ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ И МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ИНВАЛИДОВ И ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 1 октября 1993 г. N 169-М (Д) В связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" вопросы обеспечения профессиональной подготовки инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, в учреждениях начального профессионального образования Минобразования России приобретают особую важность. При организации учебного процесса в названных учреждениях с данным контингентом не всегда учитываются его особенности, специфика и трудности, что вызывает необходимость обращения внимания территориальных органов управления образованием (профессиональным образованием) на эту проблему. Профессиональное обучение инвалидов следует организовывать, как правило, на основе заявок и предложений местных органов исполнительной власти, социальной защиты, обществ инвалидов, служб занятости, других организаций и по договорам с предприятиями, на которые будут направлены выпускники училищ. При этом должны соблюдаться медицинские показания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации ВТЭК. В соответствии с Временным положением о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите (Постановление Министерства труда Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 21в), работодатели должны создавать или выделять необходимое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В профессиональные образовательные учреждения принимаются лица, страдающие олигофренией в степени легкой дебильности без нарушений двигательных функций, а также слабослышащие. Для их обучения в учреждениях необходимо организовывать отдельные группы без получения среднего образования. В методическом обеспечении учебного процесса в указанных группах следует учитывать следующее: при определении профиля и сроков подготовки необходимо использовать Перечень профессий рабочих и служащих, по которым возможно профессиональное обучение инвалидов (Приложение 1). Профессиональные образовательные учреждения при обучении по конкретной профессии названного Перечня могут использовать учебные планы и программы учебных заведений Министерства социальной защиты Российской Федерации по подготавливаемым профессиям либо действующие учебные планы и программы для подготовки в профессиональных образовательных учреждениях Минобразования России рабочих и молодежи без получения среднего образования, скорректировав их с учетом специфики подготавливаемого контингента. В этом случае следует предусмотреть резерв учебного времени (для реабилитации учащихся по общеобразовательным предметам, необходимым для овладения профессией (до 100 час.), физическая культура заменяется лечебной физкультурой (не менее 4 час. в неделю), вводится специализированный углубленный курс социальной адаптации. В специальном цикле необходимо предусмотреть на заключительном этапе обучения предмет (предметы) узкой специализации, позволяющий обеспечить трудоустройство выпускников в соответствии с социально-экономической ситуацией, складывающейся на рынке труда региона к моменту окончания учащимися учебного заведения. Кроме того, учебно-программная документация может разрабатываться профессиональными образовательными учреждениями как самостоятельно, так и по их заказам территориальными научно-методическими органами и организациями. Во всех рассмотренных случаях рабочие учебные планы должны быть согласованы с территориальными органами образования). Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации Ю.М.РОГОВСКИЙ 16 сентября 1993 года ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ И ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ИНВАЛИДОВ В ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ---------------------------------------------------------------------- | N | Наименование профессии рабочего, | Минимальный срок | | п/п| должности служащего | профессиональной | | | | подготовки | | | | (в месяцах) | |----|--------------------------------------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 1. | Автоматчик игольно-платинных изделий | 2 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 2. | Автоматчик картонажного производства | 5 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 3. | Вышивальщик(ца) <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 4. | Вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров | 3 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 5. | Гравер <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 6. | Градуировщик | 4 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 7. | Доводчик-притирщик | 4 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 8. | Дозиметрист | 5 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 9. | Закройщик | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 10.| Изготовитель <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 11.| Измеритель <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 12.| Киномеханик | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 13.| Кондитер | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 14.| Ковровщица | 9 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 15.| Контролер <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 16.| Комплектовщик <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 17.| Кружевница | 4 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 18.| Лаборант <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 19.| Литейщик пластмасс | 1 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 20.| Маникюрша | 3 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 21.| Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и | 3 | | | приборов | | |----|--------------------------------------------|------------------| | 22.| Наборщик на наборно-печатающих машинах | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 23.| Намотчик <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 24.| Обдирщик алмазов | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 25.| Обработчик <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 26.| Огранщик алмазов в бриллианты | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 27.| Обувщик <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 28.