СОГЛАСНО УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ БАНКА ПО БУХУЧЕТУ УПЛАЧЕННЫЕ СУММЫ НДС ВКЛЮЧАЮТСЯ В ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ОТНОСЯТСЯ НА РАСХОДЫ ПОСРЕДСТВОМ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ БАНК СОГЛАСНО П. 5 СТ. 170 НК РФ ВКЛЮЧАЕТ СУММЫ НДС В ЗАТРАТЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ К ВЫЧЕТУ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ УЧИТЫВАЕТСЯ ЛИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО СУММА НДС, ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ БАНКА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 11 января 2008 г. N 03-05-05-01/1 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке формирования кредитной организацией налоговой базы при исчислении налога на имущество организаций и сообщает. Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Статьей 375 Налогового кодекса установлено, что при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). При этом установлено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. п. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона 129-ФЗ). В соответствии с п. 14 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации устанавливает Банк России. Пунктом 1.6 Приложения N 10 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 26.03.2007 N 302-П (далее - Правила Банка России), установлено, что первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат кредитной организации на приобретение, сооружение (строительство), создание (изготовление) и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. При этом установлено, что конкретный состав затрат на сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение имущества (в том числе сумм налогов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Минфина России. К законодательству Российской Федерации, в частности, относится законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом. Так, в соответствии с п. 5 ст. 170 Налогового кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом способ формирования первоначальной стоимости основных средств определяется кредитной организацией самостоятельно. Поэтому в случае закрепления в учетной политике для целей ведения бухгалтерского учета способа формирования первоначальной стоимости основных средств в соответствии с нормами п. 5 ст. 170 Налогового кодекса, уплаченный при приобретении основных средств налог на добавленную стоимость в первоначальную стоимость основных средств не включается и, следовательно, не учитывается при формировании налоговой базы при исчислении налога на имущество организаций. При этом в остальных случаях в соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса суммы налога на добавленную стоимость включаются в первоначальную стоимость основного средства и, следовательно, формируют налоговую базу по налогу на имущество организаций. В случае закрепления в учетной политике для целей ведения бухгалтерского учета способа формирования первоначальной стоимости основных средств в соответствии с нормативными актами Минфина России, то отмечаем, что согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Таким образом, способ формирования в бухгалтерском учете остаточной стоимости основных средств должен быть установлен в учетной политике кредитной организации в соответствии с Налоговым кодексом либо в соответствии с вышеназванным Приказом Минфина России, который и должен применяться при формировании налоговой базы по налогу на имущество организаций. В то же время обращаем внимание, что по вопросам применения кредитными организациями Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях следует обращаться в Банк России. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 11 января 2008 г. N 03-05-05-01/1 |