ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМИ ВОЗЛОЖЕНО НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ. Приказ. Федеральная служба по финансовым рынкам. 13.11.07 07-108/ПЗ-Н

Оглавление

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
           О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
       КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМИ ВОЗЛОЖЕНО НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ
                     СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

                                ПРИКАЗ

               ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

                          13 ноября 2007 г.
                            N 07-108/пз-н

                                 (Д)


     В  соответствии  с  пунктом  6  статьи  44 Федерального закона от
22.04.1996  N  39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства
Российской  Федерации,  1996,  N  17,  ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857;
1999,  N  28,  ст.  3472;  2001, N 33, ст. 3424; 2002, N 52, ст. 5141;
2004,  N  27, ст. 2711; N 31, ст. 3225; 2005, N 11, ст. 900; N 25, ст.
2426;  2006, N 1, ст. 5; N 2, ст. 172; N 17, ст. 1780; N 31, ст. 3437;
N  43,  ст. 4412; 2007, N 1, ст. 45, N 22, ст. 2563, N 18, ст. 2117) и
пунктом  5.3.6  Положения  о  Федеральной службе по финансовым рынкам,
утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
30.06.2004  N  317  (Собрание  законодательства  Российской Федерации,
2004,  N  27,  ст. 2780; 2005, N 33, ст. 3429; 2006, N 13, ст. 1406, N
52, ст. 5587; 2007, N 12, ст. 1417), приказываю:
     1.   Утвердить   прилагаемое   Положение  о  проведении  проверок
организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на
Федеральную службу по финансовым рынкам.
     2. Признать утратившим силу  Приказ  ФСФР  России  от  13.09.2007
N 07-94/пз-н  "Об утверждении Порядка проведения проверок организаций,
осуществление контроля и надзора за которыми возложено на  Федеральную
службу   по   финансовым   рынкам"  (зарегистрирован  Минюстом  России
10.10.2007,  регистрационный  N  10300)  с  даты  вступления  в   силу
настоящего Приказа.
     3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 марта 2008 года.
     4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель
                                                         В.Д.МИЛОВИДОВ
13 ноября 2007 г.
N 07-108/пз-н

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
18 декабря 2007 г.
N 10761



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                  Приказом ФСФР России
                                                от 13 ноября 2007 года
                                                         N 07-108/пз-н

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                  О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ,
        ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМИ ВОЗЛОЖЕНО
              НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

