О РАЗМЕРЕ И ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ, ВЗИМАЕМОЙ ЗА ГОСРЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ДОЛЖНИКА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЯ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ, УЧАСТВУЮЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СООТВЕТ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 29.12.07 03-05-05-03/49

           О РАЗМЕРЕ И ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ, ВЗИМАЕМОЙ
          ЗА ГОСРЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ДОЛЖНИКА НА
        НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЯ СУДЕБНОГО
         ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ, УЧАСТВУЮЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ
        ПРОИЗВОДСТВЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ
          ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
          СТОРОН ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СООТВЕТСТВИИ
             С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 02.10.2007 N 229-ФЗ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          29 декабря 2007 г.
                           N 03-05-05-03/49

                                 (Д)


     В  связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины (кто
и   за  счет  каких  средств)  за  государственную  регистрацию  права
собственности   должника   (организации   или   физического  лица)  на
недвижимое     имущество    на    основании    требования    судебного
пристава-исполнителя Минфин России сообщает.
     Согласно п.  14 ч.  1 ст.  64 Федерального закона  от  02.10.2007
N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон),
вступающего в силу с 1 февраля 2008 г., судебному приставу-исполнителю
в    процессе    исполнения   требований   исполнительных   документов
предоставлено право обращаться в орган, осуществляющий государственную
регистрацию   прав  на  имущество  и  сделок  с  ним,  для  проведения
государственной  регистрации  на  имя  должника   принадлежащего   ему
имущества в случаях и порядке,  которые установлены данным Федеральным
законом.
     Частью  2  ст.  66  Федерального  закона определены случаи, когда
судебный  пристав-исполнитель  имеет право обращаться в регистрирующий
орган   для   проведения   в   установленном  порядке  государственной
регистрации   права   собственности   должника   на  имущество,  иного
имущественного  права  в  целях  последующего  обращения  взыскания на
указанное имущество или имущественное право.
     В  соответствии  с ч. 6 данной статьи Федерального закона расходы
по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации
имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по
совершению  исполнительных  действий, к которым относятся и расходы по
уплате государственной пошлины за государственную регистрацию.
     Согласно ч. 1 ст. 116 Федерального закона расходами по совершению
исполнительных   действий   являются  денежные  средства  федерального
бюджета,   взыскателя   и   иных  лиц,  участвующих  в  исполнительном
производстве,  затраченные  на организацию и проведение исполнительных
действий  и  применение  мер  принудительного  исполнения.  Расходы по
совершению  исполнительных  действий  возмещаются  в первую очередь за
счет  денежных  средств,  взысканных  с должника в процессе исполнения
требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем
реализации имущества должника (ч. 4 ст. 110).
     Согласно  пп.  20  п.  1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее  -  Кодекс)  предусмотрена  уплата  государственной
пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений)
прав  на  недвижимое  имущество,  договоров  об отчуждении недвижимого
имущества  физическим  лицам в размере 500 руб., юридическим лицам - в
размере 7500 руб., федеральным органам государственной власти, органам
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  органам
местного самоуправления - в размере 100 руб.
     Пунктами   1,   5   и   8   ст.  45  Кодекса  предусмотрено,  что
налогоплательщик  (плательщик  сбора)  обязан самостоятельно исполнить
обязанность  по  уплате  налога  (сбора),  если  иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах.
     В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет
возможности  самостоятельно  уплатить  данный сбор, то согласно ст. 26
Кодекса   налогоплательщик  (плательщик  сбора)  может  участвовать  в
отношениях,  регулируемых  законодательством о налогах и сборах, через
законного    или   уполномоченного   представителя,   если   иное   не
предусмотрено  данным Кодексом (п. 1). Полномочия представителя должны
быть  документально  подтверждены  в  соответствии  с Кодексом и иными
федеральными законами (п. 3).
     В  соответствии  со  ст.  27  Кодекса  законными  представителями
налогоплательщика-организации    признаются    лица,    уполномоченные
представлять   указанную   организацию  на  основании  закона  или  ее
учредительных  документов, законными представителями налогоплательщика
-  физического  лица  признаются  лица,  выступающие  в  качестве  его
представителей   в   соответствии   с   гражданским  законодательством
Российской Федерации.
     Согласно  ч.  2  ст.  56  Федерального закона судьи, следователи,
прокуроры,   работники   (сотрудники)   Федеральной   службы  судебных
приставов  и  аппаратов  судов  не  могут  быть представителями сторон
исполнительного   производства,  за  исключением  случаев,  когда  они
участвуют  в  исполнительном  производстве  в  качестве представителей
соответствующих  организаций  или  в  качестве законных представителей
сторон исполнительного производства.
     Конституционный  Суд  Российской Федерации в своем Определении от
22.01.2004   N   41-О   указал,   что  представительство  в  налоговых
правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и
за  счет  собственных  средств налогоплательщика (плательщика сбора) -
представляемого  лица.  Платежные  документы  на уплату налога (сбора)
должны  исходить  от  налогоплательщика  (плательщика  сбора)  и  быть
подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться
за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет
его собственных средств.
     Учитывая  изложенные  нормы  Федерального  закона  и  Кодекса, за
государственную  регистрацию права собственности должника (организации
или  физического лица) на недвижимое имущество на основании требования
судебного    пристава-исполнителя,   участвующего   в   исполнительном
производстве  в качестве представителя соответствующей организации или
в    качестве    законного    представителя   сторон   исполнительного
производства,  государственная пошлина может быть уплачена как за счет
денежных  средств  плательщика  (должника)  - собственника недвижимого
имущества, так и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных
в  бюджете  Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных
органов,  средств  взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном
производстве,   с   последующим   возмещением   федеральному  бюджету,
взыскателю   или   иным  лицам,  понесшим  указанные  расходы.  Размер
государственной пошлины должен определяться в соответствии с пп. 20 п.
1  ст.  333.33  Кодекса в зависимости от статуса должника (организации
или физического лица).

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
29 декабря 2007 г.
N 03-05-05-03/49