| Озеленитель | 2 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 29.| Оператор акустических испытаний | 3 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 30.| Оператор заправочных станций | 2 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 31.| Оператор теплового пункта | 2 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 32.| Оператор электронно-вычислительных и | 5 | | | вычислительных машин | | |----|--------------------------------------------|------------------| | 33.| Переводчик рисунков | 3 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 34.| Переплетчик (документов) | 2 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 35.| Портной | до 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 36.| Прессовщик изделий из пластмасс | 1 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 37.| Радиомеханик по обслуживанию и ремонту | 12 | | | радиотелевизионной аппаратуры <**> | | |----|--------------------------------------------|------------------| | 38.| Распределитель работ | 5 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 39.| Распиловщик алмазов | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 40.| Резчик <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 41.| Ремонтировщик респираторов и противогазов | 2 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 42.| Ретушер | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 43.| Садовник | 5 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 44.| Сборщик <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 45.| Секретарь (машинистка) | 5 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 46.| Склейщик-окрасчик очковых оправ из | 1 | | | пластмасс | | |----|--------------------------------------------|------------------| | 47.| Слесарь механосборочных работ <**> | 5 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 48.| Слесарь-сборщик <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 49.| Слесарь по контрольно-измерительным | 5 | | | приборам и автоматике <*> | | |----|--------------------------------------------|------------------| | 50.| Станочник жестяно-баночного оборудования | 5 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 51.| Столяр | 4 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 52.| Сортировщик <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 53.| Токарь | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 54.| Фрезеровщик | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 55.| Цветовод | 5 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 56.| Часовщик <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 57.| Чертежник | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 58.| Чертежник-конструктор | 6 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 59.| Швея | до 5 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 60.| Штамповщик | 3 | |----|--------------------------------------------|------------------| | 61.| Электромонтажник <*> | - | |----|--------------------------------------------|------------------| | 62.| Ювелир <*> | - | ---------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Наименование группы профессий с учетом ограничений по физическим нагрузкам и передвижению в процессе работы. <**> Профессии с ограничением физических нагрузок. Пояснительная записка Представленный Перечень содержит профессии рабочих и должности служащих, по которым целесообразна подготовка в профессиональных образовательных учреждениях Минобразования России инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, без получения ими среднего образования, и является рекомендательным документом. Перечень содержит наименования профессий (групп профессий), сроки обучения. С целью более полного удовлетворения потребностей в профессиональной подготовке рассматриваемой категории обучаемых включены как профессии, подготовка которых традиционно ведется в профессиональных образовательных учреждениях, так и профессии, по которым ведется подготовка рабочих на производстве. В Перечне указан минимальный срок подготовки по данной профессии, определенный Перечнем профессий для подготовки рабочих на производстве (ч. I - III. Москва, 1987), лиц, ранее не имевших профессии. Конкретный срок обучения, исходя из уровня сложности профессии, исходного уровня подготовки принимаемого на обучение, медицинских показаний и рекомендаций ВТЭК, определяется непосредственно образовательным учреждением. Аналогично определяется срок обучения по любой из профессий, входящих в группу (помечены *), в связи с чем в Перечне не указан срок подготовки. При необходимости подготовки по профессии, не вошедшей в данный Перечень, если такая подготовка носит разовый характер или специфична для данного региона, образовательному учреждению предоставляется право вести подготовку по согласованию с местными органами образования (профессионального образования). Для инвалидов III группы, имеющих заболевания, не указанные в данном письме, подготовка проводится в соответствии с медицинскими показаниями в зависимости от уровня образования на различных отделениях профессиональных образовательных учреждений в составе общих групп. При учебно-методических кабинетах (центрах) территориальных органов образования (профобразования) следует организовывать совместно с органами социальной защиты, здравоохранения и службами занятости специальные курсы переподготовки и повышения квалификации для работников, непосредственно связанных с обучением этой категории молодежи. Профессиональные образовательные учреждения при необходимости могут рассматривать вопросы о штатах мастеров производственного обучения, а также численности учащихся в группах, укомплектованных лицами, имеющими недостатки в физическом или умственном развитии, по аналогии с профтехучилищами-интернатами системы Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. В целях координации работы по организационному и методическому обеспечению подготовки в профессиональных образовательных учреждениях Минобразования России инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, просим по итогам 1993 - 1994 учебного года сообщить в Главное управление профессионального образования сведения о профессионально-квалификационном составе учащихся данной категории, а также анализ проблемных ситуаций, возникающих при их обучении. Заместитель Министра Ю.М.РОГОВСКИЙ |