                          1. Общие положения

     1.1.  Настоящее  Положение  устанавливает требования к проведению
проверок   эмитентов,  акционерных  инвестиционных  фондов,  субъектов
отношений   по   формированию   и  инвестированию  средств  пенсионных
накоплений,  субъектов  отношений  по  негосударственному  пенсионному
обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному
пенсионному  страхованию,  ипотечных  агентов,  управляющих  ипотечным
покрытием   и  специализированных  депозитариев  ипотечного  покрытия,
профессиональных  участников  рынка ценных бумаг, управляющих компаний
акционерных  инвестиционных  фондов,  паевых  инвестиционных  фондов и
негосударственных  пенсионных  фондов, специализированных депозитариев
инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных
пенсионных   фондов   и  иных  лицензируемых  Федеральной  службой  по
финансовым  рынкам  (далее  - ФСФР России) организаций, бюро кредитных
историй  и  жилищных  накопительных  кооперативов, их саморегулируемых
организаций (далее - организаций), осуществление контроля и надзора за
которыми  возложено  на  ФСФР  России,  а  также  определяет  права  и
обязанности  инспекторов  ФСФР  России,  территориальных  органов ФСФР
России (далее - РО ФСФР России), уполномоченных работников федеральных
органов     исполнительной     власти,    уполномоченных    работников
саморегулируемых  организаций и проверяемых организаций при проведении
проверок.
     1.2.  Порядок  проведения  проверок  установлен  Административным
регламентом  по  исполнению  Федеральной  службой по финансовым рынкам
государственной функции контроля и надзора, утвержденным Приказом ФСФР
России  от  13.11.2007  N 07-107/пз-н (зарегистрирован Минюстом России
14.12.2007, регистрационный N 10706).
     Проверки организаций проводятся работниками ФСФР России и РО ФСФР
России самостоятельно, а также совместно с уполномоченными работниками
федеральных органов исполнительной власти (далее - инспекторы).
     К  проведению  плановых выездных проверок организаций, являющихся
членами саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка
ценных  бумаг  или  саморегулируемых  организаций управляющих компаний
(далее  -  саморегулируемые  организации), привлекаются уполномоченные
работники соответствующих саморегулируемых организаций.
     1.3. ФСФР России (РО ФСФР России) проводит выездные и камеральные
проверки.  Выездные  проверки  могут  быть плановыми и внеплановыми, а
также совместными.
     1.3.1.   Под  плановой  выездной  проверкой  понимается  проверка
деятельности  организации,  проводимая  группой  инспекторов  по месту
нахождения  и/или  ведения деятельности организации, включенная в план
выездных проверок ФСФР России.
     1.3.2.  Выездная  проверка  организации,  не  включенная  в  план
выездных проверок ФСФР России, является внеплановой.
     Внеплановая  выездная  проверка проводится группой инспекторов по
месту  нахождения и/или ведения деятельности организации и назначается
с  целью  проверки  исполнения  предписаний  об  устранении выявленных
нарушений,  исполнения  требования  законодательства  о  защите прав и
законных   интересов  инвесторов  на  рынке  ценных  бумаг,  в  случае
поступления  информации  от органов государственной власти о наличии в
деятельности   организации   нарушений   федеральных   законов,   иных
нормативных  правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за
соблюдением  которых  входит  в  компетенцию  ФСФР  России, и в случае
получения    от   физических   и/или   юридических   лиц   информации,
подтвержденной  документами,  свидетельствующими  о  наличии признаков
нарушений  прав  и  законных  интересов  граждан,  юридических  лиц  и
индивидуальных  предпринимателей и/или признаков нарушений федеральных
законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
     Внеплановая выездная проверка эмитента в виде наблюдения на общем
собрании   акционеров   (далее   -  наблюдение)  проводится  по  месту
проведения  общего  собрания  акционеров  и  назначается  для проверки
исполнения   эмитентом   требований  законодательства  об  акционерных
обществах   при   подготовке,  созыве  и  проведении  общего  собрания
акционеров,  законодательства  о  защите  прав  и  законных  интересов
инвесторов  на  рынке  ценных  бумаг  или  в случае поступления в ФСФР
России   (РО   ФСФР  России)  жалоб,  обращений,  заявлений  или  иной
информации, содержащей сведения о возможном нарушении законодательства
Российской  Федерации  и/или  прав  и законных интересов инвесторов на
рынке  ценных  бумаг  при  подготовке  и  проведении  общего  собрания
акционеров эмитента.
     1.3.3.  Совместная  выездная проверка предусматривает включение в
состав  группы  инспекторов  по  согласованию  с федеральными органами
исполнительной власти уполномоченных ими работников.
     1.3.4. Камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами)
по  месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) посредством изучения
имеющихся   и   представленных   организацией  и  другими  лицами  или
государственными органами документов и сведений.
     Камеральная  проверка  может назначаться при получении сведений о
возможных  нарушениях  федеральных  законов, иных нормативных правовых
актов  Российской  Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых
входит в компетенцию ФСФР России (РО ФСФР России).
     1.3.5.  Отдельные  надзорные  мероприятия  ФСФР  России, а именно
проверка  сведений,  изложенных  в поступающих в ФСФР России жалобах и
обращениях   физических  и  юридических  лиц,  о  возможном  нарушении
организацией   законодательства  Российской  Федерации,  в  том  числе
нормативных  правовых  актов Российской Федерации, действующих в сфере
ее  деятельности, проводятся без назначения камеральной проверки путем
затребования у этой организации (и/или у иных поднадзорных ФСФР России
организаций,   связанных   с  деятельностью  проверяемой  организации)
необходимых   объяснений,   информации  и  документов,  относящихся  к
деятельности проверяемой организации.
     1.4. В случае возникновения при проведении проверки необходимости
получения  информации  о  деятельности  организации, связанной с иными
поднадзорными  ФСФР России организациями, ФСФР России (РО ФСФР России)
могут  быть  запрошены  у  этих  организаций  документы, относящиеся к
деятельности проверяемой организации.
     1.5.   В  случае  выявления  при  проведении  проверки  нарушений
организацией   законодательства  Российской  Федерации,  в  том  числе
нормативных правовых актов, надзор за соблюдением которых не относится
к  компетенции  ФСФР  России,  материалы,  полученные  при  проведении
проверки,  в  срок  не  позднее 10 рабочих дней с даты выявления таких
нарушений направляются в соответствующий надзорный орган.

