О РАЗМЕРЕ И ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ, ВЗИМАЕМОЙ ЗА ГОСРЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ДОЛЖНИКА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЯ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ, УЧАСТВУЮЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СТОРОН ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 02.10.2007 N 229-ФЗ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 29 декабря 2007 г. N 03-05-05-03/49 (Д) В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины (кто и за счет каких средств) за государственную регистрацию права собственности должника (организации или физического лица) на недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя Минфин России сообщает. Согласно п. 14 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон), вступающего в силу с 1 февраля 2008 г., судебному приставу-исполнителю в процессе исполнения требований исполнительных документов предоставлено право обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения государственной регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом. Частью 2 ст. 66 Федерального закона определены случаи, когда судебный пристав-исполнитель имеет право обращаться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право. В соответствии с ч. 6 данной статьи Федерального закона расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий, к которым относятся и расходы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию. Согласно ч. 1 ст. 116 Федерального закона расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются в первую очередь за счет денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника (ч. 4 ст. 110). Согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицам в размере 500 руб., юридическим лицам - в размере 7500 руб., федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления - в размере 100 руб. Пунктами 1, 5 и 8 ст. 45 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно ст. 26 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 1). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (п. 3). В соответствии со ст. 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица. Платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет его собственных средств. Учитывая изложенные нормы Федерального закона и Кодекса, за государственную регистрацию права собственности должника (организации или физического лица) на недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя, участвующего в исполнительном производстве в качестве представителя соответствующей организации или в качестве законного представителя сторон исполнительного производства, государственная пошлина может быть уплачена как за счет денежных средств плательщика (должника) - собственника недвижимого имущества, так и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в бюджете Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, средств взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, с последующим возмещением федеральному бюджету, взыскателю или иным лицам, понесшим указанные расходы. Размер государственной пошлины должен определяться в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса в зависимости от статуса должника (организации или физического лица). Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ 29 декабря 2007 г. N 03-05-05-03/49 |