, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения должностных лиц таможенного органа; обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, медицинского, автотранспортного обеспечения. Таможенные органы, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования: разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований; поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению. При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности имеющихся в таможенном органе ремонтных, автомобильных, медицинских и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7 - 10% от штатной численности должностных лиц таможенного органа. Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, в военное время - 6 часов. Виды нештатных аварийно-спасательных формирований Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются: по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; по предназначению: радиационного, химического наблюдения и разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной и химической защиты. Формирования таможенных органов предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех таможенных органах, при которых они созданы, и подчиняются их начальникам. Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением. Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно. Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет должностных лиц таможенного органа. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). Зачисление должностных лиц в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится начальником по приказу таможенного органа. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, правовыми актами таможенных органов, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает: обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований; обучение личного состава в таможенном органе в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям); участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в таможенном органе планируется и проводится в рабочее время в объеме 14 часов. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение). Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия. Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах - начальники структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен: - знать: характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них; особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе); предназначение формирования и функциональные обязанности; порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность; место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ; назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования; порядок проведения санитарной обработки личного состава, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий; - уметь: выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ; поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальную технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы; оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места; работать на штатных средствах связи; незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации, принимать меры по ее локализации и ликвидации. Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи. Готовность нештатных аварийно-спасательных формирований проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях. В том числе проверяются: реальность расчетов по созданию формирований; готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению; соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач; обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию; время сбора формирований, их выхода в район сосредоточения и к объектам проведения работ. 2. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ с участием нештатных аварийно-спасательных формирований Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в военное и мирное время является одной из основных задач сил гражданской обороны, включая нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы. Все участники АСДНР должны четко представлять общую задачу проводимых работ и свою роль при их выполнении. Участие нештатных аварийно-спасательных формирований в выполнении и обеспечении АСДНР осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по решению должностных лиц, ответственных за организацию и проведение АСДНР и ликвидацию ЧС на таможенном органе. Содержание аварийно-спасательных работ: ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков работ; локализация и тушение пожаров на участках работ и путях выдвижения к ним; розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей; подача воздуха в заваленные защитные сооружения; оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения; санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды. Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники. Действия руководителей и личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований по приведению формирований в готовность Успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зависит прежде всего от своевременных и квалифицированных действий руководителей и личного состава формирований, участвующих в АСДНР, их готовности решать конкретную задачу в экстремальных условиях. Командир формирования является прямым начальником всего личного состава формирования и несет ответственность за специальную и морально-психологическую подготовку подчиненных. Командир формирования обязан: знать структуру формирования, его задачи и возможности, порядок комплектования личным составом, автотранспортом, техникой и всеми видами имущества; знать уровень подготовки, моральные и деловые качества подчиненных, а также уровень подготовки каждого подразделения формирования; постоянно совершенствовать свои знания по гражданской обороне, организовывать и проводить занятия с личным составом по общей и специальной подготовке; руководить работой формирования и постоянно