РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТНЕСЕНИЮ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, К КАТЕГОРИИ "ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ". Письмо. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 18.09.06 5350-ПР

Оглавление

                    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТНЕСЕНИЮ ЛИЦ,
           ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                   ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, К КАТЕГОРИИ
                     "ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ"

                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                         18 сентября 2006 г.
                              N 5350-Пр

                                 (Д)


     В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от
28  июля  2006  г. N МФ-П42-3567 и закрепленной за Минздравсоцразвития
России  функцией  по выработке государственной политики и нормативному
правовому  регулированию  в  сфере  государственной гражданской службы
Минздравсоцразвития  России  направляет рекомендации по отнесению лиц,
замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, к
категории  "обеспечивающие специалисты", введенной Федеральным законом
от  27  июля  2004  г.  N  79-ФЗ "О государственной гражданской службе
Российской  Федерации"  и  учрежденной  Указом  Президента  Российской
Федерации  от  31  декабря  2005  г.  N  1574  "О  Реестре  должностей
федеральной государственной гражданской службы".

                                                           М.Ю.ЗУРАБОВ
18 сентября 2006 г.
N 5350-Пр


                                                            Приложение

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
                ПО ОТНЕСЕНИЮ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ
           ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ,
               К КАТЕГОРИИ "ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ"

                   I. Основные положения и понятия

     В  связи  со  вступлением  в  силу  Указа  Президента  Российской
Федерации  от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных
государственных   гражданских  служащих"  (далее  -  Указ  о  денежном
содержании)  с 1 августа 2006 года в полном объеме вступил в силу Указ
Президента  Российской  Федерации  от  31  декабря  2005  г. N 1574 "О
Реестре  должностей  федеральной  государственной  гражданской службы"
(далее  -  Указ о Реестре). В соответствии с пунктом 7 Указа о Реестре
руководителям  федеральных государственных органов необходимо привести
наименования должностей федеральной государственной гражданской службы
(далее  -  должность гражданской службы) в федеральных государственных
органах  (далее - государственный орган), а также нормативные правовые
акты  государственных  органов  в  соответствие  с Указом о Реестре. В
связи  с  этим  руководителями  государственных  органов  должны  быть
проведены мероприятия по совершенствованию организационной структуры и
введены в действие новые штатные расписания.
     В  соответствии с положениями о государственных органах структура
и    штатное    расписание    государственного   органа   утверждаются
руководителем  государственного органа в пределах фонда оплаты труда и
численности  федеральных государственных гражданских служащих (далее -
гражданские служащие), замещающих должности гражданской службы.
     Статья  9  Федерального  закона  от  27  июля  2004 г. N 79-ФЗ "О
государственной  гражданской  службе  Российской  Федерации"  (далее -
Федеральный  закон) устанавливает классификацию должностей гражданской
службы.  Должности  гражданской  службы  подразделяются  на  категории
"руководители",     "помощники     (советники)",    "специалисты"    и
"обеспечивающие  специалисты", а также распределяются по пяти группам:
"высшие",   "главные",  ведущие",  "старшие"  и  "младшие".  При  этом
должности   категории   "обеспечивающие   специалисты"  высшей  группы
должностей  не  имеют.  В  соответствии  с  этим в штатных расписаниях
государственных  органов  потребуется  провести разделение гражданских
служащих,  замещающих  должности гражданской службы, на две категории:
"специалисты" и "обеспечивающие специалисты".
     В  соответствии  с пунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона
"обеспечивающие    специалисты"    -    должности,   учреждаемые   для
организационного,          информационного,         документационного,
финансово-экономического,    хозяйственного    и   иного   обеспечения
деятельности  федеральных  государственных  органов  и  замещаемые без
ограничения срока полномочий.
     Изменение  штатного  расписания  и  введение должностей категории
"обеспечивающие  специалисты" осуществляется на основании нормативного
правового  акта  государственного  органа  (приказа,  распоряжения)  о
проведении организационно-штатных мероприятий.
     Должности   категории   "обеспечивающие   специалисты",  вводимые
штатным  расписанием  государственного органа, могут предусматриваться
как   в  рамках  структурного  подразделения  государственного  органа
(департамента   или   управления,   либо   иного),   так  и  в  рамках
подразделения,   входящего   в   состав   структурного   подразделения
государственного органа. Например, в первом случае должность категории
"обеспечивающие  специалисты"  может предусматриваться для обеспечения
деятельности    приемной   руководителя   структурного   подразделения
государственного    органа,   если   это   предусмотрено   должностным
регламентом  по  данной должности, в другом случае должность категории
"обеспечивающие  специалисты" может предусматриваться в подразделении,
входящем в состав структурного подразделения государственного органа.
     При  формировании структуры государственного органа целесообразно
исходить  из  того,  что  оптимальное  с  точки  зрения управленческой
эффективности   количество  должностей  гражданской  службы  категории
"обеспечивающие  специалисты",  как правило, должно составлять до 10 -
15%  общей  численности  гражданских  служащих,  замещающих  должности
гражданской  службы,  введенные  штатным  расписанием государственного
органа.
     В  части, касающейся федеральных органов исполнительной власти, в
соответствии  с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5
ноября  1995  г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных
органов  исполнительных  органов"  штатная численность департамента не
может  быть  менее  35  единиц, управления - менее 20 единиц, отдела -
менее  10 единиц, отдела в составе департамента (управления) - менее 5
единиц, а в структуру департамента и управления не могут входить менее
3 отделов.