                 2. Права и обязанности руководителя
      группы инспекторов, инспекторов, уполномоченных работников
          саморегулируемых организаций, уполномоченного лица
                 организации при проведении проверки

     2.1.  Руководитель  группы  инспекторов в соответствии с приказом
ФСФР России (РО ФСФР России) о проведении выездной проверки:
     осуществляет   руководство   инспекторами,  а  также  координацию
деятельности  уполномоченных  работников  саморегулируемых организаций
при проведении проверки;
     организует подготовку инспекторов к проверке;
     распределяет обязанности между инспекторами;
     устанавливает порядок работы инспекторов;
     дает инспекторам указания, обязательные для исполнения;
     взаимодействует с должностными лицами проверяемой организации.
     2.2.     Инспекторы,    а    также    уполномоченные    работники
саморегулируемых    организаций    обязаны    сообщить   руководителю,
заместителю руководителя ФСФР России (РО ФСФР России) в соответствии с
распределением обязанностей о личной заинтересованности при исполнении
обязанностей  инспектора  или  при  участии  уполномоченного работника
саморегулируемой  организации  при  проведении проверки, которые могут
привести к конфликту интересов.
     2.3. Руководитель группы инспекторов обязан:
     2.3.1. ознакомить уполномоченное лицо организации с его правами и
обязанностями при проведении проверки;
     2.3.2.   выяснить  все  существенные  обстоятельства,  касающиеся
предмета проверки;
     2.3.3.  обеспечить  сохранность  и  возврат полученных оригиналов
документов, а также их рассмотрение на территории организации;
     2.3.4.  обеспечить  соблюдение инспекторами установленного режима
работы и условий функционирования организации;
     2.3.5.  обеспечить  охрану  конфиденциальности ставших известными
инспекторам   сведений,   связанных   с   деятельностью   организации,
составляющих  служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или
тайну связи.
     2.4. Инспектор вправе:
     2.4.1.  при  предъявлении  служебного удостоверения находиться на
территории,   в   административных   зданиях  и  служебных  помещениях
организации;
     2.4.2.    вносить,    выносить    и   пользоваться   собственными
организационно-техническими  средствами,  в  том  числе  компьютерами,
калькуляторами, телефонами;
     2.4.3.  требовать и получать все необходимые для достижения целей
проверки документы (справки, письменные объяснения и другие);
     2.4.4.  требовать  и  получать  копии документов в бумажном и/или
электронном  виде  и  после  надлежащего  их  оформления  приобщать  к
материалам проверки (письменные копии документов на бумажных носителях
должны  быть  сшиты,  пронумерованы,  подписаны уполномоченным лицом и
скреплены печатью организации);
     2.4.5.  требовать  и  получать  доступ  к информационным ресурсам
автоматизированных  систем, используемых в деятельности организации, в
режиме    "только    для   чтения",   документации   на   используемые
автоматизированные  системы, а также письменные или устные разъяснения
по вопросам, связанным с их разработкой, внедрением, стандартизацией и
эксплуатацией;
     2.4.6.  требовать  и  получать  устные  разъяснения  по  существу
проверяемых вопросов.
     2.5.   Уполномоченные   работники   саморегулируемых  организаций
вправе:
     2.5.1.  совместно  с  инспекторами  находиться  на  территории, в
административных зданиях и служебных помещениях организации;
     2.5.2.    вносить,    выносить    и   пользоваться   собственными
организационно-техническими  средствами,  в  том  числе  компьютерами,
калькуляторами, телефонами;
     2.5.3.  рекомендовать  инспекторам  истребовать  необходимые  для
достижения  целей  проверки документы (в том числе справки, письменные
объяснения  и  другие)  и  их  копии,  а  также  устные разъяснения по
существу проверяемых вопросов;
     2.5.4. получать от инспекторов копии документов (в бумажном и/или
электронном виде);
     2.5.5.     получать     доступ    к    информационным    ресурсам
автоматизированных  систем, используемых в деятельности организации, в
режиме    "только    для   чтения",   документации   на   используемые
автоматизированные системы;
     2.5.6. изучать полученные в ходе проведения проверки документы;
     2.5.7.  давать  инспекторам устные и письменные разъяснения и/или
заключения по существу проверяемых вопросов.
     2.6.   Уполномоченные   работники   саморегулируемых  организаций
обязаны:
     2.6.1. обеспечить охрану конфиденциальности ставших им известными
сведений,   связанных   с   деятельностью   организации,  составляющих
служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи;
     2.6.2. обеспечить охрану конфиденциальности сведений, связанных с
профессиональной  деятельностью  организации,  ставших им известными в
период подготовки к проверке и в ходе проведения проверки.
     2.7.  При  осуществлении  наблюдения требования пунктов 2.1 - 2.4
настоящего  Положения  применяются  к  инспекторам  с учетом следующих
особенностей:
     2.7.1.   Инспекторы  осуществляют  наблюдение  за  всеми  этапами
проведения  общего  собрания акционеров, при этом инспекторы не вправе
влиять  на ход его проведения, а также давать разъяснения по вопросам,
связанным   с  подготовкой,  созывом  и  проведением  общего  собрания
