О ПРИМЕНЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ В РЕЖИМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТАКСИ, КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ (ТАКСОМЕТРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УЧЕТ ДАЛЬНОСТИ ПОЕЗДКИ И ЕЕ СТОИМОСТИ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 24.01.08 03-01-15/1-14

             О ПРИМЕНЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ
            ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
           ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ В РЕЖИМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
           ТАКСИ, КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ (ТАКСОМЕТРОВ,
        ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УЧЕТ ДАЛЬНОСТИ ПОЕЗДКИ И ЕЕ СТОИМОСТИ)

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          24 января 2008 г.
                           N 03-01-15/1-14

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращения   с   просьбой   утвердить   бланк  строгой  отчетности  для
использования   автотранспортными  предприятиями  или  индивидуальными
предпринимателями, оказывающими платные услуги по перевозке пассажиров
в режиме индивидуального такси, и сообщает.
     В  соответствии  с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"  (далее  -  Федеральный  закон) все организации и индивидуальные
предприниматели  при  осуществлении  ими  наличных денежных расчетов и
(или)  расчетов  с  использованием  платежных  карт  в случаях продажи
товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг  должны использовать
контрольно-кассовую технику.
     Согласно   п.   2   ст.   2  Федерального  закона  организации  и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством   Российской  Федерации,  могут  осуществлять  наличные
денежные  расчеты  и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения   контрольно-кассовой   техники  в  случае  оказания  услуг
населению  при  условии  выдачи  ими  соответствующих  бланков строгой
отчетности.
     Для  организаций  и  индивидуальных предпринимателей, оказывающих
платные услуги по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси,
Минфином России не утверждались какие-либо формы квитанций.
     Пунктом  1  ст.  3  Федерального  закона  предусмотрено,  что при
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием  платежных  карт  на  территории  Российской  Федерации
применяются   модели   контрольно-кассовой   техники,   включенные   в
Государственный реестр.
     В   соответствии   с   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от 16.06.2004 N 285 "Об утверждении Положения о Федеральном
агентстве   по   промышленности"  федеральным  органом  исполнительной
власти,  уполномоченным  осуществлять ведение Государственного реестра
контрольно-кассовой   техники   определено  Федеральное  агентство  по
промышленности.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N
39     утверждены    Правила    ведения    Государственного    реестра
контрольно-кассовой  техники,  а  также  требования  к его структуре и
составу сведений.
     Приказом  Роспрома  от  01.08.2007 N 321 в Государственный реестр
контрольно-кассовой   техники,   утвержденный   Приказом  Федерального
агентства  по  промышленности от 16.07.2007 N 299, включены сведения о
моделях  контрольно-кассовой  техники, используемых при оказании услуг
на автомобильном транспорте (такси или маршрутное такси).
     Также  следует  отметить, что согласно п. 5 ст. 346.26 Налогового
кодекса  Российской  Федерации плательщики единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности не освобождаются от обязанности
применения  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  в  случаях  продажи  товаров, выполнения работ или
оказания услуг.
     Конституционный   Суд   Российской  Федерации  в  Определении  от
24.02.2005  N  22-0  не  нашел  оснований  для принятия к рассмотрению
жалобы  гражданина,  в  которой  заявитель утверждал, что приобретение
контрольно-кассовой  техники  является  для него непосильным бременем.
При  этом Конституционный Суд Российской Федерации указал на положения
ст.   34  Конституции  Российской  Федерации  о  реализации  права  на
предпринимательскую   и  иную  не  запрещенную  законом  экономическую
деятельность,   которое   зависит  от  способностей  и  имущественного
положения самого гражданина.
     Постановлением   Пленума  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения
административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса
Российской   Федерации   об   административных   правонарушениях,   за
неприменение  контрольно-кассовых  машин"  даны  разъяснения, согласно
которым  в  целях  соблюдения  порядка  общественных отношений в сфере
торговли  и  финансов,  правил  государственной разрешительной системы
(системы  допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов)
организацией  и  индивидуальным  предпринимателем  должны  исполняться
положения   Федерального   закона,   а  также  требования,  касающиеся
качественных  и технических характеристик контрольно-кассовой техники,
и  иные  условия,  определенные Правительством Российской Федерации на
основании п. 1 ст. 4 Федерального закона.
     В    решениях    Конституционного   Суда   Российской   Федерации
указывается,   что   применение   контрольно-кассовой   техники  имеет
многофункциональное  значение  и  направлено  на обеспечение интересов
граждан  в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя,
а  также  охрану  установленного  порядка  торговли  и оказания услуг,
фискальных  интересов  государства, финансовой (в том числе налоговой)
дисциплины;      применение      контрольно-кассовой     техники     в
предпринимательской  деятельности  служит  ведению учета поступлений и
выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.
     Таким  образом,  организации  и  индивидуальные  предприниматели,
оказывающие   платные   услуги   по   перевозке  пассажиров  в  режиме
индивидуального  такси,  должны  осуществлять  денежные расчеты за эти
услуги   с   применением   контрольно-кассовой  техники  (таксометров,
обеспечивающих учет дальности поездки и ее стоимости).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
24 января 2008 г.
N 03-01-15/1-14