ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДИТ ЕДИНОВРЕМЕННОЕ НАЧИСЛЕНИЕ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД (НПФ) ВЗНОСОВ ЗА РАБОТНИКОВ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ИМИ ПЕНСИОННЫХ ОСНОВАНИЙ. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ВЗНОСОВ ПРОИЗВОДИТСЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНО НА СОЛИДАРНЫЙ СЧЕТ НПФ, А ЗАТЕМ НА ИМЕННОЙ ПЕНСИОННЫЙ СЧЕТ РАБОТНИКА. КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УКАЗАННЫХ ВЗНОСОВ ЕСН И ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ НА РАСХОДЫ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 20 декабря 2007 г. N 03-04-06-02/224 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам уплаты единого социального налога с сумм взносов в негосударственный пенсионный фонд по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников и отнесения указанных взносов на расходы для целей налогообложения налогом на прибыль организаций и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам. При этом п. 3 ст. 236 Кодекса предусмотрено, что указанные выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если данные выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы по единому социальному налогу налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса). Выплатами, уменьшающими или не уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, поименованные в гл. 25 Кодекса. Согласно п. 16 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации. В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам, в частности, негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов. Таким образом, суммы платежей (взносов) организации-работодателя по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, по нашему мнению, учитываются в составе ее расходов для целей налогообложения прибыли организаций только в том случае, если учет пенсионных взносов первоначально предусмотрен на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов. В случае если суммы взносов в негосударственный пенсионный фонд перечисляются организацией непосредственно на солидарный счет, указанные взносы не являются объектом обложения единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 236 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 20 декабря 2007 г. N 03-04-06-02/224 |