ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ ЕСН ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКАМ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИМЕНЯЮЩЕЙ УСН, ПРОИЗВОДИМЫЕ ИЗ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ВИДЕ ПРОФСОЮЗНЫХ ВЗНОСОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 25 декабря 2007 г. N 03-11-04/2/5 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения некоммерческой организацией и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее. На основании положений гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) некоммерческие организации вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных ст. 346.12 Кодекса. При этом на применение упрощенной системы налогообложения переходит вся организация в целом, в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики - некоммерческие организации, перешедшие на применение указанного специального налогового режима, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные ими от осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 гл. 25 Кодекса, в составе доходов не учитываются. Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации. Таким образом, суммы, полученные некоммерческой организацией в виде профсоюзных взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности. Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что на основании п. 2 ст. 346.11 Кодекса применение вышеназванного специального налогового режима организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом источники финансирования выплат, производимых в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, не имеют значения. Учитывая изложенное, если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выплачивает заработную плату работникам в том числе из средств целевых поступлений, то такие выплаты не облагаются единым социальным налогом, но на них начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 25 декабря 2007 г. N 03-11-04/2/5 |