акционеров.
     2.7.2. Инспектор вправе:
     присутствовать   при   проверке  полномочий  и  регистрации  лиц,
участвующих  в  общем  собрании акционеров; определении кворума общего
собрания  акционеров;  голосовании  по  вопросам  повестки  дня общего
собрания  акционеров,  выносимым  на  голосование;  подсчете голосов и
подведении итогов голосования на общем собрании акционеров;
     требовать  и получать документы, связанные с подготовкой, созывом
и  проведением  общего  собрания акционеров, на котором осуществляется
наблюдение (справки, письменные объяснения и другие);
     требовать  и  получать копии документов, связанных с подготовкой,
созывом   и   проведением   общего  собрания  акционеров,  на  котором
осуществляется наблюдение (в том числе в электронном виде);
     требовать  и  получать  устные  разъяснения по существу вопросов,
связанных   с  подготовкой,  созывом  и  проведением  общего  собрания
акционеров, на котором осуществляется наблюдение.
     2.8.  При  проведении выездной проверки руководитель, должностные
лица   или   работники   проверяемой   организации,  ответственные  за
взаимодействие   с   инспекторами   (далее   -   уполномоченные   лица
организации), вправе:
     2.8.1.   знакомиться   со   своими   правами   и   обязанностями,
установленными настоящим Положением;
     2.8.2.  обжаловать  действия инспекторов руководителю ФСФР России
(РО ФСФР России);
     2.8.3.  знакомиться  с  актом выездной проверки, прилагать к нему
необходимые справки и письменные возражения.
     2.9.   Уполномоченные  лица  и  работники  организации,  а  также
работники   иных   организаций,  в  том  числе  осуществляющих  охрану
организации на основе договорных отношений, не вправе:
     2.9.1. проверять организационно-технические средства, находящиеся
в пользовании инспекторов и уполномоченных работников саморегулируемых
организаций,  изымать  и досматривать служебные и иные документы, вещи
или  лишать возможности использовать их при проведении проверки, кроме
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том
числе нормативными правовыми актами;
     2.9.2.  требовать  от  инспекторов  и  уполномоченных  работников
саморегулируемых организаций давать какие-либо устные и/или письменные
обязательства и объяснения;
     2.9.3.   предъявлять   инспекторам  и  уполномоченным  работникам
саморегулируемых   организаций  иные  требования,  не  предусмотренные
законодательством  Российской  Федерации,  в  том  числе  нормативными
правовыми актами и настоящим Положением.
     2.10.   При  проведении  выездной  проверки  уполномоченное  лицо
организации обязано содействовать проведению проверки, а именно:
     2.10.1.    организовать   по   требованию   руководителя   группы
инспекторов  встречу инспекторов с руководителем, главным бухгалтером,
контролером,    руководителями    основных    подразделений   (лицами,
исполняющими их обязанности) и иными работниками организации;
     2.10.2.  предоставить инспекторам на срок проведения проверки при
наличии   возможности  отдельное  изолированное  служебное  помещение,
обеспечивающее   сохранность   документов,  оборудованное  необходимой
мебелью,  компьютерами  (с  программным  обеспечением, согласованным с
руководителем    группы    инспекторов),   организационно-техническими
средствами, в том числе средствами связи;
     2.10.3.  предоставлять  по  письменному  требованию  инспектора в
установленный  им  срок  необходимые документы, в том числе внутренние
документы   организации,   документы   внутреннего   учета,  документы
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
     2.10.4.  предоставлять  по  письменному  требованию  инспектора в
установленный   им   срок   справки  и  письменные  объяснения,  копии
документов  (в  том  числе в электронном виде) в запрашиваемом формате
(при  необходимости  с приложением комплекса программного обеспечения)
для  работы с указанными документами в режиме "только для чтения", при
этом  письменные  копии  документов  на бумажных носителях должны быть
сшиты,   пронумерованы,  подписаны  уполномоченным  лицом  и  заверены
печатью организации;
     2.10.5. давать устные разъяснения по существу вопросов;
     2.10.6. обеспечивать предоставление достоверной информации;
     2.10.7. оказывать иное содействие инспекторам.
     2.11. В случае если по требованию инспектора документы (их копии)
не  могут быть предоставлены в установленный им срок либо отсутствуют,
уполномоченное  лицо  организации  должно  до  истечения  такого срока
предоставить руководителю группы инспекторов письменное мотивированное
объяснение о причинах неисполнения требования.
     2.12.  При осуществлении наблюдения требования пунктов 2.9 - 2.11
настоящего Порядка применяются к уполномоченным лицам эмитента, лицам,
осуществляющим  функции счетной комиссии на общем собрании акционеров,
а  также  лицам,  созывающим  внеочередное  общее собрание акционеров,
обладающим  в  соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации  полномочиями,  необходимыми  для созыва и проведения общего
собрания акционеров.
     2.13.    При    проведении    выездной   проверки   обособленного
подразделения    организации   требования,   установленные   настоящим
Положением   в  отношении  организации,  применяются  к  обособленному
подразделению.

