ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРИОБРЕЛ В СОБСТВЕННОСТЬ НЕСКОЛЬКО НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ. В КАКОМ ПОРЯДКЕ ОН ДОЛЖЕН УПЛАЧИВАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ С ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРИОБРЕТЕННОМУ ОБЪЕКТУ НЕДВИЖИМОСТИ? КАК ДОЛЖЕН ДЕЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 11.12.07 03-05-07-02/111

              ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРИОБРЕЛ В
             СОБСТВЕННОСТЬ НЕСКОЛЬКО НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В
           МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ. В КАКОМ ПОРЯДКЕ ОН ДОЛЖЕН
           УПЛАЧИВАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ С ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,
        СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРИОБРЕТЕННОМУ ОБЪЕКТУ НЕДВИЖИМОСТИ?
        КАК ДОЛЖЕН ДЕЙСТВОВАТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ
           В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ ОТСУТСТВУЮТ
               СВЕДЕНИЯ ОБ УКАЗАННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          11 декабря 2007 г.
                          N 03-05-07-02/111

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
     В    соответствии    со    ст.    388   Налогового   кодекса   РФ
налогоплательщиками   земельного   налога   признаются,  в  частности,
организации,  обладающие  земельными участками на праве собственности,
праве  постоянного  (бессрочного)  пользования  или праве пожизненного
наследуемого  владения.  При  этом  налогоплательщиками  не признаются
организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве
безвозмездного  срочного  пользования  или  переданных  им по договору
аренды.
     На  основании  п.  1  ст.  131  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  право  собственности  и  другие  вещные права на недвижимые
вещи,  ограничения  этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат  государственной регистрации в едином государственном реестре
органами,   осуществляющими   государственную   регистрацию   прав  на
недвижимость и сделок с ней.
     Таким образом, основанием для взимания земельного налога является
правоустанавливающий документ на земельный участок.
     Как  следует из письма, часть нежилых помещений в многоквартирном
доме принадлежит Вам на праве собственности. В связи с этим необходимо
учитывать  положения  жилищного законодательства Российской Федерации.
Так,  согласно  ст.  16  Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О
введении  в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный
участок,  на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в
состав  такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован
до  введения  в  действие  Жилищного  кодекса Российской Федерации и в
отношении   которого   проведен   государственный   кадастровый  учет,
переходит   бесплатно  в  общую  долевую  собственность  собственников
помещений в многоквартирном доме.
     В   случае   если   земельный  участок,  на  котором  расположены
многоквартирный  дом  и  иные  входящие  в  состав такого дома объекты
недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного
кодекса  Российской  Федерации,  на  основании решения общего собрания
собственников  помещений  в  многоквартирном доме любое уполномоченное
указанным  собранием  лицо  вправе обратиться в органы государственной
власти  или органы местного самоуправления с заявлением о формировании
земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
     С  момента  формирования  земельного  участка  и  проведения  его
государственного  кадастрового  учета  земельный  участок,  на котором
расположены  многоквартирный  дом и иные входящие в состав такого дома
объекты  недвижимого  имущества,  переходит  бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     Согласно  п.  1  ст.  36  Жилищного  кодекса Российской Федерации
собственникам  помещений  в  многоквартирном доме принадлежит на праве
общей  долевой  собственности  общее имущество в многоквартирном доме,
включающее  земельный  участок,  на  котором  расположен данный дом, с
элементами  озеленения  и  благоустройства  и иные предназначенные для
обслуживания,  эксплуатации  и  благоустройства  данного дома объекты,
расположенные на земельном участке.
     На  основании  п.  1  ст.  392 Кодекса налоговая база в отношении
земельных   участков,   находящихся  в  общей  долевой  собственности,
определяется    для    каждого   из   налогоплательщиков,   являющихся
собственниками  данного земельного участка, пропорционально его доле в
общей долевой собственности.
