ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ И МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ИНВАЛИДОВ И ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 01.10.93 169-М

            ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ И МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
        ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
      ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ИНВАЛИДОВ И ПОДРОСТКОВ,
       ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          1 октября 1993 г.
                               N 169-М

                                 (Д)


     В связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 25
марта  1993  г.  N  394  "О  мерах  по профессиональной реабилитации и
обеспечению  занятости инвалидов" вопросы обеспечения профессиональной
подготовки инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом или
умственном   развитии,   в  учреждениях  начального  профессионального
образования Минобразования России приобретают особую важность.
     При  организации  учебного  процесса  в  названных  учреждениях с
данным контингентом не всегда учитываются его особенности, специфика и
трудности,    что    вызывает    необходимость    обращения   внимания
территориальных   органов  управления  образованием  (профессиональным
образованием) на эту проблему.
     Профессиональное  обучение  инвалидов следует организовывать, как
правило, на основе заявок и предложений местных органов исполнительной
власти,  социальной защиты, обществ инвалидов, служб занятости, других
организаций   и   по  договорам  с  предприятиями,  на  которые  будут
направлены  выпускники училищ. При этом должны соблюдаться медицинские
показания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации ВТЭК.
     В  соответствии  с  Временным  положением  о порядке квотирования
рабочих  мест  на  предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц,
нуждающихся  в  социальной  защите  (Постановление  Министерства труда
Российской  Федерации  от  11 июня 1992 г. N 21в), работодатели должны
создавать   или  выделять  необходимое  количество  рабочих  мест  для
трудоустройства инвалидов.
     В  профессиональные  образовательные учреждения принимаются лица,
страдающие  олигофренией  в  степени  легкой дебильности без нарушений
двигательных  функций,  а  также  слабослышащие.  Для  их  обучения  в
учреждениях  необходимо  организовывать отдельные группы без получения
среднего образования.
     В  методическом обеспечении учебного процесса в указанных группах
следует   учитывать   следующее:  при  определении  профиля  и  сроков
подготовки   необходимо  использовать  Перечень  профессий  рабочих  и
служащих,  по  которым  возможно  профессиональное  обучение инвалидов
(Приложение 1).
     Профессиональные   образовательные  учреждения  при  обучении  по
конкретной  профессии  названного  Перечня  могут использовать учебные
планы  и  программы  учебных  заведений Министерства социальной защиты
Российской  Федерации  по подготавливаемым профессиям либо действующие
учебные   планы   и   программы   для  подготовки  в  профессиональных
образовательных  учреждениях  Минобразования России рабочих и молодежи
без   получения  среднего  образования,  скорректировав  их  с  учетом
специфики подготавливаемого контингента.
     В  этом случае следует предусмотреть резерв учебного времени (для
реабилитации  учащихся  по  общеобразовательным предметам, необходимым
для овладения профессией (до 100 час.), физическая культура заменяется
лечебной   физкультурой   (не   менее   4  час.  в  неделю),  вводится
специализированный    углубленный   курс   социальной   адаптации.   В
специальном  цикле  необходимо  предусмотреть  на заключительном этапе
обучения   предмет   (предметы)   узкой   специализации,   позволяющий
обеспечить    трудоустройство    выпускников    в    соответствии    с
социально-экономической   ситуацией,  складывающейся  на  рынке  труда
региона к моменту окончания учащимися учебного заведения.
     Кроме того, учебно-программная документация может разрабатываться
профессиональными  образовательными  учреждениями  как самостоятельно,
так  и  по их заказам территориальными научно-методическими органами и
организациями.  Во  всех  рассмотренных  случаях рабочие учебные планы
должны быть согласованы с территориальными органами образования).


                                                          Приложение 1

                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                         Ю.М.РОГОВСКИЙ
                                                 16 сентября 1993 года

                               ПЕРЕЧЕНЬ
               ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ И ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ
      ДЛЯ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
      ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ИНВАЛИДОВ В ПОДРОСТКОВ,
       ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

