О РАЗЪЯСНЕНИИ РЯДА ВОПРОСОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА ФОМС ОТ 31.08.2007 N 181. Письмо. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 29.12.07 10018/30-2/И

                     О РАЗЪЯСНЕНИИ РЯДА ВОПРОСОВ
            ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА ФОМС ОТ 31.08.2007 N 181

                                ПИСЬМО

       ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

                          29 декабря 2007 г.
                            N 10018/30-2/и

                                 (Д)


     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с
вопросами,   поступающими   от  руководителей  территориальных  фондов
обязательного  медицинского  страхования по реализации Приказа ФОМС от
31.08.2007  N 181 "О Правилах организации деятельности территориальных
фондов  обязательного медицинского страхования по установлению порядка
и  условий  формирования  резервов,  состава  и  норматива расходов на
ведение  дела  страховыми  медицинскими организациями, осуществляющими
обязательное  медицинское  страхование"  (далее  -  Правила), сообщает
следующее.
     Настоящий Приказ вступил в действие с момента опубликования его в
"Медицинской  газете"  N  87  от  16  ноября  2007 года, в связи с чем
Приказом  ФОМС от 14.11.2007 N 268 прекращено действие Приказа ФОМС от
17.03.1999   N   20   "Об  утверждении  Методических  рекомендаций  по
установлению   территориальными   фондами  обязательного  медицинского
страхования  нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела
страховыми  медицинскими  организациями,  осуществляющими обязательное
медицинское страхование".
     Введение  понятия  "страховые платежи", уточнение формулировок по
инвестированию   временно   свободных   средств   резервов,  уточнение
источников   доходов   и   направлений   расходов   по   обязательному
медицинскому   страхованию   осуществлено   с  целью  их  соответствия
Положению   о   страховых  медицинских  организациях  (далее  -  СМО),
осуществляющих  обязательное  медицинское  страхование,  утвержденного
Постановлением  Совета  Министров - Правительства Российской Федерации
от  11.10.1993  N  1018  (в  редакции  от  14.10.2005  N 615) (далее -
Положение о СМО).
     При  распределении доходов, полученных от инвестирования временно
свободных  средств  резервов,  доходами  СМО следует считать средства,
предназначенные для финансирования деятельности СМО по ОМС.
     К  доходам  страховых  медицинских  организаций  по обязательному
медицинскому  страхованию  относится,  в  том числе, сумма возврата из
резерва  оплаты медицинских услуг и запасного резерва, направляемая на
оплату медицинской помощи по ОМС (Положение о СМО).
     В  Положении  о  СМО  определяется,  что  доходы,  полученные  от
инвестирования  средств  резервов,  в  случае  их  неиспользования  на
покрытие   расходов   по  оплате  медицинских  услуг  направляются  на
пополнение  соответствующих  резервов  по  нормативам, устанавливаемым
ТФОМС,  а  оставшиеся  средства являются доходом страховой медицинской
организации.
     Кроме  того,  к доходам по обязательному медицинскому страхованию
относится, в том числе, сумма возврата из РОМУ и ЗР.
     Суммы  средств  резервов рассчитываются с учетом остатков средств
резервов на конец отчетного периода.
     В   пункте   12  Правил  оставшиеся  средства  -  часть  доходов,
полученных  СМО от инвестирования временно свободных средств резервов,
направленная на ведение дела СМО.
     В соответствии  со  статьей  6  Федерального закона от 21.07.2007
N 184-ФЗ "О  бюджете  Федерального  фонда  обязательного  медицинского
страхования  на  2008  год  и  на  плановый  период 2009 - 2010 годов"
финансовые средства,  направляемые в  бюджеты  территориальных  фондов
обязательного  медицинского  страхования на выполнение территориальных
программ  обязательного  медицинского  страхования  в  рамках  базовой
программы  обязательного  медицинского  страхования,  распределяются в
виде дотаций.
     Учитывая,  что  Закон  о  Бюджете  ФОМС  принимается на очередной
финансовый  год,  а Правила являются постоянно действующим документом,
целесообразна формулировка дотации ФОМС, предусмотренная приказом.
     Дотации  ФОМС  входят  в  расчет  подушевого  норматива  и, таким
образом,  пополняют  РОМУ,  а  также  учитываются в составе средств на
ведение дела СМО.
     Одним из источников формирования и пополнения РОМУ определены 100
процентов средств дотаций Федерального фонда ОМС, направленных в ТФОМС
на  выравнивание  финансовых условий их деятельности по финансированию
территориальных  программ  ОМС, за исключением средств на ведение дела
СМО.   Следует   обратить  внимание  на  то,  что  указанные  средства
