ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ ПОЛУЧАЕТ СРЕДСТВА ОТ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА НА ЕГО КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, А ТАКЖЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ (ПЛАТА ЗА СВЕТ, ГОРЯЧУЮ И ХОЛОДНУЮ ВОДУ, ВЫВОЗ МУСОРА). ОТНОСЯТСЯ ЛИ УКАЗАННЫЕ СРЕДСТВА К ЦЕЛЕВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.11.07 03-03-07/23

          ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ ПОЛУЧАЕТ СРЕДСТВА
         ОТ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА НА
         ЕГО КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, А ТАКЖЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
            (ПЛАТА ЗА СВЕТ, ГОРЯЧУЮ И ХОЛОДНУЮ ВОДУ, ВЫВОЗ
          МУСОРА). ОТНОСЯТСЯ ЛИ УКАЗАННЫЕ СРЕДСТВА К ЦЕЛЕВЫМ
             ПОСТУПЛЕНИЯМ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫМ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ
                 НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          27 ноября 2007 г.
                            N 03-03-07/23

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение    по    вопросу    налогообложения    средств,   получаемых
товариществами   собственников   жилья   от   собственников  помещений
многоквартирного дома, и сообщает следующее.
     В  соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации
(далее  -  Жилищный кодекс) товариществом собственников жилья (далее -
ТСЖ)  признается некоммерческая организация, объединение собственников
помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом
недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации
этого    комплекса,    владения,   пользования   и   в   установленных
законодательством    пределах    распоряжения   общим   имуществом   в
многоквартирном доме.
     В   соответствии  со  ст.  152  Жилищного  кодекса  обслуживание,
эксплуатация  и  ремонт  недвижимого  имущества в многоквартирном доме
являются одним из видов уставной хозяйственной деятельности ТСЖ.
     На  основании  п.  5  ст.  135  Жилищного  кодекса  ТСЖ  является
юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
     Таким   образом,   в   отношении  ТСЖ  нормы  Налогового  кодекса
Российской  Федерации (далее - Кодекс) применяются в общеустановленном
порядке.
     В  соответствии  с  п.  2  ст.  251  гл.  25  "Налог  на  прибыль
организаций"  Кодекса  при  определении  налоговой  базы  по налогу на
прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением
целевых  поступлений  в  виде  подакцизных  товаров).  К ним относятся
целевые   поступления   из   бюджета   бюджетополучателям   и  целевые
поступления  на  содержание  некоммерческих  организаций и ведение ими
уставной  деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций
и  (или)  физических  лиц  и использованные указанными получателями по
назначению.  При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых
поступлений   обязаны   вести   отдельный   учет  доходов  (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     К  указанным  целевым  поступлениям  на содержание некоммерческих
организаций   и   ведение   ими   уставной  деятельности,  которые  не
учитываются в целях налогообложения прибыли, относятся, среди прочего,
суммы  финансирования  из  федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов
Российской   Федерации,  местных  бюджетов,  бюджетов  государственных
внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности
некоммерческих организаций.
     Таким  образом,  действующее  налоговое законодательство содержит
положения,  на  основании  которых  бюджетные средства, выделяемые для
финансирования  капитального  ремонта  жилищного  фонда при создании и
функционировании  ТСЖ,  не  учитываются  в  целях обложения налогом на
прибыль организаций.
     Кроме того, пп. "б" п. 25 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007
N  216-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  часть вторую Налогового кодекса
Российской   Федерации   и   некоторые   другие  законодательные  акты
Российской  Федерации"  предусмотрено  изложение  пп.  1  п. 2 ст. 251
Кодекса  в  новой редакции, согласно которой к целевым поступлениям на
содержание   некоммерческих   организаций   и   ведение  ими  уставной
деятельности,  которые не учитываются в целях налогообложения прибыли,
относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской
Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские
взносы,   паевые   взносы,   пожертвования,  признаваемые  таковыми  в
соответствии  с  гражданским законодательством Российской Федерации, а
также  отчисления  на  формирование  в  установленном  ст. 324 Кодекса
порядке  резерва  на  проведение  ремонта, капитального ремонта общего
имущества,  которые  производятся  товариществу  собственников  жилья,
жилищному      кооперативу,     садоводческому,     садово-огородному,
гаражно-строительному,  жилищно-строительному  кооперативу  или  иному
специализированному потребительскому кооперативу их членами.
     Положения  пп.  1 п. 2 ст. 251 Кодекса вступают в силу с 1 января
2008  г.  и  распространяются  на правоотношения, возникшие с 1 января
2007 г.
     Что  касается других обязательных платежей, поступающих ТСЖ от их
членов,  то в соответствии с общеустановленным порядком они включаются
в   налоговую   базу  по  налогу  на  прибыль  организаций.  При  этом
коммунальные  платежи,  например,  такие, как плата за свет, горячую и
холодную  воду,  вывоз  мусора  и т.п., одновременно с отражением их в
доходной  части  ТСЖ  принимаются  к  вычету  в составе расходов (т.к.
должны  быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти
услуги) и тем самым под налогообложение не попадают.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
27 ноября 2007 г.
N 03-03-07/23