ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 27.11.07 189

                 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
             ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
                     В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          27 ноября 2007 г.
                                N 189

                                 (Д)


     В  связи с изменением уголовно-процессуального законодательства в
целях  улучшения  состояния  законности  при  осуществлении уголовного
преследования     и     обеспечения     неукоснительного    соблюдения
конституционных  прав  граждан,  руководствуясь  ст.  17  Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
     1.  Заместителям  Генерального  прокурора  Российской  Федерации,
начальникам  главных  управлений  и управлений Генеральной прокуратуры
Российской   Федерации,  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации,
городов  и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным
прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
     1.1.  На  всех  стадиях  уголовного  судопроизводства  обеспечить
действенный   надзор   за   соблюдением  гарантированных  Конституцией
Российской    Федерации   прав   и   свобод   граждан,   своевременное
предупреждение,   выявление   и   пресечение   нарушений   законности,
безотлагательное   принятие   мер,   направленных   на  восстановление
нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.
     1.2. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов
следствия и дознания, уделять особое внимание правовому и фактическому
положению  потерпевших.  С целью защиты прав и законных интересов лиц,
потерпевших  от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских
исков в уголовном деле.
     1.3.   Организовать   исполнение   требований  закона  и  порядка
применения к гражданам процессуальных мер принуждения.
     1.4.  При проверках законности задержания граждан по подозрению в
совершении  преступлений  и  их  пребывания  в  изоляторах  временного
содержания в каждом случае выяснять основания и мотивы такого решения,
проверять соблюдение прав подозреваемых.
     В   случае   обнаружения  у  задержанного  телесных  повреждений,
получения  сведений  о  незаконном  задержании  либо применении к лицу
незаконных  методов  ведения  следствия организовывать проверку, а при
наличии  к  тому  оснований  выносить  мотивированное  постановление и
направлять  материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в
соответствующий следственный орган.
     Систематически  проверять обоснованность содержания лиц в камерах
административно-задержанных,  пресекая случаи задержания подозреваемых
в  совершении преступлений на основании протоколов об административных
правонарушениях.
     Практиковать  проведение  проверок  мест содержания задержанных в
вечернее и ночное время.
     1.5. Ответственно подходить к вопросу о даче дознавателю согласия
на  возбуждение перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или
обвиняемому  меры  пресечения  в  виде  заключения  под  стражу либо о
производстве  иного  процессуального  действия, которое допускается на
основании   судебного   решения;   тщательно  изучать  все  материалы,
являющиеся  основанием  для  направления  в  суд  такого  ходатайства;
учитывать  данные  о  личности,  возрасте, семейном положении, а также
другие  существенные обстоятельства; решать вопрос положительно только
в  тех  случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108
УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.
     При  рассмотрении  в  ходе  досудебного  производства  в судебных
заседаниях  вопроса  об избрании меры пресечения в виде заключения под
стражу  и  о  продлении  срока  содержания  под  стражей принципиально
отстаивать  избранную  точку  зрения,  приводя  четкие  и убедительные
аргументы.
     1.6.  Обеспечить  участие  прокуроров  в  судебных заседаниях при
рассмотрении  судом  ходатайств  следственных органов об избрании меры
пресечения  в  виде заключения под стражу, продлении сроков содержания
под  стражей;  принимать  меры  к изучению материалов, а в необходимых
случаях - уголовных дел; при выявлении нарушений прав граждан занимать
принципиальную    позицию    по   устранению   допущенных   нарушений;
ориентировать суд на принятие законного решения.
     1.7.  Прокурорам,  осуществляющим надзор за исполнением законов в
следственных   изоляторах   (военным   прокурорам  -  на  гауптвахтах)
регулярно, в том числе в вечернее и ночное время, проверять законность
содержания   под  стражей  подозреваемых  и  обвиняемых  в  совершении
преступлений,  осужденных.  При  выявлении  лиц,  содержащихся там без
законных  на  то  оснований,  а также лиц, срок содержания под стражей
которых  истек,  незамедлительно  принимать меры к их освобождению. По
каждому  факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе
проводить проверки, материалы которых при наличии оснований передавать
в соответствующие следственные органы.
     В  случае обнаружения иных нарушений закона тщательно выявлять их
причины и принимать меры к их устранению.