поддерживать взаимодействие с другими формированиями при проведении АСДНР; решительно добиваться выполнения поставленных задач, проявлять инициативу и, в случае необходимости, самостоятельно принимать решения в соответствии с обстановкой, не ожидая указаний старших начальников; заботиться об обеспечении личного состава формирования средствами защиты, следить за соблюдением мер безопасности при работе с техникой, при совершении марша, при проведении работ, а также своевременно принимать меры защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации; иметь сведения о списочном составе формирования, а также о наличии и состоянии техники, горючего и иных материальных средств; организовывать материальное и техническое обеспечение формирования. Командир формирования и его заместители (помощники) обязаны также знать: возможные участки работ и маршруты движения к ним; характер застройки района и возможных участков работ; места нахождения защитных сооружений, их вместимость и техническую характеристику, а также пути подхода к ним при разрушении зданий и образовании завалов; производственные особенности объекта, характер возможных АСДНР; расположение коммунально-энергетических сетей и сооружений на участке работ и прилегающей территории; другие данные, содержащиеся в паспорте безопасности таможенного органа. Командир формирования и его группа управления (помощники) заблаговременно разрабатывают план приведения формирования в готовность. В плане предусматривается: порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время; место и сроки сбора личного состава, выдачи табельного имущества и других материальных средств; порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ; порядок управления формированием в периоды сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ; организация комендантской службы; порядок материального и технического обеспечения. Действия руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований при организации выполнения АСДНР Порядок работы командира формирования после получения задачи зависит от условий обстановки, характера задач, поставленных старшим начальником, и наличия времени. Получив задачу, командир формирования уясняет ее, отдает предварительные указания, производит расчет времени, оценивает обстановку, организует взаимодействие, обеспечение, управление. После принятия решения командир формирования отдает приказ, в котором отражаются: оценка обстановки на участке работ, замысел действий, задачи подчиненным подразделениям (командам, группам, звеньям). В приказе при постановке задач подразделениям, входящим в состав формирования, командир указывает: спасательным подразделениям - средства усиления, участок розыска пораженных, порядок оказания им первой медицинской помощи и выноса к местам погрузки, места погрузки пораженных на транспорт, места локализации аварий, маршрут и порядок движения; подразделениям механизации работ - усиление личным составом, где и к какому времени устроить проезды и проходы, маршрут и порядок движения; пожарным подразделениям - объекты и способы локализации и тушения пожара; места развертывания противопожарных средств и забора воды; маршрут и порядок движения; санитарным подразделениям - место развертывания медпункта, участок проведения работ по розыску и оказанию медицинской помощи пораженным, порядок подготовки и эвакуации пораженных, места оказания первой врачебной помощи и временной госпитализации нетранспортабельных больных, маршрут и порядок движения. При постановке задач командир указывает также: места расположения медицинских пунктов; пути и порядок эвакуации пораженных; допустимые дозы радиоактивного облучения личного состава; время начала и окончания работ; свое место расположения и своих заместителей; сигналы оповещения и порядок действия по ним; организацию взаимодействия и материально-технического обеспечения. Всем подразделениям, входящим в состав формирования, ставятся задачи в соответствии с их предназначением. Задачи ставятся в первую очередь тем подразделениям, которые решают главные задачи, начинают действовать первыми или которым требуется больше времени на подготовку. Взаимодействие организуется командиром прежде всего в интересах подразделений, решающих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех подразделений формирования по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения и во взаимной помощи при выполнении поставленных задач. Особое место в работе командира формирования в очаге поражения занимает определение очередности работ. Помня о том, что главным в АСДНР является спасение людей, командир формирования в первую очередь организует работы по устройству проездов и проходов к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям, где могут находиться пострадавшие, а также к местам аварий, без ликвидации которых затруднено и даже невозможно проведение АСДНР. После вывода формирования из очага поражения, при необходимости, проводится специальная обработка и восстановление его готовности к дальнейшим действиям, заменяются или ремонтируются средства индивидуальной защиты, приборы, проводится техническое обслуживание машин, пополняются израсходованные материальные средства. Формирование готовится к выполнению последующих задач. Начальник Главного управления тылового обеспечения С.Г.