----------------------------------------------------------------------
|  N |      Наименование профессии рабочего,      | Минимальный срок |
| п/п|            должности служащего             | профессиональной |
|    |                                            |    подготовки    |
|    |                                            |    (в месяцах)   |
|----|--------------------------------------------|------------------|
|  1 |                     2                      |         3        |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 1. | Автоматчик игольно-платинных изделий       | 2                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 2. | Автоматчик картонажного производства       | 5                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 3. | Вышивальщик(ца) <*>                        | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 4. | Вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров | 3                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 5. | Гравер <*>                                 | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 6. | Градуировщик                               | 4                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 7. | Доводчик-притирщик                         | 4                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 8. | Дозиметрист                                | 5                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 9. | Закройщик                                  | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 10.| Изготовитель <*>                           | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 11.| Измеритель <*>                             | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 12.| Киномеханик                                | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 13.| Кондитер                                   | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 14.| Ковровщица                                 | 9                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 15.| Контролер <*>                              | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 16.| Комплектовщик <*>                          | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 17.| Кружевница                                 | 4                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 18.| Лаборант <*>                               | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 19.| Литейщик пластмасс                         | 1                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 20.| Маникюрша                                  | 3                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 21.| Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и    | 3                |
|    | приборов                                   |                  |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 22.| Наборщик на наборно-печатающих машинах     | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 23.| Намотчик <*>                               | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 24.| Обдирщик алмазов                           | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 25.| Обработчик <*>                             | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 26.| Огранщик алмазов в бриллианты              | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 27.| Обувщик <*>                                | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 28.| Озеленитель                                | 2                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 29.| Оператор акустических испытаний            | 3                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 30.| Оператор заправочных станций               | 2                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 31.| Оператор теплового пункта                  | 2                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 32.| Оператор электронно-вычислительных и       | 5                |
|    | вычислительных машин                       |                  |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 33.| Переводчик рисунков                        | 3                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 34.| Переплетчик (документов)                   | 2                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 35.| Портной                                    | до 6             |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 36.| Прессовщик изделий из пластмасс            | 1                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 37.| Радиомеханик по обслуживанию и ремонту     | 12               |
|    | радиотелевизионной аппаратуры <**>         |                  |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 38.| Распределитель работ                       | 5                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 39.| Распиловщик алмазов                        | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 40.| Резчик <*>                                 | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 41.| Ремонтировщик респираторов и противогазов  | 2                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 42.| Ретушер                                    | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 43.| Садовник                                   | 5                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 44.| Сборщик <*>                                | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 45.| Секретарь (машинистка)                     | 5                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 46.| Склейщик-окрасчик очковых оправ из         | 1                |
|    | пластмасс                                  |                  |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 47.| Слесарь механосборочных работ <**>         | 5                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 48.| Слесарь-сборщик <*>                        | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 49.| Слесарь по контрольно-измерительным        | 5                |
|    | приборам и автоматике <*>                  |                  |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 50.| Станочник жестяно-баночного оборудования   | 5                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 51.| Столяр                                     | 4                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 52.| Сортировщик <*>                            | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 53.| Токарь                                     | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 54.| Фрезеровщик                                | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 55.| Цветовод                                   | 5                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 56.| Часовщик <*>                               | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 57.| Чертежник                                  | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 58.| Чертежник-конструктор                      | 6                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 59.| Швея                                       | до 5             |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 60.| Штамповщик                                 | 3                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 61.| Электромонтажник <*>                       | -                |
|----|--------------------------------------------|------------------|
| 62.| Ювелир <*>                                 | -                |
----------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*>   Наименование  группы  профессий  с  учетом  ограничений  по
физическим нагрузкам и передвижению в процессе работы.
     <**> Профессии с ограничением физических нагрузок.

                        Пояснительная записка

     Представленный  Перечень  содержит  профессии рабочих и должности
служащих,  по  которым  целесообразна  подготовка  в  профессиональных
образовательных   учреждениях   Минобразования   России   инвалидов  и
подростков,  имеющих  недостатки в физическом или умственном развитии,
без  получения  ими  среднего образования, и является рекомендательным
документом.    Перечень   содержит   наименования   профессий   (групп
профессий), сроки обучения.
     С    целью    более   полного   удовлетворения   потребностей   в
профессиональной   подготовке   рассматриваемой   категории  обучаемых
включены  как  профессии,  подготовка  которых  традиционно  ведется в
профессиональных  образовательных  учреждениях,  так  и  профессии, по
которым ведется подготовка рабочих на производстве.
     В Перечне указан минимальный срок подготовки по данной профессии,
определенный Перечнем профессий для подготовки рабочих на производстве
(ч.  I  -  III.  Москва,  1987),  лиц,  ранее  не  имевших  профессии.
Конкретный  срок  обучения,  исходя  из  уровня  сложности  профессии,
исходного  уровня  подготовки  принимаемого  на  обучение, медицинских
показаний    и   рекомендаций   ВТЭК,   определяется   непосредственно
образовательным  учреждением. Аналогично определяется срок обучения по
любой  из  профессий,  входящих в группу (помечены *), в связи с чем в
Перечне не указан срок подготовки.
     При  необходимости  подготовки по профессии, не вошедшей в данный
Перечень,  если такая подготовка носит разовый характер или специфична
для данного региона, образовательному учреждению предоставляется право
вести  подготовку  по  согласованию  с  местными  органами образования
(профессионального образования).
     Для  инвалидов  III  группы,  имеющих заболевания, не указанные в
данном  письме,  подготовка  проводится  в соответствии с медицинскими
показаниями   в   зависимости   от  уровня  образования  на  различных
отделениях профессиональных образовательных учреждений в составе общих
групп.
     При   учебно-методических   кабинетах  (центрах)  территориальных
органов образования (профобразования) следует организовывать совместно
с  органами  социальной  защиты,  здравоохранения и службами занятости
специальные   курсы   переподготовки   и  повышения  квалификации  для
работников,  непосредственно  связанных  с  обучением  этой  категории
молодежи.
     Профессиональные  образовательные  учреждения  при  необходимости
могут   рассматривать  вопросы  о  штатах  мастеров  производственного
обучения,  а  также  численности  учащихся в группах, укомплектованных
лицами,  имеющими  недостатки в физическом или умственном развитии, по
аналогии    с    профтехучилищами-интернатами   системы   Министерства
социальной защиты населения Российской Федерации.
     В  целях  координации  работы по организационному и методическому
обеспечению  подготовки в профессиональных образовательных учреждениях
Минобразования  России  инвалидов  и  подростков, имеющих недостатки в
физическом  или  умственном  развитии,  просим  по  итогам 1993 - 1994
учебного   года   сообщить   в  Главное  управление  профессионального
образования   сведения   о   профессионально-квалификационном  составе
учащихся   данной  категории,  а  также  анализ  проблемных  ситуаций,
возникающих при их обучении.

Заместитель Министра
                                                         Ю.М.РОГОВСКИЙ