     При  подготовке  и  согласовании  отчетов,  содержащих  данные  о
количестве  заключенных  под  стражу,  проводить  сверки  с  отчетными
данными   подразделений   Федеральной   службы   исполнения  наказаний
Российской  Федерации  (ФСИН  России)  о количестве лиц, освобожденных
органами  следствия,  дознания  и судом. В случае расхождения данных о
количестве  освобожденных  из-под  стражи  лиц  устанавливать  причины
этого, добиваться внесения достоверных сведений и мерами прокурорского
реагирования - привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие
указанных фактов.
     1.8.  Принимать  решительные  меры  реагирования  во всех случаях
незаконного   ограничения   права   гражданина   на  тайну  переписки,
телефонных  переговоров,  почтовых,  телеграфных  и  иных сообщений, а
также  проникновения  в  жилище при отсутствии предусмотренных законом
оснований.
     1.9.  На  всех  стадиях  досудебного производства особое внимание
обращать  на  соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
При  этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника
не  должен  быть  вынужденным  и  может  быть  принят лишь при наличии
реальной возможности участия защитника в деле.
     1.10. При получении сведений об оставлении без присмотра и помощи
несовершеннолетних   детей   подозреваемых   или   обвиняемых,  других
иждивенцев,  а  также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем
уходе,  обеспечить выполнение следователями и дознавателями требований
ст. 160 УПК РФ.
     1.11.   По   результатам  проверки  постановления  о  прекращении
уголовного  дела  и  признании данного решения законным и обоснованным
обращать  внимание  на неукоснительное соблюдение требований ст. 133 -
135 УПК РФ.
     1.12.    Постоянно   совершенствовать   работу   по   поддержанию
государственного   обвинения;  назначать  государственных  обвинителей
заблаговременно,  с  тем  чтобы  обеспечить  тщательное  изучение  ими
материалов  уголовного дела. Активно участвовать в судебном следствии;
последовательно  проверять  полноту,  всесторонность  и  объективность
собранных  в  процессе  предварительного  расследования доказательств;
всемерно  способствовать  установлению  судом  истины, необходимой для
вынесения   законного,  обоснованного  и  справедливого  решения.  При
определении своей позиции по поводу наказания строго руководствоваться
требованиями  закона  о  его  соразмерности  и справедливости с учетом
характера  и  степени  общественной  опасности  преступления, личности
виновного, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.
     При  расхождении позиции государственного обвинителя и прокурора,
утвердившего   обвинительное   заключение,  безотлагательно  принимать
согласованные   меры,   обеспечивающие   законность  и  обоснованность
государственного  обвинения.  В  соответствии  со  ст.  246  УПК  РФ в
необходимых случаях решать вопрос о замене государственного обвинителя
либо   о   поддержании   обвинения   лично   прокурором,   утвердившим
обвинительное  заключение  или  обвинительный  акт. Считать нарушением
служебного   долга   как  требование  о  постановлении  обвинительного
приговора  при  отсутствии доказательств виновности подсудимого, так и
необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения.
     В  соответствии  с законом настойчиво добиваться в апелляционном,
кассационном  и  надзорном  порядке  устранения  нарушений, допущенных
судом,  обжаловать  все  незаконные,  необоснованные  и несправедливые
судебные решения по уголовным делам. Уделять особое внимание повышению
качества  апелляционных,  кассационных  и  надзорных представлений, их
аргументированности   и  мотивировке,  добиваться  исключения  случаев
принесения   необоснованных   представлений,  регулярно  анализировать
практику кассационного, апелляционного и надзорного обжалования.
     1.13.  Систематически  информировать  общественность, в том числе
через  средства  массовой информации, о мерах, принимаемых прокурорами
по  укреплению  законности  и  усилению  защиты конституционных прав и
свобод граждан в уголовном судопроизводстве.
     2.  Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов,
другим  территориальным,  приравненным  к  ним  военным  прокурорам  и
прокурорам иных специализированных прокуратур постоянно контролировать
состояние  соблюдения  конституционных  прав и свобод граждан в каждой
стадии уголовного судопроизводства.
     2.1.     Совершенствовать     формы    делового    взаимодействия
подразделений,   осуществляющих  надзор  за  следствием,  дознанием  и
оперативно-розыскной    деятельностью,   за   законностью   исполнения
уголовных  наказаний, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении
уголовных  дел  судами.  Организовать  постоянный  обмен  информацией,
необходимой для своевременного принятия мер реагирования.