                     II. Разъяснения по отнесению
              должностей гражданской службы к категории
                     "обеспечивающие специалисты"

     Должности   гражданской   службы   в  структурных  подразделениях
государственного  органа,  по  которым  предусмотрены  обязанности  по
приему и регистрации документов, учетно-справочная работа, связанная с
документоведением  и  документационным  обеспечением,  бухгалтерией, а
также  обязанности  по  обеспечению деятельности приемной руководителя
федерального  государственного  органа  или  руководителя структурного
подразделения,   должны   преимущественно   относиться   к   категории
"обеспечивающие специалисты".
     Учитывая,    что    отдельными    структурными    подразделениями
государственного  органа  осуществляются как функции организационного,
информационного,      документационного,     финансово-экономического,
хозяйственного  обеспечения деятельности федерального государственного
органа,  так  и иные функции (функции по выработке бюджетной политики,
нормативному    правовому    регулированию   в   установленной   сфере
деятельности  и т.д.), в штатное расписание структурного подразделения
могут   включаться   как  должности  категории  "специалисты",  так  и
должности категории "обеспечивающие специалисты".
     В  любом структурном подразделении наряду с должностями категории
"специалисты"  могут  быть предусмотрены одна или несколько должностей
категории   "обеспечивающие  специалисты".  Основанием  для  отнесения
должности  к  указанной  категории являются, прежде всего, должностные
обязанности и служебные функции, входящие в должностной регламент.
     В  связи  с  этим  при отнесении некоторых должностей к категории
"обеспечивающие    специалисты"   следует   учитывать   функциональное
содержание  служебных  обязанностей по должности гражданской службы на
основе   должностного   регламента   и   соответствующие   требования,
предъявляемые законодательством Российской Федерации о государственной
гражданской службе к гражданским служащим в зависимости от категории и
группы    должностей.    При    этом   устанавливаемые   в   структуре
государственного  органа  должности  следует  относить  к той или иной
категории   должностей   с   учетом  исключения  факторов  демотивации
гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, а также
исходя  из  управленческой  целесообразности,  которая  определяется с
учетом  мнений  руководителей структурных подразделений и руководителя
государственного органа.
     Например, по главной группе должностей:
     - разработка   проектов   организационных  решений,  связанных  с
реализацией  задач  подразделения,  предложений  по  совершенствованию
технологических процессов;
     - обеспечение  руководителя  структурного  подразделения  или его
заместителей необходимой информацией по рассматриваемым вопросам;
     - обеспечение    выполнения    служебных    заданий,   соблюдения
установленной технологии работ;
     - участие  в  информационном  обеспечении  работы согласительных,
специальных и других комиссий;
     - по поручению руководителя структурного подразделения подготовка
обзорных,  аналитических  и иных информационных материалов и справок и
т.д.
     По ведущей группе должностей:
     - ведение    делопроизводства   (получение,   регистрация,   учет
прохождения документов в подразделении и т.д.);
     - организация работы службы делопроизводства;
     - проведение экспертизы ценности документов;
     - формирование        и        ведение        автоматизированного
информационно-справочного банка данных;
     - подготовка   обзорных   и  иных  информационных  материалов  по
вопросам, отнесенным к введению подразделения;
     - подготовка       отчетов,      организационно-распорядительной,
информационно-аналитической, технической документации;
     - организационно-техническое  обеспечение мероприятий, проводимых
подразделением;
     - ведение Web-страницы структурного подразделения;
     - техническое обеспечение деятельности структурного подразделения
(машинописные,  копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары,
пропусков, ведение табеля и т.д.);
     - систематическое  информирование  руководителя  государственного
органа,  руководителей  структурных  подразделений и их заместителей о
состоянии исполнения документов и поручений.
     По старшей группе должностей:
     - организация работы службы делопроизводства;
     - участие  в  ведении  делопроизводства  (получение, регистрация,
учет прохождения документов в подразделении и т.д.);
     - техническое обеспечение деятельности структурного подразделения
(машинописные,  копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары,
пропусков, ведение табеля и т.д.);
     - контроль за получением, регистрацией, прохождением документов в
подразделении;
     - ведение   автоматизированного  информационно-справочного  банка
данных;
     - взаимодействие     с    организационными    и    хозяйственными
подразделениями для обеспечения четкой работы и т.д.
     По младшей группе должностей:
     - выполнение четко регламентированных технологических процессов;
     - техническое      обеспечение     деятельности     подразделения
(машинописные,  копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары)
и т.д.

