БАНК ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЕМИНАРАХ, КОТОРЫЕ РЕГУЛЯРНО ПРОВОДЯТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, И ПЕРЕЧИСЛЯЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА ЕЕ СЧЕТ ЗА ГРАНИЦЕЙ. ТАКЖЕ ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗЫВАЮТ БАНКУ УСЛУГИ ПО ПОСТАВКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ИХ СОТРУДНИКИ ПРИЕЗЖАЮТ В РФ В КРАТКОСРОЧНЫЕ КОМАНДИРОВКИ (ДО 30 ДНЕЙ) ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММ В ОФИСЕ РОССИЙСКОГО БАНКА. ПРИВОДИТ ЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РФ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 29 декабря 2007 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запросы по вопросу применения норм российского законодательства и сообщает следующее. Согласно п. 2 ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под постоянным представительством иностранной организации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. При определении наличия постоянного представительства следует руководствоваться положениями соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения, положения которого в соответствии с российским налоговым законодательством являются приоритетными. Международные договоры устанавливают совокупность признаков постоянного представительства, а именно: наличие места деятельности, ведение предпринимательской деятельности и постоянный характер такой деятельности. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и положениями соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Россия обладает правом облагать только ту часть прибыли иностранной организации, которая непосредственно связана с ее деятельностью через постоянное представительство и может быть зачислена этому постоянному представительству. В рамках реализации услуг по поставке и сопровождению программного обеспечения представительство может также возникнуть в случае регулярного оказания услуг на территории Российской Федерации, например, по обучению персонала, поддержке и сопровождению программного обеспечения и т.п. Во всех случаях налогообложению подлежит только та часть прибыли, которая может быть отнесена к постоянному представительству. В рассматриваемой ситуации такой прибылью является прибыль от оказания вышеуказанных услуг сотрудниками иностранной компании. Что касается налогообложения доходов, полученных иностранными компаниями от проведения консультационных семинаров, которые оказываются на территории Российской Федерации, то определение деятельности иностранных компаний, приводящей к образованию постоянного представительства, аналогично вышеприведенному. Кроме того, в соответствии с подразделом 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее - Положение), на учет в налоговые органы встают иностранные организации, осуществляющие или намеривающиеся осуществлять деятельность в Российской Федерации через обособленные подразделения в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или в совокупности). При этом согласно Положению иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов. В случае если деятельность иностранной компании на территории Российской Федерации приведет к образованию постоянного представительства для целей налогообложения в Российской Федерации, то иностранная компания на основании статьи "Прибыль от коммерческой деятельности" международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также ст. ст. 246 и 307 Кодекса будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в Российской Федерации. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 29 декабря 2007 г. N 03-08-05 |