предусмотрены  в составе средств страховых платежей, полученных СМО из
ТФОМС по договору.
     Согласно  Правилам  норматив  расходов  на ведение дела страховых
медицинских  организаций  по  обязательному  медицинскому  страхованию
рассчитывается   ТФОМС,   принимается   решением   правления  ТФОМС  и
устанавливается   в   Договоре  территориального  фонда  обязательного
медицинского  страхования  со  страховой  медицинской  организацией  в
процентном   отношении   от   утвержденной  стоимости  территориальной
программы   ОМС  (за  исключением  дотаций  ТФОМС).  Расчет  норматива
осуществляется    от    стоимости   территориальной   программы   ОМС,
утвержденной  Законом  "О бюджете территориального фонда обязательного
медицинского страхования".
     В  соответствии  с  Типовыми правилами обязательного медицинского
страхования  граждан,  утвержденными  ФОМС от 03.10.2003 N 3856/30-3/и
(ред.  21.03.2007),  ТФОМС  устанавливает  для  страховых  медицинских
организаций единый норматив расходов на ведение дела.
     Временным  порядком  финансового  взаимодействия  и  расходования
средств  в  системе  обязательного  медицинского  страхования граждан,
утвержденным   ФОМС   от   05.04.2001  N  1518/21-1,  согласованным  в
Министерстве   здравоохранения   и   социального  развития  Российской
Федерации   06.04.2001   N  2510/3586-01-34  и  Министерстве  финансов
Российской  Федерации  27.04.2001  N  12-03-14,  зарегистрированным  в
Минюсте   России  20.06.2001  N  2756  (далее  -  Временный  порядок),
установлено,  что  финансирование  медицинской помощи, предусмотренной
территориальной  программой  ОМС, осуществляется по дифференцированным
подушевым  нормативам,  порядок расчета которых, включая среднедушевые
нормативы  для  страховых  медицинских  организаций  с  использованием
коэффициентов половозрастных затрат, изложен в приложении к Временному
порядку.   Этим  же  документом  установлено,  что  расходы  ТФОМС  на
финансирование  территориальной  программы  ОМС включают, в том числе,
расходы на ведение дела СМО.
     В   целях   сбалансированного  финансирования  СМО  рекомендуется
рассчитывать дифференцированные среднедушевые нормативы для каждой СМО
с  учетом  предыдущих  затрат  на  оплату  медицинской помощи по ОМС и
расходов на ведение дела.
     Сумма     финансирования     СМО     определяется     с    учетом
дифференцированного среднедушевого норматива для страховой медицинской
организации   и   общей  численности  граждан,  застрахованных  данным
страховщиком.
     Средства   на   ведение   дела  СМО  складываются  из  норматива,
установленного   договором   ТФОМС   и   СМО   и   других  источников,
перечисленных в пункте 31 Правил.
     Установлено,   что   состав  расходов  СМО  на  ведение  дела  по
обязательному  медицинскому  страхованию, обоснованные и документально
подтвержденные затраты, прочие доходы и расходы определяются главой 25
части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль
организаций".
     В соответствии  со  статьей  2  Федерального закона от 25.04.2002
N 40-ФЗ  "Об  обязательном  страховании  гражданской   ответственности
владельцев транспортных средств" законодательство Российской Федерации
об обязательном  страховании  гражданской  ответственности  владельцев
транспортных   средств  состоит  из  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации,  указанного Федерального закона, других федеральных законов
и  издаваемых  в  соответствии  с ними иных нормативных правовых актов
Российской Федерации.
     Договор  обязательного  страхования  гражданской  ответственности
владельцев  транспортных  средств  определяет,  что  страховой  случай
наступает, в том числе, в случае причинения вреда здоровью потерпевших
и   предусматривает   возмещение  потерпевшим  причиненного  вреда  их
здоровью.
     В соответствии с главой 59 части II Гражданского кодекса, а также
со статьей 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ при наступлении
гражданской  ответственности владельцев транспортных средств в случае,
когда  страховое  возмещение  недостаточно  для  того, чтобы полностью
возместить   причиненный  вред,  возмещение  разницы  между  страховым
возмещением  и  фактическим  размером  ущерба осуществляет юридическое
лицо или гражданин.
     Следовательно,  СМО, реализуя функцию защиты прав застрахованных,
имеет  право  предъявить  иск  к  юридическому  лицу  или  гражданину,
причинившему вред здоровью потерпевшего при использовании транспортных
средств.
     В   соответствии   с   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  15.05.2006  N  286  "Об утверждении Положения об оплате
дополнительных  расходов на медицинскую, социальную и профессиональную