КОМЛИЧЕНКО Приложение N 1 к Методическим рекомендациям по созданию, подготовке, оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЗДАВАЕМЫХ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СВОДНОЙ КОМАНДЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ---------------------------------------------------------------------- | ---------- | | |Командир| | | | группы | | | ---------- | | | | | ГРУППЫ | | --------------------------------------------- | | | | | | | -------------- --------------- ----------------- | | |спасательная| | механизации | |противопожарная| | | -------------- --------------- ----------------- | | | | | | | | звенья | | | | | | | | -------------- --------------- ----------------- | | | |- | |- | |- | | --------------|- ---------------|- -----------------| | | --------------|- ---------------| ----------------- | | --------------| --------------- | | -------------- | | спасательное - 2 аварийно-техническое пожаротушения - 2 | | связи и разведки погрузочное | | медицинское электротехническое | ---------------------------------------------------------------------- СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СВОДНОЙ ГРУППЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ---------------------------------------------------------------------- | ---------- | | |Командир| | | | группы | | | ---------- | | | | | звенья | | --------------------------------------------- | | | | | | | | -------------- ------------- ------------- --------------- | | |спасательная| |медицинское| |механизации| |пожаротушения| | | -------------- ------------- ------------- --------------- | ---------------------------------------------------------------------- СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ---------------------------------------------------------------------- | ---------- | | ------------------|Командир|----------------- | | звено управления | группы | сандружина | | и разведки ---------- | | | | группы | | | --------- спасательные ---------- | | | | | | | | | --------- ------------- ---------- | | | |- | | | ||- | | -------------|| | | -------------| | | ------------- | | звенья | | спасательные | | | | | ----------- | | | |- | | | || | | -----------| | | ----------- | ---------------------------------------------------------------------- СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ---------------------------------------------------------------------- | А) противопожарной группы Б) противопожарного звена | | | | ------------ ---------------- | | | Командир | |Командир звена| | | | группы | ---------------- | | ------------ | | | звенья | | | пожаротушения | | | | | | | -------- ---------- | | | |- пожарный | | --------|- водитель | | --------| моторист | | -------- | ---------------------------------------------------------------------- СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СПАСАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ---------------------------------------------------------------------- | ---------- | | |Командир| | | | группы | | | ---------- | | | | | звенья | | ------------------------------------------ | | | | | | | ------------------ -------------- ----------------- | | |разведывательное| |спасательное| | санитарное | | | ------------------ -------------- ----------------- | | | | СХЕМА | | ОРГАНИЗАЦИИ | | | | А) группы РХБ разведки Б) поста РХБ разведки | | | | ------------ ----------------- | | | Командир | |Начальник поста| | | | группы | ----------------- | | ------------ | | | звенья | | | разведывательные | | | | | | | -------- ---------- | | | |- химик-разведчик | | --------|- | | --------| | | -------- | ---------------------------------------------------------------------- СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ---------------------------------------------------------------------- | А) группы связи Б) звена связи | | | | ------------ ---------------- | | | Командир | |Командир звена| | | | группы | ---------------- | | ------------ | | | звенья | | | ------------------------- --------------- | | | | | радист | | ----- ----- ----- телефонист | | | | | | | | водитель-связной | | ----- ----- ----- | | радиосвязи телефонное оповещения | ---------------------------------------------------------------------- СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ---------------------------------------------------------------------- | ------------ | | | Командир | | | | группы | | | ------------ | | звенья | | ---------------------------------------------- | | | | | | | ------ ------- ------ | | | | | | | | | | ------ ------- ------ | | охраны патрульно-постовое регулирования и КПП | ---------------------------------------------------------------------- СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ ПОДВИЖНОГО ПУНКТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ---------------------------------------------------------------------- | ------------ ------------- | | | Командир |---| Кладовщик | | | | группы | ------------- | | ------------ | | звенья | | фасовки и раздачи сухих пайков | | | | | ---------- | | | |- | | ----------|- | | ----------| | | ---------- | ---------------------------------------------------------------------- Примечание: в состав нештатных аварийно-спасательных формирований может включаться от 7 до 10% численности должностных лиц таможенного органа. Приложение N 2 к Методическим рекомендациям по созданию, подготовке, оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И РАСЧЕТ ЧАСОВ --------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование тем | Вид занятия | Кол-во | |тем| | | часов | |---|------------------------------------|---------------------|----------| |1 | Действия личного состава при | Тактико-специальное |2 | | | приведении нештатных аварийно- | занятие | | | | спасательных формирований в | | | | | готовность | | | |---|------------------------------------|---------------------|----------| |2 | Действия личного состава нештатных | Тактико-специальное |2 | | | аварийно-спасательных формирований | занятие | | | | при выдвижении в район выполнения | | | | | АСДНР и подготовке к выполнению | | | | | задач | | | |---|------------------------------------|---------------------|----------| |3 | Оказание первой медицинской помощи | Практическое занятие|2 | | | раненым и пораженным и эвакуация | | | | | их в безопасные места | | | |---|------------------------------------|---------------------|----------| |4 | Применение приборов радиационной