                      III. Процедуры назначения
            на должность гражданской службы, освобождения
                 от замещаемой должности и увольнения
                         с гражданской службы

     В    нормативном    правовом    акте    (приказе,   распоряжении)
государственного  органа  должна  быть  указана  обоснованная  причина
проведения организационно-штатных мероприятий:
     - сокращение должностей (например, в случае если данная должность
упразднена  Указом  о Реестре (отсутствует в нем) либо ее наименование
изменилось,  руководителем  государственного органа принято решение об
изменении структуры, штатного расписания государственного органа);
     - изменение  существенных условий служебного контракта (например,
в  случае  если  данная  должность  присутствует  в  Указе о Реестре и
штатном расписании государственного органа, но изменились группа и/или
категория должностей, условия оплаты труда и др.).
     При  проведении  указанных  мероприятий необходимо учитывать, что
согласно  пункту  12  Указа  о  Реестре переназначение лиц, замещающих
государственные   должности  федеральной  государственной  службы,  на
должности  федеральной государственной гражданской службы производится
только  в  случаях,  если  в  указе о Реестре отсутствуют наименования
замещаемых   ими  должностей.  Переназначение  производится  с  учетом
квалификационных требований к должностям гражданской службы.
     О  сокращении  должности  или  об  изменении существенных условий
служебного   контракта  гражданский  служащий  должен  быть  уведомлен
руководителем  государственного  органа  в письменной форме не позднее
чем  за  два месяца до введения соответствующих организационно-штатных
мероприятий.
     Переназначение  гражданского  служащего  на  должность  категории
"обеспечивающие    специалисты"    производится    путем   направления
руководителем   государственного   органа   официального   уведомления
гражданскому  служащему  с предложением должности, имеющейся в штатном
расписании,  с  учетом  установленных  квалификационных требований и в
соответствии  с  частью  7  статьи 71 Федерального закона и пунктом 11
Указа о денежном содержании, поскольку должность, замещаемая им ранее,
сокращена либо существенные условия служебного контракта изменены.
     В  случае  согласия  гражданского  служащего,  ранее  замещавшего
должность, наименование которой упразднено в связи с введением Указа о
Реестре   (отсутствует   в   нем),   на  замещение  должности  с  иным
наименованием,    производится   его   переназначение   на   должность
гражданской службы.
     В  случае  согласия  гражданского служащего замещать предложенную
ему  должность  гражданской службы, гражданский служащий направляет на
имя руководителя государственного органа заявление о назначении его на
предложенную  должность,  после  чего,  в  служебный контракт вносятся
соответствующие    изменения.   Служебный   контракт   при   этом   не
перезаключается.
     В  случае  несогласия  с  предложенной  для  замещения должностью
гражданской  службы  гражданский  служащий по истечении двух месяцев с
момента   предупреждения  о  сокращении  должности  или  об  изменении