реабилитацию   застрахованных  лиц,  получивших  повреждения  здоровья
вследствие  несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных
заболеваний"   лечение   застрахованного   лица,   осуществляемое   на
территории  Российской  Федерации  непосредственно после произошедшего
тяжелого   несчастного   случая   на  производстве  до  восстановления
трудоспособности  или  установления  стойкой  утраты  профессиональной
трудоспособности  (далее  - лечение застрахованного лица) производится
за   счет   средств   страховщика,  предусмотренных  на  осуществление
обязательного   социального   страхования  от  несчастных  случаев  на
производстве и профессиональных заболеваний.
     Медицинская  помощь гражданам, потерпевшим в дорожно-транспортных
происшествиях  и получившим повреждение здоровья вследствие несчастных
случаев     на    производстве    и    профессиональных    заболеваний
предоставляется,  в том числе, в рамках территориальной программы ОМС.
Таким  образом,  средства, поступившие на оплату медицинской помощи по
возмещению   вреда,  причиненного  здоровью  граждан,  пострадавших  в
дорожно-транспортных  происшествиях и вследствие несчастных случаев на
производстве  и  профессиональных заболеваний, могут быть направлены в
РОМУ.
     Страховая   медицинская   организация   формирует   резервы  и  в
соответствии с установленным порядком представляет отчетность.
     Период  отчетности  (квартал,  полугодие,  девять  месяцев,  год)
определен  Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете"  (статья  15) и Приказом Минфина России от 08.12.2003 N 113н "О
формах  бухгалтерской  отчетности  страховых организаций и отчетности,
предоставляемой в порядке надзора", раздел V "Особенности формирования
показателей   Отчета   о  прибылях  и  убытках  страховой  медицинской
организации   по  обязательному  медицинскому  страхованию"  (форма  N
2а-страховщик).  Вместе с тем аналитический учет средств, направленных
на формирование резервов, ведется ежемесячно.
     Порядок ведения аналитического учета формирования и использования
средств  резервов  в  СМО  не  является предметом рассмотрения данного
документа.
     Экономия  средств  страхового  платежа  определяется  как разница
между  предъявленными  и  фактически  оплаченными  реестрами и счетами
медицинских  учреждений  и  расходами  СМО  на осуществление контроля,
связанными  с привлечением внештатных врачей-экспертов за счет средств
на ведение дела.
     Одновременно  представляем  определения  видов контроля и объемов
качества  медицинской  помощи  при  осуществлении  ОМС,  согласованные
членами рабочей группы по разработке Положения об организации контроля
объемов  и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного
медицинского страхования:
     - медико-экономический  контроль  проводится  сплошным методом по
данным  предъявленных  к  оплате реестров счетов по оплате медицинских
услуг, оказанных в медицинских учреждениях гражданам;
     - медико-экономическая  экспертиза страховых случаев проводится с
целью   подтверждения   обоснованности   объемов   медицинских  услуг,
выставленных   к  оплате,  на  их  соответствие  записям  в  первичной
медицинской и учетно-отчетной документации медицинской организации.
     Разъяснение   понятий   "объем   медицинской  помощи",  "качество
медицинской  помощи",  отдельных  дефектов,  выявляемых при проведении
контроля  объемов  и  качества  медицинской помощи по ОМС, не является
предметом рассмотрения данного документа.
     Под  иными  санкциями  по результатам контроля объемов и качества
медицинской  помощи  при  осуществлении  ОМС  подразумеваются санкции,
предусмотренные договорными отношениями или закрепленные в нормативных
актах  по  ОМС  субъекта  Российской  Федерации,  которые  не входят в
понятие   "экономия   средств   страхового   платежа   по  результатам
медико-экономического   контроля  и  экспертизы  качества  медицинской
помощи".  Суммы, полученные от применения иных санкций, направляются в
соответствии  с представленными Правилами на формирование РОМУ, РФПМ и
РВД.
     Одновременно  сообщаем,  что  в  связи с изданием Приказа ФОМС от
31.08.2007  N 181 "О Правилах организации деятельности территориальных
фондов  обязательного медицинского страхования по установлению порядка
и  условий  формирования  резервов, состава и норматива на ведение дел
страховыми  медицинскими  организациями,  осуществляющими обязательное
медицинское   страхование"   ФОМС   планирует  внести  соответствующие
изменения  в  ряд нормативных актов системы обязательного медицинского
страхования.

Заместитель директора
                                                           Е.Н.СУЧКОВА
29 декабря 2007 г.
N 10018/30-2/и