и | Практическое занятие|2 | | | химической разведки, контроля | | | | | радиоактивного заражения и | | | | | облучения, а также средств | | | | | индивидуальной защиты | | | |---|------------------------------------|---------------------|----------| |5 | Меры безопасности при проведении | Практическое занятие|2 | | | АСДНР | | | |---|------------------------------------|---------------------|----------| |6 | Действия личного состава нештатных | Практическое занятие|4 | | | аварийно-спасательных формирований | | | | | при проведении специальной | | | | | обработки | | | |---|------------------------------------|---------------------|----------| | | Итого: | |14 | --------------------------------------------------------------------------- Содержание тем базовой подготовки Тема N 1. Действия личного состава при приведении нештатных аварийно-спасательных формирований в готовность. Предназначение формирования и функциональные обязанности личного состава. Понятие о готовности формирований, порядок их приведения в готовность. Порядок оповещения, получения табельного имущества, подгонки средств индивидуальной защиты и выдвижения в район сбора. Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности нештатных АСФ. Действия личного состава при практическом приведении формирований в готовность. Тема N 2. Действия личного состава нештатных аварийно - спасательных формирований при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач. Уточнение задач личному составу, порядок выдвижения формирования в район выполнения АСДНР. Маршруты, рубежи (пункты) регулирования, порядок построения и выдвижения колонн. Организация и ведение разведки местности и очагов поражения. Защита личного состава формирования на маршрутах выдвижения и в ходе АСДНР. Подготовка техники, приборов и инструмента к проведению АСДНР. Порядок всестороннего обеспечения формирований при выдвижении и в районах выполнения АСДНР. Организация взаимодействия с подразделениями войск ГО, других войск и формирований, привлекаемых для выполнения АСДНР. Перегруппировка сил и уточнение задач на проведение АСДНР в других районах (очагах поражения). Тема N 3. Оказание первой медицинской помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места. Средства оказания первой медицинской помощи и правила пользования ими. Приемы и способы остановки кровотечений и наложения повязок на раны. Основные правила оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах и ушибах. Оказание первой медицинской помощи при ожогах (термических и химических). Оказание первой медицинской помощи при шоке, обмороке, поражении электрическим током, обморожении. Первая медицинская помощь при отравлениях и поражениях отравляющими веществами. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации. Проведение искусственного дыхания и массажа сердца. Особенности оказания медицинской помощи при извлечении людей из завалов. Порядок и способы эвакуации раненых и пораженных в безопасные места, в том числе с использованием подручных средств. Тема N 4. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты. Приборы радиационной разведки, их назначение и общее устройство, порядок подготовки приборов к работе и проверка их работоспособности. Определение уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей. Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение и общее устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний. Организация радиационного контроля в нештатных аварийно-спасательных формированиях, групповой и индивидуальный контроль. Порядок выдачи индивидуальных дозиметров и снятия показаний. Ведение журнала учета доз облучения личного состава. Представление донесения (информации) вышестоящему руководителю (начальнику) о дозах облучения личного состава, допустимые дозы облучения. Назначение и общее устройство приборов химической разведки, подготовка приборов к работе, определение типа и концентрации отравляющих веществ (ОВ) в воздухе, на местности, технике, в почве и сыпучих материалах. Особенности определения ОВ зимой. Универсальный газоанализатор. Назначение, устройство и порядок работы при определении АХОВ (изучается при наличии на объекте). Классификация средств индивидуальной защиты, порядок их использования, хранения и поддержания в готовности к выполнению АСДНР. Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания. Примечание: занятия проводятся с применением технических средств, имеющихся на оснащении формирований, согласно табелю оснащения. Тема N 5. Меры безопасности при проведении АСДНР. Необходимые меры безопасности при проведении АСДНР на местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веществами, при работе вблизи зданий и сооружений, угрожающих обвалом, в задымленных и загазованных помещениях, на электрических сетях, при тушении нефтепродуктов, при организации работ в зонах катастрофического затопления, в условиях плохой видимости. Мероприятия по обеспечению безопасности и защиты личного состава формирований при действиях в зонах разрушений, завалов, пожаров, заражения и катастрофического затопления. Тема N 6. Действия личного состава нештатных аварийно - спасательных формирований при проведении специальной обработки. Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции, вещества и растворы, применяемые для этих целей. Технические средства специальной обработки транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты. Специальная обработка персонала объектов. Действия личного состава при проведении частичной дезактивации, дегазации и дезинфекции техники, приборов, средств защиты, одежды, обуви. Меры безопасности при проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты. Последовательность проведения частичной и полной санитарной обработки людей при заражении отравляющими и аварийно химически опасными веществами, биологическими средствами и радиоактивными веществами, применение табельных и подручных средств. |