        3. Результаты и решения по итогам проведения проверки

     3.1.  По  результатам  выездной проверки организации инспекторами
составляется акт выездной проверки.
     3.2. По итогам наблюдения составляется отчет в одном экземпляре о
наблюдении на общем собрании акционеров эмитента (далее - отчет).
     3.3. По результатам камеральной проверки инспектором, проводившим
камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки.
     3.4.  ФСФР  России  (РО  ФСФР России) по результатам рассмотрения
акта выездной проверки с учетом представленных организацией возражений
и  замечаний  по  акту выездной проверки или акта камеральной проверки
принимает решение в отношении организации.
     По   результатам   проведенной   проверки  принимаются  следующие
решения:
     - о  направлении  организации предписания об устранении нарушений
законодательства  и/или  о  принятии  мер, направленных на недопущение
подобных нарушений впредь;
     - о  направлении предписания о запрете или ограничении проведения
организацией отдельных операций на рынке ценных бумаг;
     - о приостановлении действия лицензии профессионального участника
рынка ценных бумаг, выданной организации;
     - об  аннулировании  лицензии  профессионального  участника рынка
ценных бумаг, выданной организации;
     - об   обращении   в   суд   с   заявлением  об  административном
приостановлении   действия   или   аннулировании   лицензии,  выданной
организации, осуществляющей:
     деятельность инвестиционного фонда,
     деятельность   по  управлению  инвестиционными  фондами,  паевыми
инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами,
     деятельность   специализированного   депозитария   инвестиционных
фондов,  паевых  инвестиционных  фондов и негосударственных пенсионных
фондов,
     деятельность  негосударственного пенсионного фонда по пенсионному
обеспечению и пенсионному страхованию;
     - об  обращении  в  суд с заявлением об исключении бюро кредитных
историй из государственного реестра бюро кредитных историй;
     - о   направлении   предписания  о  приостановлении  деятельности
жилищного накопительного кооператива;
     - об   обращении  в  суд  с  заявлением  о  ликвидации  жилищного
накопительного кооператива.
     Решение  принимается в форме приказа, предписания или обращения в
суд.
Оглавление