О РАБОТЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 14 января 1999 г. N 04-10/700 (ТВК 99-4) Управление таможенных режимов рассмотрело обращение Западного таможенного управления от 29.12.98 N 01-32/4570 по вопросам работы таможенных органов при рассмотрении заявлений организаций на получение лицензии таможенного брокера и сообщает следующее. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере", приказов ГТК России от 15.06.98 N 392 и от 02.09.98 N 600 в таможенных органах осуществляется работа по созданию и координации института таможенных брокеров. Одним из важных этапов этой работы является рассмотрение заявлений организаций, претендующих на получение лицензии таможенного брокера. Управление таможенных режимов придает первостепенное значение этому этапу, так как он является "разрешительным" с точки зрения допуска организаций на рынок таможенных услуг. Являясь координирующим подразделением ГТК России в организации брокерской деятельности, УТР была предложена схема рассмотрения заявлений, в основу которой был заложен принцип распределенного принятия решения. По этой схеме организация-претендент на выдачу лицензии подвергается многосторонней проверке разных подразделений таможенных органов по вопросам, входящим в их компетенцию. Так, в этом процессе предложено было задействовать подразделения: отделы таможенных режимов, безопасности, по борьбе с таможенными правонарушениями (оперативно-розыскные отделы), таможенных платежей, таможенной инспекции, таможенные органы на местах. По нашему мнению, такой подход позволит обеспечить максимально объективное принятие решения о допуске организации к осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера. В целях унификации работы таможенных органов при рассмотрении заявлений организаций на выдачу лицензий таможенного брокера, УТР разработало и рекомендовало таможенным органам на местах методические указания, в которых определены подразделения таможенных органов, ответственные за основные этапы этой работы. Эти методические указания прошли согласования с заинтересованными подразделениями Комитета и подписаны заместителем председателя ГТК России Свиридовым О.Н. (письмо от 18.11.98 N 01-15/24086). Одним из важных этапов процесса лицензирования, с нашей точки зрения, является проверка финансово-хозяйственной деятельности заявителя, его потенциальной финансовой надежности. Указанная проверка подразумевает анализ финансовых документов (бухгалтерской отчетности, отчетных форм, бизнес-плана и т.д.). Единственным подразделением таможенных органов, по нашему мнению, профессионально владеющим вопросами финансового анализа организаций, в настоящее время является таможенная инспекция. Поэтому именно ей был отведен этот этап проверки. Следует добавить, что методические указания, предложенные таможенным органам на местах, носят рекомендательный характер и призваны оказать методическую помощь для организации вышеуказанной работы. В этой связи рекомендуем использовать их в качестве отправной методической базы при построении работы с таможенными брокерами, а не в качестве "точного алгоритма действий". Информация из большинства региональных таможенных управлений свидетельствует, что участие таможенной инспекции в процессе рассмотрения заявлений организаций позитивно сказывается как на самом процессе, так и на принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии таможенного брокера. В отношении базовых понятий бухгалтерского и финансового учетов ("собственные средства" и др.) рекомендуем обратиться к нормативной базе по организации и ведению бухгалтерской отчетности на предприятии. Начальник Управления таможенных режимов А.Васильев |