     2.2.  По  каждому  случаю  освобождения  из-под  стражи в связи с
прекращением уголовного преследования в стадии следствия, дознания или
судом  либо  постановки  оправдательного приговора проверять материалы
дела на предмет законности привлечения к уголовной ответственности. Не
позднее  10-дневного  срока  составлять  мотивированное  заключение  о
законности принятых решений и мерах, которые необходимо принять.
     Для  обеспечения  оперативного  изучения  правильности  решения и
достаточности  мер  реагирования  копии  заключений по делам областной
подсудности   по   фактам   освобождения   из-под  стражи  в  связи  с
прекращением    уголовного   преследования   судом   либо   постановки
оправдательного   приговора  представлять  непосредственно  в  Главное
управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обеспечению
участия  прокуроров  в  рассмотрении  уголовных дел судами, а в случае
прекращения   уголовного   дела   по   реабилитирующим   основаниям  и
освобождения из-под стражи в процессе следствия - в Главное управление
по надзору за следствием.
     2.3.  Комплексно,  не реже одного раза в полугодие, анализировать
состояние  прокурорского  надзора  за соблюдением конституционных прав
граждан  в  уголовном  судопроизводстве,  сопоставляя для этого данные
органов  прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС), внутренних
дел  и  ФСИН  России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными
повреждениями;  об  освобожденных  из  ИВС,  следственных изоляторов и
гауптвахт), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов,
сведения,   поступающие   от  Уполномоченного  по  правам  человека  в
Российской  Федерации  и из правозащитных организаций, жалобы граждан,
публикации в средствах массовой информации и пр.
     Результаты    обобщения    использовать   для   совершенствования
организации   надзора,   контроля   исполнения,  работы  с  кадрами  и
профессиональной учебы.
     О   результатах   изучения   состояния   надзора  за  соблюдением
конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, в том числе
о  причинах  постановления  судами оправдательных приговоров и отказов
государственных  обвинителей  от  обвинения, ежегодно к 25 января и 25
июля    информировать    соответствующие   подразделения   Генеральной
прокуратуры Российской Федерации.
     2.4.  Усилить  организующую роль коллегий в укреплении законности
при  осуществлении  надзора  за  процессуальной  деятельностью органов
следствия,  дознания и судебного рассмотрения уголовных дел. Регулярно
заслушивать на заседаниях коллегии отчеты прокуроров по этим вопросам.
Принять  меры к повышению роли прокуроров в деле устранения выявленных
нарушений закона.
     2.5.  Положение  с  соблюдением  конституционных  прав  граждан в
уголовном    судопроизводстве    систематически    рассматривать    на
координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, в
ходе которых освещать выявленные прокуратурой нарушения, принципиально
ставить вопрос об их устранении и недопущении впредь.
     3.  Главному  управлению  по  обеспечению  участия  прокуроров  в
рассмотрении  уголовных  дел судами Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, Главному управлению по надзору за следствием, управлению по
надзору    за    производством    дознания    и   оперативно-розыскной
деятельностью,   управлению   по  надзору  за  законностью  исполнения
уголовных  наказаний,  Главному управлению и управлениям в федеральных
округах,  другим  подразделениям  Генеральной  прокуратуры  Российской
Федерации  контролировать  положение дел с соблюдением конституционных
прав  и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, комплексно решать
возникающие проблемы.
     При   выездах   на   места  с  проверками  и  оказании  помощи  в
обязательном  порядке  знакомиться  с  организацией  надзора  на  этом
участке и проверять ход исполнения настоящего Приказа.
     4.  Контроль  за  исполнением  Приказа  возложить на заместителей
Генерального    прокурора   Российской   Федерации   по   направлениям
деятельности.
     Приказ  направить  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации и
приравненным   к   ним   военным   прокурорам   и   прокурорам  других
специализированных   прокуратур,   прокурорам   городов   и   районов,
приравненных    к   ним   военным   прокурорам   и   прокурорам   иных
специализированных прокуратур, директорам учебных и научных учреждений
Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
     5. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".
     Считать  утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской
Федерации  от  13  ноября  2000  г.  N  141 "Об усилении прокурорского
надзора  за  соблюдением  конституционных  прав  граждан  в  уголовном
судопроизводстве".

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
                                                             Ю.Я.ЧАЙКА
27 ноября 2007 г.
N 189