     Доля   в   праве   общей   собственности  на  общее  имущество  в
многоквартирном    доме    собственника    помещения   в   этом   доме
пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
     В  соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ  "О  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок  с  ним"  государственная  регистрация возникновения, перехода,
ограничения  (обременения)  или прекращения права на жилое или нежилое
помещение    в    многоквартирных    домах    одновременно    является
государственной  регистрацией  неразрывно связанного с ним права общей
долевой собственности на общее имущество.
     Таким  образом,  с  момента  формирования  земельного участка, на
котором   расположен   жилой   дом,   в   соответствии   с   земельным
законодательством     и    законодательством    о    градостроительной
деятельности,   а  также  присвоения  кадастрового  номера  указанному
земельному  участку  лицо  является  плательщиком  земельного налога в
отношении соответствующей доли земельного участка. При этом основанием
для   уплаты   земельного   налога   является  свидетельство  о  праве
собственности на нежилое помещение.
     В  соответствии  с  п.  3  ст.  391  Кодекса  налогоплательщики -
физические   лица,   являющиеся   индивидуальными   предпринимателями,
определяют   налоговую   базу  самостоятельно  в  отношении  земельных
участков,  используемых  ими  в  предпринимательской  деятельности, на
основании  сведений  государственного  земельного  кадастра  о  каждом
земельном  участке,  принадлежащем  им  на  праве  собственности.  Для
установления   кадастровой  стоимости  земельных  участков  проводится
государственная  кадастровая  оценка земель. При этом в соответствии с
п.  10  Правил  проведения  государственной кадастровой оценки земель,
утвержденных  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель
утверждаются   органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
     В  том случае, если результаты государственной кадастровой оценки
земель  по  состоянию  на  1  января календарного года не утверждены в
установленном  порядке  до  1  марта  этого  года, то в отношении этих
земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются
до    их   утверждения.   В   отношении   таких   земельных   участков
налогоплательщик  обязан  представить  в налоговые органы по истечении
налогового   (отчетного)   периода   "нулевую"   налоговую  декларацию
(налоговый расчет по авансовым платежам).
     После  утверждения результатов государственной кадастровой оценки
земель  по  состоянию  на 1 января соответствующего налогового периода
налогоплательщик обязан представить уточненную налоговую декларацию за
соответствующий   налоговый   период,  а  в  случае  если  кадастровая
стоимость   земельного   участка   доведена  до  налогоплательщика  до
окончания  срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал
календарного  года,  то  и  уточненные  налоговые расчеты по авансовым
платежам  по  налогу  за  первый и второй кварталы календарного года с
уплатой сумм авансовых платежей.
     Если  результаты  государственной  кадастровой  оценки  земель по
состоянию  на  1  января календарного года утверждены до 1 марта этого
года,  но  порядок  доведения кадастровой стоимости земельных участков
органами  местного  самоуправления  не  определен, то налогоплательщик
обязан  представить  в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию
(налоговый  расчет  по  авансовым  платежам). После утверждения такого
порядка  и  получения  сведений  о  кадастровой  стоимости  земельного
участка   налогоплательщик  обязан  представить  уточненную  налоговую
декларацию,  а  при условии, описанном в первом случае, - и уточненные
налоговые  расчеты  по авансовым платежам по налогу за первый и второй
кварталы календарного года.
     Одновременно    сообщаем,    что    если    информация   о   доли
налогоплательщика   в  праве  общей  долевой  собственности  на  общее
имущество    в    многоквартирном    доме    отсутствует   у   данного
налогоплательщика,   информацию   для   исчисления  земельного  налога
(авансовых   платежей   по   налогу)  о  размере  общего  имущества  в
многоквартирном доме и доли налогоплательщика в этом имуществе следует
запросить в органах БТИ и (или) организации, осуществляющей управление
многоквартирным  домом  в  соответствии  со  ст. 161 Жилищного кодекса
Российской Федерации.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
11 декабря 2007 г.
N 03-05-07-02/111