существенных  условий служебного контракта освобождается от замещаемой
должности, увольняется с гражданской службы и служебный контракт с ним
прекращается.
     Принимая   во   внимание,   что   упразднение  наименований  ряда
должностей  и  введение  новых  наименований  должностей,  входящих  в
категорию   "обеспечивающие  специалисты",  не  связано  с  изменением
существенных   условий   профессиональной   деятельности   гражданских
служащих, и, напротив, ранее выполняемые ими должностные обязанности и
функции  сохранены,  представляется,  что в этом случае основанием для
увольнения  и  прекращения  служебного  контракта  является сокращение
должности,  предусмотренное  пунктом  6 части 1 статьи 33 Федерального
закона.
     Если  гражданский  служащий  не  согласен  на замещение должности
гражданской   службы,   руководитель  государственного  органа  обязан
обеспечить     предоставление     ему     государственных    гарантий,
предусмотренных Федеральным законом, в том числе:
     - предоставить     с     учетом    его    уровня    квалификации,
профессионального  образования  и  стажа  возможность  замещения  иной
должности  гражданской  службы  в  том же или в другом государственном
органе;
     - направить    гражданского    служащего    на   профессиональную
переподготовку или повышение квалификации.
     В  целях  соблюдения  основных  и  дополнительных государственных
гарантий   гражданских   служащих,   установленных   законодательством
Российской    Федерации,    при    проведении   организационно-штатных
мероприятий  необходимо  учитывать,  что на основании пункта 1 части 1
статьи  7  Федерального  закона  от  15  декабря  2001  г. N 166-ФЗ "О
государственном   пенсионном   обеспечении   в  Российской  Федерации"
федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной
службы  не  менее  15  лет  имеют  право  на пенсию за выслугу лет при
увольнении  с  федеральной  государственной службы в случае ликвидации
федеральных   органов  государственной  власти,  иных  государственных
органов,   образованных   в  соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации  и  федеральными  законами,  а  также  по  сокращению  штата
федеральных    государственных    служащих   в   федеральных   органах
государственной  власти,  их  аппаратах, иных государственных органах,
образованных  в  соответствии  с  Конституцией  Российской Федерации и
федеральными законами.
     При  увольнении с гражданской службы в соответствии со статьей 29
Федерального   закона   (изменение   существенных  условий  служебного
контракта   по   инициативе   руководителя   государственного  органа)
гражданский служащий права на пенсию за выслугу лет не имеет.
     В  связи  с  поступающими обращениями федеральных государственных
органов  и  в  соответствии  с Постановлением Правительства Российской
Федерации  от  30  июня 2004 года N 321 Министерство здравоохранения и
социального  развития  Российской  Федерации  осуществляет  разработку
методических  рекомендаций по реализации Указа о Реестре в федеральном
государственном органе, которые будут направлены дополнительно.
Оглавление